Проверочная работа по биологии на тему «Однодольные и двудольные растения» (6 класс)
Проверочная работа
по теме «Однодольные и Двудольные растения»
Биология, 6 класс,
УМК «Образовательная система «Школа 2100»
Пояснительная записка
Проверочная работа проводится после изучения §16 по учебнику Ловягин С.Н. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан.-М: Баллас, 2013.-144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Вопросы к проверочной работе составлены по тексту учебника (§16, с.71-72). На проверочную работу отводится 12-15 минут, на самопроверку и рефлексию – 5 минут. Работа проводится по 2 вариантам, в каждом варианте по 6 заданий.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов по теме «Однодольные и двудольные растения».
Деятельность учащихся осуществляется по следующему алгоритму:
написание учащимися варианта проверочной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями;
самооценка собственной деятельности учащихся;
организуется обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения (например, определение признаков двудольных растений по рисунку);
особое внимание следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
рефлексия по принципу «Хочу-Могу-Надо». Хочу знать материал по теме, хочу исправить допущенные ошибки, могу исправить ошибки, т.к. понял их причину, надо повторить материал параграфа, чтобы понять данный материал и больше не допускать подобных ошибок.
Деятельность учителя: обеспечение каждого учащегося листом с текстом проверочной работы. Объявление эталонов ответов на слайде презентации. Помощь учащимся в рефлексии по выполненной работе, а затем и в коррекции знаний по теме. Оценивание выполнения проверочной работы по объявленным критериям.
Таким образом, реализуются принципы системно-деятельностного подхода, который является методологической основой построения уроков по ФГОС.
Проверочная работа по теме «Однодольные и Двудольные растения»
Биология, 6 класс
1 вариант
1. К какой самой крупной систематической группе относятся Растения?
А) Вид Б) Семейство В) Царство Г) Класс
2. К какому классу относится растение, плод и семена которого изображены на рисунке?
А) Однодольные
Б) Двудольные.
3. Какое растение имеет мочковатую корневую систему?
А) Пшеница Б) Подсолнечник В) Берёза Г) Одуванчик
4. Укажите растение, которое имеет листья с дуговидным жилкованием.
А) Б) В) Г)
5. Назовите растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.
А) У зародыша 2 семядоли.
Б) Зародышевый корешок рано отмирает.
В) Проводящие пучки рассеяны равномерно.
Г) Корневая система стержневая.
Д) Проводящие пучки расположены по кругу.
6. Из перечисленных растений (горох, картофель, тюльпан, капуста) выбери однодольное растение и обоснуй свой выбор, указав не менее 4 признаков.
Вариант 2
1. К какому классу относится растение, изображённое на рисунке?
А) Однодольные.
Б) Двудольные.
2. Назовите самую мелкую систематическую группу, к которой могут принадлежать Растения?
А) Царство Б) Род В) Вид Г) Класс
3. Какое растение имеет стержневую корневую систему?
А) Кукуруза Б) Пшеница В) Тюльпан Г) Морковь
4. У какого растения сетчатое жилкование?
А) Б) В) Г)
5. Назови растение. Выберите из списка 3 признака, характерные для изображённого растения.
А) Корневая система мочковатая.
Б) Число частей цветка кратно трём.
В) Листья с сетчатым или пальчатым жилкованием.
Г) У зародыша одна семядоля.
Д) Число лепестков и чашелистиков кратно кратно пяти или четырём.
6. Из перечисленных растений (чеснок, фасоль, тюльпан, лилия) выбери Двудольное растение и обоснуй свой выбор, указав не менее 4 признаков.
Эталоны ответов
1 вариант
1. В (1 балл), 2. Б (1 б.), 3.А (1 б.), 4. Б (1 б.)
5. Одуванчик лекарственный. А, Г, Д. (4 б.)
6. К однодольным относится тюльпан. У него мочковатая корневая система, дуговое жилкование листьев, в семени одна семядоля, число частей цветка кратно 3. (5 б.)
2 вариант
1. А (1 б.), 2. В (1 б.), 3. Г (1 б.), 4. Б (1 б.)
5. Ландыш майский. А, Б, Г. (4 б.)
6. К Двудольным относится фасоль обыкновенная. У неё стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, в семени 2 семядоли, число частей цветка кратно 5. (5 б.)
Критерии оценивания: 13-12 баллов – оценка «5», 11-9 баллов – оценка «4»,
8-6 баллов – оценка «3», 5 баллов и ниже – оценка «2».
Учащиеся сопоставляют эталон ответа со своей работой, проводят рефлексию «хочу-могу-надо». На следующем уроке не справившиеся с данной работой учащиеся получают аналогичный вариант проверочной работы и выполняют её, успешно выполнившие работу – работают над творческими заданиями (разгадывают кроссворд, головоломку, ребус по данной теме).
Источники информации
1. Ловягин С.Н. Биология (Они растут, цветут и пахнут). 6 класс, учебник для общеобразоват. учреждений/ С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан.-М: Баллас, 2013.-144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
2. Рисунок «горох» - http://www.photosight.ru/photos/1883279/
3. Рисунок «Жилкование листьев» - http://picpool.ru/listya_s_parallelnym_zhilkovaniem_429752/
4. Рисунок «Одуванчик» - http://www.landscape-america.com/problems/weeds/dandelions.html
5. Фотография «Лук» - https://postila.ru/post/36750889
6. Рисунок «Жилкование листьев» - http://wordstorm.ru/article/биология+6+жилкование+листа
7. Рисунок «Ландыш» - http://boombob.ru/picture.php?id=89400
8. Типы уроков по ФГОС. - http://www.uproviaz.ru/download/mo_nach_tip_urok.pdf
Горбачёва Марина Юрьевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ватолина Светлана Анатольевна
Шитикова Лидия Васильевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Надежда Владимировна
Аладышева Татьяна Петровна
Буньков Андрей Владимирович
Трефилова Раиса Поликарповна
Колышкина Елена Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна