Программа работы с родителями детей с ОВЗ «Школа. Дом. Семья»
Пояснительная записка
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Согласно исследованиям, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ:
1.Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2.Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3.Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
5.Асоциальный образ жизни родителей (алкоголизм, наркомания и т.д), в результате ребенок предоставлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи.
6.Педагогическая безграмотность родителей: неумение родителей принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Цель работы с родителями таких детей: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства; помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей,
- интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
- сформировать адекватную самооценку личности ребенка и родителей;
- профилактика вредных привычек у родителей и детей.
В основе взаимодействия семьи и педагогов должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы.
- беседа;
- индивидуальное консультирование (соц. сети);
- групповое консультирование;
- родительские собрания;
- организация совместного досуга;
- посещение учебных занятий родителями;
- индивидуальный опрос;
- фронтальный опрос;
- анкетирование
- презентации семей, опыта родительского воспитания
- диспуты, вечера вопросов и ответов
- день открытых дверей
- праздники
- конкурсы, соревнования
- экскурсии
- выпуск газет
- выставка работ детского и родительского творчества
- помощь в ремонте и оформлении школы - интерната
- благоустройство и озеленение группы, школьной территории.
Все виды работ проводятся при тесном взаимодействии с узкими специалистами, социальным педагогом, представителями администрации образовательного учреждения, медицинскими работниками.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.
Современный воспитатель должен хорошо представлять себе эти особенности семьи, а также и то, что именно семье принадлежит основная роль в формировании личности ребенка. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение, здоровье.
Учитывая все эти факторы, воспитатели тщательно выбирают направления и формы работы с родителями. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Взаимодействие педагогов с родителями учащегося как раз и направлено на создание такой воспитательной среды.
Установлению партнерских отношений педагогов с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа «Школа, дом, семья», которая позволяет скоординировать усилия воспитателей, классных руководителей, учителей, социального педагога, школьной медсестры в работе с родителями.
1. Изучение семей воспитанников
Действия |
Предполагаемый результат |
Изучение семей воспитанников Составление социальных паспортов. |
Действия |
Предполагаемый результат |
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе интерната: День Знаний День учителя «Осенний Бал» Акция « Мы выбираем жизнь!» День матери Новый год Рождество Христово «Народные традиции храня» «Памяти павших будьте достойны…» Акция «Посади дерево» « Твори! Выдумывай! Пробуй!» «Мы встречаем лето» 9. Оформление летописей и фотоальбомов групп интерната вместе с родителями, создание «Портфолио» воспитанников. Педагогическое и психологическое просвещение родителей: Родительский всеобуч Открытые занятия для родителей Индивидуальная работа с родителями |
Вовлечение родителей в воспитательный процесс |
3. Работа с семьями
Действия |
Предполагаемый результат |
Работа воспитателя с семьями «Группы риска»: |
Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди учеников, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей. |
4. Сотрудничество воспитателей и родителей
в организации воспитательной работы в группах
Действия |
Предполагаемый результат |
1.Создание инициативной группы родителей. |
Создание условий для развития родительских общественных групп |
5. Работа с семьёй в системе дополнительного образования
Действия |
Предполагаемый результат |
Оказание помощи в устройстве воспитанников в кружки и спортивные секции. |
Развитие творческих способностей воспитанников |
6. Награждение родителей
Действия |
Предполагаемый результат |
Стимулирование деятельности активных родителей – награждения, благодарности. |
Поддержка творческих устремлений родителей. |
5