Программно-методическое сопровождение по жизни и творчеству М. Горького для уроков литературы (7 класс)

1
0
Материал опубликован 5 February

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No 14 ИМ. В.Ф.ФУФАЧЕВА
624992, Свердловская обл, Серов г, Зеленая ул, строение 14, E-mail: Shkola14-serov@mail.ru, тел/факс: +7 (34385) 6-36-97, 7-34-96

ПРИНЯТА
Заместителем директора по учебной части МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева No 14

Протокол от «25» августа 2023 г. No 2

УТВЕРЖДЕНА
Директором МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева No 14

________________ Е.Г.Аджиумер

Приказ от «25» августа 2023 No 80-од

 

 

 

Программно-методическое сопровождение по жизни и творчеству М.Горького для уроков литературы к утвержденной рабочей программе по литературе для 7 класса

Разработала учитель русского языка и литературы Прядехина Ольга Васильевна

Конспект для первого занятия «Биография М.Горького. Ранние рассказы. «Челкаш»»

Цель: познакомить учащихся с некоторыми фактами из жизни писателя и его ранними рассказами


Задачи:

совершенствовать навыки анализа текста и установления причинно-следственных связей;

формировать нравственных качества личностей учащихся на литературных примерах;

развивать коммуникативный навык коллективной работы.

Демонстрационный материал: видеосюжет с фотографиями М.Горького, его семьи, некоторых событий из жизни, повлиявших на личностное становление, учебники В.Я. Коровиной по литературе с выдержками из биографии и информацией о раннем творчестве, крылатые выражения писателя, написанные на доске

Раздаточный материал: книги/распечатки с выдержками их текста рассказа «Челкаш»

(ссылка на видеосюжет - https://www.youtube.com/watch?v=R3JAa11Y5X4)

Ход занятия

Организационный момент

 

- Максим Горький – довольно сложная фигура в литературном процессе XX века. Многие русские и зарубежные критики активно обсуждали всё нового, что создавалось Горьким – его рассказы, воспоминания, автобиографические произведения. Тем не менее, нельзя не отметить то «обновление», которое в 30-х годах прошлого века Горький внёс в литературное искусство. Писатель поддерживал молодых литераторов группы «Серапионовы братья», был инициатором «непартийных» журналов, выступал в советских условиях против односторонности литературной критики. Признательные оценки таланта Горького–художника, его общественно- культурной работы в первые советские годы встречаем в суждениях многих писателей того времени. Например, младщий товарищ, А.М. Ремизов, придавал огромное значение деятельности писателя:

 

«Суть очарования Горького именно в том, что в круге бестий, бесчеловечья и подчеловечья заговорил он голосом громким и в новых образах о самом нужном для человеческой жизни – о достоинстве человека... Место его в русской литературе на виду»

 

Основная часть. Понятие о художественной биографии

 

- Ребята, когда вы слышите имя Максим Горький, что вы можете сказать об этом человеке? Знаете ли вы что-то из его творчества?

Ответы учеников

 

- Хорошо. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя и его ранним творчеством более подробно. Обратите ваше внимание на следующий видеосюжет.

Видеосюжет + рассказ учителя (учащиеся ведут конспект в тетради)

 

 

Беседа

 

Примерные вопросы для обсуждения с учащимися:

- В какой семье родился будущий писатель М.Горький?

- Почему ему рано пришлось начать трудиться?

- Что указало путь к получению образования?

- Почему он был юношей с сильным и строптивым характером?

 

 

Раннее творчество

 

- Видя жестокость и несправедливость социального устройства общества, Горький уходит в мир мечты, которую противопоставляет реальности. Первыми произведениями становятся романтические рассказы. Одной из тем, принесших писателю всероссийскую славу, становится тема «босяка», раскрывающаяся в «Босяцких рассказах»:

 

А вы на земле проживете,

Как черви слепые живут,

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют;

 

в них [рассказах] Горький впервые противопоставляет людей свободных и привязанных к земле. Он открывает новый метод изображения действительности, который получил название «романтического реализма».

 

Физкультурная минутка

 

Анализ рассказа «Челкаш»

 

- На дом вам было дано задание прочитать рассказ М.Горького «Челкаш». Расскажите, о чем он?

Ответы учащихся, обсуждение (может быть основано на следующих вопросах:

- Кто является главными героями рассказа?

- Каковы их портреты? На чем автором делается акцент?

- В каких отношениях герои находятся с окружающими)

 

- Предлагаю вам объединиться в группы (можно осуществить по рядам) и зафиксировать ответы на вопросы посредством таблиц:

 

Самостоятельная работа

1 группа: таблица «Особенности внешностей персонажей»

2 группа: таблица «Черты характера и жизненные ценности персонажей»

3 группа: таблица «Социальное происхождение, отношения с окружающими, образ жизни»

 

Выступления представителей групп с составленными таблицами, обмен мнениями

 

 

Итог

Рефлексия
 

- Ребята, что нового вы узнали о Максиме Горьком из его воспоминаний и видеосюжета о нем?

Ответы учащихся


- Какова главная особенность ранних рассказов писателя?

Ответы учащихся

 

Домашнее задание

 

Прочитать легенду о Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Ответить на вопрос: «Какова главная мысль произведения?». Подготовить иллюстрации по легенде

 

 

 

Конспект для второго занятия «Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)»

Цель: проанализировать легенду о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького с точки зрения идейного и художественного своеобразия


Задачи:

рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького, раскрыть ее через языковые средства, использованные писателем;

развивать монологическую речь, умение формулировать высказывание;

способствовать воспитанию уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям.

 

Демонстрационный материал: учебники В.Я. Коровиной по литературе с текстом легенды, подготовленные дома иллюстрации учащихся по легенде

Раздаточный материал: авторский тестовый рабочий лист «Максим Горький: основные аспекты жизни и творчества» (в заключительной части урока – за 10-15 минут до звонка)

 

 

 

 

 

Ход занятия

 

Организационный момент

 

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Как вы понимаете использованные Максимом Горьким нравственно-психологические понятия в тексте легенды: благородство, пощада, гордость, долг?

Ответы учащихся, учитель вводит корректные понятия

- Обратим внимание на ваши иллюстрации к легенде. Почему вы изобразили определенные сюжеты после прочтения?

Ответы учащихся, обсуждение

 

 

Основная часть. Работа с текстом

 

- Легенда о Данко – одна из историй, рассказанных старухой Изергиль в одноименном рассказе. Максим Горький написал его в 1895 году, заложив в контекст такие аспекты, как смысл человеческой жизни, вопросы человеческого счастья, понятия «подвиг» и «самопожертвование».

Давайте ответим на вопрос – где происходят события легенды? Найдите описание природы в тексте, какие языковые средства Горький использует для её изображения?

Зачитывание фрагментов текста учащимися. Учитель поясняет: так как Горький олицетворяет природу, она живёт и действует наравне с человеком, но она враждебна, как и враги, грозит ему смертью. Нарисовать образ природы помогают следующие языковые средства:

эпитеты: старый лес, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, похоронную песню;

метафоры: кольцо крепкой тьмы .. точно собиралось раздавить их, деревья – великаны;

олицетворения: деревья стояли молча и неподвижно, сдвигались вокруг людей по вечерам, .лес гудел, грозил, пел, тени прыгали в безмолвной пляске, торжествуют злые духи болот.

 

Физкультурная минутка

 

- На фоне устрашающей природы как ведут себя люди? Почему они страшились её, и, превратившись из «сильных людей», не смогли противостоять ей и выбрали пойти за Данко? Как в дальнейшем меняется отношение людей к нему? Какие языковые средства использует Горький?

 

 Зачитывание фрагментов учащимися:

(Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)

(«Дружно все пошли за ним - верили в него… но путь был трудным, и «люди пали духом»:

метафоры: болото разевало.. пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; 

олицетворения: деревья зашептали глухо, грозно; скрипели, гудели, казались живыми; 

сравнения: переплелись их ветки между собой; как змеи, началась гроза, и  «в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи)

 

 

Выразительное чтение по ролям

 

Со слов «Остановились они и под торжествующий шум леса…» и до конца легенды

 

 

Обобщающая беседа (рефлексия)

 

Примерные вопросы для обсуждения с учащимися:

- Чем Данко отличается от окружающих его людей?

- Что сделал для людей Данко? Напрасна ли была его жертва?

- Данко вывел людей и умер. Были ли благодарны ему люди?

- Был ли счастлив Данко перед смертью?

 

-Как бы вы после тщательного анализа текста легенды сформулировали бы главную её мысль?

Ответы учащихся (н-р: любовь к людям, самопожертвование во имя жизни других: в жизни человека есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен всегда рассчитывать на свои силы)

 

 

Итог. Оценивание

 

- Ребята, мы познакомились с биографией Максима Горького и его некоторыми ранними произведениями. Предлагаю вам решить контрольный тест на разработанных мною рабочих листах. На это у вас будет 10 минут.

 

Учитель раздает распечатанные контрольные рабочие листы, учащиеся приступают к решению. По окончании 10 минут работы сдаются учителю на проверку

/data/files/n1707159473.pdf (Контрольный рабочий лист: "Максим Г.: осн. аспекты ж. и т.")

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации