Теоретическое занятия «Проходимость автомобиля»

0
0
Материал опубликован 17 January 2022

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Раздел «Теория автомобиля»

Тема занятия «Проходимость автомобиля»

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Что называют проходимостью автомобиля?

2. Измерители проходимости

КОНСПЕКТ

Проходимость — это конструктивное свойство автомобиля, определяющее возможность его произ­водительной работы в тяжёлых дорожных условиях и вне дорог. Такие условия характеризуются труднопрохо­димыми участками с различного рода препятствиями, затрудняющими или ограничивающими движение авто­мобиля. К ним относятся грунтовые дороги, скользкие крутые подъёма и спуски, канавы, большие неровности, водные преграды.

По проходимости все автомобили условно делят на три группы:

автомобили ограниченной проходимости — двухос­ные и трехосные с неведущей передней осью (колёсные формулы 4X2, 6X4);

автомобили повышенной проходимости — двухос­ные, трехосные со всеми ведущими осями (колёсные формулы 4X4, 6X6);

автомобили высокой проходимости, имеющие спе­циальную компоновку или конструкцию, — четырёхосные или многоосные со всеми ведущими осями, а также полугусеничные и автомобили-амфибии.



Автомобили повышенной и высокой проходимости, специально сконструированные для тяжёлых дорожных условий, могут работать без снижения производитель­ности, несмотря на препятствия и труднопроходимые, участки. Эти автомобили являются специфическими транспортными средствами, имеющими свои конструк­тивные и компоновочные особенности, продиктованные их назначением и характером использования.


ИЗМЕРИТЕЛИ ПРОХОДИМОСТИ

К основным показателям проходимости автомобиля относят геометрические и опорно-тяговые.

Геометрические показатели.

1. Просвет — это расстояние между низшей точ­кой автомобиля и дорогой, характеризующее возмож­ность движения автомобиля без задевания сосредоточен­ных препятствий (рис. 1).

2. Радиусы продольной и поперечной прохо­димости представляют собой радиусы окружностей, ка­сательных к колесам и к низшей точке автомобиля, рас­положенной внутри базы (колеи). Эти радиусы характе­ризуют высоту и очертание препятствия, которое может преодолеть автомобиль, не задевая за него. Чем они меньше, тем у автомобиля больше способность преодо­левать значительные неровности дороги без задевания за них своими низшими точками.

3. Передний и задний углы проходимости — углы, образованные опорной поверхностью дороги и пло­скостью, касательной к передним или задним колёсам и к выступающим низшим точкам передней или задней части автомобиля.

4. Максимальная высота порога, которую может пре­одолеть колесо. Для ведомых колёс практически определённая максимальная высота составляет 0,35 — 0,65 R.

Макси­мальная высота препятствия, преодолеваемого ведущим передним колесом, может быть больше радиуса колеса R, и ч,асто ограничивается не тяговыми возможностями ав­томобиля или сцеплением ведущих колесе дорогой, а ма­лыми величинами углов проходимости или просвета.

t1642435945aa.jpg

Рис. 1. Геометрические показатели проходимости

Максимальная высота порога значительно зависит и от формы его кромки. Так, приведённые величины порогов справедливы для прямоугольной кромки. Если же кром­ка имеет закруглённую форму или сминается в процессе преодоления неровности, предельная высота порога уве­личивается.

5. Минимально необходимая ширина проезда, связан­ная с минимальной величиной радиуса поворота авто­мобиля. Эта величина характеризует свойство автомо­биля маневрировать на малых площадках, например, в карьерах, на товарных дворах железнодорожных стан­ций, на стройках и т. п. Поэтому проходимость автомо­биля в горизонтальной плоскости часто определяют как отдельное эксплуатационное свойство — манёвренность. Наиболее манёвренными являются автомобили со всеми управляемыми колёсами. В случае буксировки прицепов или полуприцепов манёвренность автомобиля ухудшает­ся, так как при поворотах автомобильного поезда при­цеп смещается к центру поворота. Именно поэтому ши­рина полосы движения автопоезда больше, чем у авто­мобиля без прицепа.

Ширина полосы движения автопоезда увеличивается с увеличением количества буксируемых прицепов, базы и ширины прицепа, а также длины дышла.

Опорно-тяговые показатели.

1. Удельное давление шин qш на опорную поверх­ность. Определяется как отношение вертикальной стати­ческой нагрузки на шину Gш к площади контакта F, замеренной по контуру:

t1642435945ab.gif

Давление колёс на опорную поверхность имеет боль­шое значение для проходимости автомобиля, в особен­ности при движении по песку, свету, пашне, грязи и т. д. Чем меньше давление колёс, тем меньше глубина обра­зуемой колеи, следовательно, меньше сопротивление ка­чению и больше проходимость автомобиля.

t1642435945ac.jpg

2. Коэффициент совпадения колеи представляет собой отношение ширины колеи, образованной перед­ними колёсами, к ширине колеи, образованной осталь­ными колёсами. При полном совпадении колеи задние колеса катятся по грунту, уплотнённому передними колёсами, и сопротивление качению при этом минимально. При несовпадении колеи затрачивается дополнительная энергия на разрушение задними колёсами уплотнённых стенок ко­леи, образованной передними колёсами. Поэтому у ав­томобилей повышенной проходимости часто на задние колеса устанавливают одинарные шины, уменьшая тем самым сопротивление качению.

3. Проходимость автомобиля по скользким дорогам. На скользких дорогах (влажные и обледенелые покры­тия, укатанный снег) проходимость ограничивается бук­сованием колёс.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.