Технологическая карта урока астрономии «Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны» (11 класс)
Форма для методической разработки урока по астрономии (технологическая карта)
Название методической разработки: технологическая карта урока
Автор разработки: Борцова Елена Владимировна
Общая часть |
||||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
||||||||
астрономия |
11 |
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. |
||||||||
Используемый учебник |
||||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
||||||||
Астрономия. Базовый уровень. |
11 |
Б.А. Воронцов- Вельяминов, Е.К. Страут |
||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
Формулировать понятия и определения «синодический период», «сидерический период»; объяснять наблюдаемое движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; описывать порядок смены лунных фаз. |
Графически пояснять условия возникновения солнечных и лунных затмений |
Организовывать самостоятельную познавательную деятельность |
||||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
|||||||||
Теллурий, ПКЗН, МФУ для изготовления копий |
Электронный учебник «Астрономия» (издательства «Дрофа» в платформе LECTA) , http://www.bugaga.ru/interesting/1146721837-interesnye-fakty-o-zatmeniyah.html#ixzz4vy5pEAF4- интересные факты о затмениях http://myastronomy.ru/PAGE/Poetry/Moon.html- астрономическая поэзия, видеосюжеты о затмениях, Дневник.ру |
|||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||
Этап урока |
Образовательные задачи (планируемые результаты) |
Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
|||||
Организационный момент. Целеполагание и мотивация. |
Создать благоприятный психологический настрой на работу. Формируемые УУД: Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
|
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей: |
Включаются в деловой ритм урока. |
1-2 мин |
|||||
Этап актуализации знаний |
Систематизировать знания о характере суточного и годичного движения Солнца. Формируемые УУД: Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
Учебник, рабочая тетрадь, ПКЗН |
Организует деятельность учащихся по актуализации знаний |
Делятся на группы по 2-4 человека, получают задания по выполнению упражнения 5, заданий 7-10 в конце §6, для контроля один человек от группы представляет решение у доски, класс выслушивает ответы, корректирует выступления, задает интересующие вопросы по теме, выполняет оценку результатов |
5-7 мин |
|||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Создать проблемную ситуацию, принятие учащимися целей урока. Формируемые УУД: Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении вопроса |
http://www.bugaga.ru/interesting/1146721837-interesnye-fakty-o-zatmeniyah.html#ixzz4vy5pEAF4- интересные факты о затмениях http://myastronomy.ru/PAGE/Poetry/Moon.html- астрономическая поэзия |
Зачитывает фрагмент стихотворения К . Бальмонта «Восхваление Луны» и приводит исторический факт о Колумбе: «В записях Колумба описан случай, как лунное затмение помогло мореплавателю. Во время конфликта с местным населением моряк пригрозил, что с неба исчезнет Луна. если те не продолжат снабжать их продовольствием. Именно в это время произошло лунное затмение, и напуганные аборигены решили сотрудничать с “могучими пришельцами”. Ставит проблему, помогает учащимся определить тему и цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимости темы |
Записывают дату в тетрадь, определяют тему, цель и задачи урока. |
1-2 мин |
|||||
Формирование знаний и умений в новой ситуации |
Построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при выполнении эксперимента Уметь описывать и объяснять условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточное движение Луны, синодический и сидерический периоды Формируемые УУД: Познавательные: Умение создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
Электронный учебник §7 «Движение и фазы Луны», теллурий, модельный эксперимент («Методика преподавания астрономии в средней школе: пособие для учителя/ Б.А.Воронцов- Вельяминов, М.М. Дагаев, А.В. Засов и др.- М., Просвещение, 1985, стр.147) Электронный учебник §8 «Затмения Солнца и Луны», таблица сравнений «Характеристика солнечных и лунных затмений»- приложение 3 (Кунаш М.А. Астрономия.11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова- Вельяминова, Е.К.Страут» Астрономия. Базовый уровень. 11 класс/ М.А.Кунаш.- Москва.: Дрофа, 2018, стр.32) Видеофрагменты, проекты по темам: « Интересные факты о затмениях», «О чем может рассказать цвет лунного диска», «Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях», « Исторические события, которые произошли во время затмений», «Чем «опасны» затмения?» |
Организовывает знакомство учащихся с особенностями движения Луны вокруг Земли, вокруг своей оси, соотношением между синодическим и сидерическим периодами, фазами Луны с помощью электронного учебника (видеофрагменты «Движение Луны», «Фазы Луны»), опыта с теллурием (обращая внимание на положение терминатора), модельного эксперимента. Организует самостоятельную индивидуальную работу с последующим обсуждением, обращая внимание на кольцеобразное солнечное затмение, наклон плоскости орбиты Луны относительно Земли к плоскости эклиптики, частоту солнечных и лунных затмений, сарос, активизирует обсуждение темно-красного оттенка лунного диска , демонстрирует видеофрагменты «Полное солнечное затмение («рыбное») 20.03.2015г., оно же в Нижнем Новгороде, солнечное затмение с борта самолета, лунное затмение 07.08.2017г. |
Просматривают материал электронного учебника, анализируют его с учителем и одноклассниками, выявляют вопросы, вызывающие затруднения, решают их с помощью опыта с теллурием, выполняют модельный эксперимент , анализируют результаты, делают выводы, высказывают мнения. Используя знания из курса физики и географии, с помощью учебника сравнивают солнечные и лунные затмения, представляют результаты в виде таблицы, обсуждают данные, высказывают мнения, анализируют выступления одноклассников по темам проектов |
28-33 мин |
|||||
Первичное закрепление учебного материала. |
Закрепить изученный материал Формируемые УУД: Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, находить общее решение. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
Задания для групп Проверочной работы по теме « Движение Луны. Солнечные и лунные затмения» (Малахова Г.И., Страут Е.К. «Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя- М., Просвещение, 1989, проверочная 4 стр. 13) |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. |
Учащиеся отвечают на вопросы в группах, обсуждая задания , анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач |
3-5 мин |
|||||
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению |
Обеспечить понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Формируемые УУД: Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. |
Кунаш М.А. Астрономия.11 класс. Методическое пособие к учебнику Б.А.Воронцова- Вельяминова, Е.К.Страут» Астрономия. Базовый уровень. 11 класс/ М.А.Кунаш.- Москва.: Дрофа, 2018, стр.34-35 Дневник.ру |
Дает комментарий к домашнему заданию, разъясняет суть практических заданий |
Учащиеся берут домашнее задание, выложенное в Дневнике.ру: §7.8, практические задания (по результатам наблюдения Луны в течение недели заполнить таблицы с рисунками) |
1 мин |
|||||
Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Дать количественную оценку работы учащихся Формируемые УУД: Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Организует подведение итогов работы учащихся и класса в целом. |
Отвечают на вопрос: «Как я понял тему урока?», зарисовывая: Новолуние-ничего не понял; Первая четверть- много непонятного; Последняя четверть- много понял, но не все; Полнолуние- все понятно! |
1 мин |
||||||
Приложение 1. Константин Бальмонт |
||||||||||
Восхваление Луны |
||||||||||
Ущербная, устав лучом пленять, Она наводит ужас на поэта И, сглазив душу, ей дает понять, Что можно всё, что нет ни в чём запрета. Когда же закруглится по краям, Она горит, как чаша золотая, В которой боги пить дают богам - Там, где любовь бессмертно-молодая. Ещё, и вот - она, как рдяный щит, Как полнота пылающего шара, К болотам, к топям, вниз спешит, спешит, Горит за лесом заревом пожара... |
Приложение 2. Интересные факты о затмениях.
1. Самое длительное затмение в нашем веке произошло 22 июля 2009 года, его наблюдали в Индии, Непале, Бутане и Китае. Продолжительность этого затмения составила 6 минут 29 секунд.
2. Тень от Луны при затмении движется по поверхности Земли со скоростью до 2000 метров в секунду.
3. Перед тем, как полностью скрыться за Луной, на краю солнечного диска отчетливо видны “лучи” и различные образования. Это связано с тем, что солнечные лучи проходят практически параллельно поверхности Луны, отражаясь и задерживаясь на неровностях лунной почвы – кратерах и горах.
4. Вышеописанной особенностью часто пользуются влюбленные молодые люди, чтобы предложить руку и сердце своим избранницам, ведь вид на небе очень похож на обручальное кольцо с камнем.
5. Красота и “точность” солнечного затмения обусловлены чудесным совпадением – диаметр Солнца в 400 раз больше диаметра Луны, при этом расстояние до него в 400 раз больше, чем до Луны.
6. Поэтому Земля – единственное место в Солнечной системе, где можно наблюдать полное солнечное затмение
7. На других планетах существуют другие виды затмений, например, на Юпитере бывает тройное затмение, когда тени от трех спутников одновременно видны на его поверхности в телескоп.
8. Китайский иероглиф для обозначения солнечного затмения – Ши – означает “поедать”. В Древнем Китае считалось, что при затмении солнечная собака ест Солнце, поэтому все жители начинали интенсивно бить в барабаны и издавать другие громкие звуки, чтобы зверюга отрыгнула светило обратно на небо.
9. В том же Китае найдены самые древние упоминания солнечного затмения, которые датируются как минимум 1050 годом до нашей эры.
10. Сравнив данные из китайских древних источников и современные наблюдения, астрономы путем сложных расчетов определили, что за три тысячи лет продолжительность суток увеличилась на 0.047 секунд.
11. Инерция Мирового океана кроме замедления вращения Земли приводит к отдалению Луны от Земли. Подсчитано, что через 600 миллионов лет Луна отдалится от Земли настолько, что ее будет недостаточно для “закрывания” Солнца, поэтому солнечные затмения прекратятся.
12. В любой точке Земли солнечное затмение можно наблюдать в среднем один раз в 360 лет
13. Но существуют специальные места на Земле, например Карбондэйл в Иллионойсе, США – затмение там произошло 21 августа 2017 года и планируется 8 апреля 2024 года, то есть с промежутком всего в семь лет!
14. Во время лунного затмения вокруг Луны образуется видимый красноватый ореол из-за того, что солнечные лучи по пути к Луне проходят через земную атмосферу.
15. Канадский астроном Дж. Кемпбелл 50 лет своей жизни потратил, “коллекционируя” различные виды затмений. Он стремился повидать 12 различных типов этих событий, и при этом каждый раз небо было закрыто плотной облачностью .
Источник: http://www.bugaga.ru/interesting/1146721837-interesnye-fakty-o-zatmeniyah.html#ixzz4vy5pEAF4