Программа по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
Программа по внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
духовно-нравственное направление
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе
Стрелкова Анна Владимировна
учитель начальных классов
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
новизна, актуальность и педагогическая целесообразность курса . . .
цели и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
отличительные особенности программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
срок реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
формы и режим занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Планируемые результаты и формы подведения итогов . . . . . . . . . . . .
2. Основное содержание курса
1 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.Тематическое планирование
1 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной программы по внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011., с использованием методического пособия Д.В. Григорьев «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2011г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
-Приказ Рф от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального школьного образования»
-Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 года №1/15)
-Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
-Письмо Минобрнауки РФ № 09-3564 от 14.12.2015 г.; «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных дополнительных общеобразовательных программ»)
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки», рассчитанная на реализацию в течение 4-х лет, структурирована в соответствии с духовно-нравственным направлением, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися с 1 по 4 класс.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях “В гостях у сказки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Предлагается выполнение проектов в группах или индивидуально. Данный вид деятельности положительно влияет на коммуникативную сферу, сближает детей, объединённых единой целью, даёт возможность участвовать в общественной жизни, проявлять творческую активность.
Использовать данную программу внеурочной деятельности позволяет выявить дополнительные способности учащихся, сплотить и объединить ребят в дружный коллектив, помочь адаптироваться на данном жизненном этапе.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
1.Цель программы :
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность . Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
2. Принципы интегрированного курса:
Интегрированный курс предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 6,5 –11 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 6,6 - 11 лет (начальная школа).
в 1 классе - 33 часа,
во 2 классе - 34 часа,
в 3 классе -34 часа,
в 4 классе - 34 часа
Всего за курс изучения 135 часов (по 1 ч. в неделю).
Формы проведения занятии
Беседа, рассказ учителя.
Слушание.
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек:
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
анализ и просмотр текста сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, тем самым развивают устную речь.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки»».
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:
Должны знать:
способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);
чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;
работа с разными средствами изобразительного искусства.
Должны уметь:
выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
размышлять о характере и поступках героя;
высказывать своё отношение к прочитанному;
различать народную и литературную сказки;
находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.
Личностные и метапредметные результаты
К концу первого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение выражать собственное видение мира;
вносить личный вклад в общую работу;
развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
художественные, конструктивные, аналитические.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
умение выбирать различные пути для самореализации;
пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;
пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации; находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу второго года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
прогнозирование уровня усвоения
оценка;
коррекция
умение самостоятельно планировать свою деятельность;
логически выстраивать алгоритм действий;
анализировать проделанную работу;
оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций;
находить необходимые источники информации.
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов;
управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу третьего года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение ставить перед собой цель;
формулировать и решать трудовые задачи;
выражать собственное видение мира;
находить подходы в творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов.
управление действиями партнера( оценка, коррекция)
К концу четвертого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Регулятивные УУД:
целеполагание;
волевая саморегуляция
оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения;
смысловое чтение;
анализ объектов
синтез как составление частей целого;
доказательство;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
постановка вопросов;
умение выражать свои мысли полно и точно;
разрешение конфликтов.
управление действиями партнера( оценка, коррекция)
2. Основное содержание курса
Класс | Название раздела | Количество часов | Итого |
1 класс | Русские народные сказки | 10 часов |
|
Народные сказки | 7 часов |
| |
Сказки в мульфильмах | 5 часов |
| |
Авторские сказки | 10 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
|
| 33 часа | |
2 класс | Сказки о животных | 9 часов |
|
Животные в мультфильмах | 6 часов |
| |
Волшебные сказки | 9 часов |
| |
Бытовые сказки | 9 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
| | 34 часа | |
3 класс | Сказки отечественных писателей | 15 час |
|
Сказки народов России | 8 часов |
| |
Сказки народов мира | 10 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
| | 34 часа | |
4 класс | Сказки зарубежных писателей | 15 час |
|
Зачины сказок | 2 часа |
| |
Пословицы в сказках | 3 часа |
| |
Сказки в стихах | 6 часов |
| |
Сказки - пьесы | 7 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 часа |
| |
|
| 34часа |
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы аттестации/контроля
Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкетирование обучающихся позволяет педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения внутри группы и ход воспитательной работы в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, толерантности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу.
Немаловажным условием оценки результативности работы является участие детей в конкурсах, выставках.
Также значимой оценкой являются отзывы обучающихся и их родителей, анализ которых помогают педагогу корректировать содержание программы в течение учебного года.
Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты.
Входной контроль
Позволяет выявить уровень творческих способностей обучающихся, а также наиболее способных, одаренных детей; выяснить мотивацию обучения.
Предварительный контроль сочетается с компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Используются формы: анкетирования, тестирования (тесты-опросники, тесты для диагностики общих познавательных способностей и др.).
Промежуточный контроль
Осуществляется в конце полугодия и помогает определить творческий рост обучающихся, их активность, уровень усвоения программного материала. Промежуточная диагностика позволяет по мере необходимости корректировать программу, изменить методику организации учебно-воспитательного процесса.
Итоговый контроль
Проводится в конце учебного года, помогает выявить рост мастерства, самостоятельности, развитие творческого мышления, художественного вкуса.
Итоговый контроль проводится в форме выставки работ.
В целом контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в учебный процесс.
По завершении обучения обучающиеся, достигнув определённой степени актерского мастерства, получают сертификат.
Текущий контроль
Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Также детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля каждого занятия создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий.
Используются формы: педагогическое наблюдение, беседа, рефлексия, выступления, сопровождаемые анализом и самоанализом.
Оценочные материалы
Контрольно-измерительные материалы, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Тематическое планирование
1 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | ||||
| |||||||
| Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч | | | ||||
1 | Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки. | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | | ||||
2. | Русская народная сказка «Репка». Инсценировка сказки . | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | | ||||
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | ||||
4 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Лепка персонажей. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | | ||||
5 | Русская народная сказка «Лиса и волк». | Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование. | | ||||
6 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки | | ||||
7 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев. | | ||||
8 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту. | | ||||
9 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки | | ||||
10 | Праздник русской народной сказки | Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам. | | ||||
| | | | ||||
| Тема: «Народные сказки» - 7 ч | | | | |||
11 | Украинская народная сказка «Колосок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | | | |||
12 | Белорусская народная сказка «Пых» | Слушание сказки. Инсценировка. | | | |||
13 | Латвийская народная сказка «Заячий домик» | Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование. | | | |||
14 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | Инсценировка | | | |||
15 | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | | | |||
| | | | | |||
16 | Сказка «Теремок» в разных обработках | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | | | |||
17 | Моя любимая сказка. | Рассказывание. Лепка. | | | |||
| Тема: «Сказки в мультфильмах» -5 ч | | | | |||
18 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование. | | | |||
19 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик Иллюстрирование. | Чтение. Иллюстрирование | | | |||
20 | Е Чарушин «Теремок» | Чтение сказки. Инсценировка сказки | | | |||
21 | В.Сутеев "Палочка-выручалочка" | Чтениесказки.Иллюстрирование. Викторина | | | |||
22 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» | Составление вопросов по содержанию сказки | | | |||
| Тема: «Авторские сказки» -10 ч | | | | |||
23 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | | | |||
24 | В. Катаев «Цветик-семицветик» Создание книжки-малышки | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | | | |||
25 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | | | |||
26 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | | | |||
27 | Итоговый спектакль. | Инсценировка сказки. | | | |||
28 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | Устройство декорации. | | | |||
29 | В.Сутеев « Грибок теремок» | Подбор музыкального и светового оформления | | | |||
30 | Г. Андерсен «Гадкий утенок» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | | | |||
31 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник. | | | |||
32 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | | | |||
33 | Итоговое занятие | Конкурс сценических постановок. | | | |||
| | Итого: 33ч | | |
Тематическое планирование
2 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата |
| |||
| Тема: «Сказки о животных» - 9 ч | | |
1 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. | |
2 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки | Инсценировка сказки . | |
3 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» .Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. | |
4 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» Лепка персонажей.. | Герои сказки. Лепка персонажей. | |
5 | Сказки о зайце | Подбор сказок о зайце. Викторина | |
6 | Чукотская сказка «Хвост» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | |
7 | Сказки о лисе и медведе. Викторина | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина | |
8 | Русская народная сказка «Кот и лиса» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью (набрызгивание) – животные | |
9 | Моя любимая сказка о животных | Чтение и пересказ любимых сказок | |
| Тема «Животные в мультфильмах» - 6ч | | |
10 | С. Михалков «Три поросенка» .Просмотр мультфильма. | Просмотр мультфильма. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | |
11 | С. Михалков «Три поросенка» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | |
12 | Работа над детским театральным представлением. Инсценировка | Инсценировка сказки. | |
13 | Работа над детским театральным представлением. Разучивание ролей | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | |
14 | Работа над детским театральным представлением | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | |
15 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник | |
| Тема: «Волшебные сказки» - 9 ч | | |
16 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. | |
17 | Ш. Перро «Золушка» Иллюстрирование | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | |
18 | Ш. Перро «Золушка» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | |
19
| Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Чтение сказки. | Чтение сказки. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
20 | Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Разучивание ролей | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | |
21
| Русская народная сказка «Царевна – лягушка» .Чтение, краткий пересказ. | Чтение, краткий пересказ. Рисование, выполнение аппликации | |
22 | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Рисование, выполнение аппликации | Рисование, выполнение аппликации | |
23 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | |
24 | Мои любимые волшебные сказки. | Выставка книг. Чтение. Сравнение | |
| Тема: «Бытовые сказки» - 9 ч | | |
25 | Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные. | |
26 | Русская народная сказка «Морозко» | Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. | |
27 | Русская народная сказка «Морозко» Ролевая игра. | Ролевая игра. | |
28 | Русская народная сказка «Дочь - семилетка» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Чтение по ролям. | |
29 | Театральная этика. Устройство театра. Театральные профессии. | Сравнение разных театральных профессий. | |
30 | Устройство театра. Театральные профессии. | Сравнение разных театральных профессий. | |
31 | Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | |
32 | Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | |
33 | Защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | |
34 | Итоговое занятие. | КВН «Наши любимые сказки» | |
| | Всего: 34ч | |
Тематическое планирование
3 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата |
| |||
| Тема: «Сказки отечественных писателей» - 15 ч | | |
1 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки | |
2 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Инсценировка | Инсценировка сказки | |
3 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. . | |
4 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Лепка персонажей | Лепка персонажей | |
5 | Е.Л.Шварц» Сказка о потерянном времени» | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | |
6 | П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | |
7 | П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» Лепка персонажей. | Лепка персонажей. | |
8 | С.Л.Прокофьева « Лоскутик и Облако» | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. | |
9 | Ю.К.Олеша «Три толстяка» | Прослушивание отдельных глав сказки. . | |
10 | Ю.К.Олеша «Три толстяка». Иллюстрирование сказки. | Иллюстрирование сказки. | |
11 | А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | Чтение сказки. Инсценировка фрагментов сказки. | |
12 | А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Инсценировка | Инсценировка фрагментов сказки. | |
13 | Э. Успенский. “Трое из Простоквашино” | Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | |
14 | Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. | Прослушивание сказки. | |
15 | Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. Инсценировка | Инсценировка отдельных эпизодов сказки . | |
| Тема «Сказки народов России» - 8ч | | |
16 | Татарская народная сказка «Три сестры» | Чтение сказки. . | |
17 | Татарская народная сказка «Три сестры» Инсценировка | Инсценировка сказки. | |
18 | Алтайская сказка «Семь братьев» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | |
19 | Башкирская сказка «Ленивая девочка» | Чтение сказки. Герои сказки. Иллюстрирование. | |
20 | Бурятская сказка «Хитрый кот» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. | |
21 | Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | |
22 | Моя любимая сказка. | Пересказ сказки. | |
23 | Сказочная викторина | Отгадывание загадок, ребусов. | |
| Тема «Сказки народов мира» - 10ч | | |
24 | Армянская сказка «Богач и бедняк» | Чтение сказки. Герои сказки. Изображение персонажей. | |
25 | Нанайская сказка «Айога» | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | |
26 | Белорусская сказка «Как мужик царского генерала проучил» | Прослушивание сказки. Отгадывание кроссворда. | |
27 | Грузинская сказка «Лиса и медведь» | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | |
28 | Румынская народная сказка «Молодость без старости и жизнь без смерти» | Чтение сказки. Иллюстрирование. | |
29 | Английская народная сказка «Орел в голубином гнезде» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Изготовление оригами. | |
30 | Ингушская сказка «Сон или сказка?»» | Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | |
31 | Болгарская сказка «Старик, старуха и луна» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказки. | |
32 | Восточная сказка. «Сказка об умном враче» | Чтение сказки. Сравнение. | |
33 | Сказочная викторина | Отгадывание загадок, ребусов. | |
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | |
| | Всего: 34ч | |
Тематическое планирование
4 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата |
| |||
| Тема: «Сказки зарубежных писателей» - 15 ч | | |
1 | Г.Х. Андерсен «Огниво» | Прослушивание сказки.. Создание книжки-малышки. | |
2 | Г.Х. Андерсен «Огниво» .Инсценировка | Инсценировка сказки. | |
3 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | |
4 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | |
5 | Шарль Перро «Спящая красавица» | Прослушивание сказки. | |
6 | Шарль Перро «Спящая красавица» Инсценировка | Инсценировка сказки. | |
7 | Шарль Перро «Красная шапочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | |
8 | Шарль Перро «Красная шапочка» Инсценировка | Инсценировка сказки. | |
9 | В.Гауф “Карлик Нос” | Слушание, выборочный пересказ,. | |
10 | В.Гауф “Карлик Нос” Инсценировка | инсценирование | |
11 | Братья Гримм «Умная Гретель» | Чтение сказки.
| |
12 | Братья Гримм «Умная Гретель» Инсценировка | Инсценировка сказки. | |
13 | Братья Гримм «Белоснежка» | Слушание, выборочный пересказ.
| |
14 | Братья Гримм «Белоснежка» Лепка из пластилина | Лепка из пластилина. | |
15 | Устный журнал «В гостях у сказки» Лепка из пластилина | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | |
| Тема «Зачины сказок» - 2ч | | |
16 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | |
17 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского Викторина | Викторина | |
| Тема «Пословицы в сказках» - 3ч | | |
18 | Путешествие в мир сказок» Викторина | Чтение сказок. Викторина | |
19 | Путешествие в мир сказок» | Поиск пословиц и работа над их смыслом. | |
20 | Путешествие в мир сказок» Создание книжки-малышки | Создание книжки-малышки «Пословицы» | |
| Тема «Сказки в стихах» - 6ч | | |
21 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Прослушивание сказки.
| |
22 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Инсценировка | Инсценировка сказки . | |
23 | К. И. Чуковский «Сказки» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | |
24 | К. И. Чуковский «Сказки» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | |
25 | Сказки С.Я. Маршака | Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. | |
26 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | |
27 | С.Я. Маршак «Сказка про козла” | Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. | |
28 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" | Слушание и чтение сказки. | |
29 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" Инсценирование | Инсценирование отдельных фрагментов сказки. | |
30 | П.Морозов «Мышли-Шишли» | Прослушивание сказки. Распределение ролей.. | |
31 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | |
32 | Работа над детским театральным представлением Инсценировка | Инсценировка сказки. | |
33 | Моя любимая сказка. | Рассказывание, лепка, пластилиновый театр. | |
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | |
| | Всего: 34ч | |
IV. Учебно-методическое обеспечение программы.
1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
Для реализации программного содержания используются:
«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
Мультимедийные презентации
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
Сайты:
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
V. Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
VI. Приложение
Конкурс-викторина «В гостях у сказки»
Игра-викторина по популярным детским сказкам «Незнайка и его друзья», «Карлсон, который живет на крыше», «Буратино», «Золушка», «Золотой ключик», «Дюймовочка».
Для начальной школы.
Оборудование, оформление и реквизит:
- сказки «Незнайка и его друзья», «Карлсон, который живет на крыше», «Буратино», «Золушка», «Золотой ключик», «Дюймовочка» и другие;
- карточки с заданиями;
- плакат со сказочными героями;
- карточки в двух экземплярах с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5;
- призы победителям.
Ход мероприятия
I тур «Разминка»
Задание: дать как можно больше правильных ответов на 15 вопросов за определенное время (например, за 1 минуту).
1. Кто автор книги «Приключения Незнайки и его друзей»? (Н. Носов.)
2. Кто автор книги «Муха-Цокотуха»? (К. Чуковский.)
3. В какой сказке девочка идет в зимний лес за цветами? («Двенадцать месяцев».)
4. У какой героини были хрустальные туфельки? (У Золушки.)
5. Продавец лечебных пиявок. (Дуремар.)
6. Девочка с голубыми волосами. (Мальвина.)
7. Что позволяло Хоттабычу творить чудеса? (Борода.)
8. Где можно найти несколько тысяч паровых машин, несколько тысяч собак и одного очень одинокого петуха? (У Карлсона на крыше.)
9. В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя.)
10. Мальчик-луковка. (Чиполлино.)
11. Хозяин дома в Простоквашино. (Дядя Федор.)
12. Что мешало спать принцессе? (Горошина.)
13. Кто из литературных героев путешествовал в Стране чудес и Зазеркалье? (Алиса.)
14. Какого размера носил сапоги дядя Степа? (45 размера.)
15. Какой ключик получил от черепахи Буратино? (Золотой.)
16. «Умывальников начальник и мочалок командир». (Мойдодыр.)
17. Фрукт, которым злая мачеха отравила царевну. (Яблоко.)
18. Кто прокатил зайцев в лодке на потеху всей деревне? (Дед Мазай.)
19. Почтальон деревни Простоквашино. (Печкин.)
20. Кому принадлежит волшебная лампа? (Аладдину.)
21. На чем совершил свое необыкновенное путешествие барон Мюнхгаузен? (На ядре.)
22. Кто был другом крокодила Гены? (Чебурашка.)
23. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.)
24. Для кого слон просил шоколада и сколько? (Для сына своего, пудов пять или шесть.)
25. Какое насекомое напугало медведя, кота, комариков, волков, зайчат, львов, жабу на метле? (Тараканище.)
26. Имя обладательницы цветика-семицветика. (Женя.)
27. Кто избавил животных от таракана? (Воробей.)
28. Кого увидели, лежа на солнышке, львенок и черепаха, которые пели песенку? (Крокодила и носорога.)
29. Кто и как спас спящую царевну, отравленную мачехой? (Королевич Елисей, поцеловал царевну.)
30. Сколько мышей понадобилось для кареты Золушки? (6 мышей.)
II тур «Веселая анаграмма»
На полосках бумаги пишутся имена героев сказок, но буквы переставляются. Для облегчения задачи можно подчеркнуть первую букву.
Задание: угадайте героев сказок и мультфильмов, за каждый правильный ответ — 1 балл.
1. Чомокайвдю — Дюймовочка.
2. Оводняй — Водяной.
3. Абба-гая — Баба-яга.
4. Иболтай — Айболит.
5. Акшлякоп — Шапокляк.
6. Ахум-ухацокот — Муха-Цокотуха.
7. Брониноз — Робинзон.
8. Беймарал — Бармалей.
9. Кучкинлещ — Щелкунчик.
10. Еккон-гробунок — Конек-горбунок.
11. Роколь вел — Король Лев.
12. Блескожена — Белоснежка.
III тур «Выбор»
Представители команд вытягивают задание на карточке и после обсуждения дают вариант ответа. За правильный ответ — 1 балл. (Чем смешнее будут варианты ответов, тем интереснее будет ребятам искать правильный ответ.)
1. Какому герою принадлежат эти предметы: шляпа, шпага, сапоги, перья?
а) коту в сапогах;
б) Буратино;
в) Красной Шапочке;
г) крокодилу Гене.
2. Какое из этих слов выложил Кай?
а) теплота;
б) вечность;
в) молодость;
г) снежинка.
3. Среди этих цветов есть и те, которые собирала падчерица из сказки «Двенадцать месяцев». Какие?
а) ландыши;
б) подснежники;
в) васильки;
г) ромашки.
4. Как звали домоправительницу в семье Малыша?
а) фрекен Чок;
б) фрекен Бок;
в) Мэри Поппинс;
г) Матильда.
5. Кто получил в подарок на день рождения мед, сапожки, варенье?
а) Винни-Пух;
б) Карлсон;
в) Муха-Цокотуха;
г) Незнайка.
6. Осел по дороге в город Бремен встретил собаку, кота и…
а) лису;
б) петуха;
в) рыцаря печального образа;
г) комарика на воздушном шарике.
7. Кому принадлежала золотая туфелька, потерянная на балу?
а) Мальвине;
б) Золушке;
в) Василисе Прекрасной;
г) Царевне-лягушке.
8. Кому принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно»?
а) котенку по имени Гав;
б) старухе Шапокляк;
в) коту Леопольду;
г) Чебурашке.
9. Какое ученое звание было у Карабаса-Барабаса?
а) доцент;
б) профессор кислых щей;
в) магистр чистых тарелок;
г) доктор кукольных наук.
10. В какой стране Буратино выращивал золотые монеты?
а) в Стране обезьян;
б) в Стране дураков;
в) в Зазеркалье;
г) в Стране нехоженых троп.
IV тур «Эрудит»
Задание: составить как можно больше слов из слова СНЕГУРОЧКА за определенное время. Это должны быть нарицательные имена существительные в единственном числе.
Варианты: снег, рог, сор, роса, нос, сон, кон, ар, сук, коса, оса, река, ручка, рок, ранг, чеснок, сера, гора, рагу, круг, сок, окно и др.
V тур «Сказочные герои»
На плакате картинки сказочных героев:
1 — Винни-Пух;
2 — Буратино;
3 — Незнайка;
4 — Айболит;
5 — Львенок.
Задание: прослушать вопрос и показать карточку с цифрой, соответствующей правильному ответу. Для большего интереса можно предложить вариант ответа 0 (ноль), что означает, что ни один из героев не подходит для ответа.
1. Кто всех излечит, исцелит? (4)
2. Кто ходит в гости по утрам? (1)
3. Мальчик с деревянным носом. (2)
4. Кто на солнышке лежал? (5)
5. Непоседа-коротышка из Цветочного города, который попадал в смешные истории. (3)
6. У кого была злая сестра Варвара, которая не любила животных? (4)
7. Большой любитель меда. (1)
8. Его место жительства — Цветочный город. (3)
9. Кому могут принадлежать предметы?
- Бочонок меда. (1)
- Градусник. (4)
- Широкополая шляпа. (3)
- Золотой ключик. (2)
10. Чьи это друзья?
- Ослик Иа. (1)
- Черепашка. (5)
- Пьеро и Мальвина. (2)
- Винтик и Шпунтик. (3)
11. Кто совершил следующие поступки?
- Открыл больницу для зверей. (4)
- Проткнул носом холст с нарисованным очагом. (2)
- Застрял при выходе из норы, потому что объелся. (1)
- Долго загорал. (5)
- Поехал в Африку спасать обезьян. (4)
VI тур «Расставить по местам»
Каждая команда получает карточку с одинаковым заданием для обеих команд. Задание: закрасить фломастерами разного цвета, соединив правильно героев, авторов и названия сказок. За правильный ответ 4 балла, можно добавить 1 балл команде, которая сделает это быстрее, но при условии, если она все сделает верно.
Герой Автор Произведение
Коротышки А. Толстой «Золушка»
Бармалей Н. Носов «Приключения Буратино»
Злая мачеха А. Линдгрен «Приключения
Незнайки и его друзей»
Малыш Ш. Пьеро «Карлсон, который живет на крыше»
27