Программа внеурочной деятельности в 8 классе «Современное общество»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования Кудымкарского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гуринская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности в 8 классе
(автор Часовских Л.Л., учитель истории и обществознания)
«Современное общество»
Пояснительная записка
Курс «Современное общество» для 8 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Программа курса рассчитан на 17 учебных часов и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса прежде всего ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ЕГЭ.
Содержание тем
Введение (1ч.)
Что такое современное общество? Закономерности развития основных сфер жизни общества.
Тема 1. Современное общество.(3 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Тема 2. Человек среди людей. (2ч.)
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Многообразие малых групп. Роли человека в группе. Групповые нормы и санкции. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (3ч.)
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости.
Тема 4. Политика и право. (4ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Назначение и задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств. Правовое регулирование, трудовая дисциплина и охрана труда несовершеннолетних. Соблюдение принципа наилучшего обеспечения прав ребёнка в семейном праве.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Итоговое повторение (1 ч.)
Тематическое планирование
№ п/п |
Названия тем, уроков |
Количество часов |
1 |
Введение.Что такое современное общество? Закономерности развития основных сфер жизни общества. |
1 |
Тема 1. Современное общество |
3 |
|
2 |
Общество – динамичная саморазвивающаяся система |
1 |
3 |
На пути к современной цивилизации |
1 |
4 |
Глобальные проблемы современности |
1 |
Тема 2. Человек среди людей |
2 |
|
5 |
Социальная структура |
1 |
6 |
Многообразие малых групп |
1 |
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества |
3 |
|
7 |
Право собственности |
1 |
8 |
Потребитель и его права |
1 |
9 |
Измерители экономической деятельности |
1 |
Тема 4. Политика и право |
4 |
|
10 |
Основы Конституционного строя РФ |
1 |
11 |
Участие граждан в политике и управлении |
1 |
12 |
Место несовершеннолетних в системе трудового и семейного законодательств |
1 |
13 |
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних |
1 |
Тема 5. Духовная жизнь общества |
3 |
|
14 |
Формы и разновидности культуры |
1 |
15 |
Образование и самообразование |
1 |
16 |
Личность и мораль |
1 |
17 |
Итоговое повторение |
1 |
Календарно-тематическое планирование
«Современное общество» 8 класс
17 часов 1 час в неделю
№ |
Название темы |
кол-во час |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Тип занятия |
1. |
Введение |
1 |
Знакомство со структурой курса |
вводное |
|
Человек и общество |
2 |
||||
2 |
Общество. Развитие личности |
1 |
Что такое общество, сферы жизни общества, ступени развития общества |
Давать определения понятий, выделять признаки понятий, составлять план текста |
Лекция, практикум |
3 |
Человек. Индивид. Личность. Связь человека с природой |
1 |
Становление личности. Взаимосвязь общества и природы |
Работать с текстом, отрабатывать навыки написания эссе. |
Лекция, тест |
Духовная сфера |
3 |
||||
4. |
Личность и мораль |
1 |
Мораль, нравственность, ценности и нормы морали |
Уметь анализировать, по признакам определять понятие, сравнивать |
беседа |
5. |
Образование и самообразование |
1 |
Приоритетность образования, наука, роль образования и науки |
Определять признаки. Анализировать, сравнивать |
лекция |
6. |
Формы и разновидности культуры |
1 |
Культура, массовая, элитарная, народная культура |
Выделять главное, определять признаки, по признакам определять понятие, сравнивать |
семинар |
Социальная сфера |
3 |
||||
7 |
Социальная структура общества |
1 |
Социальная структура, социальное неравенство, социальная мобильность |
Определять статус человека, характеризовать социальные группы. Составлять план по тексту |
беседа |
8 |
Социальные статусы и роли |
1 |
Социальная позиция человека в обществе, конфликты |
Определять социальные статусы и социальные роли, приводить примеры |
практикум |
9 |
Нации и межнациональные отношения |
1 |
Нация, межнациональные отношения, традиции, конфликты |
Характеризовать межнациональные отношения, осуществлять поиск информации по заданной теме из разных источников |
Лекция, сообщения учащихся |
Экономическая сфера |
3 |
||||
10 |
Измеритель экономической деятельности |
1 |
ВВП, ВНП, потребности и ресурсы, факторы производства |
Знать определения, объяснять различия исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов |
Лекция, тест |
11 |
Право собственности. Потребитель и его права |
1 |
Имущественные отношения, формы собственности, потребитель |
Анализировать, приводить примеры, сравнивать |
практикум |
12 |
Экономические системы. Безработица и ее причины |
1 |
Традиционная, командная, рыночная экономические системы, безработица и ее виды |
Сравнивать, выделять признаки из определения |
Беседа, тест |
Политическая сфера |
3 |
||||
13 |
Государство. Формы государства |
1 |
Признаки государства, формы правления и формы территориального устройства |
Выделять признаки, осуществлять поиск информации из разных источников, навыки написания эссе. |
лекция |
14 |
Политика и власть |
1 |
Политика, власть, роль политики |
Уметь называть главные особенности полит. власти, сравнивать |
семинар |
15 |
Правовое государство. Политические режимы |
1 |
Правовое государство и его признаки, тоталитарный, авторитарный и демократический режимы |
Уметь выделять признаки, знать названия органов власти в РФ и их функции, сравнивать |
Беседа, тест |
Право |
2 |
||||
16 |
Право. Правоотношения и субъекты права |
1 |
Что такое право? Право и закон, субъекты и объекты права |
Давать сравнительную характеристику, выделять признаки из понятия |
семинар |
17 |
Отрасли права |
1 |
Отрасли права, гражданские правоотношения |
Уметь выделять главные признаки, составлять план к тексту, сравнивать |
Семинар, тест |
Литература
1. Введение в обществознание: 8-9 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2000
2. Основы экономической теории: Учебник для 9-10 кл./Гос. Унив. – Высшая школа экономики; Под ред. С. И. Иванова – В 2-х книгах. М.:Вита – Пресс,2003
3. Конституция РФ.- М.,2005
4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
5. Сборник кодексов РФ. – М.,2002