Программно-методическое сопровождение по жизни и творчеству М. Горького для уроков литературы (7 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No 14 ИМ. В.Ф.ФУФАЧЕВА
624992, Свердловская обл, Серов г, Зеленая ул, строение 14, E-mail: Shkola14-serov@mail.ru, тел/факс: +7 (34385) 6-36-97, 7-34-96
ПРИНЯТА
Заместителем директора по учебной части МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева No 14
Протокол от «25» августа 2023 г. No 2
УТВЕРЖДЕНА
Директором МАОУ СОШ №14 им. В.Ф. Фуфачева No 14
________________ Е.Г.Аджиумер
Приказ от «25» августа 2023 No 80-од
Программно-методическое сопровождение по жизни и творчеству М.Горького для уроков литературы к утвержденной рабочей программе по литературе для 7 класса
Разработала учитель русского языка и литературы Прядехина Ольга Васильевна
Конспект для первого занятия «Биография М.Горького. Ранние рассказы. «Челкаш»»
Цель: познакомить учащихся с некоторыми фактами из жизни писателя и его ранними рассказами
Задачи:
совершенствовать навыки анализа текста и установления причинно-следственных связей;
формировать нравственных качества личностей учащихся на литературных примерах;
развивать коммуникативный навык коллективной работы.
Демонстрационный материал: видеосюжет с фотографиями М.Горького, его семьи, некоторых событий из жизни, повлиявших на личностное становление, учебники В.Я. Коровиной по литературе с выдержками из биографии и информацией о раннем творчестве, крылатые выражения писателя, написанные на доске
Раздаточный материал: книги/распечатки с выдержками их текста рассказа «Челкаш»
(ссылка на видеосюжет - https://www.youtube.com/watch?v=R3JAa11Y5X4)
Ход занятия
Организационный момент
- Максим Горький – довольно сложная фигура в литературном процессе XX века. Многие русские и зарубежные критики активно обсуждали всё нового, что создавалось Горьким – его рассказы, воспоминания, автобиографические произведения. Тем не менее, нельзя не отметить то «обновление», которое в 30-х годах прошлого века Горький внёс в литературное искусство. Писатель поддерживал молодых литераторов группы «Серапионовы братья», был инициатором «непартийных» журналов, выступал в советских условиях против односторонности литературной критики. Признательные оценки таланта Горького–художника, его общественно- культурной работы в первые советские годы встречаем в суждениях многих писателей того времени. Например, младщий товарищ, А.М. Ремизов, придавал огромное значение деятельности писателя:
«Суть очарования Горького именно в том, что в круге бестий, бесчеловечья и подчеловечья заговорил он голосом громким и в новых образах о самом нужном для человеческой жизни – о достоинстве человека... Место его в русской литературе на виду»
Основная часть. Понятие о художественной биографии
- Ребята, когда вы слышите имя Максим Горький, что вы можете сказать об этом человеке? Знаете ли вы что-то из его творчества?
Ответы учеников
- Хорошо. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя и его ранним творчеством более подробно. Обратите ваше внимание на следующий видеосюжет.
Видеосюжет + рассказ учителя (учащиеся ведут конспект в тетради)
Беседа
Примерные вопросы для обсуждения с учащимися:
- В какой семье родился будущий писатель М.Горький?
- Почему ему рано пришлось начать трудиться?
- Что указало путь к получению образования?
- Почему он был юношей с сильным и строптивым характером?
Раннее творчество
- Видя жестокость и несправедливость социального устройства общества, Горький уходит в мир мечты, которую противопоставляет реальности. Первыми произведениями становятся романтические рассказы. Одной из тем, принесших писателю всероссийскую славу, становится тема «босяка», раскрывающаяся в «Босяцких рассказах»:
А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут,
Ни сказок о вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют;
в них [рассказах] Горький впервые противопоставляет людей свободных и привязанных к земле. Он открывает новый метод изображения действительности, который получил название «романтического реализма».
Физкультурная минутка
Анализ рассказа «Челкаш»
- На дом вам было дано задание прочитать рассказ М.Горького «Челкаш». Расскажите, о чем он?
Ответы учащихся, обсуждение (может быть основано на следующих вопросах:
- Кто является главными героями рассказа?
- Каковы их портреты? На чем автором делается акцент?
- В каких отношениях герои находятся с окружающими)
- Предлагаю вам объединиться в группы (можно осуществить по рядам) и зафиксировать ответы на вопросы посредством таблиц:
Самостоятельная работа
1 группа: таблица «Особенности внешностей персонажей»
2 группа: таблица «Черты характера и жизненные ценности персонажей»
3 группа: таблица «Социальное происхождение, отношения с окружающими, образ жизни»
Выступления представителей групп с составленными таблицами, обмен мнениями
Итог
Рефлексия
- Ребята, что нового вы узнали о Максиме Горьком из его воспоминаний и видеосюжета о нем?
Ответы учащихся
- Какова главная особенность ранних рассказов писателя?
Ответы учащихся
Домашнее задание
Прочитать легенду о Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Ответить на вопрос: «Какова главная мысль произведения?». Подготовить иллюстрации по легенде
Конспект для второго занятия «Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)»
Цель: проанализировать легенду о Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького с точки зрения идейного и художественного своеобразия
Задачи:
рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького, раскрыть ее через языковые средства, использованные писателем;
развивать монологическую речь, умение формулировать высказывание;
способствовать воспитанию уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям.
Демонстрационный материал: учебники В.Я. Коровиной по литературе с текстом легенды, подготовленные дома иллюстрации учащихся по легенде
Раздаточный материал: авторский тестовый рабочий лист «Максим Горький: основные аспекты жизни и творчества» (в заключительной части урока – за 10-15 минут до звонка)
Ход занятия
Организационный момент
- Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Как вы понимаете использованные Максимом Горьким нравственно-психологические понятия в тексте легенды: благородство, пощада, гордость, долг?
Ответы учащихся, учитель вводит корректные понятия
- Обратим внимание на ваши иллюстрации к легенде. Почему вы изобразили определенные сюжеты после прочтения?
Ответы учащихся, обсуждение
Основная часть. Работа с текстом
- Легенда о Данко – одна из историй, рассказанных старухой Изергиль в одноименном рассказе. Максим Горький написал его в 1895 году, заложив в контекст такие аспекты, как смысл человеческой жизни, вопросы человеческого счастья, понятия «подвиг» и «самопожертвование».
Давайте ответим на вопрос – где происходят события легенды? Найдите описание природы в тексте, какие языковые средства Горький использует для её изображения?
Зачитывание фрагментов текста учащимися. Учитель поясняет: так как Горький олицетворяет природу, она живёт и действует наравне с человеком, но она враждебна, как и враги, грозит ему смертью. Нарисовать образ природы помогают следующие языковые средства:
эпитеты: старый лес, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, похоронную песню;
метафоры: кольцо крепкой тьмы .. точно собиралось раздавить их, деревья – великаны;
олицетворения: деревья стояли молча и неподвижно, сдвигались вокруг людей по вечерам, .лес гудел, грозил, пел, тени прыгали в безмолвной пляске, торжествуют злые духи болот.
Физкультурная минутка
- На фоне устрашающей природы как ведут себя люди? Почему они страшились её, и, превратившись из «сильных людей», не смогли противостоять ей и выбрали пойти за Данко? Как в дальнейшем меняется отношение людей к нему? Какие языковые средства использует Горький?
Зачитывание фрагментов учащимися:
(Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)
(«Дружно все пошли за ним - верили в него… но путь был трудным, и «люди пали духом»:
метафоры: болото разевало.. пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной;
олицетворения: деревья зашептали глухо, грозно; скрипели, гудели, казались живыми;
сравнения: переплелись их ветки между собой; как змеи, началась гроза, и «в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи)
Выразительное чтение по ролям
Со слов «Остановились они и под торжествующий шум леса…» и до конца легенды
Обобщающая беседа (рефлексия)
Примерные вопросы для обсуждения с учащимися:
- Чем Данко отличается от окружающих его людей?
- Что сделал для людей Данко? Напрасна ли была его жертва?
- Данко вывел людей и умер. Были ли благодарны ему люди?
- Был ли счастлив Данко перед смертью?
-Как бы вы после тщательного анализа текста легенды сформулировали бы главную её мысль?
Ответы учащихся (н-р: любовь к людям, самопожертвование во имя жизни других: в жизни человека есть место подвигу. Решение всегда остаётся за человеком, он должен всегда рассчитывать на свои силы)
Итог. Оценивание
- Ребята, мы познакомились с биографией Максима Горького и его некоторыми ранними произведениями. Предлагаю вам решить контрольный тест на разработанных мною рабочих листах. На это у вас будет 10 минут.
Учитель раздает распечатанные контрольные рабочие листы, учащиеся приступают к решению. По окончании 10 минут работы сдаются учителю на проверку
/data/files/n1707159473.pdf (Контрольный рабочий лист: "Максим Г.: осн. аспекты ж. и т.")