Программа развития волонтерского объединения "Добрые руки"
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ПРОГРАММА
развития волонтерского объединения «Добрые руки»
в КГБ ПОУ ХТТБПТ
Составитель:
Клименкова А.И.
Социальный педагог
г. Хабаровск
2024
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа развития волонтерского объединения «Добрые руки» в КГБ ПОУ ХТТБПТ |
Правовое основание для разработки программы | Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Международная конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 г.; Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.; Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. №2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р; Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»; Федеральный закон от 23.04.2018 г. № 98-ФЗ «О Внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2016-2020гг. (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1493); Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020гг.» (Постановление Правительства РФ от 21.01.2015г. № 30); Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020гг.» (Постановление Правительства РФ от 01.12.2015г. № 1297). |
Исполнители и участники программы | Студенты и педагоги техникума, сотрудники направления воспитательной работы |
Цель программы | Пропаганда волонтерского движения и распространение опыта добровольческой деятельности среди студентов техникума как социально-значимого движения современности. Создание благоприятных условий для самореализации молодежи, их социальной адаптации и повышение социальной активности. |
Задачи программы | Создать оптимальные условия для распространения волонтерского движения и активизации участия студентов техникума в социально-значимых акциях и проектах; Развивать социальную активность молодежи, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки; Поддержать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания; Участвовать в подготовке и проведении массовых социально- культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий; Реализовать программы профилактической и информационно-пропагандистской направленности; Наладить сотрудничество с социальными и коммерческими партнерами для совместной социально-значимой деятельности |
Сроки реализации | 2024 - 2026 гг. |
Управление и контроль реализации программы | Заместитель директора по ВР, кураторы групп, студенческое волонтерское объединение «Добрые руки», социальный педагог |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: | Повышение сознательности и активности студентов техникума в решении социально-значимых вопросов посредством разработки и реализации социальных проектов, участия студентов в волонтерских акциях, мероприятиях города, края. Увеличение числа зарегистрированных волонтеров, социальных партнеров, увеличение числа благополучателей. Повышение знаний студентов о развитии добровольческого движения, о формах и направлениях работы. Активизация работы органов студенческого самоуправления. |
Обоснование актуальности Программы
Содействие развитию и распространению добровольчества – одно из приоритетных направлений социальной и молодежной политики нашей страны. Занятие студентов добровольческой деятельностью позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей.
Студенты, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий, акций, тренингов общения с различными категориями населения, что в последствие делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Помимо личного развития добровольцы активно помогают в решении социальных проблем общества, в том числе и окружающих их студентов.
Любая волонтерская деятельность играет огромную роль в жизни общества. Существует большое количество проблем, которые достаточно сложно решить без помощи добровольцев. Типы волонтерской деятельности охватывают все актуальные направления: организация мероприятий; навигационная помощь; медицина; природоохрана; работа с незащищенными слоями населения, с детьми, с животными; восстановление памятников истории культуры; лингвистические услуги; профилактика алкоголизма и табакокурения; интернет-добровольчество; поиск пропавших людей; техническая поддержка; управление волонтерами; билетные программы; логистическая помощь и т.д.
Комплексная программа работы волонтёрского отряда «добрые руки» в КГБ ПОУ ХТТБПТ преследует основную идею - воспитать поколение тех, кто способен на бескорыстную помощь нуждающимся, строит отношения на равных позициях, на основе уважения личностных границ. Развитие волонтёрского движения в техникуме предоставляет всем обучающимся возможность проявить свою социальную активность и гражданскую позицию через участие в различных проектах и мероприятиях. Сегодня большое количество студентов техникума принимают активное участие в добровольческих инициативах.
При создании волонтерского объединения и организации его деятельности стоит помнить о том, что волонтеры и их объединения вовлекаются в волонтерские проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах волонтерства. Волонтеры не являются «бесплатной рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Направления добровольческой (волонтерской) деятельности в техникуме:
событийное волонтерство (организация свободного времени детей, подростков и молодежи, организация и участие в проведении интеллектуальных конкурсов, творческих мероприятий, праздников);
волонтеры-пропагандисты (пропаганда здорового образа жизни, профилактика психоактивных веществ – создание мультимедиа проектов, проведение акций, тренингов;
волонтеры Победы (Реализация инициатив молодежи в рамках подготовки и проведения основных мероприятий, связанных с празднованием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; вовлечение максимального количества молодежи в волонтерскую практику, обеспечение эффекта сопричастности молодого поколения с великими историческими событиями посредством участия волонтеров в организации и проведении основных мероприятий, связанных с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне1941–1945 годов);
волонтеры движения «Абилимпикс» (волонтерская деятельность в области социальной и воспитательной работы с инвалидами, осваивающими профессии и специальности начального и среднего профессионального образования; помощь людям с инвалидностью, применение правил этикета в работе с подростками-инвалидами, участвующими в движении «Абилимпикс»);
социальное волонтерство (поездки в детские дома, дома престарелых и т.д.);
экологическое волонтерство (уборка территорий, озеленение, раздельный сбор отходов, экологическое просвещение и т.д.).
Указанные направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов, действующих волонтерских формирований.
Добровольческая деятельность имеет следующие формы: разовые мероприятия и акции, проекты и гранты, целевые программы, благотворительные сезоны, осуществление благотворительной помощи на постоянной основе.
Социальный эффект предполагает активное участие молодежи в добровольческом оказании безвозмездной социальной помощи, услуг в форме благотворительной деятельности в интересах людей
Виды поддержки (поощрения) волонтеров:
1.Обучение в различных формах (тренинги, семинары, специальные курсы). 2.Досуг. Можно устраивать совместные вечеринки, пикники, посещение театров,
концертов и других мероприятий волонтеров.
3.Благодарность (обязательно устная и/или письменная). К этому же относится создание благоприятной атмосферы для работы, обращение по имени, посвящение волонтерам свободного времени.
План мероприятий на 2024-2025, 2025-2026 учебные года
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Организационное направление | |||
Участие в ярмарке кружков (представление волонтерского объединения, как одного из вариантов внеучебной деятельности). Проведение индивидуальных консультаций во вопросам вступления в «Добрые руки» | Сентябрь | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» | |
Формирование волонтерских групп по направлениям деятельности | Октябрь | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» | |
Составление плана работы по каждому направлению | Октябрь | Социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» | |
Создание информационной базы для студентов техникума по ознакомлению с волонтерским движением «Добрые руки» | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» | |
Обучение лидеров волонтерского движения | Октябрь-ноябрь | Социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» | |
Взаимодействие с социальными партнерами в рамках реализации программы | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» | |
Практическое направление | |||
1 | Разработка и реализация социально– значимых проектов | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
2 | Разработка и реализация социально– значимых акций: «Помоги ветерану», «Курение вредит здоровью!», «Георгиевская лента», «Аллея памяти», «Помоги братьям нашим меньшим» и т.д. | В течение всего периода реализации программы | социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
3 | Организация и проведение работы со студентами и семьями «группы риска» | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
5 | Организация и проведение круглых столов по развитию волонтерского движения | В течение всего периода реализации | Зам. директора по ВР, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
7 | Помощь в организации новогодних представлений и концертов | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
8 | Организация мероприятий к календарным датам: День учителя - октябрь День пожилых людей – октябрь День защитника Отечества – февраль День здоровья – 7 апрель День Победы – 9 мая Всемирный день охраны окружающей среды -5 июня День молодежи –27 июня | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
9 | Проведение опросов, анкетирования среди молодежи об отношении к социальным проблемам | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
10 | Обучение волонтеров (образовательный блок) | В течение всего периода реализации программы | Социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
Аналитическое направление | |||
1 | Диагностика студентов и анализ итогов реализации программы. | Май | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
2 | Участие в конкурсах социальных проектов | В течение всего периода реализации программы | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
3 | Анализ результатов и планирование деятельности по итогам реализации программы на следующий период работы | Июнь | Зам. директора по ВР, кураторы групп, социальный педагог - руководитель волонтёрского объединения «Добрые руки» |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта «Добрые руки»
Общие критерии эффективности проекта:
активизация работы волонтёрского движения в техникуме;
формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность;
овладение эффективными формами общения, информационно-технологиями, развитие организаторских навыков;
увеличение количества обучающихся, вовлечённых в волонтерскую деятельность;
овладение обучающихся нормами и правилами уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья;
формирование здоровой личности в ходе деятельности ответственность, адаптированные к современному условиям;
повышение уровня пропаганды здорового образа жизни как компонента профилактической работы по предупреждению употреблению психоактивных веществ;
привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности и уменьшения количества несовершеннолетних, состоящих на внутритехникумовский учёте, КДН и ЗП.
Качественные критерии эффективности проекта:
Формирование ответственной, социально-активной личности (оценка на основании анкетирования на выявление коммуникативно-организаторских способностей).
Распространение в молодежной среде культуры здорового образа жизни (оценка на основании анкетирования, опроса и тестирования).
Привлечение внимания общественности и СМИ к социальным проблемам (оценка на основании мониторинга).
Активное участие студентов и педагогов в волонтерской деятельности (оценка на основании мониторинга).
Количественные критерии эффективности проекта:
Увеличение числа студентов, занимающих активную жизненную позицию.
Увеличение охвата подростков и молодежи, участвующих в проектах.
Увеличение количества акций, мероприятий социально-значимой направленности.
Повышение уровня культуры здорового образа жизни, сокращение негативных (общественно опасных) проявлений в молодежной среде.
Улучшение положения отдельных категорий молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации.