Вводный урок астрономии в 11 (10) классе «Будем знакомы, Астрономия»

10
5
Материал опубликован 29 October 2017

Пояснительная записка к презентации

Будем знакомы, АСТРОНОМИЯ

(вводный урок астрономии в 11 (10) классе)

Предмет (направленность): астрономия.

Возраст детей: 11 (10) класс.

УМК (программа): Программа для общеобразовательных учреждений. Астрономия (11).

Авторы программы: Б. А. Воронцов-Вельяминов.

Аннотация разработки: Разработка учебного занятия "Будем знакомы, АСТРОНОМИЯ" снабжена сопроводительной презентацией и может быть использована на вводном уроке при изучении нового материала по теме «Предмет астрономии».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: беседа.

Продолжительность: 45 минут.

Цель урока: знакомство учащихся с особенностями изучения нового школьного предмета – астрономия.

Задачи урока:

образовательные:

  • сформировать представление о предмете астрономии, истории астрономии, структуре и масштабах Вселенной;
  • познакомить учащихся с задачами и методами астрономических исследований;
  • использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.

развивающие:

  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, понимать тексты, объяснять и определять понятия, обобщать и систематизировать, приводить примеры);
  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности;
  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению астрономии; культуру умственного труда;
  • воспитывать убежденность в познаваемости окружающего мира, осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, уважительное отношение к мнению другого человека.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

  • знание объектов, задач и методов астрономических исследований;
  • знание основных этапов развития астрономии как науки;
  • знание о связи астрономии с другими науками;
  • знание о структуре и масштабах Вселенной;
  • умение использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока, учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками из смежных предметных областей: математика, окружающий мир (природоведение, естествознание), физика, география.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, эвристические.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Подготовка к занятию:

Принадлежности: учебник «Астрономия 11» (Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут); плакат «Строение Вселенной».

Технические средства обучения: компьютер с выходом в Интернет; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска).

Необходимо организовать:

  • распечатать «Лист работы на уроке» (Приложение 1) – на каждого ученика;
  • распечатать статьи для оформления уголка «Это интересно» (Приложение 2);
  • распечатать в необходимом количестве «Звезды» (Приложение 3) (звезды выдаются учащимся за работу на уроке);
  • распечатать QR-коды (Приложение 4) – повесть на доску;
  • плакат «Строение Вселенной» повесить на доску;
  • настроить работу ТСО;
  • подготовить трейлер https://prezi.com/e9gdjkoc7kzn/presentation/ (при необходимости редактирования, трейлер можно скопировать нажав кнопку внизу презентации. Необходима регистрация на Prezi.com).

 

Структура урока:

 

Этап урока

Содержание

Время

 

до урока

Знакомство с оформлением кабинета.

 

1

Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

Взаимные приветствия. Просмотр трейлера «Астрономия». Обсуждение. Знакомство с учебником, пособиями и принадлежностями для урока.

10 мин

2

Изучение нового материала, первичное закрепление изученного материала.

Знакомство с материалом по теме занятия. Беседа. Выполнение сопутствующих заданий.

12 мин

3

Релаксационная пауза.

Прослушивание классической музыки.

5 мин

4

Изучение и обобщение материала урока.

Беседа.

10 мин

5

Рефлексия.

Заполнение листов работы на уроке. Оценивание работы на уроке.

5 мин

6

Домашнее задание.

Запись и пояснение домашнего задания.

3 мин

Рефлексия учебной деятельности: Рефлексия учебной деятельности осуществляется учащимися посредством листов работы на уроке; при самооценке и взаимооценке ответов в ходе обсуждений. В завершении урока учитель анализирует ответы и подводит итог.

Формы контроля и оценки результатов урока: самооценка ответов учениками и учителем; взаимооценка в форме обсуждения; оценка листов работы на уроке.

Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию:

  • Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 237, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл.

Список литературы, используемой для разработки занятия:

  • Воронцов-Вельяминов, Б. А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 237, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
  • История астрономии / статья Википедии // https://goo.gl/zyLy5d (дата обращения 28.10.2017).
  • История астрономии // http://www.astronet.ru/db/msg/1177040/chapter3_9_2.html (дата обращения 28.10.2017).

Ход урока:

Учитель вывешивает материалы статей псевдонаучного содержания и стихов, содержащих астрономические ошибки (Приложение 2) на доску «Это интересно». На доске вывешивает QR-коды со ссылками на эти статьи (Приложение 4).

На перемене учащиеся изучают оформление кабинета.

1. Организационный момент. Мотивация и целеполагание.

В начале урока, пока учащиеся подготавливаются, рассаживаются, учитель запускает трейлер к курсу «Астрономия»: https://prezi.com/e9gdjkoc7kzn/presentation/

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня, в свой последний год обучения в школе, вы пришли на первый урок астрономии. (Презентация. Слайд 1).

С какими мыслями вы шли на урок? Какие необходимые в дальнейшем знания и умения вы рассчитываете получить? Давайте порассуждаем на тему «Зачем нужна Астрономия?» За активную работу на уроке вы будете получать «Звезды», которые в конце урока сможете обменять на отметку. (Презентация. Слайд 2).

Учитель выслушивает мнения учащихся. За интересные ответы выдаются звезды, на которых написаны баллы за ответ. Особое внимание учитель обращает на то, что многие открытия, сделанные в области астрономии нашли применение в нашей жизни. При нажатии левой кнопкой мыши на текст, появляются изображения.

Учитель: Все представленные на слайде современные технологии были разработаны благодаря астрономии. Рентгеновские детекторы, широко использующиеся сейчас на вокзалах, были разработаны для нужд рентгеновской астрономии. Wi-Fi был создан в лаборатории радиоастрономии с целью обработки данных радионаблюдений.

Системы навигации стали возможными благодаря запуску спутников. В настоящее время все ведущие космические агентства в мире работают над созданием систем навигации, основанных на наблюдении рентгеновского излучения пульсаров.

Навигация на слайдах презентации:

- переход к предыдущему слайду.

- переход к следующему слайду.

Учитель: Вы наверняка обратили внимание на статьи, размещенные на досках объявлений.

Учитель просит вкратце пересказать смысл статей, высказать свое отношение к изложенному материалу.

Учитель: Чтобы уметь отличать «астрологию» от «астрономии», научные статьи от фальсификаций, рассуждать, доказывать свою точку зрения, нужно изучать астрономию.

Для знакомства с предметом астрономия мы будем использовать различные источники информации: учебник, мобильные планетарии, Интернет-ресурсы. (Презентация. Слайд 3)

Список основных Интернет-ресурсов по астрономии вы можете найти, перейдя по ссылке с QR-кода. Их вам предлагается изучить дома, самостоятельно.

А сейчас давайте познакомимся со структурой учебника.

Учащимся предлагается взять в руки учебник и ответить на вопросы блиц-викторины. Ученик, первым давший верный ответ, получает «Звезду».

Блиц-викторина «Знакомимся с учебником»:

  1. Как зовут авторов учебника? (Борис Александрович Воронцов-Вельяминов, Евгений Карлович Страут)
  2. Что изображено на цветной вкладке III? (Луна)
  3. Как называется Глава 4 учебника? (Природа тел Солнечной системы)
  4. Как называется § 14 учебника? (Движение небесных тел под действием сил тяготения)
  5. Что изображено на рисунке 3.3? (Положения Земли и Марса на орбитах)
  6. Сколько вопросов после § 17. (Семь)
  7. Что необходимо сделать в упражнении 15? (Рассчитать линейную и угловую скорости вращения на экваторах Земли и Юпитера. Обратить внимание учащихся на Приложения в конце учебника)
  8. В каком году состоялся запуск Российского космического телескопа «Спектр-Р» по проекту «Радиоастрон»? (2011)
  9. Каков ответ на первую задачу упражнения 6? (Вечером)
  10. Фотография какого ученого расположена на странице 203 учебника? (Георгий Антонович Гамов).

(Ответы к заданиям блиц-викторины появляются на слайде 3 презентации, при последовательном нажатии левой кнопкой мыши на учебник. После завершения викторины необходимо перейти к следующему слайду)

 

 

2. Изучение нового материала, первичное закрепление изученного материала.

Учитель: Рассмотрев учебник, вы наверняка отмечали для себя факты, известные с уроков окружающего мира, природоведения, физики, или из жизненного опыта. Весь сегодняшний урок мы будем опираться на уже имеющиеся у вас знания и построим его в форме беседы.

У вас на партах лежат «Листы работы на уроке», в которых вы можете отмечать интересные факты и дополнительные темы, которые хотите изучить дома. В ходе беседы вы можете задавать вопросы, или записать их на отрывном корешке «Листа…» и сдать в конце урока учителю.

Для начала давайте определимся, что же такое «Астрономия»? (Презентация. Слайд 4)

Учитель записывает ответы учащихся в виде кластера на доске. Затем, формулирует определение. Определение появляется на слайде при нажатии левой кнопкой мыши на «Астрономия» -> (от греч. …). Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Учитель: Рассмотрим задачи астрономии. (Презентация. Слайд 5)

Учитель: Объектами астрономических исследований являются как отдельные области космического пространства, так и Вселенная в целом. А что такое Вселенная? (Презентация. Слайд 6)

Учащиеся пытаются дать определение. Учитель отмечает, что «Вселенная» - это фундаментальное понятие астрономии.

Учитель: На практике под Вселенной понимают часть материального мира, доступную изучению естественнонаучными методами. Какое строение имеет Вселенная? Посмотрите видеоматериал и зарисуйте в тетради схему «Строение Вселенной».

Переход к видеоматериалу осуществляется по ссылке с слайда 6 презентации. В качестве подсказки, на доске висит плакат «Строение Вселенной».

Далее учитель предлагает учащимся посмотреть на схему на слайде 7 и прокомментировать ее.

3. Релаксационная пауза.

Учитель: Давайте немного отдохнем и посмотрим, какое отражение «Астрономия» нашла в искусстве. (Презентация. Слайд 8) 

Вы наверняка сможете назвать не одну фантастическую повесть астрономического содержания.

Великие художники писали картины космической тематики. Например, знаменитая «Звездная ночь» Винсента ван Гога с удивительными яркими звездами, изображенными на холсте.

Кто лучше космонавтов знает о космосе? Космонавт Алексей Архипович Леонов в своих картинах отразил неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами.

Космическая тема нашла отражение и в «Лунной сонате» гениального Людвига ван Бетховена, которую вы сейчас слышите.

4. Изучение и обобщение материала урока.

Учитель: Астрономия – одна из древнейших естественных наук. Вспомним основные вехи истории «Астрономии». Посмотрите на ленту времени и расскажите о событиях, которые вам известны, о вкладе ученых в развитие астрономической науки. (Презентация. Слайд 9)

Ученики изучают представленную информацию, комментируют. Для перехода к следующей части ленты времени необходимо нажать левой кнопкой мыши на красный треугольник в правой части слайда.

Для справки: Изучение звездного неба было необходимо людям с самых древних времен. Это был единственный способ ориентации во времени и в пространстве. Появление необходимости определения координат светил способствовало изобретению угломерных инструментов.

Представления о строении Вселенной отличались у различных народов. Земля в основном представлялась как плоский участок суши, расположенный на спинах слонов (китов, черепах…).

Периодические изменения на небе (смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года), известные с древнейших времен, способствовали появлению календарей. Первые лунные календари найдены в Сибири и имеют возраст 32000 лет. Тогда же была введена 7-дневная неделя, как период между изменениями фаз Луны.

Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле около 6000 лет назад способствовала созданию египетского солнечного календаря: год состоял из 365 суток и делился на 3 сезона по 4 месяца в каждом.

Первые обсерватории – зиккураты – представляли собой 3-7 этажные храмы. Такие храмы найдены на территории Древней Месопотамии и Элама.

Легенды, мифы о героях и богах Древней Греции и Древнего Рима отражены в названиях современных созвездий и планет.

Пифагор Самосский: впервые заявил о шарообразности Земли.

Аристотель: признавал шарообразность Земли, Луны и небесных тел; создал собственную геоцентрическую систему мира.

Архимед: сделал первый звездный глобус, который показывал суточное вращение звездного неба, движение планет, фазы Луны, солнечные и Лунные затмения; определил угловой диаметр Солнца; впервые попытался определить размеры Вселенной.

Аристарх: сделал вывод о вращении Земли вокруг Солнца; рассчитал, что Солнце - ближайшая из звезд.

Эратосфен: вычислил размеры Земли;

Гиппарх: ввел географические координаты местности (широту и долготу); составил звездный каталог, включавший 850 звезд (48 созвездий); разделил звезды по блеску на 6 звездных величин; открыл прецессию; оценил расстояние до Луны и Солнца; составил таблицы наблюдений за Луной и планетами; разработал одну из геоцентрических систем мира.

Клавдий Птолемей: попытался создать теорию видимого движения Солнца, Луны и планет; разработал геоцентрическую систему мира.

Николай Коперник: разработал гелиоцентрическую систему мира; получил объяснение смене времен года.

Джордано Бруно: создал свою естественно-философскую картину бесконечной Вселенной с множеством обитаемых планетных миров.

Тихо Браге: главным делом жизни считал повышение точности астрономических наблюдений; построил две обсерватории в которых проводил наблюдения за Марсом и другими объектами с помощью созданных им металлических угломерных инструментов; составил каталог 777 звезд.

Иоганн Кеплер: использовал данные многолетних наблюдений Тихо Браге за движением Марса; сформулировал три закона движения планет.

Галилео Галилей: изобрел телескоп; проводил исследования комет, отметил периодичность в движении комет; открыл горы, моря и кратеры на Луне, 4 наиболее крупных спутника Юпитера; наблюдал пятна на Солнце, фазы Венеры, кольца Сатурна.

Исаак Ньютон: на основе анализа движения планеты Земли и её спутника Луны, образующих единую космическую систему, сформулировал закон Всемирного тяготения; высказал гипотезу о формировании звезд в газопылевых туманностях под действием гравитации; объяснил причины приливов и отливов.

С изобретением телескопа появляется большое число открытий новых объектов Солнечной системы. В частности, трансурановых планет (объектов, расположенных за орбитой Сатурна). Некоторые открытия делались «на кончике пера».

В 1859-62 гг., Роберт Бунзен и Густав Киргхоф разработали основы спектрального анализа, позволившего получать информацию о химическом составе небесных тел. Открытие спектрального анализа привело к появлению нового раздела науки о Вселенной - астрофизики.

Получает развитие внегалактическая астрономия – раздел астрономии, изучающий объекты за пределами нашей галактики. Цефеиды – первые обнаруженные внегалактические объекты – наблюдались Эдвином Хабблом.

Развитие радиофизики привело к новому направлению – всеволновой астрономии. Исследования космических объектов стали проводиться в различных диапазонах длин волн электромагнитного излучения.

Альберт Эйнштейн разработал общую теорию относительности, предсказал существование гравитационных волн. Работал над проблемами космологии (раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом).

Реликтовое излучение - космическое фоновое излучение, возникшее в эпоху первичной рекомбинации водорода и равномерно заполняющее Вселенную.

Существование реликтового излучения было теоретически предсказано Георгием Антоновичем Гамовым и рассматривается как одно из главных подтверждений теории Большого взрыва. В 1965 году Арно Пензиас и Роберт Вудроу Вильсон экспериментально обнаружили реликтовое излучение, за что в 1978 году получили Нобелевскую премию.

Константин Эдуардович Циолковский – основоположник теоретической космонавтики. Обосновал возможность космических полетов. Занимался теорией движения реактивных аппаратов.

4 октября 1957 года – запущен первый искусственный спутник Земли. Излучение радиоволн спутником позволило изучать верхние слои ионосферы Земли.

Благодаря развитию космонавтики стали возможны космические эксперименты. В частности, эксперименты, проводимые на борту орбитальных космических станций и исследования поверхностей объектов Солнечной системы. Среди космических экспериментов можно назвать: фотографирование Земли и космоса, исследование влияний условий космического полета на живые организмы, выращивание растений в условиях космического полета и другие.

Космические аппараты, достигшие поверхностей Луны, Марса, Венеры позволили взять пробы грунта, изучить физические условия на планетах.

Обнаружение в 2016 году гравитационных волн положило начало гравитационно-волновой астрономии. За экспериментальное обнаружение гравитационных волн Кип Торн, Райнер Вайсс и Барри Бэрриш в 2017 году получили Нобелевскую премию по физике.

Учитель: Астрономия выросла из философии – науки о природе – и обнаруживает тесные связи с другими науками. (Презентация. Слайд 9)

Учитель нажимает левой кнопкой мыши на текст, появляется схема. Учащиеся, в ходе беседы, называют общие области исследований указанных наук и астрономии.

5. Рефлексия.

Учитель: Вот и завершается наше первое знакомство с астрономией. Надеюсь, у вас появилось желание его продолжить, и вы с нетерпением будете ждать следующего урока.

Если у вас остались вопросы, которые вы хотите задать, можете записать их в «Листе работы на уроке» и сдать учителю.

Те учащиеся, кто активно работал на уроке, могут обменять полученные «звезды» на отметку по курсу:

более 10 звезд – «5»;

7-9 звезд – «4»;

4-6 звезд – «3».

При этом, учащиеся имеют право не обменивать звезды и оставить их себе.

Учитель: В заключение, попробуем составить свою расшифровку аббревиатуры АСТРОНОМИЯ. Выберите любую свободную букву и продолжите на листочке слово, характеризующее ваше впечатление от урока или интересный факт, который вы узнали на уроке. Старайтесь, чтобы текст получался связанным.

Учитель раздает по одному листочку на каждый ряд. На листочке в столбик написаны буквы:

А –

С –

Т –

Р –

О –

Н –

О –

М –

И –

Я –

Учащиеся выбирают любую букву и записывают расшифровку. Если число учащихся, сидящих на одном ряду, меньше 10 – учитель предлагает совместно завершить работу. Созданные расшифровки вывешиваются в конце урока на доску.

6. Домашнее задание.

Учитель: Запишите домашнее задание к следующему уроку. (Презентация. Слайд 10)

§ 1 – внимательно прочитать, в случае необходимости изучить дополнительные материалы.

Написать эссе на тему «5 причин изучать Астрономию».

(Учитель делает пояснения к домашнему заданию.)


 

Приложение 1

Приложение 2

Статьи для стенда

По порядку все планеты

Аркадий Хайт

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Андрей Усачев

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ - раз,

ВЕНЕРА - два-с,

Три - ЗЕМЛЯ,

Четыре - МАРС,

Пять - ЮПИТЕР,

Шесть - САТУРН,

Семь - УРАН,

Восемь - НЕПТУН,

Девять - дальше всех ПЛУТОН,

Кто не видит - выйди вон!

Источники изображений:

Солнечная система https://goo.gl/56wAjH

Звездочет https://goo.gl/mrWg2M

Приложение 3

«Звезды»

Приложение 4

QR-коды (на доску)


Презентация к вводному уроку "Будем знакомы, АСТРОНОМИЯ"
PPTX / 15.05 Мб

Предварительный просмотр презентации

Зачем нужна Астрономия?

Источники информации: Интернет-ресурсы https:// Учебник Мобильные планетарии Борис Александрович Воронцов-Вельяминов советский астроном Награжден медалью за открытие новых астрономических объектов. Евгений Карлович Страут кандидат ф-м. наук Ведущий специалист РАО в области преподавания астрономии. 

Астрономия (от греч. «αστέρι» – звезда и «νόμος» – закон) это наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

Паспорт науки «Астрономия» Задачи астрономических исследований: Изучение видимых, а затем и действительных положений и движений небесных тел в пространстве; определение их размеров и формы. Изучение физического строения небесных тел, т.е. исследование химического состава и физических условий на поверхности и в недрах небесных тел. Решение проблем происхождения и развития отдельных небесных тел и их систем. Изучение наиболее общих свойств Вселенной.

Паспорт науки «Астрономия» Объекты исследования: отдельные области космического пространства; Вселенная в целом. Что такое Вселенная?

Паспорт науки «Астрономия» Методы астрономических исследований эмпирические наблюдения эксперимент теоретические

Астрономия и искусство Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» Винсент ван Гог «Звездная ночь» Алексей Архипович Леонов (космонавт) «Над терминатором»

История Астрономии

Связь Астрономии с другими науками Астрономия География Биология Информатика Физика Химия Математика Космонавтика История

Домашнее задание: § 1 Эссе на тему «5 причин изучать Астрономию»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за интересный урок!

2 November 2017

Очень содержательный урок, спасибо!

6 November 2017

Спасибо за интересный урок !

7 November 2017

Познавательный и содержательный урок. Спасибо за труд.

9 November 2017

Спасибо за замечательную разработку.

3 September 2018