Проверочная работа по астрономии в 11 классе на тему «Годичное движение солнца по небу. Эклиптика»
Проверочная работа по астрономии 10 класс
ГОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА ПО НЕБУ. ЭКЛИПТИКА
Работа расчитана на 45 минут.
Прочтите предложенный текст.
Ещё в глубокой древности, наблюдая за Солнцем, люди обнаружили, что его полуденная высота в течение года меняется, как меняется и вид звёздного неба: в полночь над южной частью горизонта в различное время года видны звёзды разных созвездий — те, которые видны летом, не видны зимой, и наоборот. На основе этих наблюдений был сделан вывод о том, что Солнце перемещается по небу, переходя из одного созвездия в другое, и завершает полный оборот в течение года. Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.
Созвездия, по которым проходит эклиптика, получили название зодиакальных (от греч. «зоон» — животное). Каждое зодиакальное созвездие Солнце пересекает примерно за месяц. Традиционно считается, что зодиакальных созвездий 12, хотя на самом деле эклиптика пересекает ещё и созвездие Змееносца. Как вы уже знаете, перемещение Солнца на фоне звёзд — явление кажущееся. Происходит оно вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому эклиптика представляет собой тот круг небесной сферы, по которому она пересекается с плоскостью земной орбиты. За сутки Земля проходит примерно 1/365 часть своей орбиты. Вследствие этого Солнце перемещается на небе примерно на 1° за каждые сутки. Промежуток времени, в течение которого оно обходит полный круг по небесной сфере, назвали годом.
Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. Таков наклон эклиптики к небесному экватору, который она пересекает в двух точках: весеннего и осеннего равноденствия. В эти дни (обычно 21 марта и 23 сентября) Солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°. Оба полушария Земли освещаются Солнцем одинаково: граница дня и ночи проходит точно через полюса, и день равен ночи во всех пунктах Земли. В день летнего солнцестояния (22 июня) Земля повёрнута к Солнцу своим Северным полушарием. Здесь стоит лето, на Северном полюсе — полярный день, а на остальной территории полушария дни длиннее ночи. В день летнего солнцестояния Солнце поднимается над плоскостью земного (и небесного) экватора на 23°26ʹ. В день зимнего солнцестояния (22 декабря), когда Северное полушарие освещается хуже всего, Солнце находится ниже небесного экватора на такой же угол 23°26ʹ. В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над горизонтом в полдень — момент верхней кульминации. Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения. Этот способ издавна использовался для определения местоположения наблюдателя на суше и на море.
Разбейте прочитанный текст на обзацы(работайте в тексте).
Озаглавьте прочитанный текст_____________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Составьте план текста______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Выделите основную мысль из прочитанного текста _____________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЦА НА ЭКЛИПТИКЕ И ЕГО ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ (1 МАЯ 2018 ГОДА).
Для этого достаточно мысленно провести прямую от полюса мира к соответствующей дате на краю карты (приложить линейку). Солнце должно располагаться на эклиптике в точке её пересечения с этой прямой.
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Рис. Движение Солнца по эклиптике.
Дайте ответ на вопрос: Как называется момент времени в который солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Ответьте, Что такое эклиптика? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
С помощью звездной карты определите экваториальные координаты Солнца на первое мая 2018 года, а также примерное время его восхода и захода на эту дату________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Опишите, как происходит вычисление географической широты места наблюдения ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
КАКОЙ НАКЛОН ЗЕМНОЙ ЭКВАТОР ИМЕЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЛОСКОСТИ ОРБИТЫ? (Поясните свой ответ.) ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Для выполнения работы, вам потребуется подвижная карта звездного неба.
Подвижная карта звездного неба прилагается.
Для удобной работы на уроке, карта должна быть вырезана и совмещена с накладным кругом.
Ссылка для скачивания подвижной карты звездного неба.
Nakladnoy-krug-dlya-shiroty-60-gradusov.pdf
Спецификация диагностической работы для оценки уровня сформированности навыков
смыслового чтения и умения работать с информацией
Класс обучения: 10
Учебные предметы, содержание которых использовано при составлении заданий: астрономия, физика
Автор-разработчик: Барковская Наталья Александровна, учитель физики
№ зад-я |
Проверяемый метапредметный результат |
Предметный результат |
Макс. кол-во баллов |
Время вып-я зад-я |
Тип зад-я |
Критерии оценивания |
||
1-2 |
Умение анализировать текст: выделять в тексте смысловые части и их озаглавливать |
Умение выделять микротемы в тексте. Умение разбивать текст на абзацы |
1 |
3 мин |
ВО |
Правильно выделены абзацы |
||
3 |
Умение формулировать тему текста |
Умение выбирать наиболее точный заголовок из предложенных |
1 |
2мин |
ВО |
Ответ: «Траектория движения солнца». 1 балл Ответ неправильный: 0 баллов |
||
4 |
Умение составить план текста |
Умение составлять развернутый план научного текста |
4 |
3мин |
КО |
История наблюдения за солнцем. Эклиптика. Наклон оси вращения Земли. Положение солнца относительно Земли в разные промежутки времени. Ответ может быть дан и другими формулировками, но должно быть последовательно представлено содержание текста. За каждый правильный пункт плана 1 балл. За каждый неправильно составленный пункт – 0 баллов. |
||
5 |
Умение владеть логическими действиями и выделять основную мысль из прочитанного текста |
Указание основной мысли текста |
1 |
3 мин |
ВО |
Ответ: Движение Солнца по небу в течении года происходит по эклиптике. (1 балл) Неправильный ответ: 0 баллов |
||
6 |
Умение работать с текстом, находя нужную информацию и подкреплять свой ответ практическими знаниями с помощью рисунков и иллюстраций |
Умение определить положение солнца на эклиптике и его экваториальные координаты |
2 |
6 мин |
КО |
Ответ: Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии (2 балла). Если ответ дан без привязки к местности (1 балл). Неправильный ответ: 0 баллов. |
||
7 |
Умение находить информацию в тексте |
Умение находить правильный ответ на поставленный вопрос |
2 |
5 мин |
КО |
Ответ: Весеннее и осеннего равноденствия. (2 балла) Неправильный ответ: 0 баллов. |
||
8 |
Умение понимать представленную терминологию и уметь выделять её из текста |
Умение оформлять свои мысли в письменной речи. |
1 |
5 мин |
ВО |
Ответ: Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой. (1 балл) Неправильный ответ: 0 баллов |
||
9 |
Умение анализировать знаково-символическую информацию, сопоставлять её с текстовой информацией |
Умение работать с подвижной картой звездного неба |
1 |
5 мин |
УС |
Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии (2 балла). Если ответ дан без привязки к местности (1 балл). Неправильный ответ: 0 баллов. |
||
10 |
Умение вычислять географические широты места наблюдения за Солнцем |
Умение правильно классифицировать текстовую информацию, а также применять умения работы с подвижной картой звездного неба |
2 |
5 мин |
УС |
Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии (2 балла). Если ответ дан без привязки к местности (1 балл). Неправильный ответ: 0 баллов. |
||
11 |
Умение отвечать на поставленные вопросы с опорой на текст и межпредметные связи (предмет география) |
Умение дать развернутый ответ и обосновать его с учетом ранее полученных знаний по другим предметам. |
2 |
6 мин |
ВО |
Ответ: Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. (2 балла) За неправильный ответ: 0 баллов |
||
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
17 |
45 МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ |
Работа позволяет диагностировать уровни обученности:
низкий – 9 баллов
базовый – 10-14 баллов
высокий – 15-17 баллов
Типы заданий: задание с выбором ответа (ВО), задание с кратким ответом (КО), задание с развёрнутым ответом (РО), задание с установлением соответствия (УС)
Тахтаракова Валентина Анатольевна