Программа по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Программа
по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
на 2020-2021 уч.гг
Реализуется педагогом-психологом
Цель: Создание благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья учащихся.
Задачи:
Выявление детей, нуждающихся в помощи и защите и оказание экстренной первой помощи.
Снятие психоэмоционального напряжения у подростков
Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости своей личности и личностей других людей.
Развитие ценностных отношений внутри школьного коллектива
Просвещение родителей по вопросам детского развития и детско-родительских отношений
Просвещение педагогов по вопросам детского развития и решения конфликтных ситуаций в коллективе.
Основным направлением профилактики суицидального поведения среди учащихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждений образования, в результате которого необходимо нацеливать взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни
Участники программы: учащиеся школы; педагоги; родители
Сроки реализации программы: 2020 уч.г.
Основные направления деятельности:
Работа с детьми и подростками;
Работа с педагогами;
Работа с родителями.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данной программы ожидается:
снижение количества детей с девиантным поведением;
повышение информированности родителей и педагогов в решении конфликтных ситуаций с детьми;
снижение общей тревожности у подростков.
Наибольший эффект программа может иметь, если будет реализована как целостная система взаимодействия психолога с педагогами и специалистами ОУ.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа, позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде
Календарно-тематическое планирование
Работа с детьми и подростками | |||
| Диагностика | | |
1 | Диагностика адаптации в 1, 5 и 10 классах | Сентябрь-октябрь | Педагог-психолог |
2 | Диагностика уровня тревожности Экспресс-методика выявления тревожности учащихся 3-5 классов.
| Октябрь-ноябрь | Педагог-психолог |
| Социометрия в 5-7 классах | Октябрь-ноябрь | |
3 | Диагностика уровня тревожности с помощью методики Филлипса у 6-11 классов | Ноябрь | Педагог-психолог |
4 | Измерение самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в 8-11 классах | Ноябрь-декабрь | Педагог-психолог |
5 | Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой у 9-11 классов | Декабрь | Педагог-психолог |
6 | «Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной | Январь | Педагог-психолог |
| Диагностика суицидального поведения подростков Г.Айзенка Опросник Басса-дарки Методика «Карта риска суицида» Л.Шнейдер Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей) | По запросу | Педагог-психолог |
| Развивающие занятия | | |
| Тренинговое занятие «Все вместе» на развитие самооценки и сплоченности внутри коллектива 2 класс | октябрь | Педагог-психолог |
| Тренинговое занятие Мои чувства и эмоции 3 класс | октябрь | Педагог-психолог |
| Развивающее занятие для учащихся 4-х классов по теме снятия эмоционального напряжения при переходе в среднее звено | октябрь | Педагог-психолог |
| Цикл занятий, направленных на профилактику конфликтного поведения среди подростков 4-6 классы | Ноябрь-январь | Педагог-психолог |
| Тренинг развития сплоченности и коммуникативной компетентности у подростков 5-6 класс. | март | Педагог-психолог |
| Тренинг на сплочение для подростков 7 класс | ноябрь | Педагог-психолог |
| Занятие «Я-ценный» в 7-9 классах | декабрь | |
| Права подростка: отстаю свои права 8 класс | декабрь | Педагог-психолог |
| Тренинговое занятие «Толерантность среди подростков» 8 класс | январь | Педагог-психолог |
| Тренинговое занятие «Межличностные отношения у подростков» 9 класс | февраль | Педагог-психолог |
| Занятие «Жизненные кризисы» 9-11 классы | январь | Педагог-психолог |
| Тренинговое занятие «Уверенное поведение» 10-11 классы | ноябрь | Педагог-психолог |
| Профурок Профессиональное самоопределение старшеклассника 10 класс | февраль | Педагог-психолог |
| Анонимная акция «Какой я в будущем» 11 класс | март | Педагог-психолог |
Работа с педагогами | |||
| Раздача карт наблюдений за состоянием и поведением учеников для классных руководителей | Сентябрь | Педагог-психолог |
| Семинар «Что такое суицид: особенности и профилактические меры» | Февраль | Педагог-психолог |
| Просвещение на тему: «Помощь подросткам в подготовке к экзаменам» | Март | Педагог-психолог |
Работа с родителями | |||
| Раздача карт наблюдений за поведением ребенка для родителей | Октябрь | Педагог-психолог |
| Опросник для родителей «Оценка психоэмоционального благополучия подростка» | Ноябрь | Педагог-психолог |
| Выступление на родительском собрании: Тревожность детей и подростков | Декабрь | Педагог-психолог |
| Семинар «Что такое суицид: особенности и профилактические меры» | Февраль | Педагог-психолог |
| Тренинг детско-родительских отношений на формирование эффективных коммуникаций внутри семейной системы. | апрель | Педагог-психолог |
| Просвещение родителей на тему: ««Как не допустить суицид у подростка» | Май | Педагог-психолог |
Взаимодействие со специалистами | |||
| Конкурс рисунков «Эмоции в моей жизни» у учащихся 1-2 классов | | Педагог-психолог Классный руководитель |
| | | |
| Конкурс сочинений «Моё будущее» у учащихся 9-11 классов | | Педагог-психолог Учитель литературы и русского языка |
Список использованной литературы:
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
Журнал «Школьный психолог» №20 2005г. О. Хмельницкая (модификация теста Филипса)
Калягина Е.А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.
Научно-популярный психологический портал. Профилактика суицида в школе. https://5psy.ru/obrazovanie/profilaktika-suicida-v-shkole.html#a7
Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
Суицидальное поведение у детей и подростков: Методические рекомендации.- Курган, 2006.
Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).