Программа по подготовке обучающихся к проведению Всероссийских проверочных работ по математике (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» с. Дивное
Программа
по
подготовке обучающихся
4 «а» класса
к проведению
Всероссийских проверочных работ
2017-2018 учебный год.
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
Шарко Ирина Анатольевна
Пояснительная записка
Цель:
реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Задачи:
Контролирующая. Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.
Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.
Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.
Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приёмов познавательной деятельности.
Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
Ориентирующая. Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.
Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.
План занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах.
В рамках занятий по подготовке к ВПР предусмотрена оценка сформированности УУД.
Русский язык, математика, окружающий мир:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; личностное; профессиональное; жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, само регуляция.
Обще учебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структуирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Занятия должны проводится в помещении с хорошим освещением.
Для занятия необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребёнку необходимо иметь: рабочие тетради по подготовке к ВПР: окружающий мир, русский язык, математика, ручка, линейка, простой карандаш.
Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.
Формы подведения итогов: выполнение ВПР.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ВПР.
Личностные УУД:
-сравнение и оценивание выполнения своей работы;
-устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;
-адекватного понимания причин успешности /не успешности в ходе выполнения заданий.
Мета предметными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
-составление плана решения проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-находить неизвестный компонент арифметического действия;
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
-умение различать звуки и буквы;
Коммуникативные:
- умение работать в паре, в группах;
-умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Калейдоскоп наук» (при условии регулярного посещения занятий) должно быть достигнуты определенные результаты по ВПР.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
являются формирование следующих умений:
-самостоятельно выполнять задания;
-осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
-работать в группе;
-сравнивать величины (выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
-планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
-находить неизвестный компонент арифметического действия;
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
-умение различать звуки и буквы;
-умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;
- умение определять значение слов по тексту;
-умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
-умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
Результаты промежуточной аттестации выпускников начальной школы в форме ВПР во многом зависят от предварительной подготовки к этому ответственному периоду.
Можно выделить следующие составляющие готовности учащихся к сдаче итоговых контрольных работ в форме ВПР:
информационная готовность (знания о правилах поведения на ВПР, правилах заполнения бланков ВПР и т.д.);
предметная готовность (качество подготовки по определенному предмету, умение выполнять задания КИМов);
психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное направление, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи работы).
1-й этап – организационный
Организация подготовки к апробации и проведению ВПР.
На заседаниях школьных педагогических советов, МО учителей начальных классов рассмотреть следующие вопросы: рассмотрение и утверждение планов подготовки к ВПР по предметам, проведение диагностических срезов и др.
2-й этап – информационный
в своей деятельности по подготовке и проведению промежуточной аттестации в форме ВПР администрация школы и педагогический коллектив руководствуются нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизируются и оформляются папкой.
Содержание информационной работы с педагогами:
на административных совещаниях изучаются документы различных уровней по организации и проведению ВПР;
на заседаниях МО начальных классов анализируются инструктивно-методические письма по организации ВПР и рекомендации по подготовке к работам в текущем году
проводятся педагогические советы по вопросам подготовки к ВПР
Содержание информационной работы с родителями учащихся
При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ВПР. С этой целью организуются родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению промежуточной аттестации, на школьном сайте размещается раздел по подготовке к ВПР.
Содержание информационной работы с учащимися
1.Инструктажи учащихся:
проведения ВПР
правила правила заполнения бланков-работ
2.Расписание работы кабинета информатики и библиотеки (часы свободного доступа к ресурсам Интернета)
3.Оформление информационного стенда для учащихся
3-й этап – практический
Данный этап включает в себя работу учителей начальной школы по подготовке учащихся к ВПР:
знакомство учащихся с процедурой проведения ВПР;
работа с образцами работ по предметам
индивидуализация процесса обучения (дифференциация)
обучение учащихся заполнению бланков ВПР
развитие навыков контроля и самоконтроля
4-й этап – психологическая подготовка к ВПР
Содержание занятий и бесед ориентировано на рассмотрение следующих вопросов:
как подготовиться к ВПР
поведение на ВПР
способы снятия нервно-психического напряжения Работа проводится как со всем классом, так и индивидуально.
5-й этап – аналитический
Данный этап посвящен анализу итогов ВПР:
средний балл по русскому языку и математике в сравнительной характеристике по школе, району, краю
мониторинг успеваемости и качества обученности учащихся 4 класса в сравнительной характеристике за три года.
Предполагаемые результаты
психологическая и информационная готовность выпускников начальной школы к сдаче промежуточной аттестации в форме ВПР
увеличение количества выпускников, успешно сдавших промежуточную аттестацию в форме ВПР
повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
повышение социального престижа школы.
Что нужно сделать для устранения пробелов в знаниях учащихся?
-создать благоприятную атмосферу на уроке;
-своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
-разнообразить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
- освободить детей от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
-ориентировать детей на ценности, которые охватывают важнейшие стороны деятельности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир;
-культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.
План работы по подготовке и проведению
Всероссийских проверочных работ для обучающихся 4 «А» класса
Направление | № | Мероприятия | Сроки | ответственный |
Информационная деятельность | 1 | Информирование выпускников об особенностях ВПР в 2017-2018 учебном году. | | Классный руководитель 4 класса |
2 | Оформление и пополнение классного уголка «ВПР в 4 классе». | | Классный руководитель 4 класса | |
3 | Составление рекомендаций для учащихся по подготовке к ВПР. | | Классный руководитель 4 класса | |
4 | Организовать оперативное полномасштабное информирование родительской и педагогической общественности о целях, задачах, содержательных и организационных аспектах проведения ВПР 2017 года. | | Заместитель директора по УР | |
5 | Разместить информацию о проведении ВПР 2017 года на официальном сайте ОО в сети Интернет в разделе «Новости». | | Заместитель директора по УР | |
Аналитико-диагностическая деятельность | 1 | Проведение содержательного анализа результатов ВПР, проведенных в мае 2017 года, с дальнейшим обсуждением итогов качественного анализа с педагогами начальных и 5-х классов и принятием необходимых корригирующих мер в плане подготовки к ВПР 2017/2018 года. | | Заместитель директора по УР на заседании МО |
2 | Проведение вводной диагностической работы по материалам ВПР для определения проблем учащихся в освоении тем. | | Классный руководитель 4 класса | |
3 | Систематизирование затруднения и пробелы в знаниях учащихся. | | Классный руководитель 4 класса | |
4 | Составление плана отработки пробелов в знаниях учащихся учителем 4 класса | | Классный руководитель 4 класса | |
5 | Подготовительная работа учащихся начальных классов по русскому языку , математике и окружающему миру. | | Классный руководитель 4 класса | |
6 | Проведение ВПР: русский язык (часть 1 – диктант) русский язык (часть 2) математика окружающий мир | | Заместитель директора по УР | |
7 | Мониторинг качества подготовки первой ступени образования. Рабочее совещание по ВПР | | Заместитель директора по УР на заседании МО | |
8 | Разработать план коррекции по итогам анализа результатов с включением, в т.ч., мероприятий по коррекции рабочих программ, повышению профессиональной компетентности педагогов. | | Классный руководитель 4 класса | |
9 | Проведение анализа результатов ВПР | | Заместитель директора по УРна заседании МО | |
Учебная и консультационная деятельность | 1 | Проведение дополнительных занятий для учащихся. | | Классный руководитель 4 класса |
2 | Проведение дополнительных занятий для слабоуспевающих учащихся. | | Классный руководитель 4 класса | |
3 | Проведение индивидуальных консультаций для родителей учащихся. | | Классный руководитель 4 класса | |
4 | Проведение родительского собрания. Тема: «ВПР». Регулярно информировать родителей учащихся о готовности детей к ВПР. | | Классный руководитель 4 класса |
План работы по подготовке к ВПР по математике
№ | Тема | Срок |
1 2 3 4 | Таблица умножения. Умножение и деление в пределах 100 Письменные приёмы умножения и деления Решение задач Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику. | сентябрь |
1 2 3 4 | Геометрический материал Письменные приёмы умножения и деления Задачи с именованными числами Нахождение значения выражения Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику | октябрь |
1 2 3 4 | Текстовые задачи Умножение и деление в пределах 1000 Письменные приёмы умножения и деления Пространственное воображение Выполнение образцов заданий ВПР. Задачи на логику | ноябрь |
1 2 3 4 | Порядок действий в выражениях. Нумерация чисел. Действия с именованными числами. Решение задач. Пробная ВПР | декабрь |
1 2 3 4 | Решение уравнений. Умножение и деление многозначных чисел. Решение задач. Порядок действий Выполнение образцов заданий ВПР. Умножение и деление столбиком | январь |
1 2 3 4 | Задачи повышенного уровня Сложение и вычитание, умножение и деление столбиком. Задачи на время Геометрический материал. Выполнение образцов заданий ВПР. | февраль |
| Выполнение демоверсий ВПР. | март |
| Выполнение демоверсий ВПР. | апрель |
| Выполнение демоверсий ВПР. ВПР | май |
План работы по подготовке к ВПР по русскому языку
Основное направление | Тема | Срок |
Однородные члены предложения | 1. Предложение. Текст. 2. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 3.Правописание безударных гласных в корне слова. 4. Слова с непроизносимыми согласными. 5.Правописание предлогов и приставок. Выполнение образцов заданий ВПР. | сентябрь |
Деление текста на смысловые части, составление плана текста | 1.Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 2.. Правописание безударных гласных в корне слова. 3. Правописание предлогов и приставок. Выполнение образцов заданий ВПР. 4Имя существительное. | Октябрь |
Синонимы | 1. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 2.. Правописание безударных гласных в корне слова. 3.. Имя существительное. | ноябрь |
Морфемика. Орфография | 1.Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 2.. Правописание безударных гласных в корне слова. 3. Имя существительное. Выполнение образцов заданий ВПР. Пробная ВПР. | декабрь |
Морфология. Орфография | 1. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне и на конце слова. 2.Имя прилагательное Выполнение демоверсий ВПР. | январь |
Лексика. Культура речи. | 1. Имя прилагательное. 2.Глагол Выполнение демоверсий ВПР. | Февраль |
Морфология | 1.Местоимение. 2.Глагол. 3.Служебные части речи. Выполнение демоверсий ВПР. | март |
| Выполнение демоверсий ВПР | Апрель |
| Выполнение демоверсий ВПР. ВПР | Май |
Планирование работы по подготовке к ВПР по окружающему миру.
№ | Тема | Дата |
Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. | | |
2 | Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. | |
3 | Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. | |
4 | Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. | |
5 | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | |
6 | Определение по рисунку объектов, созданных природой | |
7 | Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа №1 | |
8 | Смена дня и ночи на Земле. | |
9 | Работа с таблицами. | |
10 | Работа с таблицами. Мини-работа №2 | |
11 | Решение задач | |
12 | Решение задач | |
13 | Решение задач. Мини-работа №3 | |
14 | Определение плана действий. Восстановление последовательности действий | |
15 | Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. Мини-работа №4 | |
16 | Работа с картой. | |
17 | Работа с картой. Мини-работа №5 | |
18 | Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. | |
19 | Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Мини-работа №6 | |
20 | Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие | |
21 | Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. | |
22 | Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. Мини-работа №7 | |
23 | Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи | |
24 | Заполнение таблиц по исходным данным. | |
25 | Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа №8 | |
26 | Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы | |
27 | Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. Мини-работа №9 | |
28 | Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. Мини-работа №10 | |
29 | Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. | |
30 | Вредные привычки | |
31 | Деление предметов на группы. Проверочная работа по вариантам. | |
32 | Деление предметов на группы. | |
33 | Знаки. Определение знака и правила к нему | |
34 | Проверочная работа №11 | |