Проверочная работа по алгебре в 11 классе на тему «Элементы статистики»
Проверочные работы
по алгебре и началам анализа
Тема: «Элементы статистики»
УМК: Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др.
Класс: 11
Разработчик: Латышева Надежда Леонидовна
Проверочная работа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, и примерной программы основного общего образования по математике.
Цель проверочных работ: тематический контроль
Время выполнения: 45 минут
Использованные источники:
Теория и методика составления тестовых заданий:
Воскресенская О.Л. Технология разработки тестовых заданий (тезисы лекций). http://www.openclass.ru/wiki-pages/52962
Канашина Е.М. Использование тестов в учебном процессе. http://www.testobr.narod.ru/index.htm
Корецкая О.А. Раздаточный материал к мастер-классу «Конструирование тестов»
Попов Д.И., Попова Е.Д. Экспертиза качества тестовых заданий. Учебное пособие. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook688/01/part-005.htm
Спецификация теста:
Денищева Л.О. и др. Алгебра и начала анализа. Тематические тесты. 10-11 кл. – М. : ВАКО, 2017.
Учебная литература:
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Алгебра : элементы статистики и теории вероятностей : учеб. пособие для учащихся 7 – 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 78 с. : ил.
Проверочная работа «Элементы статистики»
Структура проверочной работы
№ задания |
Тип и форма задания |
Уровень усвоения |
Проверяемые элементы содержания |
Контролируемые виды деятельности |
|
А1 |
Закрытое задание с выбором одного правильного ответа |
1 |
Статистика как наука |
Знать определения понятий, понимать смысл терминов. |
|
А2 |
Графическое представление статистической информации |
||||
А3 |
Закрытое задание на установление правильного соответствия |
Числовые характеристики случайной величины и их практическая интерпретация |
Понимать смысл терминов, сущность понятий, зависимостей, суть способов решения заданий. Владеть математической символикой. Проводить вычислительные процедуры и практические расчеты по стандартному алгоритму. Классифицировать математические объекты. |
||
А4 |
|||||
А5 |
Закрытое задание с альтернативным выбором |
||||
В1 |
Открытое задание с кратким ответом |
Заполнение пропусков в таблице |
2 |
Таблица распределения случайной величины по частотам и относительным частотам. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативность выборки. |
Понимать смысл терминов, сущность понятий, зависимостей, суть способов решения заданий. Проводить вычислительные процедуры и практические расчеты в знакомой ситуации. Контролировать процесс и результат решения, обоснованность примененных правил и алгоритмов. |
В2 |
Чтение графика |
Распределение непрерывной случайной величины Гистограмма частот. |
|||
В3 |
Открытое задание с развернутым ответом |
Решение задачи |
Числовые характеристики дискретной случайной величины. Полигон относительных частот. |
||
С1 |
Поиск и исправление ошибок в тексте |
3 |
Анализ изменения числовых характеристик случайной величины при изменении ее значений. |
Устанавливать истинность (ложность) высказываний, утверждений, выводов. Выводить следствия из определения, свойства. |
|
С2 |
Постановка вопроса к задаче и нахождение ответа на вопрос |
Дисперсия. Сравнение двух рядов распределения, имеющих одинаковое среднее значение признака. |
Составлять математические модели учебных ситуаций и ситуаций реальной действительности. Структурировать полученные знания, определять способ выполнения задачи. Применять знания в практической ситуации. |
Инструкция и задания для учащихся
Тема: «Элементы статистики»
Вариант 1
Инструкция и задания для учащихся
Тема: «Элементы статистики»
Вариант 2
В заданиях А1, А2 необходимо выбрать один правильный ответ. |
||||||||||||||
А1 |
Предметом математической статистики является изучение: |
|||||||||||||
случайных величин; случайных событий; вероятностей событий; упорядоченных совокупностей. |
||||||||||||||
А2 |
Какое из утверждений не верно: |
|||||||||||||
распределение значений дискретной случайной величины представляется в виде полигона частот; полигон частот имеет вид ступенчатой диаграммы; полигон относительных частот имеет вид ломаной линии; полигон относительных частот характеризует распределение значений случайной величины по относительным частотам. |
||||||||||||||
В заданиях А3, А4 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. |
||||||||||||||
А3 |
Пусть случайная величина Х – количество проданных за день товаров. Установить соответствие между статистическими характеристиками этой случайной величины и их практической интерпретацией. |
|||||||||||||
среднесуточные продажи стабильность торговли типичный дневной объем продаж различие в объеме дневных продаж |
Мо D d |
|||||||||||||
А4 |
Дана выборка: 21,6; 12,6; 37,3; 16,4; 12,6. Установить соответствие между статистическими показателями и их числовыми значениями. |
|||||||||||||
размах мода медиана среднее значение выборки |
12,6 16,4 20,1 24,7 |
|||||||||||||
В задании А5 для каждого утверждения укажите: да или нет. |
||||||||||||||
А5 |
Сумма частот в таблице распределения значений случайной величины равна 1. Сумма относительных частот в таблице распределения значений случайной величины равна 1. Выборка может иметь две медианы. Выборка может не иметь медианы. Медиана может не совпадать ни с одним значением выборки. |
да / нет да / нет да / нет да / нет да / нет |
||||||||||||
В задании В1 представлена выборка значений случайной величины Х. Заполнить пропуски в таблице распределения ; выдвинуть предположение о распределении значений случайной величины Х в генеральной совокупности, если выборка является репрезентативной, а генеральная совокупность содержит 10 000 элементов. |
||||||||||||||
В1 |
Значения признака, X |
0-200 |
200-400 |
400-600 |
600 |
800-1000 |
||||||||
Частота, M |
5 |
45 |
25 |
|||||||||||
Относительная частота, W |
0,15 |
0,45 |
0,1 |
|||||||||||
В задании В2 заполнить пропуски в бланке ответов. |
||||||||||||||
В2 |
На гистограмме представлены данные о распределении сотрудников фирмы по возрастным группам. Проанализируйте данные гистограммы. |
|||||||||||||
В задании В3 запишите полное решение задачи. |
||||||||||||||
В3 |
Найдите размах, моду, медиану и среднее значение выборки, заданной таблицей распределения значений величины Х по частотам М. Постройте полигон относительных частот. |
|||||||||||||
Х |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
|||||||||
М |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
|||||||||
В задании С1 найдите в тексте ошибку и перепишите исправленный текст. |
||||||||||||||
С1 |
Рассмотрим вопрос об изменении числовых характеристик случайной величины при изменении ее значений. Пусть в ряду данных, состоящих из 15 чисел, наименьшее число уменьшили на 5. Тогда размах ряда уменьшится на 5, а среднее арифметическое на 1/3. Медиана останется неизменной, а мода может и измениться, если число, которое было уменьшено, чаще всего встречалось в данном ряду. |
|||||||||||||
В задании С2 дано условие задачи. Поставьте вопрос и решите задачу. |
||||||||||||||
С2 |
Имеются данные о производительности труда двух рабочих в течение недели. Первый рабочий отработал 4 дня, а второй – 5 дней, при этом средняя производительность труда у них оказалась одинаковой. … |
|||||||||||||
день |
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
|||||||||
Производительность труда 1-го рабочего, дет./день, (Х) |
80 |
90 |
50 |
100 |
- |
|||||||||
Производительность труда 2-го рабочего, дет./день, (Y) |
60 |
100 |
70 |
80 |
90 |
Опросный лист
А1 |
А2 |
||||||||||||||||
А3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
А4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||
А5 |
1) 4) 2) 5) 3) |
||||||||||||||||
В1 |
|||||||||||||||||
В2 |
Число ламп, имеющих продолжительность горения более 1400 ч._____шт. Наиболее часто встречающаяся продолжительность горения____ч. Общее число проверенных ламп_______шт. Процент ламп, горевших менее 600 часов - ____%. |
Число работников в возрасте от 18 до 23 лет ____чел. Возрастная группа, к которой относится наибольшее число работников_________лет. Общее число работников фирмы _______чел. Процент работников, входящих в возрастную группу 28-43года - ________%. |
|||||||||||||||
В3 |
|||||||||||||||||
С1 |
|
||||||||||||||||
С2 |
Правильные ответы
1 вариант |
2 вариант |
|||
А1 |
а |
А1 |
а |
|
А2 |
в |
А2 |
б |
|
А3 |
1-в, 2-г, 3-а, 4-б |
А3 |
1-в, 2-б, 3-а, 4-г |
|
А4 |
1-а, 2-г, 3-в, 4-б |
А4 |
1-г, 2-а, 3-б, 4-в |
|
А5 |
1) да; 2) нет; 3) да; 4) да; 5) да |
А5 |
1) нет; 2) да; 3) нет 4) нет; 5) да |
|
В1 |
W=M/N. N=20/0,1=200. Тогда М1=2; М4=36; W2=0,03; W5=0,68 Если в генеральной совокупности N=10000, то частоты М в 50 раз больше: 100; 300;1000; 1800; 6800 |
В1 |
W=M/N. N=45/0,45=100. Тогда М2=15; М5=10; W1=0,05; W4=0,25 Если в генеральной совокупности N=10000, то частоты М в 100 раз больше: 500; 1500; 4500; 2500; 1000 |
|
В2 |
2; 800-1000; 50; 18 |
В2 |
12; 33-38; 118; 51 |
|
В3 |
Размах d=11-3=8; Мода Мо=5; Медиана Ме=5 (N=9, пятый элемент ранжированного ряда); Среднее значение =(32+53+71+92+111)/9=19/3 Полигон представляет собой ломаную, построенную по точкам: (3;2/9), (5; 3/9), (7;1/9), (9;2/9), (11;1/9) |
В3 |
Размах d=20-4=16; Мода Мо=8; Медиана Ме=(8+12)/2=10 (N=10, ср. ар. пятого и шестого элементов ранжированного ряда); Среднее значение =(41+84+122+161+202)/10=11,6 Полигон представляет собой ломаную, построенную по точкам: (4;0,1), (8; 0,4), (12;0,2), (16;0,1), (20;0,2) |
|
С1 |
Ошибка в последнем предложении. Правильный вариант: Размах увеличится на 6, а среднее арифметическое на 1/ 2. |
С1 |
Ошибка в третьем предложении. Правильный вариант: Тогда размах ряда увеличится на 5, а среднее арифметическое уменьшится на 1/3. |
|
С2 |
Вопрос: Сравнить стабильность работы магазинов. Ответ: Dx = 1266,(6) Dy = 2120 1-й магазин работает стабильнее второго. |
С2 |
Вопрос: Сравнить стабильность работы рабочих. Ответ: Dx = 350 Dy = 200 2-й рабочий работает стабильнее первого. |
Критерии оценки
№ задания |
Критерии оценивания |
максимальный балл |
А1 |
правильный ответ – 1 балл |
1 |
А2 |
правильный ответ – 1 балл |
1 |
А3 |
За 4 правильных ответа – 2 балла За 2 или 3 правильных ответа – 1 балл |
2 |
А4 |
За 4 правильных ответа – 2 балла За 2 или 3 правильных ответа – 1 балл |
2 |
А5 |
За 4 или 5 верных ответов – 2 балла За 3 верных ответа – 1 балл |
2 |
В1 |
Вычисления выполнены верно, выдвинута верная гипотеза – 2 балла Допущена ошибка в вычислениях или неверно выдвинута гипотеза – 1 балл |
2 |
В2 |
За каждый верный ответ – 0,5 балла |
2 |
В3 |
Все преобразования, вычисления и обоснование выполнены верно – 3 балла Отсутствует обоснование, допущена описка или негрубая арифметическая ошибка – 2 балла Решение не доведено до конца, но общая идея и ход решения верны – 1 балл |
3 |
С1 |
Правильно найдена и исправлена ошибка – 4 балла Допущена новая ошибка – 0 баллов |
4 |
С2 |
Правильно сформулирован вопрос – 1 балл За правильное, обоснованное решение задачи – 4 балла Допущена описка или негрубая арифметическая ошибка – 3 балла Решение не доведено до конца, но общая идея и ход решения верны – 2 балла |
5 |
Итого: |
24 |
Выполнено в процентах |
Выполнено в баллах |
Оценка |
80 – 100% |
19 – 24 |
оценка «5» |
60 – 80 % |
14 – 18 |
оценка «4» |
40 – 60% |
9 – 13 |
оценка «3» |
0 – 40% |
0 – 8 |
оценка «2» |