Программа внеурочной деятельности «Работа с текстами рекламы» (7–8 классы)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей … Протокол от «__» _______ 2016 г. №__ |
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по ВР ________Константинова Л.В.. |
УТВЕРЖДЕНО: приказом директора школы от «__» ______ 2016 г. №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по русскому языку
для 7-8 классов
на 2016-2017 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования Составитель программы: Душина Мария Игоревна,
учитель русского языка и литературы
п. Прииртышский
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Работа с текстом рекламы» для обучающихся 7-8 классов составлена в соответствии с учебным пособием «Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка: работа с текстом рекламы 5-11 классы» под ред. Т.И. Павловой, О.В. Романенко.- Ростов н/ Д: Легион, 2012. – 64 с.
Учебный план МАОУ «Прииртышская СОШ» предусматривает обязательное изучение русского языка во внеурочной деятельности в 8 классе в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Метапредметные результаты
Регулятивные
способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности, последовательность действий;
определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
формулирование и удерживание учебной задачи;
соотнесение выполненного задания с образцом, предложенным учителем;
Коммуникативные
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
сохранение доброжелательного отношения друг к другу в ситуации конфликта интересов;
установление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания;
оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
понимание возможностей различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
уважение позиций других людей, отличные от собственной.
Рефлексивные
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
Познавательные
самостоятельное прогнозирование информации, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбор необходимых источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
объяснение языковых явлений, процессов, связей и отношений, выявляемых в ходе исследовательской, проектной работы;
предоставление информации на основе схем, моделей, сообщений;
планирование своей работы по изучению незнакомого материала;
сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников.
Личностные
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
умение принимать решение на основе соотнесения нескольких моральных норм;
Основное содержание тем внеурочной деятельности по русскому языку
Введение (4 часа)
Понятие рекламы. Интересные факты об истории возникновения, развития рекламы. Различие между обычной информацией и рекламой. Классификация реклам. Лингвистические особенности рекламных текстов. Функциональное назначение рекламных текстов. Структура рекламного текста. Отбор языковых средств для рекламных средств.
Текст рекламы в школе (11 часов)
Текст рекламы в школе. Фонетика. Орфоэпия. Фонетические и орфоэпические особенности текстов рекламы.
Текст рекламы в школе. Лексикология. Лексические особенности текстов рекламы.
Текст рекламы в школе. Морфология. Морфологические особенности текстов рекламы.
Текст рекламы в школе. Синтаксис. Пунктуация. Синтаксические и пунктуационные особенности текстов рекламы
Текстоведение в рекламе (19 часов)
Текст рекламы в школе. Текстоведение.
Речевые жанры в рекламе
Публицистический стиль в текстах рекламы.
Разговорный стиль в текстах рекламы
Художественный стиль в текстах рекламы
Научный и официально-деловой стили в текстах рекламы
Ярмарка проектов
Творческая мастерская. Работа коллективным проектом
Творческая мастерская. Защита проектов
Тематическое планирование
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Основные виды деятельности |
|
Примерная программа |
Рабочая программа |
|||
1. |
Введение |
4 |
4 |
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: формирование творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык»; формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: происходит выбор эффективных форм решения задачи. |
2. |
Текст рекламы в школьной практике |
11 |
11 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: происходит выбор эффективных форм решения задачи; формирование у учащихся умений построения т реализации новых знаний; формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. |
3. |
Текстоведение в рекламе |
19 |
19 |
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания: происходит выбор эффективных форм решения задачи; формирование у учащихся умений построения т реализации новых знаний; формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. |
Итого: |
34 |
34 |
Календарно-тематический план
№ п\п |
№ в теме |
Дата |
Тема |
Тип урока, форма проведения |
Планируемые результаты
|
|||||
план |
факт |
|||||||||
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|||||||||
Введение (4 часа) |
||||||||||
1 2 |
1 2 |
Понятие рекламы |
Урок открытия «нового» знания конференция |
К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы. |
Формировать «стартовую» мотивацию на изучение нового материала, саморазвитию в исследовательской и творческой деятельности |
|||||
3 |
3 |
Современные виды рекламы |
Урок открытия «нового» знания практикум |
К.: формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; Р.: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; П.: объяснять языковые исследования, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы. |
Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности |
|||||
4 |
4 |
Структурные особенности рекламы |
Урок открытия «нового» знания практикум |
К.: формировать навыки работы в группе; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, сотрудничать в совместном решении задач; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской, проектной работы. |
Формировать познавательный интерес устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
|||||
Текст рекламы в школьной практике (11 часов) |
||||||||||
5 |
1 |
Текст рекламы в школьной практике |
Урок открытия «нового» знания творческая мастерская
|
К.: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; Р.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры рекламы.
|
Формировать познавательный интерес устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности |
|||||
6 7 |
2 3 |
Текст рекламы в школе. Фонетика. Орфоэпия |
Урок общеметодической направленности исследование
|
К.: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой; Р.: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе выполнения заданий |
Формировать навыки индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения задания |
|||||
8 9 |
4 5 |
Текст рекламы в школе. Лексикология |
Урок общеметодической направленности исследование
|
К.: формировать навыки работы в группе; Р.: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов, определения и объяснения их лексического значения, производить само- и взаимопроверку и диагностику результатов изучения темы. |
Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и диагностической деятельности |
|||||
10 11 12 |
6 7 8 |
Текст рекламы в школе. Морфология |
Урок открытия нового знания творческая лаборатория
|
К.: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; Р.: определять новый уровень отношения к самому себе; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе применения пунктуационных правил, конструирования словосочетаний и предложений |
Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному проектированию, конструированию, творческой деятельности |
|||||
13 14 15 |
9 10 11 |
Текст рекламы в школе. Синтаксис. Пунктуация |
Урок открытия нового знания творческая лаборатория
|
К.: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной деятельности; Р.: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе исследования текста. |
Формировать познавательный интерес, устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста |
|||||
Текстоведение в рекламе (19 часов) |
||||||||||
16 17 |
1 2 |
Текст рекламы в школе. Текстоведение |
Урок открытия нового знания исследование, творческая лаборатория
|
К.: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Р.: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы. |
Формировать устойчивую мотивацию к обучению, изучению и закреплению нового |
|||||
18 |
3 |
Речевые жанры в рекламе |
Урок открытия нового знания творческая лаборатория
|
К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; П.: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. |
Формировать умения оценивать усваимое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор |
|||||
19 20 |
4 5 |
Публицистический стиль в текстах рекламы |
Урок открытия нового знания творческая лаборатория
|
К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе проектной деятельности |
Формировать устойчивую мотивацию к обучению, творческой самоактуализации |
|||||
21 22 |
6 7 |
Разговорный стиль в текстах рекламы |
Урок открытия нового знания творческая лаборатория
|
К.: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; Р.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава |
Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
|||||
23 24 |
8 9 |
Художественный стиль в текстах рекламы |
Урок открытия нового знания творческая лаборатория
|
К.: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой; Р.: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе выполнения заданий |
Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
|||||
25 26 |
10 11 |
Научный и официально-деловой стили в текстах рекламы |
Урок открытия нового знания творческая лаборатория
|
К.: формировать навыки работы в группе; Р.: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования, производить сам- и взаимопроверку и диагностику результатов изучении темы |
Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
|||||
27 |
12 |
Ярмарка проектов |
Урок общеметодической направленности конференция |
К.: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; Р.: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе применения правил, конструирования ответов |
Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
|||||
28 29 30 31 |
13 14 15 16 |
Творческая мастерская. Работа коллективным проектом |
Урок общеметодической направленности творческая лаборатория
|
К.: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; Р.: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе исследования текстов рекламы |
Формировать навыки индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения контрольной работы |
|||||
32 33 |
17 18 |
Творческая мастерская. Защита проектов |
Урок общеметодической направленности презентация |
К.: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности; П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и взаимоотношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы |
Формировать устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной, диагностической деятельности |
|||||
34 |
19 |
Итоговый урок |
Урок общеметодической направленности конференция |
К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит к усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; П.: самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера |
Формировать познавательный интерес, у устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию теста |