Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Живой уголёк» (1–4 классы)
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Живой уголек»
Аннотация: Формирование основ гражданской идентичности личности младших школьников стоит очень остро в современном неспокойном мире и решает ряд важных задач. Формирование гражданственности в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. При помощи авторской программы внеурочной деятельности «Живой уголек» можно сформировать основные качества современного гражданина Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданин России, гражданская идентичность, внеурочная деятельность, рабочая программа, младший школьник.
Введение
В недавнем обращении к гражданам Российской Федерации Владимир Владимирович Путин затронул актуальную тему формирования гражданской идентичности у молодого поколения: «От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся , но в тоже время сможет ли она быть современной, эффективно развивающейся , но в тоже время сможет ли она не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке… Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших предков, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее».
Действительно, обстановка в современном мире неспокойна (войны на ближнем Востоке, гражданские восстания на Украине, перепись истории, санкции США и многое другое). Как поднять дух патриотизма в России и при этом сохранить индивидуальные способности/особенности личности? На эти вопросы вам поможет ответить статья, которая посвящена формированию гражданских качеств личности в рамках внеурочной деятельности у младших школьников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования акцентируется внимание на изучении и реализации программы «Формирование гражданской идентичности», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Изучив и проанализировав научную литературу по педагогике и психологии, нами была разработана программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Живой уголек». «Живой уголек» - это неугасающая история России, ее необычайно широкая и живая душа.
Программа разработана на 4 года обучения с 1 по 4 класс (один учебный год составляет 64 (шестьдесят четыре) часа, т.е. педагог осуществляет деятельность 2 раза в неделю (возможны правки в регламенте работы)) и полностью адаптирована под младший школьный возраст (с 7 по 12 лет). В программе соблюдены все психологические и индивидуальные особенности обучающихся начальной ступени образования.
«Живой уголек» полностью отвечает требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и опирается на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания.
Цель программы: создание условий для формирования основ гражданской идентичности личности у обучающихся начальной ступени образования.
Основные задачи программы:
- формировать представления о гражданственности и патриотизме как важнейших понятиях гражданской идентичности;
- способствовать освоению ролевых позиций: «гражданин» и «патриот» в структуре общественных и межличностных отношениях;
- развивать осознание аспектов соей идентичности, особенностей взаимодействия и взаимоотношений в системе «Я – Другой человек»;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, семье, истории Отечества;
- воспитывать уважительное отношение к себе и окружающему миру.
Логика построения календарно-тематического планирования программы соответствует логике формирования основ гражданской идентичности личности. Тематика занятий спланирована в соответствии со структурой гражданской идентичности, включающей в себя следующие компоненты:
- когнитивный;
-ценностно-смысловой;
-эмоциональный;
- деятельностный;
Каждый год обучения по программе «Живой уголек» посвящен одному определенному разделу, например, второй год обучения посвящен таким общим темам, как Родина, Россия, родной край, дом.
Формы работы, используемые в программе:
- Беседа;
- Акция;
- Игра;
-Экскурсия;
В данной программе представлено несколько форм педагогического контроля:
- педагогический тест;
- Проект;
- Отчетные концерты;
После обучения по программе «Живой уголек» младший школьник, будет любить, и уважать свою родину, семью, знать историю, а также будет адаптирован к жизни в правовом государстве.
Данная программа была реализована на младших школьниках третьего класса (учителем было проведено 5 занятий в рамках внеурочной деятельности по следующим темам: «Семья», «Семейные ценности», «Семейное древо», «Мой дом - моя крепость», «Нарисуем дом».
Перед проведением внеурочных занятий нами была проведена диагностика выявляющая уровень сформированности уровня гражданской идентичности, которая позволила выявить, что у большинства (99 %) младших школьников низкий уровень гражданственности. После проведения внеурочных занятий была проведена повторная авторская диагностика (в рамках программы) которая позволила выявить, что уровень гражданской идентичности у 82 % повысился с низкого до среднего. Таким образом, можно сделать вывод, что программа является эффективной.
Занятия в рамках программ «Живой уголек» очень понравились младшим школьникам. На занятии они были активными, часто поднимали руку, интересовались содержанием занятия. Большинство младших школьников настолько были заинтересованы предложенным материалом, что оставались после занятия и задавали интересующие вопросы.
В рамках программы также разработан Teach-квест для детей Свердловской области «Мой выбор Президента», который представляет собой цикл интеллектуальных игр с единой легендой и маршрутом передвижения. Общей легендой teach-квеста является моделирование жизненных ситуаций как гражданин Российской Федерации проходит путь от ответственного выборщика, выполняющего свой гражданский долг, востребованного профессионала до Президента страны. Тип квеста «teach» предполагает, что это не просто проигрывание, это реальное обучения как правильно быть человеком с высокой гражданской ответственностью и четко сформированной позицией гражданина.
Заключение
Формирование патриотизма и гражданских качеств является одним из приоритетных направлений в образовании и развитии страны. При помощи внеурочной деятельности по социальному направлению в рамках программы «Живой уголек» можно сформировать все аспекты гражданской идентичности личности.