Программа внеурочной деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению «Ритмика» (1–4 классы)
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач нашей школы – охрана здоровья детей. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена и на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний.
Ритмика обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия ритмикой и танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
На таких занятиях увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.
Задачи:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
привитие интереса к занятиям, любовь к ритмическим движениям;
гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
развитие выразительности и осмысленности исполнения ритмичных и танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
развитие творческих способностей;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
организация здорового и содержательного досуга.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Содержание внеурочной деятельности «Ритмика» направлено на творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Результаты изучения:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
учебных действий:
Организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
Видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
Оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
Предметными результатами является сформированность следующих умений.
Планирование занятий ритмики в режиме дня;
Представления ритмики как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
Бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение техники безопасности к местам проведения;
Объяснение в доступной форме правил выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправления их;
Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами. В различных условиях.
Формы и методы проведения занятий: игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
Программа “Ритмика” – танцевальной направленности. Она разработана на основе программы «Ритмика» под редакцией Е.И.Мошковой с изменениями и добавлениями.
Объём курса 34 ч из расчета 1 ч в неделю.
Программа внеурочной деятельности «Ритмика» предполагает обучение с 1 по 4 класс. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности.
Первый год обучения
№ п\п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
1 |
Введение. Что такое ритмика. |
||
2 |
Основные танцевальные правила. Постановка корпуса. |
||
3 |
Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). |
||
4 |
Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. |
||
5 |
Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. |
||
6 |
Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина. |
||
7 |
Понятие о рабочей и опорной ноге. |
||
8 |
Простейшие танцевальные элементы. |
||
9 |
Ритмическая схема. Ритмическая игра. |
||
10 |
Игры. |
||
11 |
Синхронность и координация движений, используя танцевальные упражнения. |
||
12 |
Упражнения для развития плавности и мягкости движений. |
||
13 |
Разучивание танцевальных шагов. Шаг простой. |
||
14 |
Разучивание танцевальных шагов. Шаг переменный. |
||
15 |
Шаг переменный с притопом. |
||
16 |
Шаг переменный с притопом. |
||
17 |
Шаг с переступанием. |
||
18 |
Шаг с переступанием. |
||
19 |
Переменный шаг с продвижением вперед. |
||
20 |
Переменный шаг с продвижением вперед. |
||
21 |
Переменный шаг с продвижением назад. |
||
22 |
Переменный шаг с продвижением назад. |
||
23 |
Мелкий ход на носках. |
||
24 |
Мелкий ход на носках. |
||
25 |
Положения рук в групповых комбинациях. «Круг». |
||
26 |
Положения рук в групповых комбинациях. «Звездочка». |
||
27 |
Положения рук в групповых комбинациях. «Звездочка». |
||
28 |
Положения рук в групповых комбинациях. «Карусель». |
||
29 |
Положения рук в групповых комбинациях. «Карусель». |
||
30 |
Положения рук в групповых комбинациях «Корзиночка». |
||
31 |
Положения рук в групповых комбинациях «Корзиночка». |
||
32 |
Положения рук в групповых комбинациях «Цепочка». |
||
33 |
Положения рук в групповых комбинациях «Цепочка». |
||
34 |
Урок-смотр знаний. |
||
ИТОГО |
34 |
Второй год обучения
№ п\п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
1 |
Беседа по технике безопасности при разучивании движений. |
||
2 |
Позиции ног. Повторение основных понятий. |
||
3 |
Позиции рук. Повторение основных понятий. |
||
4 |
Разучивание разминки. |
||
5 |
Направления движения. |
||
6 |
Углы поворотов на носках. |
||
7 |
Галоп лицом и спиной. |
||
8 |
Перестроения. «Линии». |
||
9 |
Перестроения. «Змейка» |
||
10 |
«Хоровод». Перекаты стопы. |
||
11 |
Перестроения, «Шахматы» |
||
12 |
Движения на развитие координации. |
||
13 |
Ходьба с координацией рук и ног. |
||
14 |
Бег и подскоки. |
||
15 |
Элементы асимметричной гимнастики. |
||
16 |
Упражнения на развитие тела под музыку. |
||
17 |
Красота движений. |
||
18 |
Фигурная маршировка. Построения рисунков и фигур. Круг в круге. |
||
19 |
Фигурная маршировка. Построения рисунков и фигур. «Звёздочка», «Воротца». |
||
20 |
Фигурная маршировка. Построения рисунков и фигур. «Квадрат», «Колонна». |
||
21 |
Фигурная маршировка. Построения рисунков и фигур. «Шеренга», «Диагональ». |
||
22 |
Фигурная маршировка. Построения рисунков . «Зигзаг». |
||
23 |
Элементы народной хореографии: ковырялочка, елочка. |
||
24 |
Музыкально-ритмические игры: «Охотники» |
||
25 |
Музыкально-ритмическая игра: «Я иду к тебе». |
||
26 |
Упражнения на выстукивание под музыку. |
||
27 |
Отработка упражнений. |
||
28 |
Закрепление изученного. |
||
29 |
Общеразвивающие упражнения. |
||
30 |
Общеразвивающие упражнения |
||
31 |
Музыкально-ритмическая игра: «Ловушка». |
||
32 |
Музыкально-ритмическая игра: «Прогулка». |
||
33 |
Многообразность и необычность движений. |
||
34 |
Урок-смотр знаний. |
||
ИТОГО |
34 |
Третий год обучения
№ п\п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
1 |
Беседа по технике безопасности при разучивании движений. |
||
2 |
Разучивание разминки. |
||
3 |
Разучивание разминки. |
||
4 |
Повторение разминки. |
||
5 |
Направления движения. Перестроения. |
||
6 |
Танцевальный шаг. |
||
7 |
Переменный шаг. |
||
8 |
Боковой шаг. |
||
9 |
Галоп. |
||
10 |
Подскоки. |
||
11 |
Определение такта в музыке. |
||
12 |
Определение темпа музыкальной композиции. |
||
13 |
Ускорение темпа движений. |
||
14 |
Замедление темпа движений. |
||
15 |
Характер танцевальной музыки. |
||
16 |
Ходьба с координацией рук и ног. |
||
17 |
Плавность движений. |
||
18 |
Красота движений. |
||
19 |
Закрепление изученных упражнений. |
||
20 |
Элементы народной хореографии: хоровод. |
||
21 |
Элементы народной хореографии: пляска одиночная. |
||
22 |
Элементы народной хореографии: пляска парная |
||
23 |
Элементы народной хореографии: перепляс. |
||
24 |
Элементы народной хореографии: массовый пляс. |
||
25 |
Элементы народной хореографии: ковырялочка. |
||
26 |
Элементы народной хореографии: елочка. |
||
27 |
Отработка упражнений. |
||
28 |
Закрепление изученного. |
||
29 |
Общеразвивающие упражнения. |
||
30 |
Общеразвивающие упражнения: плавная ходьба на носочках. |
||
31 |
Геометрические композиции фигур (индивидуальные и коллективные). |
||
32 |
Композиция танца: экспозиция, завязка, развитие танца. |
||
33 |
Композиция танца: кульминация, развязка. |
||
34 |
Урок-смотр знаний. |
||
ИТОГО |
34 |
Четвёртый год обучения
№ п\п |
Дата |
Тема урока |
Примечание |
1 |
Беседа по технике безопасности при разучивании движений. |
||
2 |
Позиции в танце. |
||
3 |
Разучивание разминки. |
||
4 |
Направления движения. Перестроения. |
||
5 |
Танцевальный шаг. Переменный шаг. Боковой шаг. |
||
6 |
Галоп. Подскоки. |
||
7 |
Упражнения на определение такта в музыке. |
||
8 |
Упражнения на определение темпа музыкальной композиции. |
||
9 |
Танцевальные движения в разном темпе. |
||
10 |
Характер танцевальной музыки. |
||
11 |
Координация движений. |
||
12 |
Плавность движений. |
||
13 |
Красота движений. |
||
14 |
Закрепление изученных упражнений. |
||
15 |
Жанры музыки: марш. |
||
16 |
Жанры музыки: песня. |
||
17 |
Жанры музыки: танец. |
||
18 |
Актерская выразительность |
||
19 |
Упражнения в актерской выразительности. |
||
20 |
Основные движения русского танца: хороводный шаг. |
||
21 |
Основные движения русского танца: переменный ход. |
||
22 |
Вращения на месте и в движении. |
||
23 |
Дроби простые, синкопированные, ключ. |
||
24 |
Веревочка, присядки. |
||
25 |
Элементы народной хореографии: кадриль квадратная. |
||
26 |
Элементы народной хореографии: кадриль линейная. |
||
27 |
Элементы народной хореографии: кадриль круговая. |
||
28 |
Отработка упражнений. |
||
29 |
Закрепление изученного. |
||
30 |
Классический танец: вальс. Разучивание шагов. |
||
31 |
Классический танец: вальс. Отработка шагов. |
||
32 |
Классический танец: фигурный вальс. |
||
33 |
Классический танец: фигурный вальс. Закрепление. |
||
34 |
Урок-смотр знаний. |
||
ИТОГО |
34 |
Используемая литература и музыкальные произведения.
«Ритмика и бальные танцы» Автор: Е.И. Мошкова, Москва Просвещение» 1997
«Азбука классического танца» Авторы: Н. Базарова, В.Мей Ленинград «Искусство» 1983
«Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца» Автор: Никитин В. Москва Издательский дом «Один из лучших» 2006
«Учите детей танцевать» Авторы: Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Москва «Век информации» 2009
«Радуга русского танца» Захаров В.М. - М., 1986
«Рождение танца» Уральская В.И. - М., 1982
«Учимся танцевать» Попова З.Н. - Якутск, 1992.
«Основы классического танца» Ваганова А. Я. - Краснодар, 2003.
Танцуем джайв, рок-н-ролл, чечетку. Ростов-н\Д, из-во «Феникс», 2004г.
Азбука классического танца Л.-М, 1964 Базарова Н. П. и Мей В. П.
Народные танцы М., 1975 Ткаченко Т. С.
Танцевать могут все Минск, 1973 Череховская.
Детская аэробика: методика, базовые комплексы Ростов-н\Д, «Феникс» 2005, С. В. Колесникова (Школа развития)
«Основы русского народного танца» А. Климов М. «Ис-во» 1981
«Танцуйте с нами» Н. Шереметьевская , «Молодежная эстрада»
Хореография в спорте. И. А.Шипилина, Ростов-н\Д, 2004г, серия образовательные технологии.