Рабочая программа по музыке, 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
«Рассмотрено» на методическом объединении учителей ____________________ МБОУ «СОШ № 15» Протокол № от «___» августа 2017г. |
«Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СОШ № 15» _____/Н.Ф. Землянская/ «___» августа 2017г. |
«Утверждено » Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 15» Протокол № от « » августа 2017г. |
«Утверждено» Приказом № от « » августа 2017г. Директор МБОУ «СОШ № 15» ___________/И.Н. Диянова/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 3 «Б» класса
на 2017 - 2018 учебный год
начальное общее образование
уровень базовый
Рабочая программа составлена на основе программы:
Е.Д.Критская. Музыка. Начальная школа 3 класс,- М.: Просвещение, 2014
Составитель: учитель начальных классов
Рудакова Дарья Дмитриевна
Бийск 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по музыке для 3 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.
- Федеральным Законом от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемым к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253;
- Учебным планом МБОУ «СОШ № 15» на 2017/2018 учебный год.
- Положением о рабочей программе МБОУ «СОШ №15».
- Основной образовательной программой начального общего образования.
- Положением о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
- Рабочей программой Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, Музыка. 3класс,- М: Просвещение, 2014.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, реализуется в течение 34 учебных недель (1 час в неделю).
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:
для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ «СОШ № 15» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ «СОШ № 15» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Восприятие современным слушателем творчества конкретного композитора имеет художественную значимость в контексте культурных ценностей эпохи и имеет нравственную направленность на формирование: личностных установок уч-ся, освоения художественно-эстетических и частных
(языковых) свойств музыкального образа.
-Интонационно-стилевое постижение музыки стимулирует детей на выявление интонационнообразной и жанрово-стилевой природы музыки и освоение её как искусства временного, процессуального. Эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребёнка к явлениям муз. искусства, активное включение в процесс художественно-образного музыцирования и творческое самовыражение.
Перекидывание содержательно - смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому позволяет расширить музыкальный словарь учащихся, пополнить запас жизненно-музыкальных впечатлений.
Совершенствование навыков коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки способствует более глубокому и эмоциональному окрашенному освоению содержания музыкального искусства.
Освоение музыкального материала, включенного в программу, формирует музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп - культуры средствам СМИ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель массового музыкального образования и воспитания – Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Методы обучения, используемые для реализации содержания рабочей программы:
Метод проблемного изложения знаний;
Частично-поисковый(эвристический);
Информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой)
Наглядные методы (наблюдение, демонстрация);
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
Практические методы (упражнения).
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Тип программы: программа начального общего образования.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа.
Форма обучения: очная .
Режим занятий: 1час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
ФОРМЫ, СПОСОБЫ, СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №15»
Критерии и нормы оценки знаний. По пятибалльной системе оценки знаний оценивается:
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Также оцениваются следующие виды деятельности обучающихся:
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
7.Ведение тетради по музыке
Баллы |
Уровни усвоения учебного материала |
|
Слушание музыки |
Хоровое пение |
|
"5" - отлично |
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. |
-знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; -выразительное исполнение. |
"4" - хорошо |
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. |
-знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; -пение недостаточно выразительное. |
"3" - удовлетворительно |
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. |
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; -пение невыразительное. |
"2" - неудовлетворительно |
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. |
-исполнение неуверенное, фальшивое. |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации про-белов в знаниях;
- дифференцированное домашнее задание;
- консультационная поддержка и помощь;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
При организации учебного процесса для детей, находящихся под наблюдением специалистов ПМПк реализуется индивидуальный подход:
- короткие, чѐтко сформулированные задания,
- карточки – консультации (образец),
- наглядные и практические методы обучения,
- частая смена видов деятельности,
- внешний контроль.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
-
олимпиады по предметам;
научно-практические конференции;
выступления и доклады;
активная внеурочная деятельность;
предметные недели;
вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
научные кружки, общества;
дискуссии;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
проекты по различной тематике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
УЧЕБНО-Тематический план
№ п\п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Россия – Родина моя |
5 ч. |
2 |
День, полный событий |
4 ч. |
3 |
О России петь – что стремиться в храм |
4 ч. |
4 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! |
4 ч. |
5 |
В музыкальном театре |
4 ч |
6 |
В концертном зале |
4 ч. |
7 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… |
9 ч. |
Всего |
34ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
||
По плану |
Факт. |
|||||
«Россия – Родина моя» (5 ч.) |
||||||
1 |
«Россия – Родина моя» Мелодия. |
1 |
||||
2 |
Природа и музыка. Звучащие картины. |
1 |
||||
3 |
Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. |
1 |
||||
4 |
Кантата «Александр Невский». |
1 |
||||
5 |
Опера «Иван Сусанин». |
1 |
||||
«День, полный событий» (4 ч.) |
||||||
6 |
«День, полный событий».Утро. Вечер. |
1 |
||||
7 |
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. |
1 |
||||
8 |
В детской. Игры в игрушки. На прогулке. |
1 |
||||
9 |
Обобщающий урок Урок контроля и коррекции знаний. |
1 |
||||
«О России петь – что стремиться в храм…» (4 ч.) |
||||||
10 |
«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся». |
1 |
||||
11 |
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!». |
1 |
||||
12 |
Вербное воскресенье. «Вербочки». |
1 |
||||
13 |
Святые земли Русской. |
1 |
||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) |
||||||
14 |
«Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. |
1 |
||||
15 |
«Лель, мой Лель…» |
1 |
||||
16 |
Обобщающий урок четверти. Урок контроля и коррекции знаний. |
1 |
||||
17 |
Звучащие картины. Прощание с Масленицей |
1 |
||||
« В музыкальном театре» (4 ч.) |
||||||
18 |
« В музыкальном театре» |
1 |
||||
19 |
Океан – море синее. |
1 |
||||
20 |
Балет «Спящая красавица». |
1 |
||||
21 |
В современных ритмах. |
1 |
||||
«В концертном зале» (4 ч.) |
||||||
22 |
«В концертном зале». Музыкальное состязание. |
1 |
||||
23 |
«Музыкальные инструменты. Звучащие картины. |
1 |
||||
24 |
Сюита «Пер Гюнт». |
1 |
||||
25 |
«Героическая» |
1 |
||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (9 ч.) |
||||||
26 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»Урок контроля и коррекции знаний. |
1 |
||||
27 |
Мир Бетховена. |
1 |
||||
28 |
Чудо-музыка. |
1 |
||||
29 |
Острый ритм – джаза звуки. |
1 |
||||
30 |
«Люблю я грусть твоих просторов». |
1 |
||||
31 |
Мир Прокофьева. |
1 |
||||
32 |
Певцы родной природы. |
1 |
||||
33 |
Прославим радость на земле! |
1 |
||||
34 |
Радость к солнцу нас зовет. |
1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Состав УМК |
Название |
Автор |
Год издания |
Издательство |
Учебник |
Музыка |
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина |
2014 |
Просвещение |
Рабочая программа 3 класс |
Рабочая программа «Музыка» 1-4 класс |
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина |
2014 |
Просвещение |
Рабочая тетрадь |
||||
Методическое пособие для учителя |
Поурочные разработки по музыке 1-4 класс |
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина |
2015 |
Просвещение |
Сборник контрольных работ (если входит в состав УМК) |
||||
Электронное приложение |
Интернет-ресурсы
Оборудование
-
-
Компьютер, интерактивная доска, таблицы, ИКТ-презентации
-
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п/п |
Дата и тема по рабочей учебной программе |
Дата и тема с учетом корректировки |
Причина корректировки |
Основание (номер документа) |
Подпись заместителя руководителя по УВР |