12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Рыблова Нина Валерьевна51 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Мозаика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Мозаика»
1 - 4 классы
учителя изобразительного искусства
Рыбловой Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала.
- научить работать с природным материалом, со скорлупами, гофрированной бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
ТЕМЫ БЛОКОВ 1-4 класс
Тема | Содержание обучения | Количество часов |
Работа с природным материалом | Виды природных материалов. Способы изготовления поделок из природных материалов. | 4 |
Работа с бумагой и картоном | Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном. | 20 |
Работа со скорлупками | Способы изготовления изделий из яичной скорлупы. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы. | 10 |
Календарно - тематическое планирование
«Мозаика» для 1 класса
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование и материалы | Дата |
1. | Работа с природным материалом | 4 | 1. должны уметь делать поделки из разных природных материалов. 2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. 3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. 4. Уметь работать в коллективе. | Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА
| |
1. "Осенний букет" | 2 | ||||
2. "Дружная семейка на прогулке" | 2 | ||||
2. | Работа с бумагой | 20 | 1.Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. 2.Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. 3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается. 4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания. 5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
| |
Бережное и экономное использование материалов. Семья режущих инструментов. Почему ножницы разные? Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали. | 2 | ||||
Размечаем геометрические фигуры. | 2 | ||||
Учимся делать новогодние игрушки. Выставка работ. | 8 | ||||
Готовимся к 8 Марта. | 6 | ||||
Тренируй сообразительность. Фантазии из бумаги. | 2 | ||||
3. | Работа со скорлупками | 10 | 1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. 2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. | Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, клей. | |
1. «Божья коровка» | 5 | ||||
2. "Утенок" | 5 |
Календарно - тематическое планирование
«Мозаика» для 2 класса
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование и материалы | Дата |
1. | Работа с природным материалом | 4 | 1. должны уметь делать поделки из разных природных материалов. 2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. 3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. 4. Уметь работать в коллективе. | Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА
| |
1. "Осенний букет" | 2 | ||||
2. "Дружная семейка на прогулке" | 2 | ||||
2. | Работа с бумагой | 20 | 1.Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. 2.Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. 3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается. 4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания. 5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
| |
Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали. | 2 | ||||
Размечаем геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур. | 2 | ||||
Учимся делать новогодние игрушки. Выпуклая аппликация. Коллективная работа. | 8 | ||||
Готовимся к 8 Марта. Динамическая открытка с аппликацией. | 6 | ||||
Тренируй сообразительность. Фантазии из бумаги. | 2 | ||||
3. | Работа со скорлупками | 10 | 1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. 2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. | Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, клей. | |
1. «Божья коровка» | 5 | ||||
2. "Утенок" | 5 |
«Мозаика» для 3 класса
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование и материалы | Дата |
1. | Работа с природным материалом | 4 | 1. должны уметь делать поделки из разных природных материалов. 2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. 3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. 4. Уметь работать в коллективе. | Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА
| |
1. "Осенний букет" | 2 | ||||
2. "Дружная семейка на прогулке" | 2 | ||||
2. | Работа с бумагой | 20 | 1.Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. 2.Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. 3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается. 4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания. 5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
| |
Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали. | 2 | ||||
Обрывная аппликация. | 2 | ||||
Мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 2 | ||||
Учимся делать новогодние игрушки. | 6 | ||||
Готовимся к 8 Марта. Моделирование цветов из бумаги. | 6 | ||||
Тренируй сообразительность. Фантазии из бумаги. | 2 | ||||
3. | Работа со скорлупками | 10 | 1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. 2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. | Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, клей. | |
1. «Божья коровка» | 5 | ||||
2. "Утенок" | 5 |
Календарно - тематическое планирование
«Мозаика» для 4 класса
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование и материалы | Дата |
1. | Работа с природным материалом | 4 | 1. должны уметь делать поделки из разных природных материалов. 2. Должны знать о разнообразии природного материала и его использовании в поделках. 3. Уметь планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. 4. Уметь работать в коллективе. | Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА
| |
1. "Осенний букет" | 2 | ||||
2. "Дружная семейка на прогулке" | 2 | ||||
2. | Работа с бумагой | 20 | 1.Уметь правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами. 2.Уметь самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку. 3. Знать свойства бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается. 4. Уметь вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания. 5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, белая и цветная бумага, ножницы, клей ПВА.
| |
Учимся размечать, вырезать и наклеивать детали. | 1 | ||||
Моделирование из конусов. | 1 | ||||
Объёмные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны | 4 | ||||
Учимся делать новогодние игрушки. | 6 | ||||
Готовимся к 8 Марта. Моделирование цветов из бумаги. | 6 | ||||
Тренируй сообразительность. Фантазии из бумаги. | 2 | ||||
3. | Работа со скорлупками | 10 | 1. Уметь работать с хрупким материалом – скорлупой яиц. 2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы. | Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц, клей. | |
1. «Божья коровка» | 5 | ||||
2. "Утенок" | 5 |
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
Форма подведения итогов реализации программы: - выставки
Учебно-методическое обеспечение.
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
5. Материалы и инструменты.
6. Компьютер для показа презентаций.
10