Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «По дорогам безопасности» (2 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Общая характеристика программы курса
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Нормативные правовые документы.
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7 ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва «Просвещение» 2010 год.
Устава МБОУ «СШ № 12».
Положения о рабочей программе дополнительного образования МБОУ «СШ № 12».
Учебного плана МБОУ «СШ № 12» на 2017– 2018 учебный год.
Календарного учебного графика МБОУ «СШ № 12» на 2017 – 2018 учебный год.
Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «СШ № 12» на 2015 – 2018 годы.
Авторской программы Князевой Т. Н. «По радуге дорожной безопасности», Кемерово,2010г. И соответствует требованиям ФГОС начального общего образования.
Цели и задачи изучения курса:
Цель: формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам.
Задачи:
Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.
Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося.
Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика.
Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и самостоятельности, творческих способностей.
Ценностные ориентиры содержания
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам
Основные возрастные особенности группы школьников
Программа «по дороге безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Индивидуальные психолого-педагогические особенности и особые образовательные потребности обучающихся, для которого разработана программа
При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слабовидящего ребенка можно отметить три характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем отставании развития слабовидящего ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. Кроме того, многие слабовидящие дети могут иметь психиатрические проблемы. Отмечается безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни».
Вторая особенность развития слабовидящего ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слабовидящий ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.
Третьей особенностью развития слабовидящего ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития слабовидящего ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном.
Дети с проблемами зрения имеют нарушения речи. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.
Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.
На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.
На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Звукопроизношение нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.
На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформированы.
Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи.
Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-грамматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.
Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения, необходимо создавать в школе следующие специальные условия:
- помощь в передвижении по школе, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры школы, класса, где проводятся занятия, путь к своему месту;
- выделение оптимально освещенного рабочего места, с которого ребенку хорошо видны доска и учитель (например, первая парта в среднем ряду). Ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой с учетом степени слышимости в этом месте. В классе должны быть обеспечены повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400–500 люкс 1;
- возможность подходить к классной доске и рассматривать представленный на ней материал (конечно, с разрешения учителя);
- возможность получать учебный материал заранее (на опережение) для проработки дома, получение аудиозаписи уроков; - возможность дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы (предписания врача);
- использование более ярких, с крупным шрифтом наглядных пособий, тетрадей с более толстыми линиями и т.д.;
- увеличение количества комментариев, призванных компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику;
- подключение других модальностей: тактильных или слуховых. Ребенок должен иметь возможность трогать предметы. На уроках математики, к примеру, можно использовать счеты. Важные фрагменты урока можно записать на диктофон;
- возможность пользоваться вспомогательными увеличивающими страницу приспособлениями. В той же функции может быть использован компьютер;
- доброе отношение и всегдашняя готовность помощи незрячим и слабозрячим со сторон зрячих. Результаты освоения курса
Критерии |
Показатели |
Диагностический инструментарий |
Сроки проведения мониторинга |
Личностные результаты: - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. |
Прогнозируемый воспитательный результат: - обучающиеся знают участок проезжей части, где можно переходить дорогу; - знают сигналы светофора и их назначение в движении транспорта и пешеходов; (1 уровень) |
Анкета по ПДД |
Сентябрь |
- определять форму предметов окружающего мира; - сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; - определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира; сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; - выделять из многообразия объектов транспортное средство; - выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения, узнавать их, знать назначение; - различать цвет и форму запрещающих знаков; - различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; - находить места переходов по дорожным знакам. (2 уровень) |
Тест по ПДД |
Декабрь |
|
самостоятельно: - объяснять свой безопасный путь от дома до школы; - определять своё положение на местности по отношению к важным объектам. (3 уровень) |
Методика «Оцени себя» |
Май |
|
Метапредметные результаты: - выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; - объяснять значение и функции конкретного знака; - раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; - разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Регулятивные УУД: - умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; - формирование способности оценивать свое поведение со стороны; - формирование рефлексивных умений – предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; - формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения. |
Прогнозируемый воспитательный результат: обучающиеся освоят: - планирование и выполнение мини-проектов; - подготовка и проведение спортивных конкурсов и мероприятий по ПДД совместно с учителем. |
Методика «Бегущий гусь» |
Октябрь, апрель |
Познавательные УУД: - поиск необходимых информационных образовательных ресурсов; - нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП; - умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их. |
Обучающиеся научатся: - выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; - объяснять значение и функции конкретного знака; - раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; - разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. |
Тест по ПДД |
Май |
Коммуникативные УУД: - организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - отработка умения слушать и вступать в диалог; - обучение постановки вопросов; - участие в коллективных творческих делах; - сотрудничество со сверстниками и другими людьми; - работа в группах; - ролевые игры. |
- Формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, – умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, – участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, – строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском языке. |
Методика «Дорога к дому» |
Октябрь, апрель |
Мониторинговая карта оценки личностных и метапредметных результатов освоения курса
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
2 класс 34 часа
Тема 1.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (3 часа)
Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.
Практика. Наблюдение за дорогой: слушаем дорогу, учимся ходить по дороге. Игры на развитие внимания (правая – левая сторона, что где находится, определение расстояния на глаз, замеры расстояний, рассматривание картин с оптическими обманами). Рисуем элементы дороги: проезжая часть, поребрик, тротуар, дорожная разметка. Решаем кроссворды, ребусы, анаграммы, шарады. Читаем газету «Содружества ЮИД» - «Добрый попутчик» и газету «Добрая дорога детства». Разучивание песен на дорожную тематику.
Тема 2. Пешеходные переходы(4 часа)
Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Дорожные ловушки. Пешеходные переходы в районе школы.
Практика. Настольные игры на развитие памяти: «Движение с уважением», «Дорожные знаки», дорожное лото «Бинго». Рассматривание буклета «Как не попасть в беду на дороге», рисование участников дорожного движения.
Тема 3. Нерегулируемые перекрестки(6 часов)
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.
Практика. Занятия на учебном перекрестке. Ролевые игры: «Я водитель», «Я пешеход», «Я регулировщик», «Я светофор», «Я пассажир». Рисование «Чтоб не случилось беды».
Тема 4.Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. (6 часов)
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода регулируемого перекрестка. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.
Практика. Рисуем технические средства регулирования дорожного движения, сравниваем, соотносим по назначению. Занятия на учебном перекрестке.
Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (4 часа)
Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.
Практика. Компьютерная диагностика: «Прогулка с Безо». Викторина «Уважай закон дорог». Рисуем нарушителей дорожного движения. Коллективная творческая работа «Мы за безопасность на дороге»
Тема 6. Дорожные знаки(10 часов)
Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
Практика. Конструирование дорожных знаков «Сделай знак своими руками». Практические занятия на макете дороги «Я пешеход», «Я автомобиль», «Я светофор», «Я регулировщик». Разводка транспортных средств на разных типах дорог. Игра «Расставь дорожные знаки на макете дороги». Викторина по дорожным знакам «Знаки дорожные знать каждому положено».
Тема 7. Зачет(1 час)
Опасность игр вблизи проезжей части. Площадки для игр. Устройство велосипеда, правила эксплуатации велосипеда, роликовых коньков. Правила катания на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах. Что запрещается велосипедисту до 14-летнего возраста.
Практика. Игры на свежем воздухе: «Игротека ПДД», соревнования велосипедистов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (2 класс)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Всего |
Примерные сроки |
Фактическая дата проведения |
Виды учебной деятельности |
||
Теория/ аудиторные занятия |
практика/ внеаудиторные занятия |
теория |
практика |
|||||
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. |
0,5 |
2,5 |
3 |
5.09-19.09 |
Беседа |
Разгадывание ребусов, кроссворда Игра-конструирование |
||
1. |
Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина |
|||||||
2. |
Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств |
|||||||
3. |
Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге |
Игры на развитие внимания |
||||||
Пешеходные переходы. |
1 |
3 |
4 |
26.09-17.10 |
Беседа |
Сюжетные игры, просмотр фильма, изготовление буклета |
||
4. |
Пешеходный переход и его обозначения |
|||||||
5. |
Подземный и надземный пешеходные переходы |
|||||||
6. |
Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением |
|||||||
7. |
Дорожные ловушки |
|||||||
Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы. |
1 |
5 |
6 |
24.10-5.12 |
Беседа |
Сюжетные игры, разучивание сигналов регулировщика, создание пособия «Сигналы регулировщика» |
||
8. |
Типы перекрестков |
|||||||
9. |
Предупредительные сигналы, подаваемые водителями |
|||||||
10. |
Нерегулируемый перекресток |
|||||||
11. |
Игра: «Я- водитель, Я- пешеход» |
|||||||
12. |
Правила перехода нерегулируемого перекрестка |
|||||||
13. |
Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования |
|||||||
Регулируемые перекрестки. Светофор |
1 |
5 |
6 |
12.12-23.01 |
Беседа |
Ролевые и сюжетные игры, наблюдения, рисование |
||
14. |
Сигналы светофора |
|||||||
15. |
Типы светофоров |
|||||||
16. |
Правила перехода регулируемого перекрестка |
|||||||
17. |
Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика |
|||||||
18. |
Технические средства регулирования дорожного движения |
|||||||
19. |
Занятия на учебном перекрестке |
|||||||
Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае |
1 |
3 |
4 |
30.01-20.02 |
Беседа |
Составление памятки для пассажира, конкурс рисунка, творческая работа |
||
20. |
Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая |
|||||||
21. |
Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта |
|||||||
22. |
Возможные опасности |
|||||||
23. |
Викторина «Уважай закон дорог» |
|||||||
Дорожные знаки |
1 |
9 |
10 |
27.02-22.05 |
Беседа |
Ролевые игры, Беседы с сотрудниками ГИБДД, конструирование дорожных знаков |
||
24. |
Значение дорожных знаков |
|||||||
25. |
Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки» |
|||||||
26. |
Дорожные знаки «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» |
|||||||
27. |
Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети» |
|||||||
28. |
Дорожные знаки «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен» |
|||||||
29. |
Знаки сервиса |
|||||||
30. |
Дорожный этикет |
|||||||
31. |
Почему дети попадают в дорожные аварии |
|||||||
32. |
Дорожные знаки в микрорайоне школы |
|||||||
33. |
Викторина «Знаки дорожные знать каждому положено» |
|||||||
34. |
Зачёт. Игры на свежем воздухе: «Игротека ПДД» |
0,5 |
0,5 |
1 |
29.05 |
Беседа |
Тест, игры-соревнования |
|
Итого: |
6 |
28 |
34 |