12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кикова Алена Ивановна18














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Занимательное обществознание»

для 9 класса

основного общего образования











Составитель: Кикова А.И.



















Исилькуль,  2023

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательное обществознание» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа направлена на мотивацию познавательной активности и интереса учащихся к

предмету, формирование более глубоких представлений о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях, подготовит обучающихся к успешной сдаче ОГЭ, ориентирована на расширение и углубление знаний по обществознанию.

Цель программы: подготовка учащихся 9 классов к успешной государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи программы:

1. Помочь в формировании у учащихся целостной картины общества, соответствующей и адекватной современному уровню знаний о нём;

2. Обобщить и закрепить у учащихся знания об основных сферах жизни общества, о формах регулирования общественных отношений, выполнении типичных социальных ролей человека и гражданина;

3. Развивать умение находить и систематизировать, критически осмысливать социальную информацию из различных источников, анализировать и обобщать полученные данные;

4. Развивать умение применять знания, полученные в ходе социальной практики, для решения конкретных обществоведческих задач

5. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений.

От уровня подготовленности учащихся данного курса, степени их самостоятельности в самообразовании, инициативности зависит объём теоретического содержания занятий, но он не может быть ниже, определённого данной программой.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом основного общего образования КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» на изучение курса «Занимательное обществознание» отведено 0,25 часа в неделю, что составляет 8,5 часа в год.


Содержание курса внеурочной деятельности

Введение. Ознакомление учащихся с Положением об ОГЭ, демоверсией, кодификатором.

Тема 1. Человек и общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).  Человек и его ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности.  Наука в жизни современного обществ. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.  Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.  Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

Тема 3. Экономика

Экономика, ее роль в жизни общества.  Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.  Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.  Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.  Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.

Тема 4. Социальная сфера

Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения.  Межнациональные отношения.

Тема 5. Сфера политики и социального управления

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 6. Право

Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.  Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Итоговое повторение


Основные формы организации занятий:

уроки усвоения новой учебной информации;

уроки формирования практических заданий в формате ОГЭ;

уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

Помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практические работы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательное обществознание» на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Занимательное обществознание» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в части:

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

участие в жизни своей семьи, КОУ «Средняя школа № 1 (очно-заочная)», исправительного учреждения;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Трудового воспитания:

установка на трудовую деятельность в исправительном учреждении;

готовность в будущем к возможной смене профессии;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Занимательное обществознание» на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно­следственных связей и зависимостей объектов между собой;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Регулятивные универсальные учебные действии

Самоорганизация:

выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения выпускниками основной школы содержания программы являются:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- адекватно воспринимать социальную информацию, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;

- давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Ценностные ориентиры, основанные:

- на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности;

- на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

- на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

- на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;

- на осознании необходимости поддержания гражданского мира.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов, отводимых на освоение темы

1

Введение

1

2

Человек и общество.

1

3

Сфера духовной культуры.

1

4

Экономика.

1

5

Социальная сфера

1

6

Сфера политики и социального управления

1

7

Право.

1

8

Итоговое повторение.

1

9

Резерв. Повторение и обобщение.

1

Общее количество часов

9




Формы учета программы воспитания

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставляет им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения.

Реализация воспитательного потенциала курса внеурочной деятельности «Занимательное обществознание» на занятии предполагает следующее:


Создать положительный микроклимат на занятии:

установить доверительные отношения между учителем и обучающимися;

определить нормы поведения и правила общения в классе.

Создать положительный имидж учителя:

обратить внимание на внешний вид;

работать над грамотной речью;

контролировать свои эмоции.

Провести отбор содержания материала к занятию:

определить воспитательную ценность материала занятия;

использовать социально значимую информацию для обучающихся, инициировать ее обсуждение, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

демонстрировать примеры ответственного и гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор текстов для чтения, задач для решения проблемных ситуаций, для обсуждения в классе;

использовать факты из жизни известных людей, исторических деятелей, ученых.

Организовать следующую деятельность на занятии:

применение интерактивных форм работы с учащимися;

организация работы (по возможности) в паре или группе;

применение элементов сотрудничества и помощи между обучающимися;

использование исследовательской деятельности;

использование мультимедийных презентаций, научно-популярных передач, фильмов, видеолекций и др.


Формы проведения занятий

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, формы работы, в которых обучающийся занимает активную позицию:

обсуждение, дискуссии, мозговые штурмы, мини-диспут;

составление словаря-глоссария по теме;

коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры;

решение ситуативных и проблемных задач, решение познавательных задач и разбор ситуаций.


Промежуточная аттестация


Форма проведения промежуточной аттестации курсов внеурочной деятельности соответствуют планируемым результатам рабочей программы внеурочной деятельности.



Формы промежуточной аттестации

Виды оценивания

Конкурсы

Реферат.

Тестирование.

Зачет/незачет


Учебно-методическое обеспечение

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание: метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию: вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Конституция Российской Федерации.

Электронные ресурсы

1. http://school- collection.edu.ru / - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2. http://www.edu.ru / - каталог образовательных Интернет-ресурсов

3. http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html - сайт ФИПИ, раздел КИМов ГИА 2023



Планирование групповых консультаций

Тема групповой консультации

Дата проведения


По плану

По факту

Введение



Человек и общество



Сфера духовной культуры



Экономика



Социальная сфера



Сфера политики и социального управления



Право



Итоговое повторение



Резерв. Повторение и обобщение




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.