Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Мозаика» (1-4 классы)

2
0
Материал опубликован 11 December 2017 в группе

 

 

 

 

      
 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Мозаика»

1 - 4 классы

 

 

 

 

учителя изобразительного искусства

Рыбловой Н.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа кружка «Мозаика» рассчитана на детей с 7 до 10 лет, то есть со 1 класса по 4 класс. Во втором и четвертом классе есть обучающиеся с ОВЗ. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала.

 - научить работать с природным материалом, со скорлупами,  гофрированной бумагой.

 

Задачи программы:

Обучающие:

закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

обучение умению планирования своей работы;

обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

развитие образного мышления и воображения;

создание условий к саморазвитию учащихся;

развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

воспитание уважения к труду и людям труда;

формирование чувства коллективизма;

воспитание аккуратности;

экологическое воспитание обучающихся;

развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

  

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

ТЕМЫ БЛОКОВ 1-4 класс

Тема

Содержание обучения

Количество часов

Работа с природным материалом

Виды природных материалов. Способы изготовления поделок из природных материалов.

4

Работа с бумагой и картоном

Виды работ из бумаги и картона.   Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные  приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

20

Работа со скорлупками

Способы изготовления изделий из яичной скорлупы. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды  работ из яичной скорлупы.

10

Календарно - тематическое планирование

«Мозаика» для 1 класса

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование и материалы

Дата

1.

Работа с природным материалом

4

1. должны уметь делать поделки из разных

природных материалов.

2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Уметь работать в коллективе.

Кора березы, засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

 

 

1. "Осенний букет"

2

 

 2. "Дружная семейка на прогулке"    

2

 

2.

Работа с бумагой

20

1.Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

 

 

Бережное и экономное использование материалов.

Семья режущих инструментов. Почему ножницы разные? Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали.

2

 

Размечаем геометрические фигуры.

2

 

Учимся делать новогодние игрушки.

Выставка работ.

8

 

Готовимся к 8 Марта.

6

 

Тренируй сообразительность.

Фантазии из бумаги.

2

 

3.

Работа со скорлупками

10

1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, клей.

 

1. «Божья коровка»

5

 

2. "Утенок"

5

 

Календарно - тематическое планирование

«Мозаика» для 2 класса

 

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование и материалы

Дата

1.

Работа с природным материалом

4

1. должны уметь делать поделки из разных

природных материалов.

2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Уметь работать в коллективе.

Кора березы, засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

 

 

1. "Осенний букет"

2

 

 2. "Дружная семейка на прогулке"    

2

 

2.

Работа с бумагой

20

1.Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

 

 

Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали.

2

 

Размечаем геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур.

2

 

Учимся делать новогодние игрушки. Выпуклая аппликация. Коллективная работа.

8

 

Готовимся к 8 Марта. Динамическая открытка с аппликацией.

6

 

Тренируй сообразительность.

Фантазии из бумаги.

2

 

3.

Работа со скорлупками

10

1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, клей.

 

1. «Божья коровка»

5

 

2. "Утенок"

5

 
Календарно - тематическое планирование

 

«Мозаика» для 3 класса

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование и материалы

Дата

1.

Работа с природным материалом

4

1. должны уметь делать поделки из разных

природных материалов.

2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Уметь работать в коллективе.

Кора березы, засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

 

 

1. "Осенний букет"

2

 

 2. "Дружная семейка на прогулке"    

2

 

2.

Работа с бумагой

20

1.Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

 

 

Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали.

2

 

Обрывная аппликация.

2

 

Мозаика из обрывных кусочков бумаги.

2

 

Учимся делать новогодние игрушки.

6

 

Готовимся к 8 Марта. Моделирование цветов из бумаги.

6

 

Тренируй сообразительность.

Фантазии из бумаги.

2

 

3.

Работа со скорлупками

10

1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, клей.

 

1. «Божья коровка»

5

 

2. "Утенок"

5

 

Календарно - тематическое планирование

«Мозаика» для 4 класса

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Оборудование и материалы

Дата

1.

Работа с природным материалом

4

1. должны уметь делать поделки из разных

природных материалов.

2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Уметь работать в коллективе.

Кора березы, засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

 

 

1. "Осенний букет"

2

 

 2. "Дружная семейка на прогулке"    

2

 

2.

Работа с бумагой

20

1.Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

 

 

Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали.

1

 

Моделирование из конусов.

1

 

Объёмные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны

4

 

Учимся делать новогодние игрушки.

6

 

Готовимся к 8 Марта. Моделирование цветов из бумаги.

6

 

Тренируй сообразительность.

Фантазии из бумаги.

2

 

3.

Работа со скорлупками

10

1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, клей.

 

1. «Божья коровка»

5

 

2. "Утенок"

5

 

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

 Форма подведения итогов реализации программы: - выставки

Учебно-методическое обеспечение. 

1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.      

2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги,  компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

10

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации