Аналитический обзор «Программа по робототехнике для начальной школы»

1
0
Материал опубликован 28 March 2022

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


М.А. Малёнкина

г. Вологда

В настоящее время с принятием нового федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности школьников [5]. Это обусловлено необходимостью гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью,

способностью решать нестандартные задачи.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Исследовательская деятельность активно применяется как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности.

Одна из основных целей современного образования – раскрытие творческих способностей каждого ребенка, развитие его самостоятельности, инициативы. Исследовательская деятельность позволяет совершенствовать именно эти качества.

Большие возможности для формирования исследовательских компетенций предоставляет образовательная робототехника. Представляя собой интеграцию информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества, она закладывает прочные основы системного мышления.

Вопросы внедрения робототехники в начальной общеобразовательной школе с целью формирования исследовательских умений и навыков интересовали специалистов разного профиля: педагогов, психологов. Среди них – Х. Х. Абушкин, О. С. Власова, Д. А. Гейнц, И. В. Тузикова и др. [1, 2, 3, 4, 6].

Объект исследования – процесс формирования исследовательских компетенций младших школьников.

Предмет исследования – образовательная робототехника как средство формирования исследовательских компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза: образовательная робототехника является эффективным средством формирования исследовательских компетенций младших школьников.

Цель – изучить образовательную робототехнику как средство формирования исследовательских компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи:

 рассмотреть понятие и особенности исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте;

охарактеризовать образовательную робототехнику как направление внеурочной деятельности в начальной общеобразовательной школе;

разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по робототехнике для начальной общеобразовательной школы;

представить опытно-практическую работу по использованию образовательной робототехники как средства формирования исследовательских компетенций младших школьников во внеурочной деятельности. 

Для достижения цели и задач работы был использован комплекс методов научного исследования: изучение психолого-педагогической литературы, анализ, синтез, обобщение, анализ педагогического опыта, опытно- практическая работа.

Мы рассмотрели понятие «исследовательская деятельность» и особенности ее организации с учащимися начальных классов и пришли к следующим выводам. Исследовательская деятельность направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей. В отличие от проектной деятельности, ее продуктом является новое знание. Любое исследование состоит из нескольких последовательных этапов: постановка проблемы; изучение теории по данному вопросу; выбор методик исследования и овладение ими; сбор, анализ и обобщение собственного материала.

Исследовательские компетенции – один из наиболее важных компонентов исследовательской деятельности. Их можно разделить на 4 группы: организационно-практические, поисковые, информационные и оценочные.

Организация исследовательской деятельности в начальной школе имеет свою специфику. Для обеспечения высокой познавательной мотивации необходимо выбирать тему, близкую ребенку. Также рекомендуется следовать принципам проблемности, индивидуализации и дифференциации, диалогичности и рефлексии. Главной особенностью организации исследований в начальной школе является координирующая роль педагога, так как у учащегося начальных классов не хватает опыта в данной сфере.

Робототехника выступает как средство формирования и развития исследовательских компетенций младших школьников, ведь она позволяет вовлечь учащихся в процесс инновационного научно-технического творчества. Чаще всего робототехника реализуется в рамках дополнительного образования, однако в некоторых школах г. Вологды есть соответствующие программы внеурочной деятельности. Образовательная робототехника – это междисциплинарное направление, интегрирующее знания о физике, биологии, технологии, математике, ИКТ и других предметов. Для начальной школы курс робототехники является пропедевтикой изучения данных предметов.

Робототехника способствует формированию базовых исследовательских компетенций: информационной, коммуникативной и учебно-познавательной. Главным средством обучения робототехнике является конструктор, наиболее

распространенный из них – конструктор линейки Lego Education. Компания Lego также разработала программное обеспечение к нему [8].

В школах г. Вологды реализуется множество программ, направленных на формирование исследовательской деятельности. Есть и программы по робототехнике. Однако существует необходимость создания программы, интегрирующей робототехнику и исследовательские компетенции. Поэтому в рамках реализации практической части работы нами была разработана программа внеурочной деятельности «Роботята», предназначенная для работы с конструктором Lego Education WeDo 2.0, целью которой является создание условий для формирования и развития исследовательских компетенций младших школьников посредством образовательной робототехники.

Апробация программы проводилась на базе МАОУ «Центр образования

№ 42». Диагностика по методике Е.Е. Туник, проведенная с учащимися 2 «Д» класса, доказала актуальность работы по формированию исследовательских компетенций [7].

Было проведено восемь занятий из раздела «Наш удивительный мир», которые, на наш взгляд, представляют наибольшую ценность для формирования и развития исследовательских компетенций. По завершении освоения раздела дети научились формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезы и обосновывать их, приводить аргументы во время дискуссии, выстраивать план действий, проводить эксперименты и оформлять отчеты по ним, используя знаково-символическое моделирование, пользоваться разнообразными информационными источниками, производить отбор информации, готовить исследовательские доклады и презентовать их, оценивать полученные результаты. Об успешности освоения раздела и повышении уровня развития исследовательских компетенций свидетельствует тестирование и опрос учащихся.

Таким образом, мы доказали, что программа внеурочной деятельности по робототехнике является эффективным средством формирования исследовательских компетенций младших школьников.


Абушкин, Х. Х. Межпредметные связи в робототехнике как средство формирования ключевых компетенций учащихся / Х. Х. Абушкин, А. В. Дадонова // Учебный эксперимент в образовании. – 2014. № 3. С.32 - 35.

Власова, О. С. Образовательная робототехника в учебной деятельности учащихся начальной школы: уч.-метод. пособие / О. С. Власова, А. А. Попова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 111 с.

Власова, О. С. Содержательный компонент подготовки учителя начальных классов к внедрению образовательной робототехники / О. С. Власова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. – 11. – С. 47-57.

Гейнц, Д. А. Внедрение основ образовательной робототехники в начальной школе. Из опыта работы [Электронный ресурс] / Д. А. Гейнц; Pedsovet.su: сообщество взаимопомощи учителей. 2017. Режим доступа:

http://pedsovet.su/load/1178-1-0-50126 (дата обращения: 05.01.2019). – Загл. с экрана.

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 N 373 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=255197785025293861914 45713&cacheid=F3CB9EA39462364336603AB16012F237&mode=splus&base=LA W&n=193503&rnd=0.6640113730024064#5q3kmi4ud4o (дата обращения: 15.09.2018). – Загл. с экрана.

Тузикова, И. В. Изучение робототехники путь к инженерным специальностям / И. В. Тузикова // Школа и производство. – 2013. – № 5. – С. 45-47.

Туник, Е. Е. Диагностика развития навыков исследовательской деятельности у младших школьников [Электронный ресурс] / Е.Е. Туник. Режим доступа: https://infourok.ru/user/pushkaryovskaya-anna- alekseevna/blog/diagnostika-ee-tunik-na-viyavlenie-razvitiya-navikov- issledovatelskoy-deyatelnosti-u-mladshih-shkolnikov-33364.html (дата обращения: 14.01.2019). – Загл. с экрана.

The Lego group. Lego Education WeDo 2.0. Комплект учебных проектов: руководство для учителя [Электронный ресурс] / The Lego group. – 2016. – Режим доступа: https://le-www-live-s.legocdn.com/sc/media/files/user- guides/wedo-2/teacher-guides (дата обращения: 05.09.2018). – Загл. с экрана.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.