12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Мария Осипова163
Казахстан, Костанайская область, п. Затобольск

Пояснительная записка

Театрализованная деятельность - удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок, уучитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Актуальность программы: Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются. Что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников

Цель программы

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи программы

1. Воспитание гуманных чувств детей:

формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3.Развитие творческих способностей и приобщение к театральному искусству:

Последовательно знакомить детей с различными видами театра;

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность;

Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал;

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Принципы проведения театрализованной деятельности

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Основные направления программы

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве

5.Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Формы работы с детьми

игра

импровизация

инсценировки и драматизация

объяснение

рассказ детей

чтение воспитателя

беседы

просмотр видеофильмов

разучивание произведений устного народного творчества

обсуждение

наблюдения

словесные, настольные и подвижные игры.

пантомимические этюды и упражнения.

Планируемые результаты к концу года

дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);

показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;

произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

выразительно читают стихотворный текст;

передают образ героя характерными движениями;

действуют на сцене в коллективе;

держатся уверенно перед аудиторией.

Перспективный план работы кружка «Волшебный мир театра»

Возраст детей: 5-6 лет

Продолжительность занятий: 25 минут

Количество занятий в неделю: 1

Длительность программы: 9 месяцев

Цель: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

Задачи театральных занятий:

1.Развивать познавательный интерес к театральной деятельности.

2.Учить навыкам общения и коллективному творчеству.

3.Развивать эстетические способности детей.

Тема занятия

Задачи занятия

1

Знакомство с театром

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

2

Кто работает в театре? «Закулисье».

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

3

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

4

Знакомство с варежковым театром

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

5

Мимика

Развитие мимики;

раскрепощение через игровую деятельность;

6

Сила голоса

Развиваем силу голоса;

работа над активизацией мышц губ.

7

В гостях у сказки

Учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию

8

Если с другом вышел в путь

Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания. Воспитывать у детей чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы.

9

Пантомима

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощённость

10

Сила голоса и речевое дыхание

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

11

Знакомство с конусным настольным театром

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

12

Мимика и жесты

Развиваем воображение;

учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

13

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;

14

Знакомство с куклами

би-ба-бо.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

15

Слух и чувство ритма.

Развитие слуха и чувства ритма у детей

16

От игры – до спектакля!

Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству. Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение). Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.

17

В гостях у тетушки Натальи

Развивать интерес к театрализованной деятельности. Учить имитировать голоса животных, развивать имитационные навыки, мимику, жесты, интонационную выразительность речи. Учить детей выразительно и интонационно передавать характер персонажей сказки, поощрять творческую инициативу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой.

18

Знакомство со штоковым театром

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самим придумывать сюжет для театра.

19

Учимся говорить по-разному

Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи. Упражнять детей в проговаривании слов и фраз с различной интонацией. Развивать рекреационные навыки: декламация, драматизация; развивать память, речь, выразительность мимики, голоса

20

«Рукавичка»

Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действием пальцев. Развивать речь, мышление, память, внимание, мелкую моторику, с помощью пальчиковых игр. Воспитывать положительный интерес к театрально-игровой деятельности.

21

Театр кукол-оригами.

Познакомить с новым видом театра. Работа над развитием речи, интонацией и мимикой.

22

Чувства, эмоции

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развивать умение передавать чувства и эмоции, учиться овладевать ими

23

Сказки разные бывают

Освоение навыков владения видами театральной деятельности

24

Подводное царство

Развивать координацию движений рук под музыку, умение ориентироваться в пространстве, умение импровизировать. Воспитывать умения детей действовать в коллективе.

25

Сказочная пантомима

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

26

Путешествие по сказкам

Поддерживать стремление детей принимать активное участие в разыгрывание сказок, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждать, самостоятельно использовать (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять импровизацию.

27

Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

28

Культура и техника речи

Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация).

29

Веселые этюды

Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию, учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах

30

Выразительность и изобразительность

Уточнить, что такое настроение человека, рассказать о его изменчивости, ярком проявлении у людей в выражении лица, походке, движениях, интонации. Показать возможности передачи настроения в музыкальных произведениях, театральных формах;

31

Веселое настроение

Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, развивать интонационную выразительность речи. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок. Развивать память, мышление, воображение и воспитывать их гуманные чувства.

32

Мы - актеры

Развивать выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, интерес, страх); развивать творческое воображение, инициативу, фантазию, пантомимические навыки. Учить детей интонационно – выразительно проговаривать фразы;

33

Вот как я умею

Формировать и активизировать познавательный интерес детей, совершенствовать внимание, память. Поддерживать стремление принимать активное участие в драматизации сказки

34

Грибок - теремок

Учить детей отгадывать загадки, совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при инсценировке сказки. Развивать у детей память, мышление, творческие способности. Воспитывать интерес к театральной деятельности.

35

Федорино горе

Вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Развивать творческие способности детей, умение импровизировать, передавать характер и настроение героя с помощью мимики и пантомимики.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.

36

До свидания, мир театра

Создать положительный эмоциональный настрой

 Педагогическая диагностика театрализованной деятельности

Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, не растеряться в сложной ситуации.

Основы театральной культуры

Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;

Средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;

Низкий уровень (I балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.

Речевая культура

Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;

Средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);

Низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;

Средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;

Низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения

Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;

Средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

Низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кукловождения.

Музыкальное развитие

Высокий уровень (3 балла): импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы; свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопро-вождение к частям сюжета; самостоятельно использует музыкальное сопровождение, свободно исполняет песню, танец в спектакле;

Средний уровень (2 балла): передает в свободных пластических движениях характер музыки; самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом; с помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец;

Низкий уровень (1 балл): затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки; затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом; затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;

Средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;

Низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

 

Список рекомендуемой литературы

1.Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. Просвещение 1991

2.Алянский Ю. «Азбука театра» Ленинград Детская литература 1990

3.Доронова Т. Н. «Играют взрослые и дети» М. Линка- Пресс 2006

4.Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. Аркти 2004

5.Трифонова Н. «Кукольный театр своими руками» М. Айрис-Пресс 2001

6. Караменко Т. Н., Караменко Ю. Г. «Кукольный театр-дошкольникам» М. Просвещение 1973

7.Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» М. Творческий центр 2003

8. Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр – творчество – дети»

9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.