12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Доброхотова Ольга Витальевна34
Россия, Вологодская обл., с. Анненский Мост
2

Урок «Пройдём путём эволюции»



ТЕМА УРОКА:

«ПРОЙДЁМ ПУТЁМ ЭВОЛЮЦИИ»

УМК: - В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс» Москва, Дрофа. 2017

Цели:

- Определить основные доказательства развития органического мира.

- Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картины эволюции органического мира.

- Активизация познавательной деятельности учащихся к изучению проблемы доказательства истинности эволюционного процесса.

- Совершенствование умений и навыков работы с различными источниками информации.

Обеспечение урока:

- Презентация «Доказательства эволюции»


Доказательства эволюции
PPT / 1.97 Мб

- Коллекция « Формы сохранности ископаемых видов растений и животных».

- Коллекция «Понятие аналогии и гомологии на примере членистоногих»

- Коллекция «Рудиментарные органы позвоночных»

- Таблица « Развитие зародышей хордовых животных»

- Влажные препараты: «Развитие птицы», «Развитие лягушки»

- «Билет»

…Пора чудес прошла, и нам

Подыскивать приходится причины

Всему, что совершается на свете.

В. Шекспир

 

Ход

Эволюция – необратимый процесс исторического изменения живого (филогенез).

Попытки понять, как возникли живые организмы на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в далёкой древности. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу, которые утверждают, что все организмы созданы Богом и существуют в неизменяемом виде.

Основоположником научного объяснения – учения об историческом развитии органического мира- является английский натуралист XIX века Чарльз Дарвин.

Слайд 1 – 2. Сегодня мы отправляемся на экскурсию в Дарвинский Государственный музей в Москве, где организована выставка: «Пройди путём эволюции».

Учащиеся получают «билеты» - маршрутные листы, где они могут работать в ходе урока.

Слайд3. Жизнь и деятельность Ч. Дарвина – выступление учащегося. Основные вехи жизни и деятельности Дарвина:

12 февраля 1809 г, Шрусбери, родился Ч. Дарвин

Учёба в Эдинбургском университете на медицинском факультете, далее в Кембридже на богословском факультете.

1831-1836г.г. Кругосветное путешествие на корабле «Бигль», удивительные находки: мегатерий, зуб американской лошади, фауна Галапагосских островов…

1859год – вышел труд «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь

19 апреля 1882г Дарвина не стало.

Слайд 4-6. И этот гипс, заполнив пустоту,

Застыл и принял очертанья тела,

Которое давно уже истлело

Э. Дарвин 

 Удивительное сходство в строении и функционировании живых организмов не было следствием случайного совпадения. Оно является результатом их общего происхождения и указывается на единый «корень» жизни на нашей планете.

Отдел I Палеонтологические доказательства. Выступление учащегося – «экскурсовода». Демонстрация ископаемых останков. Основные понятия: палеонтология, ископаемые останки, окаменелости, ископаемые формы, эволюционные ряды.

К слайду 6 – см. дополнительную информацию.

Слайд 7-8. Кроме того, посмотри на людей,

Посмотри на немое

Племя чешуйчатых рыб, на стада,

На зверей и на стаи

Пёстрые птиц…

Лукреций Кар

Отдел II. Эмбриологические доказательства. Выступление «экскурсовода».

Факт единства происхождения живых организмов был установлен на основе эмбриологических исследований, в основе которых лежат данные науки эмбриологии.

Работа с материалом из книги .

Вопрос: Что пишет Дарвин по поводу этого вопроса?

Слайд 9. В борьбе стихий, в развитье постепенном

Все существа, все формы создались

И жизнею могучею зажглись!

Э. Дарвин

Отдел III.

Сравнительно-анатомические доказательства. Сравнительная анатомия – наука, изучающая и сравнивающая внутреннее и внешнее строение живых организмов.

Гомологичные органы- органы, имеющие общее происхождение, могут выполнять различные функции.

Аналогичные органы – органы, имеющие различное происхождение, но могут выполнять сходные функции

Работа с материалом из книги .

Вопрос: Что пишет Дарвин по поводу этого вопроса?

Слайд 10. Знакомство ещё с одной группой сравнительно-анатомических доказательств.

Рудименты – недоразвитый, остаточный орган, бывший полноценным на предшествующих стадиях развития.

Атавизмы – появление у потомков признаков, свойственных их отдалённым предкам.

Работа с материалом из книги .

Вопрос: Что пишет Дарвин по поводу этого вопроса?

Подведение итогов «экскурсии»

Выполнить тестовое задание в «билетах».

Домашнее задание: §49. Проверить решение теста.

Задания на выбор.

1. Используя материалы Интернет и других источников найти филогенетические ряды животных.

2. Подумайте, какие полезные ископаемые нашей местности могли бы быть достойными экспонатами музея, в каком отделе? (Можно собрать коллекцию )

Приложения

1.Филогенетический ряд лошади ( к слайду 6 )

Предком ствола современных лошадей считается живший в эоцене эогиппус. Эогиппус был высотой всего до 30 см, жил во влажных тропических лесах и, судя по строению зубов, питался семенами и плодами. При беге он опирался на все фаланги четырех пальцев (у его предков было еще пять пальцев) передней ноги и трех пальцев задней.

 В слоях, отложившихся спустя несколько миллионов лет, находят эпигиппуса. Это небольшое лесное животное при беге опиралось уже лишь на последние фаланги четырех пальцев передней ноги.

 Прошло еще около десятка миллионов лет, и эпигиппуса сменяет в находках мезогиппус: у него только три пальца на передней ноге, причем средний палец развит значительно сильнее боковых.

 Еще через несколько миллионов лет мезогиппуса сменяет миогиппус, у которого были еще более короткие боковые пальцы и чуть большие размеры тела. Но все эти формы пока еще не похожи на лошадей, какими их знаем мы сегодня,— это небольшие лесные животные, не более крупной собаки. В результате изменения климата Земли сократилась площадь тропических лесов и расширилась зона саванн. Именно в этот период предки лошадей вышли из леса на открытые пространства саванн.

 В горных породах, возраст которых на несколько миллионов лет меньше пород, вмещавших остатки миогиппуса, палеонтологи находят парагиппуса. Парагиппус жил небольшими стадами на открытых пространствах, при беге опирался лишь на средний палец, хотя второй и четвертый были еще заметно развиты: судя но строению зубов, питался лишь травой.

 В плиоцене — периоде, отдаленном от нашего времени всего на 10 15 миллионов лет,— происходит дальнейшее расширение зоны степей и саванн. В это время возникают две ветви непарнокопытных: современные лошади и трехпалые гиппарионы. Гиппарионы, достигнув расцвета в своем развитии, полностью вымерли несколько миллионов лет назад.

 Непосредственный предок современных лошадей - плиогиппус, живший около двух миллионов лет назад. Сравнивая эогипнуса с современной лошадью, трудно установить их историческую, филогенетическую связь. Но если заполнить пространство между этими крайними звеньями многочисленными формами ископаемых форм копытных, живших в разное время в Северной Америке и Евразии, то возникает непрерывный филогенетический ряд. Подобные ряды сейчас известны для многих групп организмов.

Источник: http://pandia.ru/text/78/058/32567.php

2. Материалы из книги Ч. Дарвина

3. «Билеты»

Экскурсия:

«ПРОЙДЁМ ПУТЁМ ЭВОЛЮЦИИ»

I ОТДЕЛ: ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ- …………………………

……………………………………………………

ИСКОПАЕМЫЕ ФОРМЫ-…………………………………………………………..

………………………………………….

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ РЯДЫ- …………………………

II ОТДЕЛ: ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЙ

ЭМБРИОН-………………………………………………

III ОТДЕЛ: СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЙ

АНАТОМИЯ-…………………………………………….

……………………………………………………………….

ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ-………………………………………………………

………………………………………………………………

………………………………………………………………

примеры:……………………………………………………

АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ-………………………………

…………………………………………………………………

примеры:………………………………………………………

РУДИМЕНТЫ-………………………………………………

………………………………………………………………

примеры:……………………………………………………

АТАВИЗМЫ-………………………………………………

………………………………………………………………

примеры:……………………………………………………

ФАМИЛИЯ, ИМЯ……………………………………………….

1.КАКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ДАННЫХ ОБ ИСКОПАЕМЫХ ОСТАНКАХ:

А-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

Б- ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ

В- ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ

Г-БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ

2.КАКИЕ ОРГАНИЗМЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРЕХОДНЫМИ ФОРМАМИ:

А- КИСТЕПЁРАЯ РЫБА

Б- УТКОНОС

В- АРХЕОПТЕРИКС

Г- ПРЫТКАЯ ЯЩЕРИЦА

3.КАКИЕ ОРГАНЫ ЛОШАДЕЙ ПРЕТЕРПЕВАЛИ НАИБОЛЬШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

А- КОНЕЧНОСТИ

Б- СЕРДЦЕ

В- РАЗМЕРЫ ТЕЛА

Г- ЛЁГКИЕ

4. НАЗОВИТЕ ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ:

А- ПЕРЕДНИЕ КОНЕЧНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Б- КРЫЛО БАБОЧКИ И КРЫЛО ПТИЦЫ

В- ЧЕТВЁРТЫЙ ПАЛЕЦ КРЫЛА ПТИЦЫ

Г-ТРЁХПАЛОСТЬ У ЛОШАДЕЙ

5. НАЗОВИТЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ:

А- ПЕРЕДНИЕ КОНЕЧНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Б- КРЫЛО БАБОЧКИ И КРЫЛО ПТИЦЫ

В- ЧЕТВЁРТЫЙ ПАЛЕЦ КРЫЛА ПТИЦЫ

Г- ТРЁХПАЛОСТЬ У ЛОШАДЕЙ

6.НАЗОВИТЕ РУДИМЕНТАРНЫЕ ОРГАНЫ:

А- ПЕРЕДНИЕ КОНЕЧНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Б- КРЫЛО БАБОЧКИ И КРЫЛО ПТИЦЫ

В- ЧЕТВЁРТЫЙ ПАЛЕЦ КРЫЛА ПТИЦЫ

Г- ТРЁХПАЛОСТЬ У ЛОШАДЕЙ

7. НАЗОВИТЕ АТАВИЗМЫ:

А- ПЕРЕДНИЕ КОНЕЧНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ

Б- КРЫЛО БАБОЧКИ И КРЫЛО ПТИЦЫ

В- ЧЕТВЁРТЫЙ ПАЛЕЦ КРЫЛА ПТИЦЫ

Г- ТРЁХПАЛОСТЬ У ЛОШАДЕЙ

8. НА КАКИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЗАРОДЫШИ ПОЗВОНОЧНЫХ ОБНАРУЖИВАЮТ НАИБОЛЬШЕЕ СХОДСТВО МЕЖДУ СОБОЙ:

А- НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

Б- НА ПОЗДНИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

В- НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ

Г- НЕ ОБНАРУЖИВАЮТ СХОДСТВА

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.