Программа внеурочной деятельности «Работа с одаренными детьми»
ПРОГРАММА
работы с одаренными
детьми «ЭРУДИТ».
Программа разработана
учителем биологии и химии
МБОУ Ширяевской СОШ
Дядченко Т.А.
Х.Ширяевский
2016 г.
Цели: создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
1.Стимулирование учеников к участию в разнообразных способах учебной деятельности;
2. Выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми в школе. Продолжение работы с детьми, склонными к научно- исследовательской и творческой работе.
3.Удовлетворение потребности в новой информаци (широкоинформацион но– коммуникативная адаптация);Сроки реализации программы:
с сентября 2016г по сентябрь 2018 г.; занятия- 1 раз в неделю.
Возраст учащихся: с 8 по 11 классы.
Пояснительная записка: Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Для многих ребят конкурсы стали стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, что конкурсные состязания утвердили профессиональный выбор его участников и победителей. Мною накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей детей, и в школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. В последнее время акценты с технических областей знаний смещается на научные исследования в области живой природы, и это не удивительно, так как появляются новые болезни, существует огромное количество проблем в области экологии. Биологические знания приобретают все большего значения и в развитии народного хозяйства. Поэтому человечество должно понимать, что наступил век биологии. У нас много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для их привлечения на сторону биологической науки. К сожалению, существует множество проблем на пути решения этого вопроса:
Биологические специальности, по мнению многих родителей, не престижны в настоящее время;
Проблемы с трудоустройством выпускников ВУЗов (работа в основном в школах);
В каждой школе есть много детей, которых интересуют биологические дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению.
Выявление одаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяют три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, , творческие отчеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
выполнение практических работ,
дифференцированное обучение,
создание проблемных ситуаций,
использование различных видов игр,
самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы,
учебные и тематические конференции, диспуты, дискуссии, круглые столы.
участие в олимпиадах;
защита проектов;
элективные курсы;
Ресурсное обеспечение программы:
- библиотечный фонд – наличие литературы
- ИКТ
Критерий эффективности:
1 Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
2 Отсутствие неуспевающих по предмету;
3 Увеличение количества обучающихся выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его;
4 Учащиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня:
5 Результаты реализации программы
План работы с одарёнными детьми:
№ |
Мероприятие |
Сроки |
1 |
Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности. |
сентябрь |
2 |
Выявление одаренных детей. Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся |
октябрь |
3 |
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. |
в течение года |
4 |
Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах |
ежегодно |
5 |
Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся |
Регулярно |
6 |
Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках |
Еженедельно |
7 |
Разработка планов индивидуальной работы с детьми; проведения занятий с детьми; отработка форм, методов, приёмов работы; создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми |
Еженедельно |
8 |
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе. |
май |
9 |
Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности. |
ежегодно |
В комплект для диагностики рекомендую методики, ставшие уже традиционными:
• для определения уровня интеллектуального развития: тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др.; (Приложение №1)
• для оценки креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса Э. П. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.); «Необычное использование» (тест Гилфорда Дж. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.). (Приложение №2,3)
Результаты реализации программы.
Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории.
Программа была утверждена на ШМО естественно – математического цикла Положительные результаты апробации программы прослеживаются на протяжении нескольких лет.
Используемая литература
Савенков А.И. Коллективное творчество школьников. – Ярославль,2004.
Воронин В.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. – Москва, 2004.
Симоненко В.Д. Технология – 11 класс. Москва Издательский центр «Вента – Граф» 2004.
Приложение №1
Тест Векслера/Детский вариант/
Субтест 1. Осведомлённость
Для детей младше 8 лет и старше подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №1, прекратить при 5 отрицательных ответах подряд.
Для детей 8 лет и старше, не подозреваемых в умственном снижении: начинать с задания №4. Если одно из заданий №4, №5 или №6 не выполнено, то прежде, чем переходить к следующему, необходимо возвратиться к заданиям №№ 1,2,3. Если все три задания - №№ 4,5,6 выполнены, то дать аванс за №№ 1,2,3 и переходить к заданию №7. Прекратить при 5 неудачах подряд.
Оценки: 1-0.
№ |
Задания и контрольные ответы |
Оценка |
1. |
Сколько у тебя ушей? |
|
1: Два. Пара. |
||
2. |
Как называется этот палец? |
|
1: Указательный. |
||
3. |
Сколько ног у собаки? |
|
1: Четыре. |
||
4. |
От какого животного мы получаем молоко? |
|
1: От коровы (или козы или верблюда). |
||
5. |
Что нужно сделать, чтобы вода закипела? |
|
1: Поставить на огонь (или газ, или плиту). Нагреть. |
||
6. |
В каком магазине продают сахар? |
|
1: В продовольственном (или другом где могут продавать сахар). |
||
7. |
Сколько копеек в пятаке? |
|
1: Пять. |
||
8. |
Сколько дней в неделе? |
|
1: Семь. |
||
9. |
Кто основал город, который называется Санкт-Петербург? |
|
1: Петр Первый. |
||
0: Строители. |
||
?: Ленин. (верно, город раньше назывался по имени Ленина, а кто его основал?) |
||
10. |
Что такое пара? |
|
1: Два. Двое, два человека (или предмета). Оценка в школе. |
||
0: Пара ног (или предметов). |
||
?: это количество. Парочками ходят в детском саду. (Верно. Так значит, что такое пара?) |
||
11. |
Назови мне четыре времени года? |
|
1: Зима, лето, осень, весна ( в любом порядке). |
||
12. |
Какого цвета рубины? |
|
1: Красного (Любого от светло-розового до темно-красного). |
||
0: Рубинового. |
||
13. |
Где садится солнце? |
|
1: На западе. (При указании рукой на запад или при ответе «за горизонтом»: «Верно, но какое это направление?). |
||
0: За тучу (или горы, или др.) |
||
14. |
Для чего нужен желудок? |
|
1: Он переваривает пищу. Обрабатывает пищу своим соком. Перерабатывает пищу. |
||
15. |
Почему нефть или масло плавают на воде? |
|
1: Потому что плотность воды больше (или нефти меньше). Легче. |
||
?: Легкая. (Да, но монета тоже легкая, а не плавает). |
||
16. |
Кто написал «Евгений Онегин»? |
|
1: Пушкин или Чайковский. |
||
17. |
Что празднуют 9 мая? |
|
1: Годовщина победы в Великой Отечественной войне. День Победы над фашистами. |
||
18. |
Что такое SOS? |
|
1: Сигнал бедствия. Призыв (или сигнал) о бедствии. Сигнал, когда корабль тонет. «Спасите наши души». |
||
19. |
Каков примерно рост среднего человека? |
|
1: 150-180 см. |
||
20. |
Где расположена Италия? |
|
1: На юге Европы. На Аппенинском полуострове. В Средиземном море. |
||
0: В Европе. На юго-западе Европы. На Балканском полуострове. Около Франции. На острове. |
||
21. |
Сколько килограммов в центнере? |
|
1: 100 кг. |
||
22. |
Как называется столица Греции? |
|
1: Афины. |
||
23. |
Из чего получают скипидар? |
|
1: Из хвойных деревьев (или дерева, или сосны, или ели, или смолы). |
||
0: Из спирта, бензина или нефти. |
||
24. |
Сколько километров от Москвы до Владивостока? |
|
1: 8-11 тыс. км. |
||
25. |
Когда бывает 29 февраля? |
|
1: через каждые 4 года. В високосном году. |
||
0: Зимой. В феврале. |
||
?: В этом (или таком-то году). Если год високосный спросить: «А когда еще будет?» |
||
26. |
Кто открыл Южный полюс? |
|
1: Амундсен. |
||
27. |
Что такое барометр? |
|
1: Прибор для измерения атмосферного давления. Прибор, предсказывающий погоду. |
||
0: Измеряет температуру. |
||
?: Для измерения погоды. |
||
28. |
Что такое иероглиф? |
|
1: Письменные знаки некоторых странах (Египте, Китае, Японии и др.) или у древних. Вид или знак письменности. Буквы в Китае (или др.). |
||
0: Клинопись. Что-то нарисовано. Знак. Буквы. |
||
29. |
Кто такой Александр Македонский? |
|
1: Великий полководец древности. Древнегреческий полководец. Завоеватель, жил до нашей эры. Покоритель Персии (или Египта). Глава греко-македоно-персидской державы. |
||
0: Великий русский полководец. |
||
?: Великий полководец. Военачальник. Предводитель македонцев. Полководец Македонии. |
||
30. |
Что такое конфискация? |
|
1: Принудительное (или безвозмездное) изъятие имущества в собственность государства по приговору суда (или в административном порядке, или по закону). Отбор имущества по закону. |
||
?: Отнятие (или изъятие) имущества. Насильственное (или принудительное) изъятие имущества. |
Результаты по этому субтесту дают представление об объеме и уровне знаний и способности сохранения их в долговременной памяти, избирательной направленности интересов и общей образованности испытуемого. Субтест имеет высокие коэффициенты корреляции с общими итоговыми оценками интеллекта, и поэтому является большой предсказательной силой в отношении выполнения остальных субтестов. Случаи значительного расхождения оценок по "Осведомленности" с другими субтестами представляют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об одностороннем преимуществе вербального развития интеллекта, оторванности от реальности, книжном характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены "ухудшению" в связи с различными клиническими болезнями.
Обратить внимание на следующие феномены:
временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;
точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;
цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;
географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);
интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.
Субтест 2. Понятливость
Особенность инструкции для 2 субтеста: перед заданием № 6 испытуемому необходимо сказать: «До сих пор ты отвечал все правильно, очень хорошо. Теперь я тебя попрошу, говори мне как можно больше. Говори до тех пор, пока сам все не скажешь, или я тебя не остановлю».
Начинать надо с задания № 1. Прекращать при трех неудачах подряд. Оценки 2-1-0.
Общие критерии оценок для заданий 1-5:
2 балла, если испытуемый проявляет собственную активность, т.е. сам принимает решение или пытается сам исправить предложенную ситуацию;
1 балл, если испытуемый предлагает исправить положение кому-нибудь другому или обращается за помощью к кому-либо.
На задания 1-5 обязательно нужно добиться позитивного ответа, ответа «не знаю» не должно быть.
Общие критерии для оценок для заданий 6-14:
2 балла – если указывается не меньше двух причин,
1 балл – если указывается 1 причина.
№ |
Задания и контрольные ответы |
Оценка |
1 |
Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? |
|
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом. |
||
1: Скажу маме. Пойду к врачу. |
||
0: Плакать. Пойду домой. Ничего. |
||
2 |
Что ты будешь делать, если потеряешь мячик, который тебе дали поиграть? (куклу, книгу – в зависимости от возраста, пола). |
|
2: Куплю новый. Отдам свой (или такой же, или другой). Заплачу. |
||
1: Извинюсь. Скажу маме. |
||
0: Плакать. Скажу ему, что потерял. |
||
?: Искать пока не найду. (?: А если не найдешь?»). |
||
3 |
Что ты будешь делать, если пришел в магазин за хлебом, а хлеба в магазине не оказалось? |
|
2: Пойду в другой магазин. Куплю булку. |
||
1: Спрошу у мамы, что делать. |
||
0: Пойду домой. Отдам деньги. |
||
4 |
Что ты будешь делать, если маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться? (для девочек – «девчонка»). |
|
2: Успокою (или займу чем-нибудь, или остановлю, или утихомирю) его. Объясню (или внушу) ему, что так нельзя. Переведу на шутку. |
||
1: Попрошу кого-нибудь остановить его. Скажу маме. Поставлю в угол. |
||
0: Повалю и буду держать. Оттолкну. Дам сдачи. |
||
?: Ничего. Отойду. |
||
5 |
Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам? |
|
2: Попытаюсь остановить поезд. Встану на рельсы и буду делать знаки. Буду махать чем-нибудь (или красным платком). |
||
1: Скажу стрелочнику (или кому-нибудь). |
||
0: Отойду. Убегу. Посмотрю. |
||
?: Закричу. |
||
6 |
Почему лучше строить дом из кирпича, чем из дерева? |
|
Прочнее (или крепче). Не гниет (или долговечнее, или меньше подвержен коррозии). Кирпич не горит. Из кирпичей можно строить многоэтажные дома. |
||
0: Удобнее (или легче) строить. Лучше изоляция. Красивее. Теплее. Дешевле. В дерево молния ударит, а в камень нет. |
||
?: Выгоднее. Безопаснее. Практичнее. |
||
7 |
Почему преступников сажают в тюрьму? |
|
Для изоляции от общества (или могут совершить другое преступление). Для исправления (или перевоспитания). Для наказания. |
||
0: чтобы не сбежали. Для других урок. Чтобы отбыли срок наказания. Законы нельзя нарушать. |
||
?: Они преступники (или совершили преступление). (?: «Верно. Так почему их сажают в тюрьму?»). |
||
8 |
Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей? |
|
Женщины слабые (или мужчины сильнее женщин). Женщины более необходимы для ухода за детьми. Дети дольше будут жить. |
||
0: Они не умеют плавать. Так принято. Чтобы не было паники. |
||
?: Женщины – слабый пол. |
||
9 |
Почему выгоднее хранить деньги в сберкассе, а не дома? |
|
Уберечься от соблазна истратить. Безопаснее (или дома могут украсть или сгореть при пожаре). Идут проценты. Выгодно государству, оно использует эти деньги. |
||
0: Дома можно потерять. |
||
?: Выгодно. Удобно. Надежно. Сохранение. Накопление. Польза государству. |
||
10 |
Чем выгодны пункты проката? |
|
Если вещь нужна только на короткое время (или на один раз, или на сезон). Не каждую вещь человек в состоянии купить. |
||
11 |
Почему для поступления в институт необходимо сдавать экзамены? |
|
Отобрать (или выявить) знающих (или подготовленных, или сильнейших). Отсеять не знающих (или не подготовленных). Отобрать (или выявить) талантливых (или способных). Проверить способность учиться в институте (или отсеять «тупых»). Чтобы для всех были равные условия (или чтобы не поступали нечестным путем). Конкурс (или желающих много, а мест мало). |
||
0: Узнать, хорошо ли все знают. Пополнить (или вспомнить) свои знания. |
||
?: Проверить знания (или что ты знаешь, или на что способен). Иметь представление о поступающих (или знаниях, или способностях). Нельзя принимать всех подряд. («Верно. Так почему надо сдавать экзамены, чтобы поступить?). |
||
12 |
Почему для производства детских игрушек чаще используют пластмассу, чем дерево? |
|
Она легче. Легко делать (или обрабатывать). Гигиеничнее. Занозы не будет. Дешевле. Экономия древесины. Легко штамповать. |
||
0: Прочнее. Красиво (или эстетично). |
||
?: Удобно. Выгодно. Практично. |
||
13 |
Почему мы выбираем депутатов парламента? |
|
Отбор достойных (или лучших). Не все могут управлять. Потому что каждый из нас имеет право голоса (или выбора). В этом – проявление демократии (или народной власти). У нас власть осуществляется через представителей народа (или депутаты – представители народа). Власть основана на выборности. |
||
0: |
||
?: У нас демократия (или народная власть). Депутаты отражают (отстаивают или защищают) интересы народа. |
||
14 |
Почему нужно выполнять обещания? |
|
Подведешь другого. Тебе не будут верить (или будут считать лгуном). Для пользы дела. |
||
0: Так принято. Это нехорошо. Это не честно. |
||
?: Это дело чести. Вопрос морали. |
Исследуется способность моделировать свое поведение в социальных ситуациях. Отмечается практичность мышления, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта. Результаты скорее говорят о "фасаде" поведения. Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.
Отдельные феномены:
следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;
феномен "фасада" при акцентуации характера, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.
Приложение№2
Тест на изучение креативности (способности к творчеству). Тест Торренса.
Инструкция. Дорисуйте фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре.
Фигура 1
0 баллов .Абстрактный узор. Лицо, голова человека. Очки. Птица (летящая), чайка. 1 балл . Брови, глаза человека. Волна, море. Животное (морда). Кот, кошка. Облако, туча. Сверхъестественные существа. Сердце («любовь»). Собака. Сова. Цветок. Человек, мужчина. Яблоко.
Фигура 2
0 баллов Абстрактный узор. Дерево и его детали. Рогатка. Цветок. 1 балл . Буква: Ж, У и др. Дом, строение. Знак, символ, указатель. Птица, следы, ноги. Цифра. Человек.
Фигура 3
0 баллов. Абстрактный узор. Звуковые и радиоволны. Лицо человека. Парусный корабль, лодка. Фрукты, ягоды. 1 балл. Ветер, облака, дождь. Воздушные шарики. Дерево и его детали. Дорога, мост. Животное или его морда. Карусели, качели. Колеса. Лук и стрелы. Луна. Рыба, рыбы. Санки. Цветы.
Фигура 4
0 баллов. Абстрактный узор. Волна, море. Вопросительный знак. Змея. Лицо человека. Хвост животного, хобот слона. 1 балл. Кот, кошка. Кресло, стул. Ложка, половник. Мышь. Насекомое, гусеница, червь. Очки. Птица: гусь, лебедь. Ракушка. Сверхъественные существа. Трубка для курения. Цветок.
Фигура 5
0 баллов Абстрактный узор. Блюдо, ваза, чаша. Корабль, лодка. Лицо человека. Зонт. 1 балл. Водоем, озеро. Гриб. Губы, подбородок. Корзина, таз. Лимон, яблоко. Лук (и стрелы). Овраг, яма. Рыба. Яйцо.
Фигура 6
0 баллов. Абстрактный узор. Лестница, ступени. Лицо человека. 1 балл. Гора, скала. Ваза. Дерево, ель. Кофта, пиджак, платье. Молния, гроза. Человек: мужчина, женщина. Цветок.
Фигура 7
0 баллов. Абстрактный узор. Автомашина. Ключ. Серп. 1 балл. Гриб. Ковш, черпак. Линза, лупа. Лицо человека. Ложка, половник. Молоток. Очки. Самокат. Символ: серп и молот. Теннисная ракетка.
Фигура 8
0 баллов. Абстрактный узор. Девочка, женщина. Человек: голова или тело. 1 балл. Буква: У и др. Ваза. Дерево. Книга. Майка, платье. Ракета. Сверхъестественные существа. Цветок. Щит.
Фигура 9
0 баллов. Абстрактный узор. Горы, холмы. Животное, его уши. Буква М. 1 балл. Верблюд. Волк. Кот, кошка. Лиса. Лицо человека. Собака. Человек: фигура.
Фигура 10
0 баллов Абстрактный узор. Гусь, утка. Дерево, ель, сучья. Лицо человека. Лиса. 1 балл. Буратино. Девочка. Птица. Сверхъестественные существа. Цифры. Человек, фигура.
Придумайте и предложите письменно решение необычных ситуаций.
-
Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?
Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?
На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримете?
Сравните оригинальность и объём всех ответов в классе.
Приложение №3
Методика оценки общей одаренности
Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.
Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Обработка результатов.
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
№ Качество Отметка
1 Любознательность
2 Сверхчувствитeльность к проблемам
3 Способность к прогнозированию
4 Словарный запас
5 Способность к оценке
6 Изобретательность
7 Способность рассуждать и мыслить логически
8 Настойчивость
9 Перфекционизм
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.
Познавательное пространство человечества постоянно расширяется. Рано думать, что все на свете уже открыто. Все дети талантливы и успех каждого ребенка зависит от его своевременного выявления и развития.