Рабочая программа по внеурочной деятельности по социальному направлений «Азбука пешехода»
Филиал МБОУ «Гимназия с. Большой Сардек им. К.Ф.Шакирова» Кукморского муниципального района Республики Татарстан в с.Копки
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
по социальному направлению
« Азбука пешехода»
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Зариповой Гульсины Галимулловны
на 2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Назначение программы: Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука пешехода» предназначена для учащихся начальных классов и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах.
Цель: – создание условий для формирования обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведёт к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Задачи:
-обучение школьников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
-развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
-формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;
-воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-умение ставить и формулировать проблемы;
-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-установление причинно-следственных связей;
-использование речи для регуляции своего действия;
-адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
. Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности
№ |
Содержание (разделы) |
Формы организации |
Виды деятельности |
1. |
Участники дорожного движения |
Экскурсии, игровые тренинги
|
Игровая деятельность, познавательная деятельность |
2 |
Виды пешеходных переходов
|
Разбор дорожных ситуаций на настольных играх, конкурсы, соревнования, КВН, викторины |
Игровая деятельность, познавательная деятельность |
3 |
Ты – пешеход
|
Тематические занятия, игровые тренинги, разбор дорожных ситуаций на настольных играх, изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; |
Игровая деятельность, познавательная деятельность |
4 |
Светофор и его сигналы |
Игровые тренинги, разбор дорожных ситуаций на настольных играх, экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины |
Игровая деятельность, познавательная деятельность |
5 |
Дорожные знаки
|
Экскурсии, викторины, выпуск стенгазет, КВН, викторины выпуск стенгазет, проекты |
Игровая деятельность, познавательная леятельность |
6 |
Виды транспорта
|
Тематические занятия, игровые тренинги, экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины |
Игровая деятельность, познавательная деятельность |
7 |
Мы пассажиры |
Тематические занятия, экскурсии, конкурсы, соревнования, КВН, викторины, выпуск стенгазет
|
Игровая деятельность, познавательная леятельность |
8 |
Безопасные места для детских игр |
Тематические занятия, игры, экскурсии Встреча с работниками ГИБДД
|
Игровая деятельность, познавательная деятельность |
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Отведенные часы |
Участники дорожного движения |
||
1 |
Родина. Место где мы родились и живем. Наше село. Экскурсия «Мир, в котором я живу». |
1 |
2 |
Что такое «Азбука пешехода». Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). |
1 |
3 |
Движение пешеходов и машин (проезжая часть, тротуар). Правила движения пешеходов по тротуару. |
1 |
4 |
Практическое занятие. Самый безопасный путь в школу и обратно домой. |
1 |
5 |
Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой». |
1 |
Виды пешеходных переходов |
||
6 |
. Пешеходные переходы (наземный, подземный, надземный). Практическое занятие. Игра «Найди пешехода-нарушителя»
|
1 |
7 |
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». |
1 |
8 |
Какой переход самый безопасный? Где и как правильно переходить дорогу? Понятие «зебра». |
1 |
9 |
Практическое занятие. Игра «Найди пешехода-нарушителя»
|
1 |
Ты – пешеход
|
||
10 |
Дорога. Тротуар как часть дороги. Правила движения по тротуару. |
1 |
11 |
Перекресток. Правила перехода перекрестка. |
1 |
12 |
Нас увидят в темноте. Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки |
1 |
13 |
Ролевая игра «Переходим дорогу»
|
1 |
Светофор и его сигналы |
||
14 |
Три чудесных цвета. История светофора. Виды светофоров (транспортный, пешеходный). Необычные светофоры. |
1 |
15 |
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов
|
1
|
Дорожные знаки |
||
16 |
Наши друзья – дорожные знаки. Дорожная размета. |
1 |
17 |
Запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено». |
1 |
18 |
Предупреждающие знаки: «Пешеходный переход», «Дети». |
1 |
19 |
Дорожная размета. Викторина «Сами не видят, а дорогу указывают». |
1 |
20 |
Практическое занятие. Изготовление макетов дорожных знако |
1 |
Виды транспорта |
||
21 |
Что такое транспорт? История появления автомобиля. Виды наземного транспорта (пассажирский, грузовой). |
1 |
22 |
Виды воздушного транспорта. Водный транспорт. |
1 |
23 |
Виды транспортных средств общего и инди-видуального (личного) пользования |
1 |
24 |
Виды специальных автотранспортных средств (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, машина газовой службы). Номера телефонов экстренных служб. |
1 |
25 |
Машины-помощники (строительные, сельско-хозяйственные, для уборки города и др.). |
1 |
26 |
Экскурсия. Знакомство с транспортом города. |
1 |
Мы пассажиры |
||
27 |
Пассажир - его обязанности и безопасность. Правила ожидания транспортного средства. |
1 |
28 |
Правила посадки и высадки из общественного транспорта. Поведение пассажиров в салоне автобуса, троллейбуса. |
1 |
29 |
Правила поездки в общественном транспорте |
1 |
30 |
Переход дороги после выхода из общественного транспорта. Опасные ситуации. |
1 |
31 |
Практическое занятие. Пассажиром быть не просто. |
1 |
Безопасные места для детских игр |
||
32 |
Почему дети попадают в дорожные аварии. Где можно, а где нельзя играть. |
1 |
33 |
Подготовка к проекту ««Правила движения – достойны уважения!» |
1 |
34 |
Презентация проектов «Правила движения – достойны уважения!» |
1 |
35 |
КВН |
1 |
Desteni