Урок и практическая работа по биологии «Сравнение однодольных и двудольных растений» (6 класс)
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
1.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2.Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Отдел цветковые растения. Признаки цветковых растений и их классификация
Цели: обобщить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, о классификации растений; расширить знания о разнообразии цветковых растений, показать их господствующее положение в растительном покрове Земли и установить связи этого положения с особенностями строения и размножения покрытосеменных растений; познакомить с признаками растений классов однодольные и двудольные; сформировать понятие о семействах покрытосеменных растений; обосновать необходимость бережного отношения к растениям и охраны цветковых растений.
Оборудование и материалы: таблицы с изображениями различных цветковых растений, таблица «Дикорастущие и культурные растения», различные комнатные растения, гербарные экземпляры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга растений, геохронологическая таблица.
Ключевые слова и понятия: семенные, голосеменные растения, покрытосеменные (цветковые) растения; цветок, плод, семя; однодольные, двудольные растения; семейства: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, лилейные, злаки.
Практическая работа. СРАВНЕНИЕ ОДНОДОЛЬНЫХ И ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Цели: познакомить со строением однодольных и двудольных растений; научиться выявлять признаки однодольных и двудольных растений; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры растений класса однодольные и класса двудольные по два каждого класса (лучше брать растения с ярко выраженными признаками класса и крупными цветками с четко различимыми частями, можно отдельно подготовить влажные препараты цветков этих растений), лупа.
Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.
Ход работы
Рассмотрите гербарные экземпляры растений.
Определите жилкование листьев, зарисуйте листья этих растений и подпишите их.
Определите тип корневой системы, зарисуйте корневую систему этих растений и подпишите ее.
Определите количество лепестков и чашелистиков (или количество листочков сростнолепестного венчика) в цветках, при возможности определите количество тычинок.
Проанализировав все признаки, сделайте вывод о принадлежности этих растений к классу однодольные или классу двудольные. Сделайте предположение о количестве семядолей в зародыше этих растений.
Рассказ учителя
Необходимо отметить, что некоторые характерные для двудольных признаки встречаются и у однодольных, и наоборот. Следовательно, отличить однодольные растения от двудольных можно лишь по совокупности признаков (более подробное строение цветка, стебля, характер листовых пластин). Растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические категории — классы, порядки, семейства.
Класс двудольные более многочисленный. Двудольные представлены около 200 000 видов растений из почти 300 семейств. К этому классу относятся семейства крестоцветные, розоцветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые и др.
Численность одно дольных значительно меньше — около 64 000 видов, относящихся к 85 семействам. Классу однодольных принадлежат семейства лилейные, злаки и др. Более подробно о различных семействах мы с вами поговорим на следующих уроках.
Самостоятельная работа учащихся
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46), а также знаниями, полученными на предыдущих уроках, заполните таблицу.
Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений
Признак сравнения |
Голосеменные растения |
Покрытосеменные растения |
Наличие цветков и плодов |
Не имеют цветков и плодов |
Образуют цветки и плоды |
Развитие семязачатков |
Семязачатки лежат открыто на чешуйке шишки |
Семязачатки заключены в полости завязи пестика |
Способ опыления |
Опыление производится ветром |
Опыление может происходить при участии воды, ветра, животных, а также путем самоопыления |
Процесс опыления |
Пыльца попадает прямо на семязачатки |
Имеется особый орган для улавливания пыльцы — рыльце пестика |
Строение проводящих тканей |
Проводящие ткани устроены сравнительно просто |
Имеются настоящие сосуды. Сосуды и ситовидные трубки имеют сложное строение |
Жизненные формы растений |
Имеются только древесные формы |
Присутствуют как древесные, так и травянистые формы (однолетние и многолетние) |
Специализированные вегетативные органы |
Специализированных вегетативных органов нет |
Имеют специализированные вегетативные органы |
Оплодотворение |
Одинарное |
Двойное |
Образование семян |
Образование семян происходит очень медленно, до 1,5—2 лет. Интервал между опылением и оплодотворением может достигать 13 месяцев |
Образование семян происходит достаточно быстро (в течение одного вегетационного периода) |
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46.)
Закончить заполнение таблицы.
Творческое задание. Найти информацию о растениях, которые цветут только один раз в жизни. Зарисовать эти растения и подписать их.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Рассмотреть растения, находящиеся в кабинете биологии (дома, в школе). Какие из них можно отнести к классу однодольных, а какие — к классу двудольных? По каким признакам это можно определить? Есть ли среди рассмотренных растений представители других отделов (непокрытосеменных, например)? Если да, то к каким систематическим группам они принадлежат?
Найти информацию о растениях, являющихся исключениями, т. е. относящихся к одному из классов, но не обладающих всеми признаками, характерными для его представителей. Привести примеры таких растений.
Однодольные и двудольные растения.
Прогулка : однодольные и двудольные растения
Двудольные и Однодольные растения. Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций