Классный час в 8 классе на тему «Пространство толерантности»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ессентуки
Классный час
«Пространство толерантности»
Подготовил учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1
Земленухина О.В.
г.Ессентуки
2020г.
Цель:
- закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения;
- отработать умение видеть индивидуальные различия, показать, что такое толерантные отношения между людьми;
- развивать способности адекватно познавать себя и других людей.
Форма проведения: - «круглый стол» с сюжетно-ролевыми играми и проблемными вопросами.
Аудитория: учащиеся 8-9 классов.
Эпиграф классного часа:
« Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного,
научиться жить на земле, как люди».
Б.Шоу
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
Учитель:
- Добрый день. Нашу сегодняшнюю встречу я хотела бы начать с разговора о вечном. О любви, о доброте.
( Звучит музыка, на её фоне ученица рассказывает сказку-притчу).
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я мола дружить с нею всю отпущенную мне Богом жизнь».
Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет».
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай,- сказал волшебник. - одну зовут Радость. Другую - Удача, третью - Красота. Четвертую - Печаль, пятую - Доброта. - Они все прекрасны,- сказала Любовь, - не знаю, кого и выбрать. - Твоя, правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась …
Учитель:
- А кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучит музыка и продолжение сказки)
Ученица:
- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель:
- Почему Любовь выбрала Доброту?
(ответы учащихся)
- Сегодня наш разговор посвящен умению жить в добре и взаимопонимании. 16 ноября - Международный день толерантности. На первый взгляд, звучит это слово совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Ведь современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
-Итак, что же такое толерантность? Давайте вместе обобщим ваши знания, полученные на уроках психологии.
( Ученики дают объяснение понятию «толерантность» )
Учитель: подводит итог сказанному:
-Толерантность - это терпимость к другим людям, принятие другого человека таким, каким он есть, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, устойчивость жизненной позиции и идеалов.
- А теперь немного из истории...
Ученик:
- На рубеже 18-19 в.в. во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. При разных правительствах он оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
И именно в настоящее время толерантность очень актуальна, потому что в сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, увеличивается подростковая преступность, растет количество антиобщественных молодежных организаций. Все чаще мы слышим слова «беженец», жертва насилия и терроризма.
Учитель:
-У нас в школе учатся дети разных национальностей, а толерантность - это ещё
и терпимость к чужим мнениям, верованиям и нациям. Давайте попробуем построить наш общий дом, в котором будет жить и доброта, радость, и грусть, и веселый детский смех.
Но чтобы жить в этом доме мы должны понять: « А какие мы? Что делает меня частью нас?».
Ответить на эти вопросы не так-то легко. Поэтому мы сейчас попробуем найти ответы и в шутку и всерьез.
Ученик:
Французский писатель и философ Альберт Камю прекрасно сказал о друзьях, идущих по жизни рядом.
Не иди впереди меня -
Я могу не пойти вслед
Не иди позади меня —
Я могу не суметь возглавить
Иди рядом со мной
И будь мне просто другом.
Учитель:
Мы часто хотим быть такими как все, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от всех. Какие мы, чем отличаемся от окружающих нас людей мы сейчас и узнаем.
( Каждому предлагается написать о каких-то своих 3 отличительных признаках.
Записи зачитываются вслух, а все отгадывают, кто автор.)
- Несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое объединяет и сближает. Развитие дружеских отношений предполагает соблюдение ее неписанного кодекса. Это взаимопонимание, открытость, откровенность. Доверительность. Искренность и бескорыстие чувств.
По мнению Цицерона «основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов, мнений» и «возможна только между честными людьми».
-Сейчас я предлагаю вам вспомнить какие-либо ситуации, которые вы когда-нибудь видели или слышали и все вместе решить, как поступить.
Андрей дружит с Сергеем. Оба много времени проводят вместе, но в последнее время Сергей ведет себя как-то странно, старается избегать Андрея. Однажды Андрей услышал, как Сергей говорит о нем в холле с другим парнем, называя его придурковатым. Это очень обидело Андрея. Как он должен поступить?
Хорошие друзья Виктор и Аня соревнуются в школьной олимпиаде. Оба -прекрасные ученики. Но Аня побеждает, а Виктор даже не занимает никакого места. В следующие дни Виктор ведет себя странно, старается избегать Аню.
Как бы вы поступили на месте Ани?:
-Попытались бы поговорить с Виктором?
-Злились бы на него?
-Что, по-вашему, чувствует Виктор?
-Понимание людей, понимание себя во многом определяется интуицией.
Интуиция - это чутье, проницательность, основанное на знаниях и опыте.
Как показывает практика, наблюдательность - это одно из необходимых условий успешности человека в общении с другими людьми. Это искусство.
-Сейчас я предлагаю вам упражнение на развитие навыка распознавания. Нужно разделиться на 2 команды ( по 5 чел.), построиться в 2 шеренги лицом к лицу. По моей команде вы станете передавать по монете (игрушке) за спинами друг друга. По команде «стоп» она остается в руке у участника, который последний ее получил. Задача - отгадать, у кого из участников команды противника осталась монета.
-Мы научились по глазам и мимике лица определять чувства человека.
-Очень часто проблемы, с которыми мы с вами сталкиваемся - это непонимание. Жизнь - театр, у каждого свои роли.
-Следующее упражнение направленно на развитие взаимодействия, рефлексии
Оно называется «Стулья».
(Участники располагаются в два круга. Внутренний - сидят на стульях.
Внешний - стоят за спинами сидящих.
Задача сидящих - установить с партнерами внутреннего круга визуальный контакт
и одновременно занять места друг друга.
Задача стоящих - распознать и успеть занять освободившиеся места.
Если стоящему удается занять стул, то он уже является игроком внутреннего. круга, а другой – внешнего.)
-Играя, вы увидели - насколько важен визуальный контакт, ведь глаза - это зеркало нашей души.
- Наш класс - это маленькая семья в большом общем доме. И, хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор. А что для этого нужно?
/звучит музыка/
Ученица:
Жила—была на свете семья. Боле ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить. Правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота. Красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада и пришел к главе семьи. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разбирал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа; сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель:
- Сегодня мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности.
И в заключение, давайте напишем на наших кирпичиках, что надо сделать, чтобы
и наша школа стала «Пространством толерантности».
( «кирпичики» с пожеланиями наклеиваются на символический дом ).
-Уважай собеседника.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других
- Признавай отличные от своих идеи и мнения.
- Будь терпимым и снисходительным.
- Будь великодушным. - Умей прощать.
- Принимай другого таким, какой он есть.
- Будь чутким и добрым.
- Надо уважать друг друга, несмотря на то, какой кто национальности.
Пока ребята пишут, звучит музыка и слова:
Учитель:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно.
( на фоне музыки ребята вешают «кирпичики» на символический дом).