Программа «Волшебный мир цвета»
Управление образования администрации города Соликамска
Муниципальное бюджетноеспециальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 2»
Принято: Утверждаю:
Методическим советом Директор
Председатель МС:
Образовательная программа дополнительного образования кружка детского творчества
«Волшебный мир цвета»
Для детей 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебный мир цвета» относится к художественному направлению.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, воспитывает усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных техник рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.
Отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детской деятельности. Именно все это реализуется в методике нетрадиционных техник рисования.
Созданию данной программы в МБС(к)ОУ № 2 обусловлено тем, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Применение нетрадиционных техник позволяет не только обучить детей с интеллектуальной недостаточностью приемам рисования, но и знакомить их с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в игровой форме, выражать свои чувства с помощью цвета.
В системе обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта занятия изобразительным искусством имеют особое значение.
Наряду с недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире у детей с нарушением интеллекта имеется отставание психомоторного развития. У многих детей наблюдаются разные формы общедвигательных нарушений, недоразвитие мелкой моторики руки. Несформированность графических навыков и умений мешает учащимся выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет познание эстетического восприятия. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, узости тематики рисунков, их схематизму. На качество изображения влияет также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально – волевой сферы.
Поэтому очень важно совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков, используя при этом нетрадиционные техники рисования. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться и развиваться.
Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изотехник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближённость к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактора удержания внимания.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к занятиям. Основная идея программы – освоение нетрадиционных технологий изодеятельности, что будет способствовать развитию познавательной деятельности, моторной ловкости, эмоционально – волевой сферы.
Проведение занятий по данному курсу, направлено на достижение цели:
Развитие у обучающихся творческого потенциала в процессе ознакомления с техниками нетрадиционного рисования
Задачи:
Обучающие:
Познакомить обучающихся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
Научить использовать различные технологии при создании художественного образа;
Развивающие:
Формировать сенсорный опыт, развивать манипулятивную функцию пальцев и рук через овладение разнообразными нетрадиционными техниками рисования;
Развивать когнитивные функции: внимание, память, образное мышление, воображение;
Формировать адекватную самооценку, уверенность в собственных силах у обучающихся через создание успеха.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;
Воспитывать любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений к миру прекрасного.
Особенности программы:
Программа даёт возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.Отличительной особенностью программы является разработка системы занятий для детей с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей.
Программа
Удовлетворяет потребности общения со своими сверстниками, а также в желании реализовывать свои творческие возможности;
Позволяет организовать досуговую деятельность обучающихся интересно и с пользой для себя;
Способствует развитию когнитивных процессов, мелкой моторики, повышению уровня осведомлённости об окружающем мире;
Способствует коррекции эмоциональных нарушений: снижение тревожности, формирование адекватной самооценки, нивелирование агрессивных реакций;
Обеспечивает усвоение учащимися знаний, умений и навыков, получаемых на занятиях.
В процессе реализации программы обучающиеся получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (природоведению, развитию речи, чтению, изобразительному искусству).
Этапы изучения каждой темы программы:
Ознакомление. На данном этапе обучающиеся получают базовые знания о специфике нетрадиционных техник рисования. Учащиеся знакомятся с различными изобразительными материалами, способами работы с ними.
Экспериментирование. На данном этапе обучающиеся учатся использовать разные материалы с целью получения выразительного образа.
Творчество. На данном этапе обучающиеся, уже владея определёнными знаниями, умениями, получают возможность применить опыт на практике.
Особенности группы обучающихся:
Курс рассчитан для учащихся 10 – 11 лет (3 класс) с ограниченными возможностями здоровья специальной коррекционной школы.Набор в группу ведётся свободно. Наполняемость групп – 12 человек.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы – 1 год (68 занятий). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 80 минут (с переменой).
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Методологической основой программы являются материалы Е. Н. Лебедевой «Использование нетрадиционных техник рисования», М.В. Ильиной «Чувствуем, познаём, размышляем», Крюковой, С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Ожидаемые результаты:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи коррекционно – развивающей деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Повышение уровня развития манипулятивной функции рук;
Повышение творческого самовыражения, креативности;
Снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе;
Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками;
Развитие чувства принадлежности к группе;
Развитие произвольности поведения (умения управлять своим поведением);
Развитие потребности в общении, доверие к окружающим детям и взрослым;
Формирование умения аккуратно выполнять задания
Формирование умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет учащимся творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Проведение выставок детских работ
Проведение открытого мероприятия
Проведение мастер-класса среди педагогов;
Мониторинг уровня развития эмоциональных особенностей учащихся (тревожности, агрессивности);
Участие в творческих конкурсах различного уровня.
Условия реализации программы
Перечень дидактического оснащения программы:
Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов: методических разработок и планов конспектов занятий, рекомендаций к практическим занятиям;
Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, диагностические задания (стимульный материал к диагностическим методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией); развивающие игры;
Психологические игры, кроссворды, ребусы;
Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные);
Набор карточек на эмоциональное состояние (пиктограммы);
Массажные мячи и мячи Су - Джок для развития мелкой моторики;
Шнуровка для развития манипулятивной функции рук;
Литературный ряд (сказки, стихи, пословицы и поговорки);
Музыкальный ряд (аудиозаписи с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы);
Техническое и материальное оснащение: музыкальный центр, компьютерная
мультимедийная образовательная система;
Оборудование, инструменты и материалы, необходимые для реализации программы(в расчёте на количество обучающихся):
Оборудование:
Классная доска; Ковёр Стенд для анализа детских работ Мольберт Инструменты: Ножницы (12шт) Стеки (12 шт) Материалы: Графитные карандаши (12шт) Цветные карандаши (12 шт) Цветные восковые мелки (12 шт) Гуашь (12 шт) Акварель (12шт) Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества Альбомы для рисования Цветной и белый картон; Материалы для нетрадиционного рисования (зубная паста, ватные палочки, Ожидаемые риски при реализации программы: К числу возможных рисков можно отнести: Отсутствие у обучающихся возможности приобрести необходимые материалы к занятиям. Это связано с малообеспеченностью семей учащихся коррекционного образовательного учреждения. Для предотвращения рисков и более успешной реализации программы важным условием является разъяснение родителям (до начала летних каникул) о необходимости приобретения материалов для занятий. Участников образовательного процесса необходимо познакомить с нетрадиционными технологиями рисования, организовать выставку работ, провести мастер – класс, что будет способствовать формированию положительной мотивации и позитивных эмоций по отношению к данному направлению, Снижение мотивации детей к занятиямиз – за неуспешности, как следствие недоразвития манипулятивной функции рук; При снижении мотивации важна организация стимулирующей помощи, создание ситуации успеха, активное использование на занятиях пальчиковой гимнастики и специальных упражнений для развития мелкой моторики. Отсутствие необходимого материально – технического оснащения реализации программы. Перед администрацией образовательного учреждения поставить вопрос об оснащении кабинета необходимым оборудованием в связи с актуальностью и целесообразностью реализуемой программы.
Учебно – тематический план Таблица 1 Распределение учебного времени
Таблица 2
Тематический план
|
Содержание программы
Занятие 1
Ведение в учебный курс (2 час);
Тренинговые упражнения на сплочение обучающихся. Диагностика. Проведение теста «Несуществующее животное»
Цель и задачи на год. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов. Назначение инструментов, материалов, используемых в деятельности. Правило поведения и обязанности учащихся. Организация занятий, содержание рабочего места. Экономное использование материала.
Занятие 2
«Путешествие по радуге»(2 часа)
Знакомство с историей возникновения красок, их видами. Закрепление знаний об основных и оттеночных цветах. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами .
Презентация «Разноцветие нашего мира»
Дидактические игры «Какого цвета не стало», «Найди такого же цвета», «Подбери по цвету»
Практическая работа № 1
Знакомство с техникой «Марание». Выполнение практических упражнений.
Материал: Гуашь, кисти
«Этот удивительный мир»(8 часов)
Рисование пальцами и ладошками
Занятие 3
Тема «Цветочная полянка»
Беседа о нетрадиционном способе рисования пальчиками и ладошкой
Дидактические игры «Неразлучные цвета», « Какие цвета использованы», «Уточним цвет предмета». Презентация работ, выполненных в данной технике.
Кинезиологические упражнения: «Симметричные восьмёрки», «Кулак, ладонь, ребро», «заяц, коза, вилка». Суджок – терапия.
Практическая работа № 2
Освоение техники рисования пальцами. Коллективное выполнение работы «Цветочная полянка»
Анализ работ.
Материал: Фотографии работ, выполненных в технике «рисование пальцами и ладошкой», шаблоны цветов, гуашь, стакан с водой.
Анализ работ.
Занятие 4
«Улитки»
Беседа о разнообразии насекомых. Видеоматериал «Насекомые окружающего мира». Закрепление представлений о цветах и оттенках.
Суджок – терапия.
Практическая работа № 3
Выполнение творческой работы «Улитки»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации насекомых, работы выполненные в технике «рисование пальцами и ладошкой», гуашь, стакан с водой, мячики - суджок.
Занятие 5
«Морские обитатели»
Беседа о разнообразии рыб. Презентация «Морские жители».
Упражнения с массажными мячами.
Практическая работа № 4
Выполнение коллективной творческой работы «Аквариум»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации рыб, гуашь, стакан с водой, шаблоны рыб,фломастеры, карандаш, ватман формата А - 2, массажные мячики.
Занятие 6
«Мои чудесные ладошки»
Практическая работа № 5
Выполнение творческой работы «Мои чудесные ладошки»
Анализ работ. Выставка работ.
Материал: Фотографии работ, выполненных в технике «рисование пальцами и ладошкой»гуашь, стакан с водой, мячики - суджок.
«Печатание листьями»(8 часов)
Занятие 7
«Здравствуй, осень!»
Беседа по теме «природа осенью». Экскурсия в лес, закрепление названий деревьев и кустарников. Дидактические игры «Когда это бывает», «Подбери лист к дереву» Подвижная игра «Запомни названия деревьев» (модифицированный вариант игры «снежный ком»). Анализ работ, выполненных в технике «Печатание листьями»
Практическая работа № 6
Выполнение творческой работы «Осень на опушке краски разводила»
Анализ работ.
Материал: картина «Осень», иллюстрации деревьев и кустарников, фотографии работ, выполненных в технике «печатание листьями» гуашь, стакан с водой, мячики для развития мелкой моторики, листья деревьев,
Занятие 8
«Унылая пора, очей очарование»
Практическая работа № 7
Выполнение творческой работы «Осенний букет»
Анализ работ.
Материал: гуашь, стакан с водой, мячики для развития мелкой моторики, листья деревьев.
Занятие 9
«Зимушка – зима»
Беседа по теме «зима». Презентация «Загадки зимы». Дидактические игры «Когда это бывает». Игра «Снежный ком»
Практическая работа № 8
Выполнение творческой работы «Зимний пейзаж»
Анализ работ.
Материал: Зимние иллюстрации, дидактическая игра «Когда это бывает», гуашь, стакан с водой, мячики для развития мелкой моторики, листья деревьев.
Занятие 10
«Цветочная фантазия»
Практическая работа № 9
Коллективное выполнение творческой работы «Цветочная фантазия»
Анализ работ. Выставка работ.
Материал: гуашь, стакан с водой, мячики для развития мелкой моторики, листья деревьев.
«Необычные рисунки»(12 часов)
Рисование восковыми мелками, акварелью
Занятие 11
«Одуванчики»
История возникновения восковых мелков, их виды. Анализ работ, выполненных в технике «Рисование мелками, акварелью». Приёмы работы.
Практическая работа № 10
Выполнение творческой работы «Одуванчики»
Анализ работ.
Материал:фотоматериалы работ, выполненных в технике «рисование восковыми мелками и акварелью», акварель, стакан с водой, мячики для развития мелкой моторики, восковые мелки.
Занятие 12
«Подснежники»
Викторина о цветах. Развивающие игры: «Расти цветок, расцветай!», «Собери цветок», «Во саду ли, в огороде»
Практическая работа № 11
Выполнение творческой работы «Подснежники»
Анализ работ.
Материал:иллюстрации цветов, шаблоны цветов, акварель, стакан с водой, мячики для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная
Занятие 13
«На лугу»
Практическая работа № 12
Выполнение творческой работы «На лугу»
Анализ работ.
Материал: шаблоны насекомых (бабочка, стрекоза), акварель, стакан с водой, мячики для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
Занятие 14
«Хоровод рыбок»
Беседа «Где живут рыбы». Викторина о рыбах. Стихотворение «Рыбки в аквариуме». Дидактические игры «Плавает, летает», «Собери рыбку»
Практическая работа № 13
Выполнение творческой работы «Хоровод рыбок»
Анализ работ.
Материал:Разрезные картинки (рыбы)шаблоны разнообразных рыб, акварель, стакан с водой, су – джокмячики для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
Занятие 15
«Морозный узор»
Практическая работа № 14
Выполнение творческой работы «Морозный узор»
Анализ работ.
Материал: акварель, стакан с водой, су – джок мячики для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
Занятие 16
«Праздничный салют»
Практическая работа № 15
Выполнение творческой работы «Праздничный салют»
Анализ работ. Выставка работ.
Материал: акварель, стакан с водой, су – джок мячики для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
«Дорисуй и раскрась»
Работа с трафаретами (10 часов)
Занятие 17
Работа с трафаретом «посуда»
Беседа « Что такое трафарет». Виды трафаретов. Анализ работ, выполненных, с помощью трафаретов. Приёмы работы. Дидактическая игра «Поможем Федоре»
Практическая работа № 16
Выполнение творческой работы «Необычная посуда»
Анализ работ.
Материал: фотоматериалы работ, выполненных с помощью трафаретов, предметные изображения по теме «Посуда», трафареты «Посуда», гуашь, стакан с водой, мячики для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
Занятие 18
Работа с трафаретом «бабочки»
Беседа о времени года «Лето». Презентация «Краски лета». Загадки. Дидактическая игра «Что перепутал художник».
Практическая работа № 17
Выполнение творческой работы «Летнее настроение»
Анализ работ.
Материал:летние иллюстрации, трафареты «бабочки», гуашь, стакан с водой, шишки для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
Занятие 19
Работа с трафаретом геометрических форм
Беседа о геометрических формах. Развивающие игры «Что изменилось», «Кто, где живёт». Геометрическое лото.
Практическая работа № 18
Выполнение творческой работы «Коврик»
Анализ работ.
Материал: летние иллюстрации, трафареты геометрических форм, гуашь, стакан с водой, шишки для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
Занятие 20
Практическая работа № 19
Выполнение творческой работы «Открытка для мамы»
Анализ работ.
Материал: трафареты геометрических форм, гуашь, стакан с водой, шишки для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
Занятие 21
Работа с трафаретом «варежки»
Практическая работа № 20
Выполнение творческой работы «Мои любимые варежки»
Анализ работ. Выставка работ.
Материал: трафареты «варежки», гуашь, стакан с водой, шишки для развития мелкой моторики, восковые мелки, бумага офисная.
Рисование зубной пастой и гуашью(6 часов)
Занятие 22
«Зимняя сказка»
История происхождения зубной пасты. Анализ работ, выполненных в технике «Рисование зубной пастой и гуашью». Приёмы работы. Презентация «Зимняя сказка»
Практическая работа № 21
Выполнение творческой работы «Зимняя сказка»
Анализ работ.
Материал: Зимние иллюстрации, зубная паста, гуашь, стакан с водой, массажные мячи для развития мелкой моторики, глянцевый картон синего цвета, влажные салфетки.
Занятие 23
«Скоро, скоро, Новый год!»
Интервьюирование учащихся «Что такое Новый год?» Традиции праздника. Празднование Нового года в разных странах.
Практическая работа № 22
Выполнение творческой работы «Скоро, скоро, Новый год!»
Анализ работ.
Материал: новогодние иллюстрации, зубная паста, гуашь, стакан с водой, массажные мячи для развития мелкой моторики, глянцевый картон серебристого цвета, влажные салфетки
Занятие 24
«Морской пейзаж»
Практическая работа № 23
Выполнение творческой работы «Морской пейзаж»
Анализ работ.
Материал: зубная паста, гуашь, стакан с водой, массажные мячи для развития мелкой моторики, глянцевый картон серебристого цвета, влажные салфетки
«Весёлые картинки»(6 часов)
Рисование манкой, гуашью
Занятие 25
«Снегири»
Презентация «Зимующие птицы», Дидактическая игра «Что за птица». Анализ работ, выполненных в технике «Рисование манкой и гуашью». Приёмы работы.
Практическая работа № 24
Выполнение творческой работы «Снегири»
Анализ работ.
Материал:изображения птиц, гуашь, трафарет «снегирь», стакан с водой, массажные мячи для развития мелкой моторики, манка, клей.
Занятие 26
«Цыплёнок»
Практическая работа № 25
Выполнение творческой работы «Снегири»
Анализ работ.
Материал: изображение цыплёнка, гуашь, трафарет «цыплёнок», стакан с водой, скрепки для развития мелкой моторики, манка, клей, пластилин.
Занятие 27
«Красивый пейзаж»
Практическая работа № 26
Выполнение творческой работы «Красивый пейзаж»
Анализ работ.
Материал: простой карандаш, гуашь, стакан с водой, скрепки для развития мелкой моторики, манка, клей, пластилин.
«Путешествие в Вообразилию»(8 часов)
Рисование солью и гуашью
Занятие 28
Рисование солью и гуашью «Бабочки на лугу»
История появления соли
Анализ работ, выполненных в технике «Рисование манкой и гуашью». Приёмы работы.
Практическая работа № 27
Выполнение творческой работы «Бабочки на лугу»
Анализ работ.
Материал: изображения бабочек, гуашь, трафарет «бабочка», стакан с водой, скрепки для развития мелкой моторики, крупная соль, клей, лак для волос.
Занятие 29
Рисование солью и гуашью «Грибная поляна»
Беседа о грибах. Презентация «Загадки о грибах». Дидактическая игра «Съедобное – не съедобное»
Практическая работа № 28
Выполнение творческой работы «Грибная поляна»
Анализ работ.
Материал: изображения грибов, гуашь, трафареты « грибы», стакан с водой, скрепки для развития мелкой моторики, крупная соль, клей, лак для волос.
Занятие 30
Рисование солью и гуашью «Космический коллаж»
Практическая работа № 29
Коллективное выполнение творческой работы «Космический коллаж»
Анализ работ.
Материал: гуашь, стакан с водой, скрепки для развития мелкой моторики, крупная соль, клей, лак для волос.
Занятие 31
Рисование солью и гуашью «Осень»
Практическая работа № 30
Выполнение творческой работы «Осень»
Анализ работ. Выставка работ.
Материал:осенние иллюстрации гуашь, стакан с водой, скрепки для развития мелкой моторики, крупная соль, клей, лак для волос.
«Пуантилизм»(8 часов)
Предметное рисование
Занятие 32
Предметное рисование «Собака – друг человека»
Презентация «Что такое «пуантилизм». Описание техники «пуантилизм». Анализ работ, выполненных в данной технике. Приёмы работы.
Практическая работа № 31
Выполнение творческой работы «Собака – друг человека»
Анализ работ.
Материал: цветные маркеры, прищепки для развития мелкой моторики, трафарет собаки, офисная бумага.
Занятие 33
Предметное рисование «Золотая рыбка»
Практическая работа № 32
Выполнение творческой работы «Золотая рыбка»
Анализ работ.
Материал: цветные маркеры, прищепки для развития мелкой моторики, трафарет рыбки, офисная бумага.
Занятие 34
Предметное рисование «Натюрморт»
«Беседа «Что такое натюрморт». Виды натюрморта. Демонстрация работ.
Практическая работа № 33
Выполнение творческой работы «Натюрморт»
Анализ работ.
Материал: цветные маркеры, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 35
Предметное рисование «Попугай»
Практическая работа № 34
Выполнение творческой работы «попугай»
Анализ работ.
Материал: ватные палочки, прищепки для развития мелкой моторики, трафарет попугая, офисная бумага.
«Как прекрасен этот мир»(6 часов)
Монотипия пейзажная
Занятие 36
Монотипия «Вечерний пейзаж»
Описание техники «Монотипия». Материал и инструменты Анализ работ, выполненных в данной технике обычная монотипия и пейзажная монотипия. Приёмы работы. Беседа «Что такое пейзаж».
Практическая работа № 35
Выполнение творческой работы «Вечерний пейзаж»
Анализ работ.
Материал:гуашь, стакан с водой, кисть, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 37
Монотипия «Речной бриз»
Практическая работа № 36
Выполнение творческой работы «Речной бриз»
Анализ работ.
Материал: гуашь, стакан с водой, кисть, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 38
Монотипия «Ах, лето красное»
Практическая работа № 37
Выполнение творческой работы «Ах, лето красное»
Анализ работ. Выставка работ.
Материал: гуашь, стакан с водой, кисть, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
«Росписные узоры»(10 часов).
Использование техники - тычок полусухой кистью
Занятие 39
Тычкование. Дымковская роспись.
Описание техники «Тычок». Материал и инструменты Анализ работ, выполненных в технике «тычкование». Приёмы работы. Беседа по теме «Дымковская роспись» Выставка дымковских игрушек. Рассказ об истории промысла.
Практическая работа № 38
Выполнение творческой работы «Дымковский конь»
Анализ работ.
Материал:иллюстрации с элементами дымковскойросписи гуашь, стакан с водой, кисть, ватные палочки, прищепки для развития мелкой моторики, трафарет коня, офисная бумага.
Занятие 40
Тычкование. Дымковская роспись.
Практическая работа № 39
Выполнение творческой работы «Сарафан для матрёшки»
Анализ работ.
Материал: матрёшка, иллюстрации с элементами дымковскойросписи, гуашь, стакан с водой, кисть, ватные палочки, прищепки для развития мелкой моторики, силуэт матрёшки, офисная бумага.
Занятие 41
Тычкование. Филимоновская роспись.
Беседа по теме «Филимоновскаяроспись»
Презентация «Филимоновские игрушки». Рассказ об истории промысла.
Практическая работа № 40
Выполнение творческой работы «Филимоновский петушок»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Ватные палочки, перышко, презентация с записью русских народных промыслов, аудиодиск с записью русских народных мелодий, гуашь, стакан с водой, кисть, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 42
Тычкование. Хохломская роспись.
Беседа по теме «Хохломская роспись». Презентация. Рассказ об истории промысла.
Дидактические игра по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор».
Практическая работа № 41
Выполнение творческой работы «Украсим поднос»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации с изображением хохломской росписи, ватные палочки, презентация с записью русских народных промыслов, аудиодиск с записью русских народных мелодий, гуашь, стакан с водой, кисть, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 43
Тычкование.
Практическая работа № 42
Выполнение творческой работы «Павлин»
Анализ работ. Выставка работ.
Материал: ватные палочки, презентация с записью русских народных промыслов, гуашь, стакан с водой, кисть, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
«Мои пушистые животные» (10 часов)
Рисование поролоном
Занятие 44
Оттиск поролоном
Описание техники «оттиск поролоном». Материал и инструменты. Анализ работ, выполненных в данной технике. Приёмы работы. Беседа «Дикие и домашние животные». Дидактическая игра «Отгадай животное»
Практическая работа № 43
Выполнение творческой работы «Мишка - панда»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации с изображением животных, фотоматериалы работ выполненных в технике «оттиск поролоном», гуашь, стакан с водой, кисть, поролон, влажные салфетки, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 45
Оттиск поролоном
Беседа «Моё любимое животное». Викторина о кошках. Презентация «Это всё о кошках». Дидактическая игра «Отгадай животное»
Практическая работа № 44
Выполнение творческой работы «Моя любимая кошка»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации с изображением животных, фотоматериалы работ выполненных в технике «оттиск поролоном», гуашь, стакан с водой, кисть, поролон, влажные салфетки, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 46
Оттиск поролоном «Уточка»
Практическая работа № 45
( техники: оттиски поролоном, пластилинография).
Выполнение творческой работы «Уточка» (сюжетная композиция)
Анализ работ.
Материал: иллюстрации с изображением утки, фотоматериалы работ выполненных в технике «оттиск поролоном», силуэт утки, гуашь, стакан с водой, кисть, поролон, влажные салфетки, прищепки для развития мелкой моторики, картон.
Занятие 47
Оттиск поролоном «Попугай»
Беседа «С попугаем я дружу». Просмотр мультфильма «Попугай Кеша» Игра с чудесным мешочком «Что любит попугай». Дидактическая игра «Расселим птиц».
Практическая работа № 46
Выполнение творческой работы «Попугай»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации с изображением попугая, непрозрачный мешочек, морковь, яблоко, яйцо, мешочек с пшеном, диск с записью мультфильма «Попугай Кеша» гуашь, стакан с водой, кисть, поролон, влажные салфетки, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 48
Оттиск поролоном «Мой любимый пушистый друг»
Практическая работа № 47
( техники: оттиски поролоном, пластилинография).
Выполнение творческой работы «Мой любимый пушистый друг» (сюжетная композиция)
Анализ работ.
Выставка работ
Материал: силуэт утки, гуашь, стакан с водой, кисть, поролон, влажные салфетки, прищепки для развития мелкой моторики, картон.
«Удивительное рядом»(6 часов)
Техника «выдувание»
Занятие 49
«Сакура»
Описание техники «выдувание». Материал и инструменты. Анализ работ, выполненных в данной технике. Приёмы работы. Беседа «Японское дерево – сакура». Слайд – шоу. Дидактическая игра «Волшебное дерево», «Что сначала, что потом».
Практическая работа № 48
(использование техники «выдувание», «тычкование»
Выполнение творческой работы «Сакура»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации и слайд – шоу с изображением сакуры, фотоматериалы работ выполненных в технике «выдувание», гуашь, стакан с водой, кисть, коктейльные трубочки, тушь для рисования, ватные палочки, влажные салфетки, прищепки для развития мелкой моторики, офисная бумага.
Занятие 50
«Цветущая вишня»
Беседа «Ягоды садовые, ягоды лесные». Загадки о ягодах.Дидактическая игры «Узнай на вкус». «Разрезные картинки» (ягоды).
Практическая работа № 49
(использование техники «выдувание», «объёмная аппликация»)
Выполнение творческой работы «Цветущая вишня»
Анализ работ.
Материал: иллюстрациисадовых и лесных ягод,», гуашь, стакан с водой, кисть, коктейльные трубочки, тушь для рисования, цветная бумага, ножницы, клей, влажные салфетки, суджок – мячи для развития моторной ловкости, офисная бумага.
Занятие 51
«На закате»
Практическая работа № 50
(использование техники «выдувание», «тычкование», оттиск поролоном)
Выполнение творческой работы «На закате»
Анализ работ.
Материал: иллюстрациисадовых и лесных ягод,», гуашь, стакан с водой, кисть, коктейльные трубочки, тушь для рисования, ватные палочки, влажные салфетки, суджок – мячи для развития моторной ловкости, альбом.
Рисование свечой и акварелью(6 часов)
Занятие 52
«Зимние фантазии»
История возникновения свечи. Виды свечей (декоративные, церковные, хозяйственные, гелевые).
Описание техники «рисование свечой». Материал и инструменты. Анализ работ, выполненных в данной технике. Приёмы работы. Беседа «Зима, признаки зимы». Дидактическая игра «Снежный ком».
Практическая работа № 51
Выполнение творческой работы «Зимние фантазии»
Анализ работ.
Материал: свечи (декоративные, церковные, хозяйственные, гелевые), иллюстрации свечей, фотоматериалы работ выполненных в технике «рисование свечой и акварелью», акварель, стакан с водой, кисть, свечи, влажные салфетки, скрепки для развития мелкой моторики, альбом.
Занятие 53
«Зимние этюды»
Презентация «Зимние этюды» (снежинки, виды, морозные узоры). Дидактические игры «Что изменилось», «Снежный ком», «Зимний кроссворд»
Практическая работа № 52
Выполнение творческой работы «Зимние фантазии»
Анализ работ.
Материал: свечи (декоративные, церковные, хозяйственные, гелевые), иллюстрации свечей, фотоматериалы работ выполненных в технике «рисование свечой и акварелью», акварель, стакан с водой, кисть, свечи, влажные салфетки, скрепки для развития мелкой моторики, альбом.
Занятие 54
«Морские жители»
Практическая работа № 53
(использование техник: рисование свечой и акварелью, аппликация)
Выполнение творческой работы «Морские жители»
Выставка работ.
Анализ работ.
Материал: акварель, стакан с водой, кисть, свечи, шаблоны рыб, цветная бумага, ножницы, влажные салфетки, скрепки для развития мелкой моторики, альбом.
Путешествию в сказку»(8 часов)
Техника «цветной граттаж»
Занятие 55
«Воздушные шары» (цветной граттаж)
Беседа «Что такое гравюра».
Описание техники «простой и цветной граттаж». Материал и инструменты. Анализ работ, выполненных в данной технике. Приёмы работы
Практическая работа № 54
Выполнение творческой работы «Воздушные шары»
Анализ работ.
Материал:фотоматериалы работ выполненных в технике «рисование свечой и акварелью», восковые мелки, гуашь или тушь для рисования, стакан с водой, кисть, крючок для вязания, влажные салфетки, скрепки для развития мелкой моторики, альбом.
Занятие 56
«Кленовый лист» (цветной граттаж)
Практическая работа № 55
Выполнение творческой работы «Кленовый лист»
Анализ работ.
Материал: фотоматериалы работ выполненных в технике «рисование свечой и акварелью», восковые мелки, гуашь или тушь для рисования, стакан с водой, кисть, крючок для вязания, влажные салфетки, шнуровка для развития мелкой моторики, альбом.
Занятие 57
«На морском дне» (цветной граттаж)
Практическая работа № 56
Выполнение творческой работы «На морском дне»
Анализ работ.
Материал: иллюстрации рыб, улиток, ракушек, восковые мелки, гуашь или тушь для рисования, стакан с водой, кисть, крючок для вязания, влажные салфетки, массажные мячи, для развития мелкой моторики, альбом.
Занятие 58
«Птица на ветке» (цветной граттаж)
Практическая работа № 57
Выполнение творческой работы «Птица на ветке»
Анализ работ. Выставка работ.
Материал: иллюстрации птиц, восковые мелки, гуашь или тушь для рисования, стакан с водой, кисть, крючок для вязания, влажные салфетки, массажные мячи, для развития мелкой моторики, альбом.
Рисование с аппликацией (6 часов)
Занятие 59
«Дерево колдуньи»
Беседа «Чудеса аппликации». Презентация «История аппликации» Приёмы выполнения аппликации из бумаги.
Практическая работа № 58
Выполнение творческой работы «Дерево колдуньи»
Анализ работ.
Материал: шаблон дерева, цветов, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, стакан с водой, кисть, скрепки для развития мелкой моторики, белый картон.
Занятие 60
«Подарок маме»
Практическая работа № 59
Выполнение творческой работы «Подарок маме»
Анализ работ.
Материал: шаблон корзины, цветов, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, стакан с водой, кисть, шнуровка для развития мелкой моторики, белый картон.
Занятие 61
«Разноцветные рыбки»
Практическая работа № 60
Выполнение творческой работы «Разноцветные рыбки»
Анализ работ.
Материал:шаблонаквариума, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, стакан с водой, кисть, шнуровка для развития мелкой моторики, белый картон.
«Пластилиновые композиции»(12 часов)
Работа с пластилином
Занятие 62
Пластилинография «Бабочка»
Беседа «Что такое пластилин» История возникновения пластилина. Техники и приёмы рисования пластилином. Анализ работ, выполненных с помощью пластилина. Мультфильм «Пластилиновая ворона».
Практическая работа № 61
Выполнение творческой работы «Бабочка»
Анализ работ.
Материал: контурное изображение бабочки, белый картон, пластилин, стеки, клеёнка, влажные салфетки,
Занятие 63
Пластилинография «Осень»
Практическая работа № 62
Выполнение творческой работы «Осень»
Анализ работ.
Материал: белый картон, пластилин, стеки, клеёнка, влажные салфетки.
Занятие 64
Пластилинография «На лесной опушке»
Практическая работа № 63
Выполнение творческой работы «На лесной опушке»
Анализ работ.
Материал: картон зелёного цвета, пластилин, стеки, клеёнка, влажные салфетки.
Занятие 65
Пластилинография «Божья коровка»
Практическая работа № 64
Выполнение творческой работы «Божья коровка»
Анализ работ.
Материал: картон зелёного цвета, пластилин, стеки, клеёнка, влажные салфетки.
Занятие 66
Пластилинография «Случай на дороге»
Практическая работа № 65
Выполнение творческой работы «Случай на дороге»
Анализ работ.
Материал: картон белого цвета, пластилин, стеки, клеёнка, влажные салфетки, контурное изображение рисунка.
Занятие 67
Пластилинография «Цветочные мотивы»
Практическая работа № 66
Выполнение творческой работы «Цветочные мотивы»
Анализ работ.
Материал: картон белого цвета, пластилин, стеки, клеёнка, влажные салфетки, контурное изображение рисунка.
Занятие 68
Итоговое занятие(2 часа)
Отчётная выставка
Анализ работ. Подведение итогов работы детей за год. Вручение сертификатов об окончании курса. Выставка работ учащихся.
Методическая часть
Методическое обеспечение программы
Программа включает в себя 16 разделов, которые знакомят учащихся с нетрадиционными техниками рисования (рисованием пальцами и ладошкой, тычкование (тычок полусухой кистью), выдувание, граттаж, пластилинографией, пуантилизм, монотипией, а также использованием необычных материалов в деятельности: манка, соль, свеча, коктейльные трубочки, листья, трафареты, восковые мелки, зубная паста, поролон).Благодаря данным разделам младшие школьники учатся видеть красоту природы, пополняют свои знания об окружающем мире, развивают мелкую моторику руки.
Режим организации занятий:
В ходе преподавания курса предусмотрено сочетание теоретического и практического материала. Теоретическая часть предусматривает определение целей и задач, раскрытие основной темы, дидактические игры. Проходит в форме бесед, рассказов с привлечением иллюстративного и мультимедийного сопровождения.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами, творческую деятельность учащихся.
В программе предусмотрена организация отчётных выставок по итогам прохождения каждого раздела, участие в творческих конкурсах различного уровня.
Принципы, приёмы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие принципы работы:
Принцип доступности и учета возрастных особенностей детей.
Данный принцип предполагает соблюдение определенной меры трудностей в содержании нового материала и обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания. Курс занятий строится в доступной и интересной для детей форме, с учетом особенностей их интеллектуального и речевого развития
Принцип систематичности и последовательности, предусматривающий определенную частоту занятий, не менее 2 раз в неделю. Программный материал распределяется на занятиях таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию.
Принцип наглядности.
Данный принцип имеет большое значение в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью. Используемые на занятиях дидактические пособия (пиктограммы, карточки, наборы иллюстраций, обеспечивают эффективное восприятие материала).
Игровой принцип.
Опора на игровую мотивацию является отличительной особенностью программы. Необычайная открытость ребенка, способность к впитыванию чувственных впечатлений и последующая их внутренняя переработка в игре, активность – все это указывает на значимость игровой формы организации обучения и воспитания детей.
Принцип обеспечения эмоционального благополучия ребенка.
Проблема эмоционального самочувствия детей является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. На занятиях дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, двигаться.
Основой для положительного самочувствия детей на занятиях является удовлетворение их социальных потребностей:
Потребности в эмоционально – положительных контактах, в доброжелательном отношении, удовлетворении которой создает детям чувство защищенности, ощущение ценности своей личности;
Потребности в признании детей со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку и побуждает школьников к активному, положительно направленному выражению своих чувств миру;
Потребности в познании, удовлетворении которой способствует развитию интеллектуальных эмоций, возникающих в ходе интеллектуальных действий;
Потребности в активном, содержательном, разнообразном общении ребенка со сверстниками, взрослым, что развивает способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации.
Потребности в активной разнообразной деятельности, удовлетворение которой стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности.
Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса:
Для успешной реализации программы «Волшебный мир цвета» используются методы и формы занятий, которые помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к занятиям:
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, метод примера;
Наглядные методы: просмотр фотографий, работ, выполненных в технике нетрадиционного рисования, презентаций, плакатов.
Практические методы: ролевые игры, экскурсии на природу, выставки.
Предусмотрены и нетрадиционные формы организации учебного процесса с обучающимися:
Психогимнастика
(игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации). Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации;
Релаксация
На занятиях используются релаксационные методы, дыхательная гимнастика, визуально – кинестетические техники;
Тренинговые упражнения;
Работа коллективного творчества;
Викторины;
Основная форма обучения – учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики. ,В основу всех форм учебных занятий заложены характеристики:
Каждое занятие имеет цель, задачи, конкретное содержание, определённые методы организации учебно – педагогической деятельности;
Занятия имеют определённую структуру (состоит из отдельных взаимосвязанных этапов).
Организация занятия кружка начинается с подготовки материала и оборудования, от этого во многом зависит успешная деятельность учащихся. Рабочее место всегда должно содержаться в порядке, а инструменты располагаться каждый на своём месте и так, чтобы удобно было их брать, не затрачивая много времени на поиски. Педагогу необходимо подготовить вместе с учащимися оборудование для работы: краски, цветные карандаши, цветная бумага, картон, пластилин, альбом, клей.
Педагог должен располагать определённым набором наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы выполненных работ, изделия педагога, работы учащихся, это способствует более эмоциональному восприятию изучаемого материала, повышению мотивации, интереса к выполняемой деятельности.
Диагностическая часть программы
По итогам курса «Волшебный мир цвета» обучающиеся должны иметь представления об:
Особенностях использования необычных материалов в изобразительной деятельности;
Правилах адекватного общения со сверстниками и взрослыми в процессе художественного – творческой деятельности;
Правилах безопасной работы с художественными материалами и инструментами
уметь:
эстетически и аккуратно оформить свою работу;
строить взаимоотношения с окружающими на конструктивной основе;
проявлять ценностное отношения, уважение к результатам своей деятельности и своих сверстников.
В ходе занятий у обучающихся должны быть развиты качества личности:
самостоятельность;
ответственность;
трудолюбие;
аккуратность
В начале и конце года проводится диагностика учащихся для определения
эмоционального состояния участников, результативности работы.
Основные методы исследования:
наблюдение;
беседа;
проективная методика «Несуществующее животное» (изучение личностных качеств ребенка, агрессивности);
Диагностика изобразительной деятельности Г.А. Урунтаевой
Также используется текущий вид контроля, который проводится на каждом занятия (просмотр и анализ работ), промежуточный - проводится после окончания изучения каждого раздела в форме выставок.
К организации выставок обучающихся предъявляются следующие критерии оценивания работ:
Правильное композиционное расположение;
Соблюдение техники безопасности работы;
Эстетичность;
Аккуратность
Литература для педагога
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М: Творческий центр, 2004
Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
М.В, Ильина Чувствуем, познаём, размышляем. - М: Аркти, 2004
Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей. - Ярославль, Академия развития, 2006
Конышева Н.М. Чудесная мастерская. - М: Ассоциация ХХI век, 2000
Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М: «Генезис», 2002
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе. - М: Издетельский дом «Дрофа», 1999 (часть1,2)
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Метиева Л.А, Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М: Книголюб, 2000
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). - М: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах, М: Просвещение, 1990
Журнал начальная школа №1,2000
Литература для детей
В.Д. Берестов Матрёшкиныпотешки. - Издательство «Малыш», 1985
Гайдаенко Нечто из ничего. - Ростов на Дону, Феникс, 2008
Маркуша А. Все цвета радуги. - Минск, НароднаяАсвета, 1983
Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль, Академия Холдинг, 2002
Чернякова Н.С. Уроки детского творчества. – Тула, Родничок, 2002
Электронные ресурсы:
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
URL: http// strana masterov.ru
URL: http//pedkopilka.ru