Урок истории «"Просвещенный абсолютизм" и его особенности в России» (8 класс)

4
0
Материал опубликован 22 June

 

Тема урока: «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России» (история, 8 класс)

Цель урока: определить характер внутренней политики Екатерины II, раскрыть значение проводимых ею преобразований, закрепить и углубить исторические знания учащихся по истории России во второй половине XVIII века.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

предметные: учащийся научится объяснять значение новых понятий «Просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, секуляризация; применять приемы исторического анализа для характеристики внутренней политики в период правления Екатерины II, систематизировать изученный исторический материал; определять последствия событий; выявлять характерные черты события или явления на основе текста параграфа и исторического документа.

Метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение на основе согласования позиции и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; 3) познавательные: устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно определять основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические заключения, умозаключения и делать выводы.

Личностные УУД: развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями.

 

План учебного занятия.

Вхождение в тему.

Мотивационный.

Учитель: ребята, на прошлом уроке мы начали изучение одного из самых ярких и значимых периодов в истории России XVIII века. Давайте вспомним с именем какой правительницы он связан? Правильно – с именем Екатерины Второй. В нашей истории было только два правителя удостоившихся прозвища Великий. И одна из них - это Екатерина II.

Вопрос: вспомните, каким образом Екатерина стала императрицей? Имела ли она законные права на престол?

Таким образом, мы видим, что положение её было достаточно шатким как внутри России, так и за её пределами.

Вопрос: что бы вы предложили Екатерине для упрочения своих позиций?

Я согласна с вами, наверно, нужно было как то заслужить любовь и уважение, как внутри страны, создав себе прочную опору и поддержку среди господствующих слоев населения, так и за рубежом.

Актуализация знаний. (на экран выводятся задания)

Учитель: я предлагаю вам сейчас выполнить тест. (ответы записываются в тетрадь)

Тест

Какие идеи высказывали философы-просветители? Выбери все верные варианты ответов.

Знание – это благо, все беды от невежества.

Человеческий разум может познать все тайны Вселенной.

Свобода состоит в подчинении всех единым законам.

Монарх не должен заботиться о просвещении подданных.

5) Свобода – это подчинение всех воле монарха.

2. Какие из представленных философов относятся к философам-просветителям? Выбери все верные ответы.

1) Д. Дидро 2) Ж. Ламетри 3) И. Ньютон 4) Ш.Л. Монтескье 5) Ж.Ж. Руссо

3. Кто из названных философов является одним из авторов теории разделения властей? Выбери один верный вариант.

1) Д. Дидро 2) Ж.Ж. Руссо 3) Ф. Вольтер 4) Ш.Л. Монтескье

4. Вспомни значение понятия «просвещенный абсолютизм» и выбери все верные его характеристики.

1) По отношению к подданным у монарха есть не только права, но и обязанности.

2) Государство укрепляет власть церкви и способствует росту церковного землевладения.

3) Государство проводит реформы, направленные на просвещение народа, развитие образования и культуры.

4) Народ имеет право сам избирать своего правителя.

 

Тест проверяется фронтально.

 

Учитель: ребята, как вы считаете, почему я попросила вас выполнить этот тест? Для чего нам нужно было вспомнить тему Просвещенного абсолютизма? Как она будет связана с темой нашего сегодняшнего урока?

 

Высказывается мнение, что в политике Екатерины Второй тоже был Просвещенный абсолютизм. (Тема урока записывается в тетрадь)

Учитель: Интерес Екатерины II к французскому Просвещению — факт общеизвестный. Она широко использовала идеи Монтескье для составления своего знаменитого «Наказа», покупала библиотеки Дидро и Вольтера, вела с ними, а также с Гриммом и Даламбером, другими деятелями французской культуры обширную переписку, приглашала их в Санкт-Петербург, приобретала при их посредничестве коллекции замечательных произведений искусства, и поныне украшающие наши музеи. Чем был вызван этот интерес?

 

Постановка проблемы.

На экран выводятся два высказывания, которые предлагается прочитать.

««...вся политика Екатерины была системой нарядных фасадов с неопрятными задворками, следствиями которой были полная порча нравов в высших классах, угнетение и разорение низших, общее ослабление России». (В.О. Ключевский)

«...очистила самодержавие от примесов тиранства»; смягчила самодержавие, не утратив ее силы; не вмешивалась в войны, бесполезные для России; возвысила нравственную цену человека в своей державе; привела в соответствие со временем внутреннюю структуру государственного здания, сохранив его жизнеспособность; добилась того, что Россия с честью и славой занимала одно из первых мест в государственной европейской системе» (Н.М. Карамзин)

 

Вопрос: какую оценку дают эти русские историки правлению Екатерины Второй?

В ответах обучающиеся отмечают противоречивость оценок и формулируют (с помощью учителя) проблему для решения на уроке:

была ли Екатерина Вторая, действительно сторонницей идей Просвещения или просто хотела казаться просвещенной правительницей?

 

Учитель: можем ли мы уже сейчас ответить на этот вопрос? Чего нам не хватает для этого?

Действительно, нам нужен фактический материал.

 

Освоение нового материала.

Деятельность Уложенной комиссии (1767 – 1768 гг.)

Обучающимся предлагается открыть параграф 14 и прочитать пункт 3.

На экран выводятся вопросы для дальнейшего обсуждения:

С какой целью была созвана Уложенная комиссия?

Как формировалась Уложенная комиссия?

Удалось ли Уложенной комиссии выполнить свою миссию? Почему?

В чем состоит историческое значение созыва и деятельности Уложенной комиссии?

В тетради делаются необходимые записи.

Делается вывод о том, что Уложенная комиссия очень напоминает современный парламент (выборность депутатов, законодательная деятельность).

Формулируется определение: Уложенная комиссия – комиссия из представителей разных сословий, созванная Екатериной Второй с целью разработки нового свода законов – Уложения. (записывается в тетрадь)

 

«Наказ»

Работа с раздаточным материалом.

Задание: прочитайте отрывки из «Наказа» и ответьте на поставленные вопросы

Из «Наказа» Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения

3. А всякого согражданина особо видеть охраняемого законами, которые не утесняли бы его благосостояния, но защищали его ото всех сему правилу противных предприятий.

9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства.

13. Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра.

42. Все действия, ничего такого в себе не заключающие, нимало не подлежат законам, которые не с иным намерением установлены, как только чтобы сделать самое большее спокойствие и пользу людям, под сими законами живущим.

43. Для нерушимого сохранения законов надлежало бы, чтоб они были так хороши и так наполнены всеми способами к достижению самого большого для людей блага ведущими, чтобы всяк несомненно был уверен, что он ради собственной своей пользы должен сохранить нерушимыми сии законы.

 

 

1) Какая форма правления, по мнению Екатерины II, единственно возможна для России?

2) В чем заключается, по мнению Екатерины II, самый главный смысл самодержавного правления?

3) С какой целью устанавливаются законы в государстве?

4) В чем заключается значение таких законов?

 

Делается вывод о том, что от Просвещения в этом отрывке – идея верховенства закона, но есть своя специфика – Екатерина Вторая сторонница сохранения самодержавия.

 

Секуляризация церковного землевладения (1764 г.)

Обучающимся предлагается прочитать п. 2 параграфа 14 и попросить объяснить мотивы и цели деятельности Екатерины Второй в этом направлении, предварительно вспомнить определение термина «секуляризация».

Делается вывод о том, что государству нужно было увеличить доходы в казну за счет бывшего церковного имущества. И данное действие вполне укладывается в логику создания регулярного государства, каким и становилась Россия.

 

Применение знаний.

Решение проблемы. Ребята высказывают свое мнение, приводят аргументы «за» и «против». В конечном итоге, можно сделать вывод, что, действительно, есть доказательства и одной и другой точек зрения, что опять же свидетельствует о противоречивом характере внутренней политики Екатерины Второй.

 

Заключительное слово учителя: и так, ребята, на следующих уроках мы продолжим характеризовать внутреннюю политику Екатерины Второй. Как вы считаете, встретятся ли нам еще проявления Просвещенного абсолютизма в ней?

 

Рефлексия.

«Я узнал, я понял ...

«Я узнал, но остались вопросы...

«Я ничего не понял...»

Домашнее задание: Параграф 14 выучить, подготовиться к проверочной работе. Составить синквейн «Екатерина Вторая»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей