Программа внеурочной деятельности «В гостях у Слова» для 6 класса

2
0
Материал опубликован 30 September 2017 в группе

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «В гостях у Слова» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы ГБОУ гимназии г. Сызрани.

Актуальность программы

Данная программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно- исследовательском направлении.

Тематическая насыщенность и временные рамки урока не позволяют вместить в него все то, что смоглобы удовлетворить индивидуальные интересы обучающихся. Программа внеурочной деятельности «В гостях у Слова» создает благоприятные условия для творческой активности и исследовательской деятельности обучающихся. На практико-ориентированных занятиях школьники смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться учебной литературой, вступать в коллективный диалог, аргументировать своюточку зрения, составлять творческую работу по алгоритму, выработанному самостоятельно или коллективно. Разнообразные исследовательские и творческие работы, а также углубленное изучение предмета «Русский язык» способствуют удержанию интереса к предмету у обучающихся с высоким уровнем интеллекта, стимулируют реализацию их интеллектуальных и творческих способностей.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, вовлекая обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на формирование личностных результатов школьников – создание ситуации саморазвития.

Цели программы «В гостях у Слова»

-создание мотиваций к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика. Фразеология»;

-формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;

-формирование навыков анализа текстов различной стилистической окраски;

- формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Задачи программы

Обучающие

-развитие интереса к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

-развитие творчества и обогащение словарного запаса;

-совершенствование коммуникативной культуры учащихся

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие

-воспитание культурыобращения с книгой;

-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

-воспитание любви и уважения к родному языку, интереса ка чтению литературы.

Развивающие

-развивать способность нестандартно мыслить;

-развивать умения самостоятельно ориентироваться в образовательном пространстве;

-приобщать к самостоятельной исследовательской работе.

Планируемые результаты.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности «В гостях у Слова» является создание благоприятных условий для творческой самореализации обучающихся.

Личностные результаты

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

-достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-способность извлекать информацию из разных источников(СМИ, ресурсы Интернета, ЭОРы);

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение самостоятельно вести ее поиск, анализ и отбор;

-способность определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельн;

-формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 

-пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи; 

- строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;

-аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

-учитывать разные мнения и умения обосновывать собственное.

Применяемые современные образовательные технологии

·  проектное обучение;

·  развивающее обучение;

·  обучение в сотрудничестве;

. проблемное обучение;

. игровые;

·  ИКТ.

Формы проведения занятий

Основная форма проведения занятий внеурочной деятельности по данной программе - Творческая мастерская

· лекции;

· практические занятия с элементами игр и игровых элементов

· анализ и просмотр текстов;

· самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;


 

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа рассчитана на 1 год, 34 часа , 1 час в неделю.

       
       

Содержание программы

Раздел 1. «Вводный. «Корзина идей»» (5 ч.)

Формирование творческой лаборатории в соответствии с потребностями учащихся. Осуществляется совместное планирование маршрутов проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе языка.

Раздел 2. «В гостях у Слова» (20 ч.)

Лексическое богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы и антонимы, их роль в художественных произведениях.

Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

Работа с различными видами словарей.

Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Исследование художественных произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, С.А. Есенина, А.П. Чехова, В.В. Маяковского (по выбору учащихся)

Раздел 3. «Тайны имени» (9 ч.)

Этимология, этимологические словари. История происхождения имен. Ономастика. Антропонимика.

Речевая культура.

Языковые нормы:

орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические.

Предметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Раздел 1.«Вводный. «Корзина идей»»

-соблюдать основные лексические правила современного русского литературного языка;

-извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников, использовать ее в различных видах деятельности.

-опознавать основные выразительные средства лексики;

-объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

-аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

-выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

Раздел 2.«В гостях у Слова»

-проводить лексический анализ слова;

-группировать слова по тематическим группам;

-подбирать к словам синонимы, антонимы;

-опознавать фразеологические обороты;

-соблюдать лексические нормы

-опознавать омонимы, синонимы, антонимы, паронимы разных видов;

-оценивать чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в текстах различных стилей;

-оценивать их, объяснять выбор лексических средств

Раздел 3.«Тайны имени»

Пользоваться различными видами словарей, дифференцировать полученную информацию

Извлекать необходимую информацию из словарей разного типа и использоватьее в собственной деятельности

Календарно-тематическое планирование.

6 класс.

34 часа.


 

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.