Классный час в 8 классе на тему «Пространство толерантности»

1
0
Материал опубликован 15 December 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ессентуки












Классный час

«Пространство толерантности»







Подготовил учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1

Земленухина О.В.




г.Ессентуки


2020г.

Цель:

- закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения;

- отработать умение видеть индивидуальные различия, показать, что такое толерантные отношения между людьми;

- развивать способности адекватно познавать себя и других людей.

Форма проведения: - «круглый стол» с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.

Аудитория: учащиеся 8-9 классов.


Эпиграф классного часа:

« Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного,

научиться жить на земле, как люди».

Б.Шоу

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Учитель:

- Добрый день. Нашу сегодняшнюю встречу я хотела бы начать с разговора о вечном. О любви, о доброте.

( Звучит музыка, на её фоне ученица рассказывает сказку-притчу).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я мола дружить с нею всю отпущенную мне Богом жизнь».

Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет».

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай,- сказал волшебник. - одну зовут Радость. Другую - Удача, третью - Красота. Четвертую - Печаль, пятую - Доброта. - Они все прекрасны,- сказала Любовь, - не знаю, кого и выбрать. - Твоя, правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась …

Учитель:

- А кого выбрали бы вы? Почему?

(Звучит музыка и продолжение сказки)

Ученица:

- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Учитель:

- Почему Любовь выбрала Доброту?

(ответы учащихся)

- Сегодня наш разговор посвящен умению жить в добре и взаимопонимании. 16 ноября - Международный день толерантности. На первый взгляд, звучит это слово совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Ведь современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

-Итак, что же такое толерантность? Давайте вместе обобщим ваши знания, полученные на уроках психологии.

( Ученики дают объяснение понятию «толерантность» )

Учитель: подводит итог сказанному:

-Толерантность - это терпимость к другим людям, принятие другого человека таким, каким он есть, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, устойчивость жизненной позиции и идеалов.

- А теперь немного из истории...

Ученик:

- На рубеже 18-19 в.в. во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. При разных правительствах он оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

И именно в настоящее время толерантность очень актуальна, потому что в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, увеличивается подростковая преступность, растет количество антиобщественных молодежных организаций. Все чаще мы слышим слова «беженец», жертва насилия и терроризма.

Учитель:

-У нас в школе учатся дети разных национальностей, а толерантность - это ещё
и
терпимость к чужим мнениям, верованиям и нациям. Давайте попробуем построить наш общий дом, в котором будет жить и доброта, радость, и грусть, и веселый детский смех.

Но чтобы жить в этом доме мы должны понять: « А какие мы? Что делает меня частью нас?».

Ответить на эти вопросы не так-то легко. Поэтому мы сейчас попробуем найти ответы и в шутку и всерьез.

Ученик:

Французский писатель и философ Альберт Камю прекрасно сказал о друзьях, идущих по жизни рядом.

Не иди впереди меня -

Я могу не пойти вслед

Не иди позади меня —

Я могу не суметь возглавить

Иди рядом со мной

И будь мне просто другом.

Учитель:

Мы часто хотим быть такими как все, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от всех. Какие мы, чем отличаемся от окружающих нас людей мы сейчас и узнаем.

( Каждому предлагается написать о каких-то своих 3 отличительных признаках.

Записи зачитываются вслух, а все отгадывают, кто автор.)

- Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое объединяет и сближает. Развитие дружеских отношений предполагает соблюдение ее неписанного кодекса. Это взаимопонимание, открытость, откровенность. Доверительность. Искренность и бескорыстие чувств.

По мнению Цицерона «основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов, мнений» и «возможна только между честными людьми».

-Сейчас я предлагаю вам вспомнить какие-либо ситуации, которые вы когда-нибудь видели или слышали и все вместе решить, как поступить.

Андрей дружит с Сергеем. Оба много времени проводят вместе, но в последнее время Сергей ведет себя как-то странно, старается избегать Андрея. Однажды Андрей услышал, как Сергей говорит о нем в холле с другим парнем, называя его придурковатым. Это очень обидело Андрея. Как он должен поступить?

Хорошие друзья Виктор и Аня соревнуются в школьной олимпиаде. Оба -прекрасные ученики. Но Аня побеждает, а Виктор даже не занимает никакого места. В следующие дни Виктор ведет себя странно, старается избегать Аню.

Как бы вы поступили на месте Ани?:

-Попытались бы поговорить с Виктором?

-Злились бы на него?

-Что, по-вашему, чувствует Виктор?

-Понимание людей, понимание себя во многом определяется интуицией.

Интуиция - это чутье, проницательность, основанное на знаниях и опыте.

Как показывает практика, наблюдательность - это одно из необходимых условий успешности человека в общении с другими людьми. Это искусство.

-Сейчас я предлагаю вам упражнение на развитие навыка распознавания. Нужно разделиться на 2 команды ( по 5 чел.), построиться в 2 шеренги лицом к лицу. По моей команде вы станете передавать по монете (игрушке) за спинами друг друга. По команде «стоп» она остается в руке у участника, который последний ее получил. Задача - отгадать, у кого из участников команды противника осталась монета.

-Мы научились по глазам и мимике лица определять чувства человека.

-Очень часто проблемы, с которыми мы с вами сталкиваемся - это непонимание. Жизнь - театр, у каждого свои роли.

-Следующее упражнение направленно на развитие взаимодействия, рефлексии

Оно называется «Стулья».

(Участники располагаются в два круга. Внутренний - сидят на стульях.

Внешний - стоят за спинами сидящих.

Задача сидящих - установить с партнерами внутреннего круга визуальный контакт

и одновременно занять места друг друга.

Задача стоящих - распознать и успеть занять освободившиеся места.

Если стоящему удается занять стул, то он уже является игроком внутреннего. круга, а другой – внешнего.)

-Играя, вы увидели - насколько важен визуальный контакт, ведь глаза - это зеркало нашей души.

- Наш класс - это маленькая семья в большом общем доме. И, хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор. А что для этого нужно?

/звучит музыка/

Ученица:

Жила—была на свете семья. Боле ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить. Правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота. Красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада и пришел к главе семьи. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разбирал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа; сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель:

- Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности.

И в заключение, давайте напишем на наших кирпичиках, что надо сделать, чтобы

и наша школа стала «Пространством толерантности».

( «кирпичики» с пожеланиями наклеиваются на символический дом ).

-Уважай собеседника.

- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

- Стремись учитывать интересы других

- Признавай отличные от своих идеи и мнения.

- Будь терпимым и снисходительным.

- Будь великодушным. - Умей прощать.

- Принимай другого таким, какой он есть.

- Будь чутким и добрым.

- Надо уважать друг друга, несмотря на то, какой кто национальности.

Пока ребята пишут, звучит музыка и слова:

Учитель:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно.

( на фоне музыки ребята вешают «кирпичики» на символический дом).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.