12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Касьяненко Алла Ивановна2742 Россия, Ростовская обл., Матвеев Курган Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа внеурочной деятельности по физкультурно - оздоровительному направлению «Ритмика»
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач нашей школы – охрана здоровья детей. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена и на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний.
Ритмика обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия ритмикой и танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
На таких занятиях увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к ритмическим движениям;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
развитие выразительности и осмысленности исполнения ритмичных и танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
организация здорового и содержательного досуга.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Содержание внеурочной деятельности «Ритмика» направлено на творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты изучения:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий:
Организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
Видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
Оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
Предметными результатами является сформированность следующих умений.
Планирование занятий ритмики в режиме дня;
Представления ритмики как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
Бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение техники безопасности к местам проведения;
Объяснение в доступной форме правил выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправления их;
Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами. В различных условиях.
Формы и методы проведения занятий: игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Программа “Ритмика” – танцевальной направленности. Она разработана на основе программы «Ритмика» под редакцией Е.И.Мошковой с изменениями и добавлениями.
Объём курса 34 ч из расчета 1 ч в неделю.
Первый год обучения
№ п\п | Дата | Тема урока | Примечание |
1 | Введение. Что такое ритмика. | ||
2 | Основные танцевальные правила. Постановка корпуса. | ||
3 | Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). | ||
4 | Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. | ||
5 | Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. | ||
6 | Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина. | ||
7 | Понятие о рабочей и опорной ноге. | ||
8 | Простейшие танцевальные элементы. | ||
9 | Ритмическая схема. Ритмическая игра. | ||
10 | Игры. | ||
11 | Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. | ||
12 | Упражнения для развития плавности и мягкости движений. | ||
13 | Разучивание танцевальных шагов. Шаг простой. | ||
14 | Разучивание танцевальных шагов. Шаг переменный. | ||
15 | Шаг переменный с притопом. | ||
16 | Шаг переменный с притопом. | ||
17 | Шаг с переступанием. | ||
18 | Шаг с переступанием. | ||
19 | Переменный шаг с продвижением вперед. | ||
20 | Переменный шаг с продвижением вперед. | ||
21 | Переменный шаг с продвижением назад. | ||
22 | Переменный шаг с продвижением назад. | ||
23 | Мелкий ход на носках. | ||
24 | Мелкий ход на носках. | ||
25 | Положения рук в групповых комбинациях. «Круг». | ||
26 | Положения рук в групповых комбинациях. «Звездочка». | ||
27 | Положения рук в групповых комбинациях. «Звездочка». | ||
28 | Положения рук в групповых комбинациях. «Карусель». | ||
29 | Положения рук в групповых комбинациях. «Карусель». | ||
30 | Положения рук в групповых комбинациях «Корзиночка». | ||
31 | Положения рук в групповых комбинациях «Корзиночка». | ||
32 | Положения рук в групповых комбинациях «Цепочка». | ||
33 | Положения рук в групповых комбинациях «Цепочка». | ||
34 | Урок-смотр знаний. | ||
ИТОГО | 34 |
Второй год обучения
№ п\п | Дата | Тема урока | Примечание |
1 | Беседа по технике безопасности при разучивании движений. | ||
2 | Позиции ног. Повторение основных понятий. | ||
3 | Позиции рук. Повторение основных понятий. | ||
4 | Разучивание разминки. | ||
5 | Направления движения. | ||
6 | Углы поворотов на носках. | ||
7 | Галоп лицом и спиной. | ||
8 | Перестроения. «Линии». | ||
9 | Перестроения. «Змейка» | ||
10 | «Хоровод». Перекаты стопы. | ||
11 | Перестроения, «Шахматы» | ||
12 | Движения на развитие координации. | ||
13 | Ходьба с координацией рук и ног. | ||
14 | Бег и подскоки. | ||
15 | Элементы асимметричной гимнастики. | ||
16 | Упражнения на развитие тела под музыку. | ||
17 | Красота движений. | ||
18 | Фигурная маршировка. Построения рисунков и фигур. Круг в круге. | ||
19 | Фигурная маршировка. Построения рисунков и фигур. «Звёздочка», «Воротца». | ||
20 | Фигурная маршировка. Построения рисунков и фигур. «Квадрат», «Колонна». | ||
21 | Фигурная маршировка. Построения рисунков и фигур. «Шеренга», «Диагональ». | ||
22 | Фигурная маршировка. Построения рисунков . «Зигзаг». | ||
23 | Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка. | ||
24 | Музыкально-ритмические игры: «Охотники» | ||
25 | Музыкально-ритмическая игра: «Я иду к тебе». | ||
26 | Упражнения на выстукивание под музыку. | ||
27 | Отработка упражнений. | ||
28 | Закрепление изученного. | ||
29 | Общеразвивающие упражнения. | ||
30 | Общеразвивающие упражнения | ||
31 | Музыкально-ритмическая игра: «Ловушка». | ||
32 | Музыкально-ритмическая игра: «Прогулка». | ||
33 | Многообразность и необычность движений. | ||
34 | Урок-смотр знаний. | ||
ИТОГО | 34 |
Третий год обучения
№ п\п | Дата | Тема урока | Примечание |
1 | Беседа по технике безопасности при разучивании движений. | ||
2 | Разучивание разминки. | ||
3 | Разучивание разминки. | ||
4 | Повторение разминки. | ||
5 | Направления движения. Перестроения. | ||
6 | Танцевальный шаг. | ||
7 | Переменный шаг. | ||
8 | Боковой шаг. | ||
9 | Галоп. | ||
10 | Подскоки. | ||
11 | Определение такта в музыке. | ||
12 | Определение темпа музыкальной композиции. | ||
13 | Ускорение темпа движений. | ||
14 | Замедление темпа движений. | ||
15 | Характер танцевальной музыки. | ||
16 | Ходьба с координацией рук и ног. | ||
17 | Плавность движений. | ||
18 | Красота движений. | ||
19 | Закрепление изученных упражнений. | ||
20 | Элементы народной хореографии: хоровод. | ||
21 | Элементы народной хореографии: пляска одиночная. | ||
22 | Элементы народной хореографии: пляска парная | ||
23 | Элементы народной хореографии: перепляс. | ||
24 | Элементы народной хореографии: массовый пляс. | ||
25 | Элементы народной хореографии: ковырялочка. | ||
26 | Элементы народной хореографии: елочка. | ||
27 | Отработка упражнений. | ||
28 | Закрепление изученного. | ||
29 | Общеразвивающие упражнения. | ||
30 | Общеразвивающие упражнения: плавная ходьба на носочках. | ||
31 | Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные). | ||
32 | Композиция танца: экспозиция, завязка, развитие танца. | ||
33 | Композиция танца: кульминация, развязка. | ||
34 | Урок-смотр знаний. | ||
ИТОГО | 34 |
Четвёртый год обучения
№ п\п | Дата | Тема урока | Примечание |
1 | Беседа по технике безопасности при разучивании движений. | ||
2 | Позиции в танце. | ||
3 | Разучивание разминки. | ||
4 | Направления движения. Перестроения. | ||
5 | Танцевальный шаг. Переменный шаг. Боковой шаг. | ||
6 | Галоп. Подскоки. | ||
7 | Упражнения на определение такта в музыке. | ||
8 | Упражнения на определение темпа музыкальной композиции. | ||
9 | Танцевальные движения в разном темпе. | ||
10 | Характер танцевальной музыки. | ||
11 | Координация движений. | ||
12 | Плавность движений. | ||
13 | Красота движений. | ||
14 | Закрепление изученных упражнений. | ||
15 | Жанры музыки: марш. | ||
16 | Жанры музыки: песня. | ||
17 | Жанры музыки: танец. | ||
18 | Актерская выразительность | ||
19 | Упражнения в актерской выразительности. | ||
20 | Основные движения русского танца: хороводный шаг. | ||
21 | Основные движения русского танца: переменный ход. | ||
22 | Вращения на месте и в движении. | ||
23 | Дроби простые, синкопированные, ключ. | ||
24 | Веревочка, присядки. | ||
25 | Элементы народной хореографии: кадриль квадратная. | ||
26 | Элементы народной хореографии: кадриль линейная. | ||
27 | Элементы народной хореографии: кадриль круговая. | ||
28 | Отработка упражнений. | ||
29 | Закрепление изученного. | ||
30 | Классический танец: вальс. Разучивание шагов. | ||
31 | Классический танец: вальс. Отработка шагов. | ||
32 | Классический танец: фигурный вальс. | ||
33 | Классический танец: фигурный вальс. Закрепление. | ||
34 | Урок-смотр знаний. | ||
ИТОГО | 34 |
Используемая литература и музыкальные произведения.
«Ритмика и бальные танцы» Автор: Е.И. Мошкова, Москва Просвещение» 1997
«Азбука классического танца» Авторы: Н. Базарова, В.Мей Ленинград «Искусство» 1983
«Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца» Автор: Никитин В. Москва Издательский дом «Один из лучших» 2006
«Учите детей танцевать» Авторы: Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Москва «Век информации» 2009
«Радуга русского танца» Захаров В.М. - М., 1986
«Рождение танца» Уральская В.И. - М., 1982
«Учимся танцевать» Попова З.Н. - Якутск, 1992.
«Основы классического танца» Ваганова А. Я. - Краснодар, 2003.
Танцуем джайв, рок-н-ролл, чечетку. Ростов-н\Д, из-во «Феникс», 2004г.
Азбука классического танца Л.-М, 1964 Базарова Н. П. и Мей В. П.
Народные танцы М., 1975 Ткаченко Т. С.
Танцевать могут все Минск, 1973 Череховская.
Детская аэробика: методика, базовые комплексы Ростов-н\Д, «Феникс» 2005, С. В. Колесникова (Школа развития)
«Основы русского народного танца» А. Климов М. «Ис-во» 1981
«Танцуйте с нами» Н. Шереметьевская , «Молодежная эстрада»
Хореография в спорте. И. А.Шипилина, Ростов-н\Д, 2004г, серия образовательные технологии.