12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гачкова Татьяна Михайловна90
Россия, Московская обл., Электросталь
Материал размещён в группе «Планирование работы педагога»
 

Пояснительная записка

 

По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Согласно исследованиям, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ:

1.Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2.Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3.Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

5.Асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания и т.д), в результате ребенок предоставлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.

6.Педагогическая безграмотность родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.

Цель работы с родителями таких детей: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства; помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей,

- интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

- сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей;

- профилактика вредных привычек у родителей и детей.

В основе взаимодействия семьи и педагогов должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы.

- беседа;

- индивидуальное консультирование (соц. сети);

- групповое консультирование;

- родительские собрания;

- организация совместного досуга;

- посещение учебных занятий родителями;

- индивидуальный опрос;

- фронтальный опрос;

- анкетирование

- презентации семей, опыта родительского воспитания

- диспуты, вечера вопросов и ответов

- день открытых дверей

- праздники

- конкурсы, соревнования

- экскурсии

- выпуск газет

- выставка работ детского и родительского творчества

- помощь в ремонте и оформлении школы - интерната

- благоустройство и озеленение группы, школьной территории.

Все виды работ проводятся при тесном взаимодействии с узкими специалистами, социальным педагогом, представителями администрации образовательного учреждения, медицинскими работниками.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

Современный воспитатель должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение, здоровье.

Учитывая все эти факторы, воспитатели тщательно выбирают направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.

Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Школа, дом, семья», которая позволяет скоординировать усилия воспитателей, классных руководителей, учителей, социального педагога, школьной медсестры в работе с родителями.

 

1. Изучение семей воспитанников

 

Действия

Предполагаемый результат

Изучение семей воспитанников Составление социальных паспортов.
Исследовательские работы «История моей семьи, моего рода».
Посещение семей.
Диагностика «Рисунок семьи».

 
2. Работа с родителями

 

Действия

Предполагаемый результат

Создание условий для участия семей в воспитательном процессе интерната:
1.День открытых дверей для родителей.
2.Неделя семьи.
3.Вечера вопросов и ответов.
4.Спортивные соревнования с участием родителей воспитанников

День Знаний

День учителя

«Осенний Бал»

Акция « Мы выбираем жизнь!»

День матери

Новый год

Рождество Христово «Народные традиции храня»

«Памяти павших будьте достойны…»

Акция «Посади дерево»

« Твори! Выдумывай! Пробуй!»

«Мы встречаем лето»

9. Оформление летописей и фотоальбомов групп интерната вместе с родителями, создание «Портфолио» воспитанников.

Педагогическое и психологическое просвещение родителей:

Родительский всеобуч

Открытые занятия для родителей

Индивидуальная работа с родителями

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

3. Работа с семьями

Действия

Предполагаемый результат

Работа воспитателя с семьями «Группы риска»:
а) регулярное посещение проблемных семей;
б) индивидуальные беседы с родителями;
в) совместная работа воспитателя, классного руководителя, родителей и учителей-предметников;
д) составление индивидуальных программ воспитания;
е) ведение ежедневного учета пропусков.

Работа с семьями опекаемых детей:
а) регулярное посещение семей опекаемых детей;
б) контроль за их регулярным питанием в школьной столовой;
в) индивидуальное собеседование с опекунами;
г) оказание помощи в организации летнего отдыха;
д) своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди учеников, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП

Составление банка данных, своевременная помощь семьям в различных ситуациях

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей

4. Сотрудничество воспитателей и родителей
в организации воспитательной работы в группах

Действия

Предполагаемый результат

1.Создание инициативной группы родителей.
2.Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для воспитанников.
3.Подготовка к Выпускному.
4.Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей.

Создание условий для развития родительских общественных групп

5. Работа с семьёй в системе дополнительного образования

Действия

Предполагаемый результат

Оказание помощи в устройстве воспитанников в кружки и спортивные секции.

Развитие творческих способностей воспитанников

6. Награждение родителей

Действия

Предполагаемый результат

Стимулирование деятельности активных родителей – награждения, благодарности.

Поддержка творческих устремлений родителей.

5

Опубликовано в группе «Планирование работы педагога»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.