Рабочая программа по музыке для учащихся 7 класса

1
0
Материал опубликован 23 June 2018

7 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе примерной программы(В.В.Алеев (научный руководитель). Т.И.Науменко), «Искусство. Музыка» . Данная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Данная программа является продолжением программы для 1-4 классов.


 

Рабочая программа по музыке составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

Закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов, для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;

Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету (письмо департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный № 199 ;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на соответствующий учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2012 № 1067;

Приказ комитета образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области, реализующих программы общего образования, на последующий год обучения № 254мот 27. 05. 2013 г.;

Инструктивно-методическое письмо о преподавании предмета ОблИПКПР в 2013 – 2014 учебном году;

 Приказ МБОУСОО «Школа № 15» пос. Биракан № 45 от 18. 08. 2015 «Об утверждении учебного плана».

Закон ЕАО от 06.03. 2014 г. № 472- 03 «Об образовании ЕАО»

Приказ образовательного учреждения «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от 18. 08. 2015 год.

Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического фор­мирования личности.

Задачи музыкального образования:

научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого чело­века;

содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музы­кальных переживаниях;

способствовать развитию интереса к музыке;

способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к верши­нам музыкального искусства;

сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных про­изведений.

Сведения о программе

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплек­та: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2012), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, мето­дические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образо­вания в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) не­разрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Основными видами учебной деятельности школьников являются:

слушание музыки, пе­ние, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация му­зыкальных произведений

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Работа с карточками;

Работа с тетрадью по музыке;

Разгадывание кроссвордов;

Работа с тетрадью по музыке.

Виды деятельности:

восприятие;

музыкально- теоретическая деятельность;

музыкально — историческая деятельность;

музыкально — ориентированная полихудожественная деятельность.

Технологии обучения:

  • Информационно – каммуникативные;

    Здоровье – сберегающие;

    Личностно – ориентированные.


 

Контроль осуществляется в следующих видах:

- текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, самостоятельная работа, устный опрос, взаимоопрос, синквейн, творческая работа.

 

Практические творческие работы:

Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).

Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.

Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на электронных).

Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения.

Драматизация музыкальных произведений.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

знать/понимать:

  • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки

    стилистические особенности русской и западноевропейской музыки;

    Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

    Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

уметь:

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

Устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

Выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.

* Выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Средства обучения:

 

Печатные пособия:

Комплект портретов композиторов.

Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).

«Пасха», «Великий пост» (CD).

  • Информационно-коммуникационные ср.

3.Технические средства обучения:

- компьютер,

экран проекционный,

музыкальный центр.

музыкальный инструмент (Баян, шумовые музыкальные инструменты)

  • Учебно-практическое оборудование:

Печатные пособия:

Комплект портретов композиторов.

Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).

Технические средства обучения:

- компьютер,

-диски

- экран проекционный,

- музыкальный центр.

- учебно-практическое оборудование:

-музыкальный инструмент,

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:

в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органиче­ского взаимодействия;

в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежно­стью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;

в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным

воплощени­ем в образах музыкальных произведений;

в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;

в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;

в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.

Научно- методическое оснащение

  • Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.

    Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.

    Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.

4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

Дополнительная литература

Методические пособия для учителя:

  • Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Изда­тельский центр «Академия», 2004.

    Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

    Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.

    Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

    Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.

    Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

    Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

    Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.

    Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.

Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.

«Академия», 2003.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2001.

 

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

    Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

    Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Му­зыка, 1972.

    Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Му­зыка, 1972..

 

Интернет-ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki

    1. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html

      Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

      Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music

      Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru

      Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic

      Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.

Содержание программы

Тема года: «СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»

Часть первая. СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ

Каким бывает музыкальное содержание

Музыкальный образ

О чем «рассказывает» музыкальный жанр

Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание. Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского.»Восточная» партитура Н.Римского-Корсакова. Когда музыка не нуждается в словах Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.

Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.

Часть вторая. ФОРМА В МУЗЫКЕ

Что такое музыкальная форма

Виды музыкальных форм

Музыкальная драматургия

Что такое музыкальная форма. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.

Учебно-тематический план

раздела

Содержание (темы уроков)

Кол-во часов

Тема года: «Содержание и форма в музыке»

I

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

II

Содержание в музыке

3

III

Каким бывает музыкальное содержание

5

IV

Музыкальный образ

3

V

О чем рассказывает музыкальный жанр

4

VI

Что такое музыкальная форма

3

VII

Музыкальная композиция

8

VIII

Музыкальная драматургия

8

ИТОГО

35

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ

урока

Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Элементы основного и дополнительного содеожания

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата прове­дения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема учебного года: «Содержание и форма в музыке»

1

«Магическая единстве-сть» муз. произведения

1

Урок изуче­ния нового материала

Музыкальная форма, объе­диняющая в едином замыс­ле несколько относительно

самостоятельных частей,

различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы

И. Брамс. Симфо­ния № 3; Л. Бет­ховен. Соната

14 для форте­

пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)

Знать, что такое

сюита и сонатная

форма, соната.

Уметь определять

смысл, тему, эмо­циональное состоя­ние музыкального произведения и объ­яснять неповтори­мость музыкальных произведений

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Выучить

слова

песни

«Что та­

кое осень»

   

Раздел I. Содержание в музыке (3 ч)

2

Музыку труд­но объяснить

словами

1

Урок изуче­ния нового материала

Два вида музыкальной об­разности. Тишина, непод­вижность и покой; их во­площение в музыке. Зна­комство с различными му­зыкальными образами ти­шины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интер­претация. Переложение. Ремикс

И. Брамс. Симфо­ния № 3; Я. Бетхо­вен. Соната № 14

для фортепиано;

Ю. Шевчук. «Что

такое осень?» (пе­ние)

Знать определение

терминов: сюита,

соната.

Уметь: определять

музыкальный образ

в прослушиваемом произведении; пере­давать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отрабо­танные вокально - хоровые навыки

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подоб­рать

песни

по теме

урока

   

3- 4

Что такое музыкальное содержание

2

Урок изуче­ния нового мате­риала

Музыкальное содержание. Характерные черты челове­ка при создании его музы­кального образа. Образ в ли­тературе, изобразительном искусстве и музыке. Музы­кальный образ может вклю­чать в себя одну или не­сколько мелодий - это зна­чит иметь одну или не­сколько граней

Л. Бетховен. Сона­та № 14 для форте­пиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет му­зыкант» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства (ли­тературе, изобрази­тельном искусстве). Уметь анализиро­вать музыкальное произведение

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение «Биогра­фия

Л. Бетхо­вена»

   

Раздел II. Каким бывает музыкальное содержание (5 ч)

5

Музыка, кото­рую необходимо объяс­нять словами

1

Комбинированный

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движе­ния чувств человека. Про­граммные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-ми­нор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелю­дия № 20; А. Вар­ламов, М. Лермон­тов. «Горные вер­шины» (хоровое пение)

Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литерату­ре, изобразительном искусстве. Знать, из чего скла­дывается музыкальное содержание

Устный опрос. Хоровое пение

Подоб­рать

примеры програм­мных произведений в музыке

   

6

Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Музыка русской природы. Образ, воображение, изо­бражение (определение в литературе, изобразитель­ном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец

П. Чайковский. «Ноябрь. На трой­ке» (из фортепиан­ного цикла «Вре­мена года»); А. Варламов, М. Лермон­тов. «Горные вер­шины» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музы­ке, сравнивать поня­тие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа

Устный опрос. Хоровое пение

Подоб­рать ил­люстра­ции к музыкальному про­изведе­нию «Но­ябрь. На тройке»

   

7

«Восточная»

партитура

Н. А. Римского-Корсакова

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Н. Римскй-Корсаков - вели­кий сказочник в русской

музыке. Восточная тема

в творчестве Н. Римского-

Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфониче­ская партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков. Симфониче­ская сюита «Шехе­резада». I часть;

Е. Подгащ. «Осен­ний вокализ» (хо­ровое пение)

Знать, что музыка

может рассказать

о человеке.

Уметь анализиро­вать музыкальное произведение, ис­полнять вокализ

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подоб­рать ил­

люстра­ции

по теме урока

   

8

Когда музыка

не нуждается

в словах

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Музыка - язык чувств. То­нальность, колорит и кра­сочность музыкальных со­чинений

А. Вивальди. «Зи­ма». I часть. Из

цикла «Четыре

концерта для

скрипки с оркест­ром «Времена го­да»

Знать значение тональности и колори­та в музыке.

Уметь проанализи­ровать музыкальное

произведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подгото­вить со­

общение

на тему

«Творче­ство А. Ви­вальди»

   

9

Содержание

в музыке

1

Комбинированный

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в му­зыке». Музыкальная викто­рина. Хоровое пение

Л. Бетховен. Сим­фония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)

Знать главные осо­бенности содержа­ния и формы в му­зыке

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в му­зыке». Музыкальная викто­рина. Хоровое пение

   

Раздел III. Музыкальный образ (3 ч)

10

Лирические

образы в му­зыке

1

Комбинированный

Что означают выражения

«лирическая тема в музыке»,

«лирический образ в музы­кальном произведении». На­строение в музыке. Лириче­ский род в музыке, отлича­ется повышенной мелодич­ностью и напевностью зву­чания, лаконичностью ху­дожественных образов

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-

диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милю­тин, Е. Долматов­ский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принад­лежностью его к ли­рике

Устный

опрос.

Хоровое пение

Соста­вить уст­ный рас­сказ по музы­кальному произве­дению (по вы­бору)

   

11

Драматиче­ские образы

в музыке

1

Комбинированный

Драматический образ в му­зыкальном произведении.

Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Ф. Шуберт, стихи

И.-В. Гёте. «Лес­

ной царь»; Г. Стру­ве, Л. Кондратен­ко. «Матерям по­гибших героев» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

драматического об­раза в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души

Устный

опрос.

Хоровое пение

Приду­

мать

ритмиче­ский ри­сунок

   

12

Эпические

образы в му­зыке

1

Комбинированный

Эпические образы в музы­ке - это образы не только

героев, но и событий исто­рии, образы природы, изо­бражающей Родину в опре­делённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личны­ми проблемами, а история

Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море

синее». Вступле­ние к опере «Сад­ко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря

Знать определение

и основные признаки

эпического образа. Уметь определять и описывать в музы­ке эпические образы, отличать эпос от ли­рики и драмы

Устный

опрос.

Хоровое пение

Нарисо­вать об­

раз лес­ного царя художе­ственны­ми мате­риалами

   

Раздел IV. О чем рассказывает музыкальный жанр (4 ч)

13

«Память жан­ра»

1

Комбинированный

Жанры классической музы­ки: вокальная, танцеваль­ная, вокально-инструмен­тальная, инструментальная,

симфоническая музыка, музыкально-театральные жан­ры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу ис­полнителей, по особенно­стям формы, по обстоятель­ствам исполнения

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс

«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазур­ка фа минор;

Берковский,

Никитин, А. Величанский. «Под музыку Виваль­ди...» (пение)

Знать, чем отлича­ется песня от роман­са; в чём разница

между полькой и

маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализиро­вать музыкальное произведение; раз­личать музыкальные жанры и давать им краткую характери­стику

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подоб­рать пес­

ни, раз­ные по

направле­нию - бытовые, профес­сиональ­ные

   

14

Такие разные песни

1

Комби­ниро­ванный

Песня как вид искусства де­лится на два направления - бытовая и профессиональ­ная.

Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;

Берковский,

Никитин, А. Величанский. «Под музыку Виваль­ди...»

Знать: виды песен; чем отличается пес­ня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятель­ности

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение «Виды песен» (по вы­бору)

   

15

Такие разные танцы

1

Комби­ниро­ванный

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средства­ми пластических движений и ритмически четкой и не­прерывной сменой вырази­тельных положений челове­ческого тела. Виды танцев

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это та­нец»

Знать, в чём разни­ца между полькой и маршем, и валь­сом, менуэтом и ма­зуркой.

Уметь: слушать, воспринимать и ана­лизировать музы­кальные произведе­ния; определять му­зыкальный ритм

Устный опрос. Хоровое пение

Соста­вить уст­ный рас­сказ об искус­стве танца

   

16

Такие разные марши

1

Комби­ниро­ванный

Марш получает разные на­звания в зависимости от скорости движения. Цере­мониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой

Устный опрос. Хоровое пение

     

Раздел V. Что такое музыкальная форма (3 ч)

17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1

Комби­ниро­ванный

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, при­мененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьиро­вания, контраста, развития.

Уметь определять образное содержание музыкального про­изведения

Устный опрос. Хоровое пение

Подо­брать песенный материал по теме урока

   

18

Художествен­ная форма – это ставшее зримым содержание

1

Комби­ниро­ванный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы

Ф. Шуберт. «Се­ренада»; А. Заце­пин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о творче­стве Л. Дер­бенева

   

19

От целого к деталям

1

Комби­ниро­ванный

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения об­разного содержания. Ос­новные музыкальные фор­мы и их схемы

Ф. Шуберт. Из вокального цикла «Зимний путь». А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Знать, что такое форма в музыке. Уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о творче­стве А. Заце­пина

   

Раздел VI. Музыкальная композиция (8 ч)

20

Какой бывает музыкальная композиция

1

Комби­ниро­ванный

Композиция (составление, сочинение) - категория му­зыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработан­ного и завершённого в себе музыкального произведе­ния, «опуса»

Ф. Шопен. Прелю­дия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дер­бенев. «Есть толь­ко миг...» (хоровое пение)

Знать определение композиции в музы­ке; разновидности музыкальной компо­зиции.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение

     

21

Музыкальный

шедевр в шестнадцати

тактах (пери­

од)

1

Комби­ниро­ванный

Разнообразие музыкальных

образов

Л. Бетховен. Сим­ония № 5.1 часть.

Фрагмент; А. Рыб­ников, Р. Тагор.

«Последняя поэма»

(хоровое пение)

Знать определение

одночастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкаль­ных произведений

в шестнадцати так­тах

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Выучить

стихи

Р. Тагора

«Послед­няя по­эма»

   

22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

1

Комби­ниро­ванный

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со вре­мен барокко. Прелюдия вы­ступает в роли импровиза­ционного вступления к фу­ге. Циклы «прелюдия-фуга»

могут объединяться в бо­лее крупные циклы на осно­ве какого-либо формально­

го или тематического прин­ципа

М. И. Глинка,

И. Козлов. «Вене­цианская ночь»

(слушание, пение);

Ф. Шопен. Прелю­дия ля-мажор,

соч. 28 № 7 (слу­шание)

Знать определение

двухчастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкаль­ных произведений

с двухчастной фор­мой; проявлять при­обретенные навыки

хоровой деятельно­сти

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подоб­рать ма­териал

о творче­стве ком­позитора

М. Глин­ки и поэта

И. Козлова

   

23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

1

Комби­ниро­ванный

Трехчастность в «Ночной

серенаде» Пушкина и Глин­ки. Трехчастная форма - тип

композиционной структуры,

применяемый в музыке в ка­честве формы целой пьесы

или ее части. Схема строения

трехчастной формы: ABA.

Что такое музыкальная репризная трехчастная форма

М. И. Глинка,

А. С. Пушкин,

«Я здесь, Инезилья...»; С. Про­кофьев. «Джульетта-девочка»

(из балета «Ромео

и Джульетта»)

Знать определение

трехчастной формы

в музыке, репризы,

композиционное по­

строение трехчастной

формы, какие произведения излагаются

в трехчастной форме.

Уметь приводить

примеры трехчастной формы в музыкаль­ных произведениях

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подго­товить

доклад

о твор­честве

С. Прокофьева

   

24-

25

Многомер­ность образа в форме рондо

2

Комби­ниро­ванный

Рондо - музыкальная фор­ма, сложившаяся под неко­торым влиянием лириче­ских стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повто­ряется. Происхождение свя­зано с народной песенно-танцевальной музыкой

А. Бородин. «Спя­щая княжна». М. Глинка, И. Коз­лов. «Венецианская ночь» (пение)

Знать определение формы рондо и со­натной формы в му­зыке.

Уметь приводить примеры музыкаль­ных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме; характеризо­вать и сравнивать их

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить доклад о твор­честве А. П. Бо­родина

   

26

Образ Вели­кой Отечест­венной войны в «Ленинград­ской» симфо­нии Д. Шостаковича

1

Комби­ниро­ванный

Образ Великой Отечествен­ной войны в «Ленинград­ской» симфонии Д. Шоста­ковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности слож­ных жанров: симфония

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашест­вия»); В. Синяв­ский, М. Владими­ров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о том, что в му­зыкальных образах слиты воедино судь­бы отдельных лю­дей и судьба всего народа.

Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельно­сти

Устный опрос. Хоровое пение

Подоб­рать зри­тельный материал к «Ле­нинград­ской» симфо­нии

   

27

Музыкальная композиция

1

Комби­ниро­ванный

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная ком­позиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»

В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, сол­даты, вас!»

Знать о роли ком­позиции в музыке, о многозначности использования тер­мина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятель­ности

Устный опрос. Хоровое пение

Музыкальная композиция

   

Раздел VII. Музыкальная драматургия (8 ч)

28

Музыка в раз­витии

1

Комби­ниро­ванный

Музыка в развитии. Драма­тургия музыкальная - сис­тема выразительных средств и приёмов вопло­щения драматического дей­ствия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Сер­пин. «Родина» (хоровое пение)

Знать об особенно­стях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкаль­ной выразительности в музыкальных про­изведениях. (ритм, темп, регистр, лад, тембр.

Устный опрос. Хоровое пение

     

29

Музыкальный порыв

1

Комби­ниро­ванный

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки рус­ской национальной школы. Музыкальный порыв. Со­поставление образов в му­зыкальной драматургии

Р. Шуман. «По­рыв» (из фортепи­анного цикла «Фантастические пьесы»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драма­тургии, как проявля­ет себя музыкальная драматургия в ми­ниатюре.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о русской музы­кальной школе

   

30

Движение об­разов и персонажей в опер­ной драматургии

1

Комби­ниро­ванный

Типы музыкальной драма­тургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музы­кальной выразительности в опере, балете. Драматур­гия музыкальных образов

М. Глинка. «Ма­зурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Со­снин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драма­тургии, об особенно­стях и законах дра­матургии оперы, ба­лета.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музы­кальных произведений, объяснять един­ство пластической

и музыкальной мыс­

ли в балете, синтез

компонентов в ба­

лете

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение об исто­рии соз­дания оперы М. Глин­ки «Жизнь за царя»

   

31-32

Диалог ис­кусств: «Слово

о полку Иго-

реве» и «Князь

Игорь»

2

Комби­ниро­ванный

Типы музыкальной драма­тургии, связь с симфониче­ской музыкой. Симфония -жанр музыкального искус­ства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизиро­ванной формы с фундамен­тальным мировоззренче­ским содержанием. Творче­ство М. И. Глинки

М. Глинка. Хор

поляков из «Сцены

в лесу» (из оперы

«Жизнь за царя»);

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хо­ровое пение)

Знать понятие сим­фонии как музы­кальной формы, об­ласти ее примене­ния.

Уметь применять на­выки вокально-хоровой деятельности

Устный

опрос

Составить

устный

рассказ

о своих

впечатле­ниях об опере (по выбо­ру)

   

33

Промежуточная аттестация

         

Тестирование

     

34-35

Содержание и

формы в музыке (заключительный урок

2

Комбинированный, творческий отчет

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год. Музыкальная форма в ши­роком и узком значении. Единство содержания и формы. Музыкальный язык. Непрерывность фор­мы и содержания в музыке

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение). Про­изведения по вы­бору

Знать, чем отлича­ется музыкальная драматургия от му­зыкальной компози­ции, в чем состоит непрерывность фор­мы и содержания в музыке. Уметь сравнивать обработки одной и той же мелодии разными способами, определять формы и содерж.в му­зыке.

Устный

опрос.

Хоровое пение

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год.

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.