Программа внеурочной деятельности «Занимательная психология» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №6
РЕКОМЕНДОВАНА к исполнению на заседании кафедры учителей гуманитарного цикла предметов протокол № 1 от 31.08 2016 г. |
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол №1от 31.08.2016 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________Каверин В.В. Приказ № 287 от 31.08.2016 г. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«Занимательная психология»
Направление: социальное
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Составитель:
Евсеева Н.И.,
педагог - тьютор
2016
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочного курса составлена на основе авторской педагогической разработки адаптационного типа факультативных занятий по курсу Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности» для учащихся 5 – 11-х классов (авторы составители Дьячкова Е.В., Барсем М.П., Гусева Л.В., Григорьева Л.Р., Зайцева М.Г.). Одно из примечательных явлений подросткового возраста - начало сознательного самовоспитания (намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития). Подросток начинает задумываться над своими физическими и личностными качествами и принимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.
Возрастные особенности старшеклассников (14-17 лет) объясняются, прежде всего, биологическими факторами. Эндокринные изменения стимулируют развитие организм, что проявляется в особенностях внешности и поведения. В этом возрасте резко повышается интерес к своему Я-физическому и Я-внутреннему. Подросток начинает ориентироваться на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины». Появляется чувство взрослости, являющееся главным отличительным свойством возраста.
Существует особый тип результатов образования, связанный с процессом социализации учащихся. Одной из основных её задач является перевод подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социального творчества.
Социальное творчество – высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогов, общественностью.
ЦЕЛЬ КУРСА: способствовать развитию у подростков готовности к осуществлению осознанного и целенаправленного процесса самовоспитания; развитие креативных способностей и социального творчества.
ЗАДАЧИ КУРСА:
обеспечить создание на занятиях атмосферы психологической безопасности для запуска процессов открытого и продуктивного общения, самораскрытия подростков;
содействовать формированию умений целеполагания, выбора приемов и средств работы подростков над собой;
создать условия для проявления учащихся в социальной деятельности через коллективные творческие дела (КТД);
содействовать получению детьми опыта самостоятельного общественного действия через разработку и проведение социального проекта.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа курса решает задачи самовоспитания и развитие креативных способностей, социального творчества.
Организация внешней части образовательного процесса (воспитания) должна способствовать появлению у ребенка внутреннего процесса самовоспитания, включающего такие элементы:
- собирание своего образа «Я»: способности, возможности, умения и др. качества;
- осознание своих проблем и определение направления развития;
- устремленность к решению задач и проблем;
- самоконтроль, критический самоанализ и рефлексия своих успехов и неудач;
- умение корректировать программу своих действий;
Подросток при этом выступает как субъект своего воспитания, как творец своей личности.
Развитые на занятиях способности к творческому нестандартному мышлению школьники переносят на другие учебные предметы, а затем и на решения любых жизненных проблем.
Результатом данного курса предполагается реализация социального проекта учащимися.
Структура и организация занятий:
1. Разминка – упражнения, создающие благоприятную атмосферу, позволяющие настроиться на разговор, на основную работу.
2. Завязка – проблемная ситуация, формирующая соответствующую мотивацию на занятие.
3. Основная часть - рассмотрение в теоретическом и практическом плане вопросов основного материала.
4. Упражнения на закрепление и применение.
5. Подведение итогов, рефлексия. Для учащихся – это способ прислушаться к себе, поразмышлять о своем внутреннем состоянии и его причинах. Для руководителя – основной метод руководства процессами самосовершенствования учащихся.
6. Релаксация – расслабление, выход из интеллектуальной сферы.
Разделы курса предполагают теоретическое освещение вопросов и их практическое применение: подготовка, планирование и реализация.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа реализуется во внеурочное время на занятиях по психологии для учащихся 5-11 классов. Реализация программы рассчитана на 34 часа по 1- 2 часам в неделю.
4. В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность развития УУД:
Личностные УУД
- Рефлексивный анализ положительных личностных качеств, потенциалов, способностей.
Коммуникативные УУД:
-Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Умение согласовывать усилия при достижении общей цели;
- Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Умение передавать другим людям информацию с помощью различных средств коммуникации.
Регулятивные УУД
- Умение ставить цели, планировать и оценивать свои действия;
- Умение проявлять настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления трудностей.
5. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Курс разбит на ТРИ РАЗДЕЛА
Раздел 1. Я познаю и развиваю свои способности.
7 занятий (14 часов)
Цель: Формирование мотивов самопознания и развитие дивергентного мышления.
Отработка способов поведения, позволяющих развивать характер и повышать веру в себя. Развитие навыков самопрезентации. Умения управлять своими эмоциями. Тренинг развития творческого мышления подростков.
Раздел 2. Я в общении. Планируем коллективное творческое дело.
8 занятий (13 часов).
Цель: Формирование навыков эффективной коммуникации. Развитие умения совместно планировать, собирать информацию и эффективно взаимодействовать в коллективных творческих делах (КТД).
Как научиться эффективным способам коммуникации. Умение отстаивать свою точку зрения. Навыки и умения ставить цели и достигать их. Коллектив и индивидуальность. Способы поведения в конфликте. Совместная работа школьников по разработке и подготовке социального проекта.
Раздел 3. Реализация социального проекта.
4 занятия (7 часов)
Цель: Получение детьми опыта самостоятельного общественного действия через подготовку социального проекта.
Социальный проект «Социально успешная личность»
Самодиагностика. Получение обратной связи.
Методы и приемы:
беседа и диалог на основе выдвигаемых идей и практических ситуаций;
групповые дискуссии;
тренинговые упражнения;
игровые упражнения (активизирующие, ролевые и игры с элементами психодрамы);
диагностические процедуры.
Формы контроля:
- рефлексия;
- обратная связь;
- самодиагностика.
6. Тематическое планирование.
Раздел 1. Я познаю и развиваю свои способности |
|||
№ |
Тема |
Содержание |
Часы |
1 |
Введение в курс. Знакомство с ребятами. |
Особенности курса. Примерное содержание. Упражнения на знакомство и командообразования. Входная диагностика. |
1 |
2 |
Вырабатывайте характер |
Анализ понятия «характер». Формирование стремления к развитию характера. Знакомство с различными способами развития характера. |
1 |
3 |
Воспитание воли |
Раскрытие понятия «воля». Рассмотрение признаков волевого поведения. Ознакомление с приемами воспитания воли. |
1 |
4 |
Как стать интересным |
Развитие навыков самопрезентации. Знакомство с миром увлечений и достижений обучающихся. |
2 |
5 |
Создание своего имиджа |
Знакомство с понятием «имидж». Составляющие имиджа. Как создать свой неповторимый образ. |
2 |
6 |
Учитесь управлять своими эмоциями |
Прояснение позитивного и негативного влияния эмоций на развитие жизненных ситуаций. Обучение определению своих эмоций и управлению ими. |
1 |
7 |
Тренинг креативности |
Специально подобранные упражнения и задания для развития творческих мыслительных способностей. |
6 |
ИТОГО: |
14 |
||
Раздел 2. Я в общении. Планируем коллективное творческое дело |
|||
8 |
Искусство общения |
Формирование навыков эффективной коммуникации (начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.) |
1 |
9 |
Мое мнение |
Формирование представлений о том, как важно иметь собственное мнение, уметь ему следовать и отстаивать не агрессивно. Знакомство с приемами эффективной аргументации. |
1 |
10 |
Вы в коллективе |
Знакомство с понятием «коллектив». Уровни развития коллектива. Формирование у подростков представлений о себе, как о члене коллектива. |
1 |
11 |
Учитесь дружить |
Развитие представлений подростков о значении дружбы в жизни человека, качествах настоящего друга и условиях возникновения и сохранения дружбы. |
1 |
12 |
Учитесь разрешать конфликты |
Знакомство с понятием «конфликт» и «стратегии поведения в конфликте». Формирование у подростков стремления к позитивному выходу из конфликта. Проигрывание стратегий поведения в конфликте. |
1 |
13 |
Введение в КТД. |
Раскрытия понятия КТД. Создание активной группы. Упражнения активаторы. |
1 |
14 |
Планирование социальной акции |
Обсуждение: что, где, когда, с кем будет проводиться, как и в какой форме мы представим социальный проект. |
1 |
15 |
Подготовка социального проекта |
Социальный опрос, обработка результатов, сбор информации, оформление результатов социального проекта. |
6 |
ИТОГО: |
13 |
||
Раздел 3. Реализация социального проекта |
|||
16 |
Социальный проект «Социально успешная личность» |
Практическое занятие для учащихся |
2 |
17 |
Социальный проект «Социально успешная личность» |
Практическое занятие для учащихся |
2 |
18 |
Социальный проект «Социально успешная личность» |
Практическое занятие для учащихся |
2 |
19 |
Заключительное занятие. Подведение итогов |
Самодиагностика курса. Получение обратной связи. |
1 |
ИТОГО: |
7 |
||
ИТОГО |
34 |
Технологическая карта развивающих занятий
№ |
Тема занятия |
Кол – во часов |
Формы работы |
Формы и виды контроля |
1 |
Введение в курс. Знакомство с ребятами. |
1 |
1. Знакомство «Творческий псевдоним» 2. Особенности курса. Примерное содержание. 3. Практическая часть: игровые упражнения на командообразования. 4. Входная диагностика. 5. Рефлексия |
Устная рефлексия Результаты самоисследования (входная диагностика) |
2 |
Вырабатывайте характер |
1 |
1. Разминка «Хитрый вопрос» 2. Введение в тему 3. Практическая часть: упражнение «Я вырабатываю характер» 4. Рефлексия |
Устная рефлексия |
3 |
Воспитание воли |
1 |
1. Разминка «Не собьюсь» (2 хлопка, 2 щелчка) 2. Введение в тему 3. Практическая часть: тест «Степень волевого усилия», упражнения «Самооценка воли», «Составляем режим дня», ситуация-проба «Вас ругают родители», тренинговые упражнения на развитие воли. 4. Рефлексия |
Устная рефлексия Самодиагностика |
4 |
Как стать интересным |
2 |
1 занятие 1. Разминка «Интервью» 2. Введение в тему 3. Круглый стол «Человек среди людей» 4. Практическая часть: упражнения «Стань интересным», «Комплимент». 5. Рефлексия 2 занятие 1. Разминка «Пересядьте те кто…» 2. Практическая часть: упражнение «Колодец желаний», разработка рекомендаций «Как стать интересным», ситуация-проба «Неизвестный великий человек» 3. Рефлексия |
Устная рефлексия |
5 |
Создание своего имиджа |
2 |
1 занятие 1. Приветствие. Введение в тему 2. Практическая часть: работа группой, по подгруппам на ознакомление и закрепление материала, физминутка, работа с пословицами. 3. Рефлексия 2 занятие 1. Приветствие. 2. Практическая часть: упражнение «Рекомендации по имиджу». Составление портрета «Я в моем имидже», ситуация-проба «В классе новенький» 3. Рефлексия |
Результаты анкеты. Устная рефлексия. |
6 |
Учитесь управлять своими эмоциями |
1 |
1. Разминка «ГНЕВ» (пантомима) 2. Введение в тему 3. Практическая часть: «Приемы снижения душевного настроения», рисуночный метод арт-терапии (работа с негативными эмоциями) 4. Рефлексия |
Творческие работы. Устная рефлексия |
7 |
Тренинг креативности |
6 |
Курс тренинговых занятий для подростков «Творческие способности и пути их развития» |
Творческие работы. Устная рефлексия |
8 |
Искусство общения |
1 |
1. Разминка «Разговор через стекло» (пантомима), «Счет до 10» 2. Введение в тему 3. Практическая часть: упражнение «Начинаем разговор», «Три обезьянки» 4. Рефлексия |
Устная рефлексия |
9 |
Моё мнение |
1 |
1. Разминка «Сейчас мое настроение похоже на погоду…» 2. Введение в тему 3. Практическая часть: игра «Каникулы на необитаемом острове», упр. «Ищу аргументы» 4. Рефлексия |
Устная рефлексия |
10 |
Вы в коллективе |
1 |
1. Разминка «Молекулы» 2. Введение в тему 3. Практическая часть: упражнение «Задай вопрос», игра «Обвинитель-прокурор», игра «Если бы ты был похож…» 4. Рефлексия |
Устная рефлексия |
11 |
Учитесь дружить |
1 |
1. Разминка «Гляделки» 2. Введение в тему 3. Практическая часть: упражнение «Качества», тест, «Какой вы друг?», творческое задание «Рецепт дружбы» 4. Рефлексия |
Устная рефлексия |
12 |
Учитесь разрешать конфликты |
1 |
1. Разминка «Поздороваемся необычным способом» 2. Введение в тему 3. Практическая часть: проигрывание стратегий выхода из конфликта 4. Рефлексия |
Устная рефлексия |
13 |
Введение в КТД. |
1 |
1. Разминка «А как другие …» 2. Введение в тему 3. Практическая часть: упражнения на командообразования 4. Рефлексия |
Устная рефлексия |
14 |
Планирование социальной акции |
1 |
1. Разминка «Снежный ком» 2. Введение в тему 3. Мозговой штурм 4. Практическая часть: составить план социальной акции 5. Рефлексия |
Устная рефлексия |
15 |
Подготовка социального проекта |
6 |
1. Разминки «активаторы» 2. Составление опросника 3. Сбор информации 4. Рефлексия |
Анализ полученной информации. |
16 |
Социальный проект «Социально успешная личность» |
6 |
1. Творческая презентация школы. 2. Игровые упражнения на командообразования. 3. Рефлексия |
Анализ полученной информации. |
17 |
Заключительное занятие. Подведение итогов |
1 |
1. Разминка «Подари подарок» 2. Диагностика творческих способностей 3. Рефлексия |
Итоговая диагностика Устная рефлексия |
ИТОГО: |
34 |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Литература
Авторская педагогическая разработка (адаптационного типа)
факультативных занятий по курсу Селевко Г.К. «Самосовершенствование личности» для учащихся 5–11-х классов. Авторы составители Дьячкова Е.В., Барсем М.П., Гусева Л.В., Григорьева Л.Р., Зайцева М.Г. МЭС от 28.04.2014 № 945.
Методические рекомендации:
Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Самосовершенствование личности. М.: Народное образование, 2000.
Программа курса:
Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Воспитай себя. М.: Народное образование, 2000.
Дополнительная литература
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу ДЖ. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 9 – 14 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 2009 (ГОССТАНДАРТ РОССИИ)
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.- (Стандарты второго поколения).
5. Рыбинский В. Н., Мельченко И. В. Творческое мышление. Развивающие занятия с детьми 9-14 лет. Серия: Игра, обучение, развитие, развлечение. Издательство: Академия Развития. Год издания: 2007.
6. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М., 2000.
Б. Использование аудиовизуальных средств: фотографии, фрагменты видеофильмов, магнитофонные записи.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
1. Развитие регулятивных, личностных и коммуникативных УУД.
2. Развитие креативных способностей и социального творчества.