Программа работы с родителями «Семья»
Пояснительная записка.
Для эффективной организации совместной работы с родителями составила программу: «Семья» программа рассчитана на 2 года, цель которой является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Программа предусматривает систему последовательных действий: родители – участники – наблюдатели, родители – активные участники, родители + педагоги = единомышленники, направленных на повышение роли родителей в воспитательном процессе. При составлении программы учитываю результаты диагностики социального положения семей учащихся, приоритетные направления воспитательной работы школы и класса. Работая с классом, моя задача состоит в том, чтобы сделать семью помощником и другом самого ребенка, и школы как наставника, я понимаю важность взаимодействия с родителями, как единомышленниками и главными помощниками. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья всегда оказывает одно из главных влияний на ребенка, на процесс его развития, формирование его нравственных, поведенческих качеств и ценностей. Только в доброжелательном союзе с родителями, когда существует взаимопонимание и поддержка, можно добиться успехов в обучении и воспитании. Именно поэтому моя задача – сделать родителей активными участниками и помощниками, помогать семье в становлении и взрослении ребенка.
Задачи программы:
1. Повысить воспитательное воздействие на учащихся класса за счет сотрудничества с родителями.
2. Организовать взаимодействие родителей класса с педагогическим коллективом.
3. Использовать возможности родителей класса для корректировки семейного воспитания.
4. Усилить роль родителей в управлении школой.
Направления взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
психолого – педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса;
участие родителей в управлении в школе;
корректировка семейного воспитания – работа с семьями обучающихся класса.
Виды деятельности в направлении «Семья».
Сотрудничество с общественными организациями в целях сохранения здоровья и благополучия ребенка.
Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка.
Принципы взаимодействия:
взаимное доверие и уважение;
взаимная поддержка и помощь;
терпение, терпимость по отношению друг к другу.
Ожидаемые результаты:
Активная позиция родителей в классном и школьном пространстве.
Рост педагогической культуры родителей.
Реальный рост воспитанности учащихся.
Критерии и способы оценки.
Уровень участия родителей в классных и школьных мероприятиях,
Уровень педагогической культуры родителей.
Степень участия родителей в управлении школой.
Воспитанность учащихся.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
помощь и участие в организации и проведении совместных праздников, коллективно творческих дел;
помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:
педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе;
участие родителей в работе совета школы;
участие родителей в работе класса.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Организую следующие формы работы с семьей:
знакомство с правами и обязанностями классного руководителя, с планом воспитательной работы, с воспитательной программой и ролью родителей в её реализации;
информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся;
педагогический лекторий для родителей на общешкольных и
классных родительских собраниях;
выставки и обзоры литературы по семейному воспитанию, педагогике и психологии;
обсуждение педагогических ситуации;
индивидуальные и тематические консультации с учителями – предметниками, классным руководителем.
Работа по корректировке семейного воспитания:
работа с проблемными семьями;
изучение семей, составление социального паспорта (ежегодно);
контроль посещаемости ребенком школы;
индивидуальные беседы с учащимися о семейном микроклимате;
анкетирование, тестирование родителей;
рейды в семью;
привлечение родительского комитета, администрации школы для корректировки семейного воспитания.
Содержание программы:
№ п/п |
Содержание |
Сроки проведения |
Учеба |
||
1. |
Индивидуальная работа с родителями по вопросам учебы, выработка совместных требований к ученику. |
постоянно |
2. |
Создание совместно с учителями предметниками группы взаимопомощи по отдельным предметам. |
ежегодно |
3. |
Организация консультации учителей предметников для родителей; «Как помочь ребенку при выполнении домашних заданий». «Как готовить домашнее задание по предметам». «Нужно ли проверять домашнее задание». |
5 класс 5 класс 6 класс |
4. |
Проведение родительских собраний по вопросам успеваемости и помощи ребенку в учебе: « Основные требования к знаниям, умениям и навыкам». Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы». «Садимся за уроки». |
5 класс 5 класс 6 класс |
5. |
Индивидуальные беседы с родителями «О ситуациях, которых быть не должно» (проблемы поведения и учебы). |
по ситуации |
6. |
Анкетирование родителей: «Эффективность образовательной деятельности в классе». «Ваше отношение к школе». «Изучение информационных запросов родителей». |
ежегодно |
Общение и развитие личности ребенка |
||
1. |
Индивидуальная работа с родителями по вопросам развития личности ребенка, определение индивидуальных задач и программы личностного роста. |
постоянно |
2. |
Организация консультаций и обмена опытом между родителями. |
ежегодно |
3. |
Классные часы: «Мое представление о семье». «Моя семья - чудесное место для жизни». |
5 класс, 6 класс |
4. |
Родительские собрания: «Эмоциональное благополучие в семье». «Роль семьи в формировании личности». |
5класс, 6 класс |
5. |
Родительское собрание - деловая игра «Развитие личности школьника». |
5 класс |
6. |
Собрание-мастерская «Я люблю своего ребенка». |
5 класс |
7. |
Родительское собрание – мастерская «Моделирование воспитательной системы класса». |
5 класс |
8. |
Деловая игра «Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого учащегося». |
6 класс |
9. |
Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье». |
6 класс |
10. |
Анкетирование родителей: « Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка». «Достаточно ли вы контактны с детьми». «Родители о своем ребенке». |
ежегодно |
11. |
Тестирование родителей «Занимаетесь ли вы воспитанием своего ребенка?». |
5 класс |
Коллективные творческие дела |
||
1. |
Выявление интересов родителей, привлечение их к организации жизнедеятельности класса. |
постоянно |
2. |
Организация совместных коллективно творческих дел и классных мероприятий. |
постоянно |
3. |
День открытых дверей «Приходите в гости к нам». Открытые уроки и классные мероприятия. Творческие отчеты. Совместные спортивные мероприятия. Выставка рисунков и поделок. Выставка «Семейное хобби». |
Ежегодно сентябрь, февраль |
4. |
Участие в тематических конкурсах рисунков, фотографий. |
ежегодно |
5. |
Игровые программы: «Мой папа может все». Праздник для пап «Защитники Родины». |
5 класс, 6 класс |
6. |
Шоу-программа «Самая обаятельная и привлекательная». |
5 класс |
7. |
Вечер для мам и бабушек «Мы дарим вам улыбку». |
5 класс |
8. |
Вечер «Игры наших бабушек и дедушек». |
6 класс |
9. |
Проведение совместных с родителями конкурсных, развлекательных игр, праздников. |
ежегодно |
Здоровье |
||
1. |
Просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей развития детей. |
ежегодно |
2. |
Проведение совместных с родителями спортивных мероприятий. |
ежегодно |
3. |
Родительские собрания: « Духовное и физическое здоровье». «Здоровый образ жизни – основа успешной жизнедеятельности». |
5 класс, 6 класс |