12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Барковская Наталья Александровна23 |
Проверочная работа по астрономии на тему «Годичное движение солнца по небу. Эклиптика»
Проверочная работа по астрономии 10 класс
ГОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА ПО НЕБУ. ЭКЛИПТИКА
Работа расчитана на 45 минут.
Прочтите предложенный текст.
Ещё в глубокой древности, наблюдая за Солнцем, люди обнаружили, что его полуденная высота в течение года меняется, как меняется и вид звёздного неба: в полночь над южной частью горизонта в различное время года видны звёзды разных созвездий — те, которые видны летом, не видны зимой, и наоборот. На основе этих наблюдений был сделан вывод о том, что Солнце перемещается по небу, переходя из одного созвездия в другое, и завершает полный оборот в течение года. Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.
Созвездия, по которым проходит эклиптика, получили название зодиакальных (от греч. «зоон» — животное). Каждое зодиакальное созвездие Солнце пересекает примерно за месяц. Традиционно считается, что зодиакальных созвездий 12, хотя на самом деле эклиптика пересекает ещё и созвездие Змееносца. Как вы уже знаете, перемещение Солнца на фоне звёзд — явление кажущееся. Происходит оно вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому эклиптика представляет собой тот круг небесной сферы, по которому она пересекается с плоскостью земной орбиты. За сутки Земля проходит примерно 1/365 часть своей орбиты. Вследствие этого Солнце перемещается на небе примерно на 1° за каждые сутки. Промежуток времени, в течение которого оно обходит полный круг по небесной сфере, назвали годом.
Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. Таков наклон эклиптики к небесному экватору, который она пересекает в двух точках: весеннего и осеннего равноденствия. В эти дни (обычно 21 марта и 23 сентября) Солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°. Оба полушария Земли освещаются Солнцем одинаково: граница дня и ночи проходит точно через полюса, и день равен ночи во всех пунктах Земли. В день летнего солнцестояния (22 июня) Земля повёрнута к Солнцу своим Северным полушарием. Здесь стоит лето, на Северном полюсе — полярный день, а на остальной территории полушария дни длиннее ночи. В день летнего солнцестояния Солнце поднимается над плоскостью земного (и небесного) экватора на 23°26ʹ. В день зимнего солнцестояния (22 декабря), когда Северное полушарие освещается хуже всего, Солнце находится ниже небесного экватора на такой же угол 23°26ʹ. В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над горизонтом в полдень — момент верхней кульминации. Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения. Этот способ издавна использовался для определения местоположения наблюдателя на суше и на море.
Разбейте прочитанный текст на обзацы(работайте в тексте).
Озаглавьте прочитанный текст_____________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Составьте план текста______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Выделите основную мысль из прочитанного текста _____________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЦА НА ЭКЛИПТИКЕ И ЕГО ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ (1 МАЯ 2018 ГОДА).
Для этого достаточно мысленно провести прямую от полюса мира к соответствующей дате на краю карты (приложить линейку). Солнце должно располагаться на эклиптике в точке её пересечения с этой прямой.
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Рис. Движение Солнца по эклиптике.
Дайте ответ на вопрос: Как называется момент времени в который солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Ответьте, Что такое эклиптика? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
С помощью звездной карты определите экваториальные координаты Солнца на первое мая 2018 года, а также примерное время его восхода и захода на эту дату________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Опишите, как происходит вычисление географической широты места наблюдения ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
КАКОЙ НАКЛОН ЗЕМНОЙ ЭКВАТОР ИМЕЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЛОСКОСТИ ОРБИТЫ? (Поясните свой ответ.) ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Для выполнения работы, вам потребуется подвижная карта звездного неба.
Подвижная карта звездного неба прилагается.
Для удобной работы на уроке, карта должна быть вырезана и совмещена с накладным кругом.
Ссылка для скачивания подвижной карты звездного неба.
Спецификация диагностической работы для оценки уровня сформированности навыков
смыслового чтения и умения работать с информацией
Класс обучения: 10
Учебные предметы, содержание которых использовано при составлении заданий: астрономия, физика
Автор-разработчик: Барковская Наталья Александровна, учитель физики
№ зад-я | Проверяемый метапредметный результат |
Предметный результат | Макс. кол-во баллов | Время вып-я зад-я | Тип зад-я | Критерии оценивания | ||
1-2 | Умение анализировать текст: выделять в тексте смысловые части и их озаглавливать | Умение выделять микротемы в тексте. Умение разбивать текст на абзацы | 1 | 3 мин | ВО | Правильно выделены абзацы | ||
3 | Умение формулировать тему текста | Умение выбирать наиболее точный заголовок из предложенных | 1 | 2мин | ВО | Ответ: «Траектория движения солнца». 1 балл Ответ неправильный: 0 баллов | ||
4 | Умение составить план текста | Умение составлять развернутый план научного текста | 4 | 3мин | КО | История наблюдения за солнцем. Эклиптика. Наклон оси вращения Земли. Положение солнца относительно Земли в разные промежутки времени. Ответ может быть дан и другими формулировками, но должно быть последовательно представлено содержание текста. За каждый правильный пункт плана 1 балл. За каждый неправильно составленный пункт – 0 баллов. | ||
5 | Умение владеть логическими действиями и выделять основную мысль из прочитанного текста | Указание основной мысли текста | 1 | 3 мин | ВО | Ответ: Движение Солнца по небу в течении года происходит по эклиптике. (1 балл) Неправильный ответ: 0 баллов | ||
6 | Умение работать с текстом, находя нужную информацию и подкреплять свой ответ практическими знаниями с помощью рисунков и иллюстраций | Умение определить положение солнца на эклиптике и его экваториальные координаты | 2 | 6 мин | КО | Ответ: Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии (2 балла). Если ответ дан без привязки к местности (1 балл). Неправильный ответ: 0 баллов. | ||
7 | Умение находить информацию в тексте | Умение находить правильный ответ на поставленный вопрос | 2 | 5 мин | КО | Ответ: Весеннее и осеннего равноденствия. (2 балла) Неправильный ответ: 0 баллов. | ||
8 | Умение понимать представленную терминологию и уметь выделять её из текста | Умение оформлять свои мысли в письменной речи. | 1 | 5 мин | ВО | Ответ: Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой. (1 балл) Неправильный ответ: 0 баллов | ||
9 | Умение анализировать знаково-символическую информацию, сопоставлять её с текстовой информацией | Умение работать с подвижной картой звездного неба | 1 | 5 мин | УС | Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии (2 балла). Если ответ дан без привязки к местности (1 балл). Неправильный ответ: 0 баллов. | ||
10 | Умение вычислять географические широты места наблюдения за Солнцем | Умение правильно классифицировать текстовую информацию, а также применять умения работы с подвижной картой звездного неба | 2 | 5 мин | УС | Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии (2 балла). Если ответ дан без привязки к местности (1 балл). Неправильный ответ: 0 баллов. | ||
11 | Умение отвечать на поставленные вопросы с опорой на текст и межпредметные связи (предмет география) | Умение дать развернутый ответ и обосновать его с учетом ранее полученных знаний по другим предметам. | 2 | 6 мин | ВО | Ответ: Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. (2 балла) За неправильный ответ: 0 баллов | ||
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | 17 | 45 МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ |
Работа позволяет диагностировать уровни обученности:
низкий – 9 баллов
базовый – 10-14 баллов
высокий – 15-17 баллов
Типы заданий: задание с выбором ответа (ВО), задание с кратким ответом (КО), задание с развёрнутым ответом (РО), задание с установлением соответствия (УС)