Рабочая программа элективного курса (кружка ориентационной направленности) «Инкубатор»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
СОШ №19
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУ СОШ №19
№ от
Рабочая программа
элективного курса (кружка ориентационной направленности)
Рябовой Галины Валентиновны
Ф.И.О. преподавателя
«Инкубатор»
кружок
1 группа (8 - 9 классы) 19 часов в год
г. Подольск
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КРУЖКА:
В современном изменяющемся мире «женская ноша» тяжела. Социум, семья, дети, профессиональная самореализация; - всё это заставляет женщину балансировать. Гендерная составляющая в образовании заставляет учитывать психологические и социальные особенности развития девочек. Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у девушек старших классов готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Инкубатор» позволяет девушкам изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
выявлять склонности по положительному отношению к видам профессий;
раскрывать склонности по положительному отношению к видам профессий,;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают девушкам применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам, плакаты, схемы, видеоматериалы.
Деятельный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания девушки как человека и гражданина, нацеленного на совершенствование общества. Система занятий сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному выбору жизненного пути.
Данная программа определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация гражданского общества;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Программа занятий по профориентированию «Инкубатор» содержит следующие разделы и темы:
Вводное занятие. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда.
Образование и профессия.
Закон и право.
Зона оптимального выбора профессии.
Личность и выбор профессии.
Формула профессий.
Ведущие свойства специальных способностей.
Талант и гениальность.
Типы профессий (Е.А. Климов)
Сферы профессиональной деятельности по типу профессий
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – человек»
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – природа»
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – техника»
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – знаковая система»
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – художественный образ»
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – другие люди »
Профессиональные намерения
Разработка алгоритма выбора профессии.
Сбор информации о профессии.
Факторы, определяющие образовательную траекторию.
Индивидуальная профессиональная проба.
Индивидуальная профессиональная проба.
Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:
Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу этот выбор сделать сама».
Эта программа предусматривает проведение профессиональных проб.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся девушек готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить девушку к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у учениц качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема |
Кол. ча сов |
Дата запланированная |
Дата фактическая (корректи ровки) |
||||
IВводное занятие. |
1 |
|||||||
1 |
Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда. |
1 |
||||||
IIОбразование и профессия |
2 |
|||||||
2 |
Закон и право. |
1 |
||||||
3 |
Зона оптимального выбора профессии. |
1 |
||||||
IIIЛичность и выбор профессии. |
3 |
|||||||
4 |
Формула профессий. |
1 |
||||||
5 |
Ведущие свойства специальных способностей. |
1 |
||||||
6 |
Талант и гениальность. |
1 |
||||||
IVТипы профессий (Е.А. Климов) |
7 |
|||||||
7 |
Сферы профессиональной деятельности по типу профессий |
1 |
||||||
8 |
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – человек» |
1 |
||||||
9 |
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – природа» |
1 |
||||||
10 |
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – техника» |
1 |
||||||
11 |
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – знаковая система» |
1 |
||||||
12 |
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – художественный образ» |
1 |
||||||
13 |
Профессиональные пробы в профессиях типа «человек – другие люди » |
1 |
||||||
VПрофессиональные намерения |
6 |
|||||||
14 |
Разработка алгоритма выбора профессии. |
1 |
||||||
15 |
Сбор информации о профессии. |
1 |
||||||
16 |
Факторы, определяющие образовательную траекторию. |
1 |
||||||
17 |
Индивидуальная профессиональная проба. |
1 |
||||||
18 |
Индивидуальная профессиональная проба. |
1 |
||||||
19 |
Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры. |
1 |
.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
Занятия по технологии проводятся на базе кабинета технологии с соответствующим направлением обучения.
В учебно-методический комплект входят:
Фадеева Е. И., От выбора профессии к успеху в жизни, 2008
Григорьева М. Р., Подросток в мире профессий, 2009,Издатель/Изготовитель: Современная школа.
Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина, О. Ю. ПросихинаМ. Ю.
Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности Серия: Профильная школа 2011
Михайлина, М. А. Павлова, Я. К. Нелюбова Сопрвождение профессионального самоопределения старшеклассников
Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. и др. профессиональные пробы: технология и методикапроведения
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. и др. Профессиональное самоопределение: словарьтерминов
Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы.
Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. профориентация в школе и колледже: игры, дтскуссии,
задачи-упражнения.
Курнешова Л.Е., Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе.
Романоа Е.С. Учимся сотрудничать. Комплексный подход к профориентации
Интернет – ресурсы.
РАССМОТРЕНО на заседании
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ______________/___________________