Рабочая программа по музыке, 2 класс

0
0
Материал опубликован 28 July 2017

1 Пояснительная записка

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, за­дачи формирования у младших школьников умения учиться, на основе примерной программы «Музыка. Начальная школа» и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е,Д.Критской 1-4кл., М., Просвещение, 2013 г. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Фундаментального ядра содержания образования

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Планируемых результатов начального общего образования.

Примерные программы по учебным предметам (Стандарты второго поколения), Москва, «Просвещение» 2011

Авторской программыГ.П.Сергеевой, Е,Д.Критской 1-4кл., утвержденной МО РФ,2011г (Сборник рабочих программ» Школа России» 1-4 класс, Москва «Просвещение ,,,,,,)

Приказа № 253 от 31 марта 2014 г. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гусиноляговская основная общеобразовательная школа»

Учебного плана школы на 2014 – 2015 г

Приказа Минобрнауки России № 97/111 от 30 декабря 2013 г. Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гусиноляговская основная общеобразовательная школа общеобразовательная школа»

Годового календарного учебного графика МБОУ «Гусиноляговская основная общеобразовательная школа общеобразовательная школа» утвержденного приказом от………….. №……….

Рабочая программа ориентирована на УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание обучения направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе и создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности.

Цель массового музыкального образования и вопитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников-наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

воспитание интереса, эмоциано-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему. К своему народу. К Родине4 уважения к истории, традициям. Музвкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

вопитание чувства музыки, как основы музыкальной грамотности;

развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса –багажа музыкальных впечатлений. Интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке. Формирование опыта музицирования. Хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б.Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Основными методическими принципами программы являются: увлечённость, триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя. , тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовани и воспитании.Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

приобретение знаний и умении;

овладение УУД

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа рассчитана на: 2 класс - 34ч. (1 час в неделю).

Программа по предмету «Музыка» для 2 класса общеобразовательного учреждения составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования

музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Формирование универсальных учебных действий.

1. Формирование личностных УУД.

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно  смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

2. Формирование регулятивных УУД. Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.

3. Формирование познавательных УУД. В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

4.Формирование коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения

Результаты освоения программы:

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально - ценностного отношения

школьников к искусству; знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и способы

деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем успешности достижения результатов является участие выпускников в различных формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на

примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Планируемые результаты

Ученик научится:

Воспринимать музыку различных жанров. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах деятельности;

Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Ценить отечественные музыкальные традициии;

Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

Общаться и взаимодействовать в прцессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-платическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества

разных стран мира.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации учебного процесса

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Формы обучения: урок.

Технологии: личностно – ориентированное обучение, ИКТ, игровые технологии.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский.

Система контроля и оценки результатов

Виды контроля: текущий, итоговый.

Текущий контроль по изучению каждой темы проводится в форме уроков – концертов; итоговый контроль - тестирование, проект «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Формы контроля: тестовые задания.

2. Содержание  программного материала

                                                                                     I  четверть   (9 часов)

                                                                 Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

        Урок 1. Мелодия.   Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

        Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!»  и Г. Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине(«Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

        Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

        Урок 5. Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

        Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

        Урок 7. Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

        Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 

        Урок 9. Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

II  четверть  (7 часов)

                                                    Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)

        Урок 10. Великий колокольный звон. Звучащие картиныВведение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).

        Урок 11. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев).Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

       Урок 12. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.Народные песнопения.

       Урок 13. Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»). 

       Урок 14. С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

       Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».

       Урок 16. Обобщающий  урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.

                                                                             III  четверть   (10 часов)

                                               Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

 Урок 17. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 18. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.

Урок 20. Проводы зимы. Встреча весны.   Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

                                                              Тема раздела: «В музыкальном театре» (5ч.)

Урок 21. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.

        Урок 22.  Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

        Урок 23. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

        Урок 24. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

       Урок 25. «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

       Урок 26. Обобщающий  урок 3 четверти.  Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3   четверть.

IV  четверть  

Тема раздела: «В концертном зале » (5 ч.)

        Урок 27. Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»).        Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

       Урок 28. «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы  в симфонической и фортепианной  музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

       Урок 29. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

       Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

      Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

       Урок 32. Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда).Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

       Урок 33. Природа и музыка. «Печаль моя светла».   Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

       Урок 34. Первый (международный конкурс П.И.Чайковского). Мир композитора (П.Чайковский, С.Прокофьев). Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира.Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года

3. Контроль уровня обученности

.

Перечень проверочных и контрольных работ по музыке

Тема

Сроки

проведения

Ожидаемый результат

Конечный результат

% качества

%обученности

% качества

%обученности

1.

Проверочная работа «Музыкальные инструменты»

18.12

100

100

   

2.

Контрольная работа «Музыка – искусство интонируемого смысла».

05.02

100

100

   

3.

Проверочная работа «Развитие музыки»

27.03

100

100

   

3.

Мини-проект «Могут ли иссякнуть мелодии?»

20.05

100

100

   

4. Календарно – тематическое планирование

п/п

Вид контроля

Название темы

Учебно-лабораторное оборуд-е

Основные понятия,

Дата

план

факт

 

Россия – родина моя ( 3 ч.)

 

Планируемые результаты

Познавательные УУД: умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

Регулятивные УУД:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового) воплощения различных художественных образов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности , исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Личностные УУД:

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств,развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. Развитие этических качеств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

 

1

текущий

Музыкальные образы родного края. Мелодия – душа музыки. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке. А. Александров. Государственный гимн России.

Н. Соловьёва, Г.Струве.

Моя Россия.

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г

Музыкальный пейзаж, образы родной природы в музыке русских композиторов,песенность как отличительная черта русской музыки, государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль. Храм Христа Спасителя. Большой театр)

04.09

04.09

2

 

Композитор – исполнитель – слушатель.

М.Глинка. Патриотическая песня.

К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!

 

11.09

11.09

3

3

Песни о моей Родине (мелодия, аккомпанемент; запев, припев).

Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия. К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!.

 

18.09

18.09

 

День, полный событий (6ч.)

 

4(1)

текущий

Музыкальные инструменты: фортепиано. Звучащие картины. Детские пьесы для фортепиано: танцевальность.

П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Вальс. Тарантелла

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

Мир ребёнка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано -его выразительные возможности. Песенность, танцевальность. Маршевость в передаче содержания и эмоцианального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

25.09

25.09

5(2)

 

Детские пьесы для фортепиано: Песенность и

маршевость.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Марш. Шествие кузнечиков. Ходит месяц над лугами.

 

02.10

02.10

6(3)

 

П.Чайковский. «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков. Похороны куклы.

И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка

 

9.10

09.10

7(4)

 

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Утро. Вечер. Прогулка.

М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка.

К. Ушинский, А. Тома. Вечерняя песня..

 

16.10

16.10

8(5)

текущий

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

С.Прокофьев. «Детская музыка». Утро. Вечер. Прогулка.

М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка.

К. Ушинский, А. Тома. Вечерняя песня..

 

23.10

23.10

9(6)

 

Колыбельные.

П.Чайковский. «Детский альбом». Мама.

Латышская народная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев,

Е. Крылатов. Колыбельная медведицы .

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

30.10

30.10

 

«О России петь – что стремиться в храм» (5ч.)

 

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

Формирование умения планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Коммуникативные УУД:

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов.

Личностные УУД :

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

   

10(1)

текущий

Колокольные звоны России.

М.Мусоргский. Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». Праздничный трезвон. Красный лаврский трезвон

 

Колокольные звоны России: набат, трезвон,

Благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский. Преподобный сергий Радонежсикй.Воплощение их образов в музыке различных жанров: Нардные песнопения, кантата.Жанр молитвы, хорала.Праздники Русской православной церкви.Рождество Христово.рождественские песнопения и колядки.Музыка на новогоднем празднике.

13.11

13.11

11(5)

 

Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Песнь об Александре Невском

 

20.11

20.11

12(3)

 

Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Вставайте, люди русские.

Вечерняя песня А. Тома, слова

К. Ушинского

 

27.11

27.11

13(4)

 

Святые земли Русской: народные песнопения о Сергии Радонежском

Напев Оптиной пустыни. О, Преславного чудесе.

П. Чайковский. «Детский альбом». Утренняя молитва. В церкви.

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

04.12

04.12

14(5)

 

Добрый тебе вечер; Рождественская песенка слова и музыка П. Синявского

 

11.12

11.12

 

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! ( 4 ч.)

 

Планируемые результаты

Познавательные УУД :

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Коммуникативные УУД:

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом4 общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов.

Личностные УУД :

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

 

15(1)

Проверочная работа

Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Русская нар. песня. Калинка.

Вариации на тему р.н.п. Светит месяц.

Проверочная работа «Музыкальные инструменты»

 

Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура.

Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица0, встреча весны. Песня – игра. Песня – диалог, песня – хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

18.12

18.12

16(2)

текущий

Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора.

П.Чайковский. «Детский альбом». Камаринская.

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

25.12

25.12

3 четв

17(3)

 

Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песни, танцы на народном празднике.

Русская народная песня-игра. Бояре, а мы к вам пришли.

 

15.01

 

18(4)

 

Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Игры на народном празднике.

 

22.01

22.01

 

В музыкальном театре (5ч.)

 

Планируемые результаты

Познавательные УУД : Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Регулятивные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Коммуникативные УУД:

Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом

Личностные УУД :

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

 

19(1)

текущий

Характерные черты музыкального спектакля.

В. Луговой, Г. Гладков.

Песня-спор.

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет.Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижёра, режиссёра, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра.Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Финал.

29.01

29.01

20(2)

Контрольная работа

Детский музыкальный театр.

М. Коваль. Детская опера «Волк и семеро козлят».

Контрольная работа по теме ««Музыка – искусство интонируемого смысла».

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

05.02

05.02

21(3)

 

Балет. Песенность, танцевальность, маршевость в балете.

П.Чайковский. Марш из бал. «Щелкунчик». С.Прокофьев. Вальс. Полночь. Из б. «Золушка».

 

12.02

12.02

22(4)

 

Опера. Увертюра к опере.

М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюр

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость в опере.

М.Глинка. Марш Черномора. Первая песня Баяна. Сцена из первого действия. Из оп. «Руслан и Людмила»

С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

П.Чайковский. Марш из бал. «»Щелкунчик».

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

19.02

19.02

23(5)

 

Сказочные сюжеты в операх и балетах. Песня – спор из телефильма « Новогодние приключения Маши и Вити» Ген. Гладков, слова В.Лугового

 

26.02

26.02

 

В концертном зале (5 ч.)

 

Планируемые результаты

Познавательные УУД :

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Коммуникативные УУД:

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового)воплощения различных художественных образов.

Личностные УУД :

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

 

24(1)

текущий

Музыкальные образы симфонической сказки, темы-характеристики героев, тембры – голоса инструментов симфонического оркестра.

С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

 

Жанровое многообразие инструментальной и сипфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов сифонического оркестра. Партитура.

04.03

04.03

25(2)

 

Жанры: симфония, симфоническая сказка, фортепианная сюита.

В.-А. Моцарт. Увертюра к оп. «Свадьба Фигаро».

В.-А. Моцарт. Симфония № 40. 1 ч

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

11.03

11.03

26(3)

 

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

М.Мусоргский. «Картинки с выставки». Богатырские ворота. Прогулка. Балет нев. пт.

Избушка на курьих ножках (Б.Я.) Лиможский рынок.

 

18.03

18.03

27(4)

Проверочная работа

Увертюра. К опере

« Свадьба Фигаро». В. –А. Моцарт;

Проверочная работа «Развитие музыки»

 

25.03

25.03

28(5)

 

Увертюра. К опере

« Руслан и Людмила»

М. Глинка

Песенка о картинках Ген. Гладков, слова А. Кушнера

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

08.04

08.04

 

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…..(6ч.)

 

Планируемые результаты

Познавательные УУД :

Сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД:

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.

Коммуникативные УУД: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного ( хорового) воплощения различных художественных образов. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности, взаимодействовать друг с другом; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Личностные УУД :

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками

 

29(1)

1 текущий

Композитор – исполнитель – слушатель. И.С. Бах.

И.-С. Бах. Токката. Менуэт из орк. сюиты №1. Ария из оркестровой сюиты №2.. Из «Нотн. тетр. А.М.Бах». Менуэт. Ария. «Ничего на свете лучше нету».

Музыка для детей: мультфильмы.

 

Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган).выразительность и изобретательность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М.Глинки, В.-А.Моцарта, Г.Свиридова, Д.Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад –цвет)

15.04

15.04

30(2)

2

Выразительность и изобразительность в вокальной и инструментальной музыке разных композиторов. Г.Свиридов, М.Глинка, П.Чайковский.

Г.Свиридов. Тройка. Весна и осень. Из муз. Иллюстр. «Метель». М.Глинка. Жаворонок. Попутная песня. П.Чайковский. «Детский альбом». Песня жаворонка

Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

22.04

22.04

31(3)

 

«Цветик-семицветик ». Интонация как главное свойство музыки. Лад как одно из средств выразительности (мажор и минор).

В.-А.Моцарт, Б.Флисс. Колыбельная.

презентация

29.04

29.04

32(4)

 

Конкурс исполнителей им. П. Чайковского. Инструментальный концерт. Музыкальная речь и музыкальный язык.

Чайковский. Концерт для ф-но с оркестром.

   

06.05

06.05

33(5)

 

Выразительность и изобразительность музыки. Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина, Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского

 

13.05

13.05

34(6)

проект

Обобщающий урок

Проект «Могут ли иссякнуть мелодии?»

   

20.05

проект

35

 

Резерв

   

27.05

 

5. Учебно – методическoе и материально-техническое и обеспечение:

УМК для 2класса

Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной

Учебни­к 2класс . Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева Т. С. Шмагина «Музыка.» М. –Просвещение 2011.

Пособия для учащихся

«Музыка. Рабочая тетрадь. 2класс»

Пособия для учителей

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2класс»

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2класс» (МР3)

Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 1-4кл.» М., Просвещение, 2014г.

. Материально-техническое обеспечение

1. Книгопечатная продукция

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения

2. Примерная программа начального общего образования по музыке. Начальная школа /сост. Е.С.Савинов/.-

М.: Просвещение, 2010г

3. Рабочие программы по учебникам Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной – Волгоград: Учитель, 2013.

4. Планируемые результаты начального общего образования/под ред.Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013г.

5. Методическое пособие «Музыка 1-4 классы», Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина .М.,Просвещение,2014г.

6. Методические журналы по искусству

7. УМК к программе по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

8.Рабочие блокноты (творческие тетради)

9. Учебные пособия по электронному музицированию.

10. Книги о музыке и музыкантах.

11. Справочные пособия, энциклопедии.

2. Печатные пособия

12. Таблицы

13. Поэтический текст Гимна России

14.Портреты композиторов

15. Портреты исполнителей.

3. Цифровые образовательные ресурсы

16. Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования (текстовый редактор, редактор создания презентаций)

17..Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 2 класс», М., Просвещение, 2011г.

18.Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

19.Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

20. Аудиозаписи.

21. Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

22. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

23. Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, хоровых коллективов, оркестров, фрагментов из мюзиклов.

4. Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты: баян

Детсикй музыкальный инструмент: бубен, деревянные ложки

Расходные материалы: цветные фломастеры, цветные мелки

Материально технические средства.

Компьютерная техника, медиапроектор. экран, доска с магнитной поверхностью, настенная доска с магнитной поверхностью.

Интернет – ресурсы.

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv/ru

6. Лист корректировки рабочей программы

п/п

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

(прописываются

конкретные

обоснования)

Корректирующие

мероприятия

Подпись

сотрудника

внёсшего

изменения

Подпись курирующего

администратора

Дата проведения

По факту

             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

ПРИЛОЖЕНИЯ

Контрольная работа по теме

«Музыка – искусство интонируемого смысла».

Назовите музыкальный символ России:

а) Герб России

б) Флаг России

в) Гимн России

Назовите авторов-создателей Гимна России: 

а) П.Чайковский

б) А.Александров
в) С.Михалков

3. Найдите лишнее:

Три «кита» в музыке – это…

а) Песня

б) Танец

в) Вальс

г) Марш

Приведите в соответствие:

1)       «Марш деревянных солдатиков»       а) С. Прокофьев

2)       «Шествие кузнечиков»                        б) П. Чайковский

Определите жанр произведений П.Чайковского:

1)       «Нянина сказка»                      а) Марш

2)       «Похороны куклы»                  б) Песня

3)       «Вальс»                                      в) Танец

Найдите лишнее:

Названия колокольных звонов  России:

а) Благовест

б) Праздничный трезвон

в) Громкий

г) Набат

Выберите верное:

Какой колокольный звон призывал людей на пожар или войну?

а) Благовест

б) Праздничный трезвон

в) Набат

Назовите Святых земли русской:

а) Александр Невский

б) Сергей Прокофьев

в) Сергий Радонежский 

Назовите композитора, который сочинил кантату «Александр Невский»:

 а) П.И.Чайковский

 б) С.С.Прокофьев

Назовите русский народный праздник, одним из обычаев которого было колядование:

а) Новый год

б) Рождество Христово

Тест.

Развитие музыки.

Назовите весенние русские народные праздники:

а) Новый год

б) Рождество

в) Масленица

г) Встреча весны

Верно ли утверждение:

Музыка в народном стиле – это музыка, которую написал композитор, но очень похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

Что такое опера?

а) Спектакль, в котором актеры только танцуют

б) Спектакль, в котором актеры только поют

Что такое увертюра?

а) Вступление

б) Середина спектакля

в) Окончание спектакля

Назовите композитора оперы «Руслан и Людмила»

а) П.И.Чайковский

б) М.И.Глинка

в) А.С.Пушкин  

Что такое сюита?

а) Большое произведение, которое состоит из нескольких частей

б) Спектакль, в котором актеры только поют

Выбери композитора, о котором сказали: «Не ручей -  море ему имя!»

а) П.Чайковский

б) С.Прокофьев

в) И.С.Бах

г) В. Моцарт

Верно ли утверждение:

Мажор – это светлый веселый лад в музыке.

а) Верно

б) Неверно

Проверочные, самостоятельные работы:

1.Поурочные разрботки «Уроки музыки»,1-4кл.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.