12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раула Ирина Евгеньевна232
Работаю в ОЧУ Первая Московская гимназия 15 лет. Общий стаж 32г.
Россия, Москва, Москва

t1710682663aa.png



Первая Московская гимназия”

Общеобразовательное частное учреждение

119002, г. Москва, Плотников пер., д.17,

6 этаж, помещение №6.10.

тел.: +7 495 278-09-35

ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» г. Москва

БИК 044525225, К/С 30101810400000000225, Р/С 40703810040290107656













«ПРИНЯТО»



на заседании педагогического совета гимназии







протокол № _____________



от « ___»____________20__г.



«УТВЕРЖДАЮ»



Директор

Засыпкина Ю.В.









__________________



от «___»____________20__г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

1-4 классы



Составитель программы: Раула И.Е.



Срок реализации программы:



2020/2023 учебный год

Рабочая программа курса технологии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, Примерной программы по учебным предметам.

1 класс

Пояснительная записка

Курс «Технология» является составной частью Образовательной системы «Школа 21 века». Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием опыта как основы обучения и познания, осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения учебных задач прикладного характера, формированием первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Курс, развивающее-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Цели и задачи курса

Целью курса является: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

– получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессии и правильного выбора профессии

– усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

– приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

– использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

– приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

– приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды, и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

Методическая основа курса – деятельности подход, т.е. организация максимально творческой предметной деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых технологических приёмов, конструктивных особенностей через специальные упражнения.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135ч, из них в 1 классе 33ч (1час в неделю, 33 учебных недели), по 34ч во 2, 3 и 4 классах (1час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно- эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно- прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человек- ческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и

свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культуры.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культуры.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;

– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

– с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

– учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;

– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;

– учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, его материальную культуру.

Коммуникативные УУД:

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;

– слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в

1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Знать

– виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

– конструкции одно детальные и много детальные, неподвижное соединение деталей;

– названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

– технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

– способы разметки: сгибанием, по шаблону;

– способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

– виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами.

Уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.

Планируемые результаты

К концу 1 класса учащиеся должны:

Иметь представление:

роли и месте человека в окружающем мире;

созидательной, творческой деятельности человека;

роли природы в жизни человека;

человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;

некоторых профессиях;

силах природы, их пользе и опасности для человека;

том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит её вред.

Знать:

что такое деталь как составная часть изделия, что такое конструкция, какие конструкции бывают (одно детальные и много детальные), что такое неподвижное соединение деталей;

виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;

последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

способы разметки: сгибанием, по шаблону;

способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

виды отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка и её варианты;

название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними.

Уметь:

наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

различать материалы и инструменты по их назначению;

различать одно детальные и много детальные конструкции несложных изделий;

качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;

использовать для сушки плоских изделий пресс;

безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

Владеть обще трудовыми и обще учебными умениями:

Под контролем учителя:

рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.

С помощью учителя:

проводить анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку;

при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Материально-техническое обеспечение

Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

– учебники:

• Е.А. Лутцева, «Технология» Учебник для 1 класса;

• Е. А Лутцева, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»

для 1 класса.

– индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

– простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для

кистей, коробочки для мелочи*;

– материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;

– специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ урока

Сроки

Тема урока

1

2-6.09

Предмет технология.

Рукотворный мир, как результат труда человека.


2

9-13.09

Предмет технология.

Рукотворный мир, как результат труда человека.

Мастера и их профессии (знакомые детям).

Пр.р. «Солнышко из ладошек»

3

16-20.09

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Отражение мотивов природы в детском творчестве.

Пр.р. лепка из пластилина «Цветик семицветик»

4

23-27.09

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Отражение мотивов природы в детском творчестве.

Пр.р. лепка из пластилина «Рыбка склярия»

5

30.9-4.10

Природа в художественно-практической деятельности человека.

Отражение мотивов природы в детском творчестве.

Прак. р Расписной пластилин « осенний лес»

6

7-11.10

Свойства бумаги, виды бумаги.

Сходства и различия бумаги и картона.

Практическая работа. Оригами. Складные игрушки.

7

14-18.10

Складывание из бумаги. Оригами. Условные обозначения.

Практическая работа. Деревенский домик.

8

21-25.11

Складывание из бумаги. Оригами.

Чтение условных обозначений.

Практическая работа «Корзиночка»

9

11-15.11

Почему ножницы такие разные

Правила Т.Б.

Ножницы у разных мастеров.

Практическая работа «Волшебная аппликация»


10

18-22.11

Порядок изготовления изделий из разных материалов.

Практическая работа. «Закладка из квадратиков»

11

25-29.11

Как соединяют детали.

Простые и сложные конструкции.

Соединение деталей клеем.

Практическая работа. «Новогодние ребристые игрушки»


12

2-6.12

Порядок изготовления изделий из разных материалов.

Практическая работа. «Новогодняя елочка»

13

9-13.12

Новогодние сюрпризы из бумаги.

Практическая работа. «Новогодние открытки»


14

16-20.12

Украшаем школу, класс. Коллективная работа.

15

13-17.01

Что такое материал.

Разные свойства у разных материалов.

Практическая работа. Фигурки из проволоки.


16

20-24.01

Из ниточек и веревочек.

Практическая работа. Подвеска из пряжи.

Работа с парах

17

27-31.01

Новый материал –лента.

Плоское прямое плетение

Практическая работа. «Закладка для книг»

18

27-31.01

Размечаем круги

Практическая работа. « Мой щенок»

19

3-7.02

Размечаем треугольники

Разметка треугольных деталей по шаблонам разной величины

Практическая работа. Мозаика из геометрических фигур.

20

10-14.02


Размечаем прямоугольники

Практическая работа. Модель самолетика

21

17-21.02

Сборка модели самолетика из готовых форм.

22

24-28.02

Тренируем сообразительность. Приемы сгибания, оригами.

Практическая работа. Игрушки без ножниц и клея. Корзиночка

23

2-6.03

Объемная аппликация.

Практическая работа «Букет для мамы»

24

16-20.03

Симметрия. Симметричные фигуры

Практическая работа. Вырезание симметричных фигур.


25

23-27.03

Симметрия. Симметричный узор.

Практическая работа. Симметричный узор у сказочной бабочки.

26

30.03-3.04

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

Практическая работа «Морская звезда»

27

6-10.04

Завершение работы

по изготовлению аппликации «Морская звезда»

28

20-24.04

Изготовление объемных фигур.

Работа с инструкцией. «Коробочка с крышкой»


29

27-30.04

Лепка из пластилина.

Расписные пряники

30

11-15.05

Этапы выполнения работы.

Работа с шаблонами.

Практическая работа «Бал цветов»

31

18-22.05

Работа с готовыми формами. Коробочки, спичечные коробки

Практическая работа. Игрушка -черепашка из коробочки.

32

25-29.05

Ремонт книг

Практическая работа. Ремонт книг.

Работа в парах.

33

1-5.06

Диагностика качества учебно-познавательной деятельности. Викторина.



2 класс

Пояснительная записка

Данный курс реализуется в рамках образовательной области и учебного предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир», как его деятельностный компонент в соответствии с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель–чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова и другими УМК, имеющими развивающую направленность.

Цели обучения: дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;

-создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Основные задачи: 

научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жиз ни,

пользоваться различного рода источниками

развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

• формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

• овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

• использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

• развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно программе, на изучение программного материала во 2 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Технология» отведено 1 час в неделю (34 часа).

Результаты изучения технологии во 2 классе:

Личностные результаты:

Создание условий для формирования следующих умений:

— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД:

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

 Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать (на уровне представлений):

— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

— о гармонии предметов и окружающей среды;

— профессиях мастеров родного края,

— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; — выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;

— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:

— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

— происхождение натуральных тканей и их виды;

— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

— читать простейшие чертежи (эскизы);

— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

— решать несложные конструкторско-технологические задачи;

— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

Конструирование и моделирование

Знать:

— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

— отличия макета от модели.

Уметь:

— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.

5. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Требования к уровню подготовки

Личностные результаты:

 Создание условий для формирования следующих умений:

— объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

— уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

— понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

— учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

— учиться планировать практическую деятельность на уроке;

— под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

— учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

— работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

— определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

— наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

— сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

— учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

— находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

— с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

— самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

— уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

— уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание/

Знать (на уровне представлений):

— об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность - симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);

— о гармонии предметов и окружающей среды;

— профессиях мастеров родного края,

— характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.

Уметь:

— самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

— готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; — выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

— самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другими;

— уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

— обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

— происхождение натуральных тканей и их виды;

— способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;

— основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;

— линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

— названия, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль).

Уметь:

— читать простейшие чертежи (эскизы);

— выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);

— оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;

— решать несложные конструкторско-технологические задачи;

— справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.

3. Конструирование и моделирование

Знать:

— неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

— отличия макета от модели. Уметь:

— конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

— определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

5. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

—знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.

Материально-техническое обеспечение

Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.

Для работы учащимся необходимы:

– учебники:

• Е.А. Лутцева, «Технология» Учебник для 2 класса;

• Е. А Лутцева, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»

для 2 класса.

– индивидуальное рабочее место (которое может при необходимости перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

– простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для

кистей, коробочки для мелочи*;

– материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофрированный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, природные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор»;

– специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.

Цифровые образовательные ресурсы:

Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM)

Оборудование:

Учебные столы.

Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Экран.

Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ урока

Сроки

Тема урока

1

2-6.09

Приспособления первобытного человека к окружающей среде.

Практическая работа «Узнай мое имя»

2

9-13.09

Ремесла и ремесленники.

Практическая работа. «Лепка посуды»

3

16-20.09

Профессии ремесленников. Разделение труда

Практическая работа «Рельефная работа из пластилина. Божья коровка»

4

23-27.09

Завершение работы по лепке барельефа из пластилина.

5

30.09-4.10.

Работа с природным материалом.

Практическая работа «Сова из шишек»

6

7-11.10

Свойства различных материалов.

Исследование свойств материалов.

Сравнение бумаги и картона.

Складывание из бумаги. Оригами. « Сова и совенок»

7

14-18.10

Складывание из бумаги. Оригами. «Цветные карандаши»

8

21-25.10

Складывание из бумаги. Модульное оригами. Медальон

9

11-15.11

Назначение инструментов.

Практическая работа . Вырезание и сборка объемных фигур. Паук.

10

18-22.11

Введение в проектную деятельность.

Замысел. Мозаика из обрывных кусочков бумаги.

11

25-29.11

Введение в проектную деятельность.

Конструкция изделия.

12

2-6.12

Введение в проектную деятельность.

Композиция.

Новогодние ребристые игрушки

13

9-13.12

Введение в проектную деятельность.

Мини- проект «Новогодний подарок»

14

16-20.12

Завершение работы по изготовлению новогоднего подарка.

15

13-17.01

Происхождение натуральных тканей и их свойства.

Исследовательская деятельность.

16

20-24.01

Правила Т.Б. при работе с иглой и булавками.

Практическая работа по изготовлению игольницы

17

27-31.01

Работа с иглой. Правила Т.Б

Пришивание пуговиц с 2-мя проколами.

18

3-7.02

Работа с иглой. Правила Т.Б.

Пришивание пуговиц с 4-мя проколами.

19

10-14.02

Материалы и инструменты

Что может линейка

20

17-21.02

Разметка прямоугольника с помощью угольника

Практическая работа «Модель кораблика»

21

24-28.02

Циркуль. Разметка деталей циркулем.

Практическая работа «Объёмные цветы для мамы»

22

2-6.03

Радиус окружности. Чертеж окружности.

Практическая работа «Объёмные цветы для мамы».

Завершение работы над открыткой.


23

16-20.03

Каждому делу свои инструменты

Работа с пряжей.

Кисточки из пряжи. Работа в парах.

24

23-27.03

Технологические операции.

Объемные цветы из полос.

25

30.03-3.04

Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм.

Мозаика из частей прямоугольника.

26

6-10.04

Плоское прямое плетение.

Салфетка

27

13-17.04

Мини- проект.

Пасхальный сувенир

28

20-24.04

Создание объемных фигур из полосок бумаги.

Лошарик

29

27-30.04

Создание объемных фигур из полосок бумаги.

Веселые зверюшки

30

15.05

Лепка из пластилина.

Расписные пряники.

31

18-22.05

Складывание из бумаги.

Аппликация «Птицы прилетели»

32

25-29.05

Транспортные средства. Макеты и модели

Практическая работа «Изготовление игрушки на основе спичечного коробка»

33

1-5.06

Виды соединения деталей конструкции.

Практическая работа. Соединение проволовой –гусеница.

34

8-11.06

Урок-викторина. Что я знаю, что умею






3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 3-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».

Методическая основа курса –организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.). В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений, учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

Программа по технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности, учащихся младшего школьного возраста.

Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;

приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;

овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;

воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативной и причастности к коллективной трудовой деятельности;

развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтетичных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.

У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического  образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевая элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии) Курс реализуется, прежде всего, в рамках предмета «Технология», но сочетается с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный компонент (концепция образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель - чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова).

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении нескольких учебных предметов (изобразительного искусства, математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности), создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, позволяет реализовать полученные знания в интеллектуально-практической деятельности ученика.

Так, изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Знания, приобретенные детьми на уроках математики, помогают моделировать, преобразовывать объекты из чувственной формы в модели, воссоздавать объекты по модели в материальном виде, мысленно трансформировать объекты, выполнять расчеты, вычисления, построения форм с учетом основ геометрии, работать с геометрическими формами, телами, именованными числами.

Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера происходит на уроках окружающего мира. Природа становится источником сырья, а человек - создателем материально-культурной среды обитания с учетом этнокультурных традиций.

На уроках технологии, в интеграции с образовательной областью «Филология» на уроках русского языка, развивается устная речь детей на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Литературное чтение дает возможность ребенку работать с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Основы безопасности жизнедеятельности формируют личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.

В 3 классе освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой - проект. Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.

Учебно-методический комплект:

Е.А. Лутцева. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. -2-е издание. Дополнительное-М.: Вентана-Граф 2012.
 Е.А. Лутцева. Технология: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014.

  Е.А. Лутцева. Технология: Ступеньки к мастерству: 3 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ урока

Сроки

Тема урока

1

4-8.09

Инструменты и приспособления.

Каждой работе свой инструмент.

Разрезной пластилин. Черепашка.

2

9-13.09

Этапы выполнения работы.

Работа с инструкцией.

Практическая работа «Веселый зоопарк»

3

16-20.09

Работа с видео инструкцией.

Лепка машинки из пластилина

4

23-27.09

Изобретение бумаги.

Коллекции бумаги.

Модульное оригами. Солнце.

Работа в группах

5

30.09-4.10

Складывание из бумаги. Работа с инструкцией.

Базовая форма «двойной квадрат».

Прыгающая лягушка.

6

7-11.10

Оригами. Работа с инструкцией.

Базовая форма «двойной квадрат».

Коробочка

7

14-18.10

Оригами. Работа с инструкцией.

Базовая форма «двойной треугольник».

Надувной кубик.

8

21-25.10

Оригами. Работа с инструкцией.

Самостоятельная работа по складыванию фигур.

9

11-15.11

Изготовление объемных фигур. Развертка.

Чтение и построение чертежа

Практическая работа «Коробочка».

10

18-22.11

Изготовление объемных фигур. Развертка.

Чтение и построение чертежа

Практическая работа « Крышка к коробочке»

11

25-29.11

Плоские и объемные фигуры.

Правила сборки объемных фигур.

Новогодние игрушки

12

2-6.12

Дом и семья. Наши традиции

Практическая работа «Новогодний сувенир»

13

9-13.12

Завершение работы по изготовлению новогоднего сувенира.

14

16-20.12

Новогодние традиции.

Украшаем школу, класс.

15

13-17.01

Какие бывают ткани.

Практическая работа

«Игольница»


16

20-21.01

«Вышивание по криволинейному контуру».

Проектная работа

Выбор рисунка, перед рисунка на ткань.

17

27-31.01

Проектная работа

«Вышивание по криволинейному контуру».

Шов строчка, «назад иголка»

18

3-7.02

Проектная работа

«Вышивание по криволинейному контуру». Продолжение работы.

Шов строчка, «назад иголка»

19

10-14.02

Проектная работа

«Вышивание по криволинейному контуру». Продолжение работы.

Шов строчка, тамбурный шов, гладьевые стежки.

20

17-21.02

Проектная работа

«Вышивание по криволинейному контуру»

Завершение работы. Оформление работы в рамку.

21

24-27.02

Практическая работа по замыслу

Игрушки на готовой основе.

Макет машинки

22

2-6.03

Доброе мастерство.

Подарок своими руками.

23

16-20.03

Отражение эпохи в культуре одежды.

Изготовление элементов украшения одежды.

Помпоны

24

16-20.04

Завершение работы по изготовлению элементов украшения народной одежды.

Помпоны.

25

30.03-3.04

Мини-проект «Пасхальный сувенир»

26

6-10.04

Мини-проект «Пасхальный сувенир»

Завершение работы


27

13-17.04

Создай свой образ.

Проектная работа «Мозаика из комочков бумаги»

28

20-24.04

Продолжение и завершение работы по изготовлению мозаики.

29

27-30.04

Человек и стихия природы.

Лепка из пластилина –огонь, костер.

30

12-15.05

Главный металл

Практическая работа игрушки из фольги.

31

18-22.05

Ветер работает на человека.

Практическая работа «Ветреная мельница» конструктор ЛЕГО

32

25-29.05

Устройство передаточного механизма.

Зубчатая передача

Практическая работа с конструктором Лего

33

1-5.06

Устройство передаточного механизма.

Червячная передача

Практическая работа с конструктором Лего

34

8-11.06

Викторина «что я знаю, что умею»



4класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 4-го класса рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);

рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);

с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».

В процессе обучения технологии в 4 классе реализуются следующие цели и задачи:

·развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

·освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

· овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

· воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности

 Общая характеристика учебного предмета/

Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.

Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета «Технология» в 4 классе являются:

- практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать сам».

В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем практическая.

 Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение технологии в 4 классе отводится 34ч в год

(1 час в неделю).

 Требования к уровню подготовки оканчивающих 4 класс

 В результате изучения технологии ученик должен

Знать и понимать

· роль трудовой деятельности в жизни человека;

· распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

· влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

· область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

· основные источники информации;

- назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

уметь

·выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;

·осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;

·получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

· работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;

· изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

·соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

·создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

· осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;

- использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);

- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;

- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

осуществления сотрудничества в совместной работе

 Учебно-методический комплект:

 Е.А. Лутцева. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.-2-е издание. Дополнительное-
 М.: Вентана-Граф 2014

Е.А. Лутцева. Технология: 4 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014.

  Е.А. Лутцева. Технология: Ступеньки к мастерству: 4 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012.

 Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ урока

Сроки

Тема урока

1

2-6.09

Современное производство

Штучное и массовое производство.

Практическая работа торцевание на пластилине.

«Панно «Времена года»

2

9-13.09

Современное производство

Штучное и массовое производство

Завершение работы по изготовлению панно

3

16-20.09

Как делают автомобили.

Оригами. Работа по инструкции.

Складывание автомобиля.

4

23-27.09

Промыслы народов мира.

Складывание из бумаги

Японская коробочка санбо

5

30.09-4.10

Семья и традиции.

Складывание из модулей.

Осенний листопад.

6

7-11.10

Материалы современного производства.

Мини-проект « фокус –книжка»

7

14-18.10

Природное сырье.

Черное золото.

Практическая работа изготовление игрушки из поролона.

8

21-25.10

Что такое вторичное сырье.

Практическая работа по изготовлению поделки из фантиков от конфет.

9

11-15.11

Гербы и геральдика.

Транспарантное вырезание.

Работа по схеме

10

18-22.11

Транспарантное вырезание.

Работа по замыслу.

11

25-29.11

Новогодний проект.

Подвески, игрушки, гирлянды.

12

2-6.12

Новогодний проект.

Подвески, игрушки, гирлянды.

13

9-13.12

Дом и семья

Наши традиции.

Практическая работа по изготовлению новогодней открытки.

14

16-20.12

Практическая работа по изготовлению новогодней открытки.

Завершение работы

15

13-17.01

О чем рассказывает дом.

Мини -проект «-жилище человека»

16

20-24.01

Завершение работы над проектом «Жилище человека»

17

27-31.01

Как дом стал небоскребом.

Макет городского дома.


18

3-7.02

Город будущего.

Коллаж. Коллективная работа.


19

10-14.02

Что такое дизайн.

Дизайн открытки деловому человеку

20

17-21.02

Дизайн рекламной продукции

Требования к рекламе.

Дизайн для рекламы школьный товаров

21

24-28.02

Дом и семья

Наши традиции.

Подарок для мамы – Конфетница.

22

2-6.03

Завершение работы по изготовлению конфетницы.

23

16-20.03

Народное творчество.

Ажурные узоры из бумаги

24

23-27.03

Объемные фигуры.

Чтение чертежа куба. Построение чертежа куба

25

30.03-3.04

Склеивание развертки куба

Оформление по назначению куба.

26

6-10.04

Модульное оригами.

Куб- головоломка.

27

13-17.04

Модульное оригами.

Коллективный проект –«Подарок школе»

28


20-24.04

Продолжение работы над проектом

29

27-30.04

Завершение работы над проектом «Подарок школе»

30

11-15.05

Аксессуары в одежде.

Плетение из бисера в одну нить

31

18-22.05

Аксессуары в одежде.

Плетение из бисера в одну нить.

Закрепление лески.

32

25-29.05

Плетение из бисера в две нити.

33

1-5.06

Плетение из бисера в две нити.

Фенечки.

34

8-11.06

Урок -Викторина «Что я знаю, что умею»











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.