Программа по самообразованию «Робототехника в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»
Управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Бор.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Золотой ключик» (МБДОУ детский сад № 9 «Золотой ключик»)
Принято: Утверждено:
на заседании педагогического приказ № от ___________
совета Заведующий:
протокол № от «___»____________20__г. ____________________________
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
Тема: «Робототехника в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Полякова Наталья Викторовна
Городской округ г. Бор
2018г
Содержание:
Новизна…………………………………………………………………………………………………3
Актуальность…………………………………………………………………………………………..3
Цели и задачи…………………………………………………………………………………………..4
Ожидаемые результаты………………………………………………………………………………5
Список литературы……………………………………………………………………………………6
План работы……………………………………………………………………………………………7
Отслеживание результатов…………………………………………………………………………...9
Результат оценки реализации программы………………………………………………………..10
Новизна.
Уникальность работы по робототехнике заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе. Для этого, в качестве основных технических ресурсов и платформы для детского исследования, конструирования и создания роботов используются конструкторы разных видов.
Это, в свою очередь, позволяет через техническое творчество достигать интеграции знаний из областей математики, физики, естественных наук с развитием инженерного мышления.
Важно и то, что в основе реализации курса лежит системно- деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В работе заложено углубленное взаимодействие ребенка с миром научно-технического творчества, включающее в себя путь от авторского воплощения замысла до создания автоматизированной модели, проекта.
Актуальность:
Актуальность внедрения лего - конструирования и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Цели и задачи:
Цель: Повышение своего профессионального уровня в организации работы по робототехнике.
Изучение и внедрение в активную практику системы работы по робототехнике.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.);
Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
Создать современную предметно- пространственную среду в группе;
Разработать для педагогов и родителей рекомендации и памятки.
Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет –конкурсах.
Подготовить материалы к аттестации.
Ожидаемые результаты:
У меня, как у начинающего в этой области педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества по данной теме:
умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, развитие у них технического творчества;
умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
пополнение копилки профессиональных достижений.
У детей сформируются:
творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, применять полученные знания на практике;
социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.
У родителей воспитанников:
появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.
Активизируется участие родителей в познавательном развитии ребенка.
Список литературы:
Вильямс Д. Программируемые роботы. - М.: NT Press, 2006.
Конюх В. Основы робототехники. – М.: Феникс, 2008.
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010.
Теплова А.Б., С.А.Аверин «Образовательный модуль «Робототехника»». Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019.
Корягин А.В. Образовательная робототехника (Lego Wedo). Сборник методических рекомендаций и практикумов.-М.:ДМК Пресс, 2016.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.-М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: http://nsportal.ru, www.maam.ru, http://doshvozrast.ru,
https://portalpedagoga.ru, http://dohcolonoc.ru, и т.д
Интернет-ресурсы:
План работы
этап | Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Июнь 2018г. | Курсы «STEM-образование» | Обучение | Тестирование, свидетельство. | |
| Октябрь 2018г. | Анкетирование | Изучение запросов детей и родителей | Анализ анкетирования родителей и воспитателей. |
Октябрь - январь 2018-19 г. | | Подбор и изучение литературы | | |
Январь – май 2019г. | Создание предметно-развивающей среды | 1.Изучение условий организации работы по робототехнике. 2.Разработка плана работы с детьми: подбор дидактических игр. 3.Разработка перспективных планов; картотек; конспектов НОД и развлечений; 4.Подбор и создание презентаций для детей и педагогов по теме «Робототехника | 1. Консультация для педагогов ДОУ «Робототехника в детском саду» 2. Буклет «Робототехника в детском саду и дома»(для родителей) 3. Информ. стенд «Как научить детей конструировать и программировать» 4. Электронная консультация для педагогов «Робототехника» 6. Перспективный план работы по робототехнике по возрастам. 7. Картотека дидактических игр. | |
II | Июнь – август 2019г. | Конструкторы «ЛЕГО» | 1. Создать систему работы с конструкторами | 1.Перспективный план работы . |
| Сентябрь 2019 | «Шаг за шагом» | 1.Написание рабочей программы «Робототехника в детском саду» | 1. Рабочая программа |
| Октябрь 2019 | Конспекты НОД по робототехнике. | Разработка конспектов НОД. | Конспекты. |
| Ноябрь 2019 | Роль педагога в организации работы по робототехнике. | 1.Консультация для педагогов ДОУ | |
| Декабрь 2019 | Круглый стол | 1.Подготовка материалов. | 1.Презентация «Введение в робототехнику» |
| Январь -февраль 2020 | Интернет-обмен передовым опытом | 2. Обмен опытом | Сертификаты |
| Апрель -май 2020 | Роль родителей в совместной работе по конструированию и робототехнике. | 1. Буклет («Конструирование- фундамент всестороннего развития ребенка» (для родителей) 2. Информационный стенд «8 причин использовать LEGO- конструирование для развития ребенка» | Размещение информации. |
| Сентябрь 2020г. | Роль педагога в организации работы по робототехнике | 1.Внедрение Программы в практику, анализ, коррекция | |
| Октябрь 2020г. | | 1.Оформление фотовыставки «Мой перворобот» | Фотовыставка |
| Ноябрь-декабрь 2020г. | | 1. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | |
III | Январь - февраль 2021 г. | Представление опыта | Обобщение опыта В ДОУ, на районных мероприятиях | Презентация Программы «Робототехника в детском саду» |
| Март-май 2021г. | Самоанализ | Анализ итогов реализации | Определение путей дальнейшего развития. |
Отслеживание результатов
Этапы | Содержание работы | Анализ (оценка эффективности) |
I Организационно- прогностический | - Подбор и изучение литературы по теме, интернет сайтов - Изучение запросов детей и родителей | 100% |
II Проектно-деятельностный | - Создание картотеки игр по робототехнике -Создание перспективного плана работы по робототехнике. - Обмен опытом на сайтах - Подготовка к практикуму. Разработка рекомендаций для воспитателей. - Написание рабочей программы «Робототехника с детьми старшего дошкольного возраста) - Внедрение Программы в практику, анализ, коррекция - Подготовка методического материала к программе.. | |
III Аналитико-обобщающий | - Обобщение опыта: В ДОУ, на районных мероприятиях - Выставка - Презентация Программы - Анализ итогов реализации - Определение путей на будущее. | |
Результат оценки реализации программы.
Во время реализации программы могут быть изменены формы работы и практический выход, т.к. программа разработана на 3 года. Но за основу оценки реализации программы я предлагаю данный план работы. Если будут разработаны и реализованы новые формы работы, и они улучшат или более полно раскроют тему данной программы, то предлагаю к оценке результата прибавить 10%.
100 % - 80% - высокий уровень реализации программы.
79% - 60% - средний уровень реализации программы.
59% - 50% - низкий уровень реализации программы.
10