Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе примерной программы(В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), «Искусство. Музыка» . Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Данная программа является продолжением программы для 1-4 классов.
Рабочая программа по музыке составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;
Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199 ;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2012 № 1067;
Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на последующий год обучения № 254мот 27. 05. 2013 г.;
Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013 – 2014 учебном году;
Приказ МБОУСОО «Школа № 15» пос. Биракан № 45 от 18. 08. 2015 «Об утверждении учебного плана».
Закон ЕАО от 06.03. 2014 г. № 472- 03 «Об образовании ЕАО»
Приказ образовательного учреждения «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от 18. 08. 2015 год.
Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
способствовать развитию интереса к музыке;
способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
Сведения о программе
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2012), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Основными видами учебной деятельности школьников являются:
слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Работа с карточками;
Работа с тетрадью по музыке;
Разгадывание кроссвордов;
Работа с тетрадью по музыке.
Виды деятельности:
восприятие;
музыкально- теоретическая деятельность;
музыкально — историческая деятельность;
музыкально — ориентированная полихудожественная деятельность.
Технологии обучения:
-
Информационно – каммуникативные;
Здоровье – сберегающие;
Личностно – ориентированные.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, самостоятельная работа, устный опрос, взаимоопрос, синквейн, творческая работа.
Практические творческие работы:
Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).
Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на электронных).
Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения.
Драматизация музыкальных произведений.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
знать/понимать:
-
иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки
стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;
Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
уметь:
Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.
* Выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Средства обучения:
Печатные пособия:
Комплект портретов композиторов.
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
«Пасха», «Великий пост» (CD).
-
Информационно-коммуникационные ср.
3.Технические средства обучения:
- компьютер,
экран проекционный,
музыкальный центр.
музыкальный инструмент (Баян, шумовые музыкальные инструменты)
-
Учебно-практическое оборудование:
Печатные пособия:
Комплект портретов композиторов.
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).
Технические средства обучения:
- компьютер,
-диски
- экран проекционный,
- музыкальный центр.
- учебно-практическое оборудование:
-музыкальный инструмент,
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:
в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;
в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;
в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным
воплощением в образах музыкальных произведений;
в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;
в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;
в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;
в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);
в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.
Научно- методическое оснащение
-
Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.
Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.
Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.
4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).
Дополнительная литература
Методические пособия для учителя:
-
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.
Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.
Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.
Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.
Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
«Академия», 2003.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся:
-
Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972..
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
-
-
Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.
-
Содержание программы
Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ
Каким бывает музыкальное содержание
Музыкальный образ
О чем «рассказывает» музыкальный жанр
Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского.»Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.
Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».
Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.
Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ
Что такое музыкальная форма
Виды музыкальных форм
Музыкальная драматургия
Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.
Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.
Учебно-тематический план
№ раздела |
Содержание (темы уроков) |
Кол-во часов |
|
Тема года: «Содержание и форма в музыке» |
|||
I |
«Магическая единственность» музыкального произведения |
1 |
|
II |
Содержание в музыке |
3 |
|
III |
Каким бывает музыкальное содержание |
5 |
|
IV |
Музыкальный образ |
3 |
|
V |
О чем рассказывает музыкальный жанр |
4 |
|
VI |
Что такое музыкальная форма |
3 |
|
VII |
Музыкальная композиция |
8 |
|
VIII |
Музыкальная драматургия |
8 |
|
ИТОГО |
35 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
№ урока |
Тема урока |
Кол- во часов |
Тип урока |
Элементы основного и дополнительного содеожания |
Музыкальный материал |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
план |
Факт |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке» |
||||||||||
1 |
«Магическая единстве-сть» муз. произведения |
1 |
Урок изучения нового материала |
Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы |
И. Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната № 14 для форте пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение) |
Знать, что такое сюита и сонатная форма, соната. Уметь определять смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений |
Устный опрос. Хоровое пение |
Выучить слова песни «Что та кое осень» |
||
Раздел I. Содержание в музыке (3 ч) |
||||||||||
2 |
Музыку трудно объяснить словами |
1 |
Урок изучения нового материала |
Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс |
И. Брамс. Симфония № 3; Я. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано; Ю. Шевчук. «Что такое осень?» (пение) |
Знать определение терминов: сюита, соната. Уметь: определять музыкальный образ в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подобрать песни по теме урока |
||
3- 4 |
Что такое музыкальное содержание |
2 |
Урок изучения нового материала |
Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней |
Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение) |
Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное произведение |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить сообщение «Биография Л. Бетховена» |
||
Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч) |
||||||||||
5 |
Музыка, которую необходимо объяснять словами |
1 |
Комбинированный |
Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке |
А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение) |
Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подобрать примеры программных произведений в музыке |
||
6 |
Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского |
1 |
Урок изучения нового материала |
Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец |
П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение) |
Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подобрать иллюстрации к музыкальному произведению «Ноябрь. На тройке» |
||
7 |
«Восточная» партитура Н. А. Римского-Корсакова |
1 |
Урок изучения нового материала |
Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской музыке. Восточная тема в творчестве Н. Римского- Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова |
Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть; Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение) |
Знать, что музыка может рассказать о человеке. Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подобрать ил люстрации по теме урока |
||
8 |
Когда музыка не нуждается в словах |
1 |
Урок изучения нового материала |
Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений |
А. Вивальди. «Зима». I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» |
Знать значение тональности и колорита в музыке. Уметь проанализировать музыкальное произведение |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить со общение на тему «Творчество А. Вивальди» |
||
9 |
Содержание в музыке |
1 |
Комбинированный |
Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение |
Л. Бетховен. Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание) |
Знать главные особенности содержания и формы в музыке |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подведение итогов работы по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение |
||
Раздел III. Музыкальный образ (3 ч) |
||||||||||
10 |
Лирические образы в музыке |
1 |
Комбинированный |
Что означают выражения «лирическая тема в музыке», «лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов |
С. Рахманинов. Прелюдия соль- диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение) |
Знать определение и основные признаки лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике |
Устный опрос. Хоровое пение |
Составить устный рассказ по музыкальному произведению (по выбору) |
||
11 |
Драматические образы в музыке |
1 |
Комбинированный |
Драматический образ в музыкальном произведении. Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта |
Ф. Шуберт, стихи И.-В. Гёте. «Лес ной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение) |
Знать определение и основные признаки драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души |
Устный опрос. Хоровое пение |
Приду мать ритмический рисунок |
||
12 |
Эпические образы в музыке |
1 |
Комбинированный |
Эпические образы в музыке - это образы не только героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история |
Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря |
Знать определение и основные признаки эпического образа. Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы |
Устный опрос. Хоровое пение |
Нарисовать об раз лесного царя художественными материалами |
||
Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч) |
||||||||||
13 |
«Память жанра» |
1 |
Комбинированный |
Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная, симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения |
П. Чайковский. Симфония № 4; М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор; Берковский, Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...» (пение) |
Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характеристику |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подобрать пес ни, разные по направлению - бытовые, профессиональные |
||
14 |
Такие разные песни |
1 |
Комбинированный |
Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная. Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки |
Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»; Берковский, Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...» |
Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить сообщение «Виды песен» (по выбору) |
||
15 |
Такие разные танцы |
1 |
Комбинированный |
Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев |
П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец» |
Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой. Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения; определять музыкальный ритм |
Устный опрос. Хоровое пение |
Составить устный рассказ об искусстве танца |
||
16 |
Такие разные марши |
1 |
Комбинированный |
Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра |
П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен») |
Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой |
Устный опрос. Хоровое пение |
|||
Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч) |
||||||||||
17 |
«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы |
1 |
Комбинированный |
Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы |
Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) |
Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития. Уметь определять образное содержание музыкального произведения |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подобрать песенный материал по теме урока |
||
18 |
Художественная форма – это ставшее зримым содержание |
1 |
Комбинированный |
Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы |
Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) |
Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить сообщение о творчестве Л. Дербенева |
||
19 |
От целого к деталям |
1 |
Комбинированный |
Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы |
Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) |
Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить сообщение о творчестве А. Зацепина |
||
Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч) |
||||||||||
20 |
Какой бывает музыкальная композиция |
1 |
Комбинированный |
Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса» |
Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение) |
Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности |
Устный опрос. Хоровое пение |
|||
21 |
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (пери од) |
1 |
Комбинированный |
Разнообразие музыкальных образов |
Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть. Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор. «Последняя поэма» (хоровое пение) |
Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений в шестнадцати тактах |
Устный опрос. Хоровое пение |
Выучить стихи Р. Тагора «Последняя поэма» |
||
22 |
Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) |
1 |
Комбинированный |
Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формально го или тематического принципа |
М. И. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (слушание, пение); Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор, соч. 28 № 7 (слушание) |
Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки хоровой деятельности |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подобрать материал о творчестве композитора М. Глинки и поэта И. Козлова |
||
23 |
Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки |
1 |
Комбинированный |
Трехчастность в «Ночной серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма - тип композиционной структуры, применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы или ее части. Схема строения трехчастной формы: ABA. Что такое музыкальная репризная трехчастная форма |
М. И. Глинка, А. С. Пушкин, «Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка» (из балета «Ромео и Джульетта») |
Знать определение трехчастной формы в музыке, репризы, композиционное по строение трехчастной формы, какие произведения излагаются в трехчастной форме. Уметь приводить примеры трехчастной формы в музыкальных произведениях |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить доклад о творчестве С. Прокофьева |
||
24- 25 |
Многомерность образа в форме рондо |
2 |
Комбинированный |
Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой |
А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение) |
Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке. Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризовать и сравнивать их |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить доклад о творчестве А. П. Бородина |
||
26 |
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича |
1 |
Комбинированный |
Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония |
Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!» |
Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа. Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подобрать зрительный материал к «Ленинградской» симфонии |
||
27 |
Музыкальная композиция |
1 |
Комбинированный |
Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое» |
В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!» |
Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности |
Устный опрос. Хоровое пение |
Музыкальная композиция |
||
Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч) |
||||||||||
28 |
Музыка в развитии |
1 |
Комбинированный |
Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете) |
М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) |
Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. (ритм, темп, регистр, лад, тембр. |
Устный опрос. Хоровое пение |
|||
29 |
Музыкальный порыв |
1 |
Комбинированный |
Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии |
Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) |
Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить сообщение о русской музыкальной школе |
||
30 |
Движение образов и персонажей в оперной драматургии |
1 |
Комбинированный |
Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов |
М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) |
Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета. Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведений, объяснять единство пластической и музыкальной мыс ли в балете, синтез компонентов в ба лете |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подготовить сообщение об истории создания оперы М. Глинки «Жизнь за царя» |
||
31-32 |
Диалог искусств: «Слово о полку Иго- реве» и «Князь Игорь» |
2 |
Комбинированный |
Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы с фундаментальным мировоззренческим содержанием. Творчество М. И. Глинки |
М. Глинка. Хор поляков из «Сцены в лесу» (из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение) |
Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения. Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности |
Устный опрос |
Составить устный рассказ о своих впечатлениях об опере (по выбору) |
||
33 |
Промежуточная аттестация |
Тестирование |
||||||||
34-35 |
Содержание и формы в музыке (заключительный урок |
2 |
Комбинированный, творческий отчет |
Подведение итогов работы за четверть и учебный год. Музыкальная форма в широком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность формы и содержания в музыке |
С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Произведения по выбору |
Знать, чем отличается музыкальная драматургия от музыкальной композиции, в чем состоит непрерывность формы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, определять формы и содерж.в музыке. |
Устный опрос. Хоровое пение |
Подведение итогов работы за четверть и учебный год. |