Проверочная работа по астрономии в 11 классе на тему «Годичное движение солнца по небу. Эклиптика»

1
1
Материал опубликован 29 December 2018

Проверочная работа по астрономии 10 класс

ГОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА ПО НЕБУ. ЭКЛИПТИКА

Работа расчитана на 45 минут.

Прочтите предложенный текст.

Ещё в глубокой древности, наблюдая за Солнцем, люди обнаружили, что его полуденная высота в течение года меняется, как меняется и вид звёздного неба: в полночь над южной частью горизонта в различное время года видны звёзды разных созвездий — те, которые видны летом, не видны зимой, и наоборот. На основе этих наблюдений был сделан вывод о том, что Солнце перемещается по небу, переходя из одного созвездия в другое, и завершает полный оборот в течение года. Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.

Созвездия, по которым проходит эклиптика, получили название зодиакальных (от греч. «зоон» — животное). Каждое зодиакальное созвездие Солнце пересекает примерно за месяц. Традиционно считается, что зодиакальных созвездий 12, хотя на самом деле эклиптика пересекает ещё и созвездие Змееносца. Как вы уже знаете, перемещение Солнца на фоне звёзд — явление кажущееся. Происходит оно вследствие годичного обращения Земли вокруг Солнца. Поэтому эклиптика представляет собой тот круг небесной сферы, по которому она пересекается с плоскостью земной орбиты. За сутки Земля проходит примерно 1/365 часть своей орбиты. Вследствие этого Солнце перемещается на небе примерно на 1° за каждые сутки. Промежуток времени, в течение которого оно обходит полный круг по небесной сфере, назвали годом.

Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ. Таков наклон эклиптики к небесному экватору, который она пересекает в двух точках: весеннего и осеннего равноденствия. В эти дни (обычно 21 марта и 23 сентября) Солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°. Оба полушария Земли освещаются Солнцем одинаково: граница дня и ночи проходит точно через полюса, и день равен ночи во всех пунктах Земли. В день летнего солнцестояния (22 июня) Земля повёрнута к Солнцу своим Северным полушарием. Здесь стоит лето, на Северном полюсе — полярный день, а на остальной территории полушария дни длиннее ночи. В день летнего солнцестояния Солнце поднимается над плоскостью земного (и небесного) экватора на 23°26ʹ. В день зимнего солнцестояния (22 декабря), когда Северное полушарие освещается хуже всего, Солнце находится ниже небесного экватора на такой же угол 23°26ʹ. В зависимости от положения Солнца на эклиптике меняется его высота над горизонтом в полдень — момент верхней кульминации. Измерив полуденную высоту Солнца и зная его склонение в этот день, можно вычислить географическую широту места наблюдения. Этот способ издавна использовался для определения местоположения наблюдателя на суше и на море.


 

Разбейте прочитанный текст на обзацы(работайте в тексте).


 

Озаглавьте прочитанный текст_____________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Составьте план текста______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Выделите основную мысль из прочитанного текста _____________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ОПРЕДЕЛИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЦА НА ЭКЛИПТИКЕ И ЕГО ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ КООРДИНАТЫ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ (1 МАЯ 2018 ГОДА).

Для этого достаточно мысленно провести прямую от полюса мира к соответствующей дате на краю карты (приложить линейку). Солнце должно располагаться на эклиптике в точке её пересечения с этой прямой.

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Рис. Движение Солнца по эклиптике.

Дайте ответ на вопрос: Как называется момент времени в который солнце находится на небесном экваторе и имеет склонение 0°.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Ответьте, Что такое эклиптика? ____________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

С помощью звездной карты определите экваториальные координаты Солнца на первое мая 2018 года, а также примерное время его восхода и захода на эту дату________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

Опишите, как происходит вычисление географической широты места наблюдения ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

КАКОЙ НАКЛОН ЗЕМНОЙ ЭКВАТОР ИМЕЕР ПО ОТНОШЕНИЮ К ПЛОСКОСТИ ОРБИТЫ? (Поясните свой ответ.) ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Для выполнения работы, вам потребуется подвижная карта звездного неба.

Подвижная карта звездного неба прилагается.

Для удобной работы на уроке, карта должна быть вырезана и совмещена с накладным кругом.

Ссылка для скачивания подвижной карты звездного неба.

Nakladnoy-krug-dlya-shiroty-60-gradusov.pdf

 



 

Спецификация диагностической работы для оценки уровня сформированности навыков

смыслового чтения и умения работать с информацией


 

Класс обучения: 10

Учебные предметы, содержание которых использовано при составлении заданий: астрономия, физика

Автор-разработчик: Барковская Наталья Александровна, учитель физики


 

зад-я

Проверяемый метапредметный результат

 

Предметный результат

Макс. кол-во баллов

Время вып-я зад-я

Тип зад-я

Критерии оценивания

1-2

Умение анализировать текст: выделять в тексте смысловые части и их озаглавливать

Умение выделять микротемы в тексте. Умение разбивать текст на абзацы

1

3 мин

ВО

Правильно выделены абзацы

3

Умение формулировать тему текста

Умение выбирать наиболее точный заголовок из предложенных

1

2мин

ВО

Ответ: «Траектория движения солнца». 1 балл

Ответ неправильный: 0 баллов

4

Умение составить план текста

Умение составлять развернутый план научного текста

4

3мин

КО

История наблюдения за солнцем.

Эклиптика.

Наклон оси вращения Земли.

Положение солнца относительно Земли в разные промежутки времени.

Ответ может быть дан и другими формулировками, но должно быть последовательно представлено содержание текста. За каждый правильный пункт плана 1 балл. За каждый неправильно составленный пункт – 0 баллов.

5

Умение владеть логическими действиями и выделять основную мысль из прочитанного текста

Указание основной мысли текста

1

3 мин

ВО

Ответ: Движение Солнца по небу в течении года происходит по эклиптике. (1 балл)

Неправильный ответ: 0 баллов

6

Умение работать с текстом, находя нужную информацию и подкреплять свой ответ практическими знаниями с помощью рисунков и иллюстраций

Умение определить положение солнца на эклиптике и его экваториальные координаты

2

6 мин

КО

Ответ: Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии

(2 балла).

Если ответ дан без привязки к местности (1 балл).

Неправильный ответ: 0 баллов.

7

Умение находить информацию в тексте

Умение находить правильный ответ на поставленный вопрос

2

5 мин

КО

Ответ: Весеннее и осеннего равноденствия. (2 балла)

Неправильный ответ: 0 баллов.

8

Умение понимать представленную терминологию и уметь выделять её из текста

Умение оформлять свои мысли в письменной речи.  

1

5 мин

ВО

Ответ: Круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца, назвали эклиптикой.

(1 балл)

Неправильный ответ: 0 баллов

9

Умение анализировать знаково-символическую информацию, сопоставлять её с текстовой информацией

Умение работать с подвижной картой звездного неба

1

5 мин

УС

Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии

(2 балла).

Если ответ дан без привязки к местности (1 балл).

Неправильный ответ: 0 баллов.

10

Умение вычислять географические широты места наблюдения за Солнцем

Умение правильно классифицировать текстовую информацию, а также применять умения работы с подвижной картой звездного неба

2

5 мин

УС

Правильный ответ будет скорректирован на дату и место (территорию). Оценивает учитель астрономии

(2 балла).

Если ответ дан без привязки к местности (1 балл).

Неправильный ответ: 0 баллов.

11

Умение отвечать на поставленные вопросы с опорой на текст и межпредметные связи (предмет география)

Умение дать развернутый ответ и обосновать его с учетом ранее полученных знаний по другим предметам.

2

6 мин

ВО

Ответ: Из курса географии вам известно, что ось вращения Земли наклонена к плоскости её орбиты под углом 66°34ʹ. Следовательно, земной экватор имеет по отношению к плоскости орбиты наклон, равный 23°26ʹ.

(2 балла)

За неправильный ответ: 0 баллов

             

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

17

45 МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ


 

 

Работа позволяет диагностировать уровни обученности:

низкий – 9 баллов

базовый – 10-14 баллов

высокий – 15-17 баллов

Типы заданий: задание с выбором ответа (ВО), задание с кратким ответом (КО), задание с развёрнутым ответом (РО), задание с установлением соответствия (УС)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная проверочная работа!

7 June 2019