12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дьяконова Татьяна Валентиновна730
Россия, Коми респ.
7

Урок ««Василий Теркин». История создания и особенности композиции»



Тема урока: А.Т. Твардовский «Василий Теркин».

История создания, композиция поэмы.

Класс: 8

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели и задачи:

для учеников:

О чем произведение «Василий Теркин»? (тема)

Кто такой Василий Теркин?

История создания поэмы,

Композицию «В.Т»

для учителя:

продолжить знакомство с жизнью и творчеством Твардовского,

познакомить с историей и актуальностью создания «Василия Теркина»,

проанализировать главы «От автора» и «На привале»;

выявить композицию и связать с тематикой произведения,

раскрыть особенности характеразаглавного героя,

стилевые особенности,

идейное своеобразие.

Ход урока.

Ребята рассаживаются, делятся на 3 группы по 5 человек (Жеребьевка, берут разноцветные листочки

На столах по числу детей листы с таблицами (прием «знаю-хочу узнать-узнал)

Знаю!

Хочу узнать!

Узнал!

     

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, сегодня урок у вас буду вести я. Меня зовут Дьяконова Татьяна Валентиновна, я работаю учителем русского языка и литературы в синдорской средней школе Княжпогостского района.

- Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для того, чтобы d процессе общения и выполнения совместных задач узнать еще об одном замечательном художественном произведении.

Вы сегодня будете работать в группах. Скажите, кто в каждой групп капитан. Функции капитана- организовать работу всей группы.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Прочитаем их. У вас на столах листы с таблицами. Прочитайте ее шапочку («знаю-хочу узнать-узнал!»). Давайте по ходу урока будем заполнять ячейки этой таблицы.

-Что по теме урока вам уже известно?

2. Актуализация знаний

- Поэма, Композиция, некоторые произведения Александра Трифоновича Твардовского?

- Проверим. Работа в группах (раздаю распечатку):

1 Группа: работает с определением «ПОЭМА» нужно его собрать из слов, которые в этом конверте, учтите слов больше, чем вам понадобиться (большое / небольшое поэтическое / прозаическое лироэпическое/ лирическое/ эпическое произведение, все части которого объединены / не объединены единым сюжетом, героями )

2 Группа: работает со структурой композиции. Укажите традиционную для художественного произведения последовательность ее смысловых частей.( экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог, )

3 Группа: Найдите произведения А.Т. Твардовского («Рассказ танкиста», «Мцыри», «Июль - макушка лета», «Василий Теркин», «Капитанская дочка», «История болезни»)

- Время на работу 1минута.

- Проверим?

1 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 2

2 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 3

3 группа проговаривает, сверяем с образцом. слайд 4 (Молодцы. А о чем эти стихотворения? По названиям видно, что рассказ танкиста о войне Вов, «Июль - макушка лета» - о природе. А «Василий Теркин»? - имя как имя, русское простое, Теркин. Наверное многое испытал, но это неточно ) Так кто такой Твардовский? (поэт)

- Вы меня убедили, давайте посмотрим на нашу таблицу. Какой столбик заполняем? («Знаю») Чем? (поэма, композиция, А.Т. Твардовский -поэт)

3. Выявление затруднений

- А о чем нам с вами предстоит узнать? (заполняйте свои таблицы)

О чем произведение «Василий Теркин»?

Кто такой Василий Теркин?

Непосредственно о поэме «В.Т» историю создания,

Композицию «В.Т» (записываем это во 2 столбец – «Хочу узнать», возможно по ходу будем добавлять вопросы во вторую колонку, а ответы на них запишем в 3 колонку)

4. Разработка плана по выходу из затруднения

А какими способами мы можем все это узнать? (помним нам предстоит заполнить 3 колонку!):

1. Рассказ учителя (+ быстро, легко, - не интересно, а вдруг сам не знает – вы меня видите в первый роз!)

2. Самим поискать информацию в интернете (+ интересно,- много ненужного, отвлекающего, нет интернета , много времени для отбора информации)

3. Спросить у тех, кто читал (но это долго, может, они сам е понял)

3. Спросить у автора, а как? (проанализировать текст или хотя бы часть его)

5. Реализация выбранного плана

А) Слово об авторе (слайд 5)

Прежде, чем обратиться к автору нужно подготовиться, узнать о нем побольше.

Посмотрите на портрет Александра Трифоновича Твардовского. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение).

Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский – твердость, мужественность). Аллитерация - «р» (и в имени и в отчестве и в фамилии)

Обратите внимание на одежду (Твардовский в гимнастерке, значит фотография сделана в годы войны, а он был участником войны)

А теперь познакомьтесь с краткой информацией об А.Т. и ответьте на вопросы (раздаю распечатку)

Слайд 6 Когда жил? (20 век) Какое происхождение? (из крестьянской семьи)

Когда начал писать? (рано, в 14 лет уже посылает заметки в журналы) Какие 2 войны прошел? (Финскую и ВОв) Во время ВОв? Военный корреспондент. Кем еще работал (редактором журнала «Новый мир»)

Спросить непосредственно у автора получиться? (Нет.)

Что будем делать? (читать!)

- Так, давайте, наконец, начнем знакомство с поэмой. Я хочу, чтоб вы прослушали актерское чтение 1 главы, она называется «От автора» . А для того, чтобы нам проанализировать его я вам раздам распечатанный текст. (раздаю распечатки)

Б) Слушаем главу «От автора»

ОТ АВТОРА (видео)

(Слайд 8) Вопросы по анализу 1 главы «От автора»:

О чем эта глава?

Как вы думаете для кого написана и когда?

Почему сначала Василий Теркин, а потом Вася Теркин?

Как понять здесь выражение «правда сущая»?

Почему книга «без начала без конца»?

Что интересного заметили в языке поэмы?

Что будет дальше?

В) Читаем и анализируем 1 отрывок главы «На привале»

1 группа

- Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо.

Суп - во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий - это точно.

Слышь, подкинь ещё одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Оцени, добавь чуток.

Покосился повар:

«Ничего себе едок -

Парень этот новый».

Ложку лишнюю кладёт,

Молвит несердито:

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте. -

И, усевшись под сосной,

Кашу ест, сутулясь.

«Свой?» - бойцы между собой, -

«Свой!» - переглянулись.

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

- Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

- Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

- Это малый сабантуй.

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

- Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков

- Тыща танков? Ну, брат, врёшь…

- А с чего мне врать, дружище?

Рассуди - какой расчёт?

- Но зачем же сразу - тыща?

- Хорошо. Пускай пятьсот,

- Ну, пятьсот. Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.

- Ладно. Что там триста, двести -

Повстречай один хотя б…

- Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк - он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

- То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врёт

Весело и складно.

В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.

И несмело у него

Просят: - Ну-ка, на ночь

Расскажи ещё чего,

Василий Иваныч

Слайд 9

Сбылись ваши предположения?

О чем эта глава?

Из чего бойцы заключили, что Теркин «свой»?

Участником какой еще войны был Теркин?

Что это такое «Сабантуй»? (слайд 10)

Что такое малый, средний и главный сабантуй в произведении?

Как бойцы обращаются к Теркину? (Слайд 11) Василий Иванович- так звали легендарного командира дивизии Чапаева, героя Гражданской войны

Что будет дальше?

Г) Читаем и анализируем 2 отрывок главы «На привале»

Читает 2 группа

Ночь глуха, земля сыра.

Чуть костёр дымится.

- Нет, ребята, спать пора,

Начинай стелиться.

К рукаву припав лицом,

На пригретом взгорке

Меж товарищей бойцов

Лёг Василий Тёркин.

Тяжела, мокра шинель,

Дождь работал добрый.

Крыша - небо, хата - ель,

Корни жмут под рёбра.

Но не видно, чтобы он

Удручён был этим,

Чтобы сон ему не в сон

Где-нибудь на свете.

Спит - хоть голоден, хоть сыт,

Хоть один, хоть в куче.

Спать за прежний недосып,

Спать в запас научен.

И едва ль герою снится

Всякой ночью тяжкий сон:

Как от западной границы

Отступал к востоку он;

Как прошёл он, Вася Тёркин,

Из запаса рядовой,

В просолённой гимнастёрке

Сотни вёрст земли родной.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя.

Спит герой, храпит - и точка.

Принимает всё, как есть.

Ну, своя - так это ж точно.

Ну, война - так я же здесь.

Спит, забыв о трудном лете.

Сон, забота, не бунтуй.

Может, завтра на рассвете

Будет новый сабантуй.

Спят бойцы, как сон застал,

Под сосною впОкат,

Часовые на постах

Мокнут одиноко.

Зги не видно. Ночь вокруг.

И бойцу взгрустнётся.

Только что-то вспомнит вдруг,

Вспомнит, усмехнётся.

И как будто сон пропал,

Смех прогнал зевоту.

- Хорошо, что он попал,

Тёркин, в нашу роту.

Слайд 12 Беседа по отрывку из главы «На привале»

Сбылись предположения?

О чем нам рассказывает автор? (как и в каких условиях спят солдаты и какие еще их могут ждать испытания)

Почему в конце боец говорит: - Хорошо, что он попал, Тёркин, в нашу роту. (он своими разговорами снял напряжение, учит проще относиться к жизни, радоваться тому, что имеешь)

Мы не дочитали главу. Можете предположить, что будет дальше?

Д) Читаем и анализируем 3 отрывок главы «На привале»

Продолжение этой же главы читает 3 группа

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

И не знаем почему, -

Спрашивать не стали, -

Почему тогда ему

Не дали медали.

С этой темы повернём,

Скажем для порядка:

Может, в списке наградном

Вышла опечатка.

Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди!

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне.

- Видно, бомба или пуля

Не нашлась ещё по мне.

Был в бою задет осколком,

Зажило - и столько толку.

Трижды был я окружён,

Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -

Оставался невредим

Под огнём косым, трёхслойным,

Под навесным и прямым.

И не раз в пути привычном,

У дорог, в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблён

Но, однако,

Жив вояка,

К кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьёт со смаком

На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо -

Не сдавай, вперёд гляди,

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

(Слайд 13)

Оправдались ваши предположения?

О чем этот отрывок?

Раскрылся образ главного героя? Опишите его.

Сбылись наши предположения о Василии Теркине?

Какие черты подчеркивает в герое автор?

Можете сказать, что будет дальше?

6. Первичное закрепление

(Слайд 14) Обсуждение всего текста.

- Мы с вами прочитали первые 2 главы этого произведения, а вся поэма состоит из 30 глав.

Вам понравилась произведение?

Что объединяет эти 2 главы?

Можете предположить что будет дальше?

Какой композиционной частью поэмы являются прочитанные главы?

В чем особенность языка этого произведения?

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Давайте вернемся к нашим листам «Знаю-хочу узнать – узнал» и попробуем ответить на поставленные в начале урока вопросы. Хватает знаний?

(Не вполне: можем ответить на вопрос, о чем произведение, кто такой главный герой, особенности композиции можем- почему? –не можем.

Историю создания можем предположить, что до ВОв , т.к 2 войну воюют, возможно финскую. Но уверенности нет.)

- Почему? (т. к мы проанализировали только малую часть произведения.

- Где еще мы можем узнать ответы? (в справочной литературе, в высказываниях современников, дочитав все произведение, спросить у автора)

И снова поработаем в группах:

А задания пришли к нам в таком виде, как их отправляли солдаты в годы Вов. Тогда конвертов не было и адрес писали прямо на письме, сложенном определенным образом. Нередко в такое письмо вкладывали самые любимые стихотворения, которыми хотелось поделиться с близкими, иногда в них оказывался отрывок из «Книги про бойца»

1 группа выясняет историю создания «Василия Теркина», сопоставляя уже известную нам из прочитанных глав информацию и информацию из справочной литературы.

Когда и где появился первоначальный замысел?

Как называлось произведение изначально?

Когда началась работа над ним?

Когда произведение закончено?

Когда начали печатать? Как принято читателями?

На какие 3 части делилось изначально?

2 группа постарается выяснить почему автор выбрал именно такую композицию, а в этом им поможет высказывание автора и исследование жанра «Василия Теркина»

3 группа выясняет жанр «Василия Теркина». Твардовский свое произведение поэмой не считал, он называл его «Книгой про бойца» и сравнивал с летописью и рассказом. Группа поработает и скажет нам, что роднит книгу с этими жанрами, и что отличает.

Время на работу 3 минуты. По завершению работы, группа отчитается, и мы сумеем заполнить остальные ячейки в нашей таблице.

Слайды 15, 16, 17

8. Включение в систему знаний и умений

Что должно получиться в таблице:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

А.Т.Твардовский- замечательный поэт, автор «Истории танкиста», «Июль – макушка лета» и др.

Тема произведения «Василий Теркин?

Картина жизни простого солдата на войне

Поэма – лиро-эпическое стихотворное произведение большого размера, объединенное единым сюжетом, героями. Например «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

В чем особенности композиции поэмы.

Каждая глава – законченная история. Нет единой сюжетной линии - этим отличается от классических поэм. Автор называет «Книгой про бойца» без начала и конца.

Печаталась отдельными главами. Можно читать с любого места, так как читатель мог и не дожить до следующей главы, к тому же на фронт издания поступали не регулярно.

Сродни древнерусским летописям и хроникам.

Великая Отечественная война, победу в которой мы отмечаем 9 Мая стоила нашему народу очень дорого: много миллионов людей было убито и покалечено.

Узнать историю создания поэмы «Василий Теркин»

«Вася Теркин» задуман еще в 1939 г в финскую кампанию. И первоначально должен был быть закончен в 1941г, но ВОВ внесла коррективы. Автор возвращается к герою, называет его Василием и 1942 года выходят отдельные главы, которые в 1946 году будут собраны в «Книгу про бойца». Поэма стала знаменитой сразу, еще до того как была дописана. Всего написано 30 глав

 

Кто такой «Василий Теркин»

Герой –простой, понятный, «свой» парень, бывалый боец, у него те же проблемы, что и у остальных солдат. Все испытания переносит стойко, не унывает. Именно этим поэма и привлекательна.

 

Жанр?

Книга про бойца

9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций

Рефлексия Слайд 18-19

Игра «Как я сегодня работал?» (кто может себя назвать молодцом? - дайте «5»

А кто работал вполсилы? – значит домашнюю работу нужно сделать так, чтоб все ахнули!

Домашняя работа. слайд 20

Выразительное чтение главы «Переправа».

Подготовьте устный или письменный рассказ- характеристику Василия Теркина или проект «Образ Василия Теркина в иллюстрациях художников разных лет».

- Спасибо, с вами было приятно работать! Урок окончен. Слайд 21

- У вас на столах стикеры (те самые листочки, с помощью которых я распределяла вас на команды, пожалуйста, напишите на них свои отзывы об уроке. Слайд 22


 

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (2)

Окунева Наталья Фёдоровна, 21.08.18 в 22:39 0Ответить Пожаловаться
Разработка очень полезная. Задания для групп разнообразные. Мне очень понравилась самооценка в конце урока. Возьму себе на заметку, а разработку отправляю в свою копилочку. Спасибо большое.
Дьяконова Татьяна Валентиновна, 25.08.18 в 21:06 0Ответить Пожаловаться
спасибо, надеюсь, пригодится.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.