Урок и практическая работа по биологии «Сравнение однодольных и двудольных растений» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 26 February 2018 в группе

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Отдел цветковые растения. Признаки цветковых растений и их классификация

Цели: обобщить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, о классифика­ции растений; расширить знания о разнообразии цветковых расте­ний, показать их господствующее положение в растительном по­крове Земли и установить связи этого положения с особенностями строения и размножения покрытосеменных растений; познако­мить с признаками растений классов однодольные и двудольные; сформировать понятие о семействах покрытосеменных растений; обосновать необходимость бережного отношения к растениям и охраны цветковых растений.

Оборудование и материалы: таблицы с изображениями различ­ных цветковых растений, таблица «Дикорастущие и культурные растения», различные комнатные растения, гербарные экземпля­ры покрытосеменных растений различных сред обитания, наборы муляжей плодов различных культурных растений, Красная книга растений, геохронологическая таблица.

Ключевые слова и понятия: семенные, голосеменные растения, покрытосеменные (цветковые) растения; цветок, плод, семя; од­нодольные, двудольные растения; семейства: крестоцветные, розо­цветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, лилейные, злаки.

Практическая работа. СРАВНЕНИЕ ОДНОДОЛЬНЫХ И ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

Цели: познакомить со строением однодольных и двудольных растений; научиться выявлять признаки однодольных и двудоль­ных растений; продолжить формирование навыков работы с на­туральными объектами, выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры растений класса одно­дольные и класса двудольные по два каждого класса (лучше брать растения с ярко выраженными признаками класса и крупными цветками с четко различимыми частями, можно отдельно подго­товить влажные препараты цветков этих растений), лупа.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Рассмотрите гербарные экземпляры растений.

Определите жилкование листьев, зарисуйте листья этих ра­стений и подпишите их.

Определите тип корневой системы, зарисуйте корневую систему этих растений и подпишите ее.

Определите количество лепестков и чашелистиков (или ко­личество листочков сростнолепестного венчика) в цветках, при возможности определите количество тычинок.

Проанализировав все признаки, сделайте вывод о принад­лежности этих растений к классу однодольные или классу дву­дольные. Сделайте предположение о количестве семядолей в за­родыше этих растений.

Рассказ учителя

Необходимо отметить, что некоторые характерные для дву­дольных признаки встречаются и у однодольных, и наоборот. Сле­довательно, отличить однодольные растения от двудольных мож­но лишь по совокупности признаков (более подробное строение цветка, стебля, характер листовых пластин). Растения в пределах одного отдела делят на более мелкие систематические катего­рии — классы, порядки, семейства.

Класс двудольные более многочисленный. Двудольные пред­ставлены около 200 000 видов растений из почти 300 семейств. К этому классу относятся семейства крестоцветные, розоцвет­ные, пасленовые, сложноцветные, бобовые и др.

Численность одно­ дольных значительно меньше — около 64 000 видов, относящихся к 85 семействам. Классу однодольных принадлежат семейства ли­лейные, злаки и др. Более подробно о различных семействах мы с вами поговорим на следующих уроках.

Закрепление знаний и умений

Самостоятельная работа учащихся

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46), а также знаниями, по­лученными на предыдущих уроках, заполните таблицу.

Сравнительная характеристика голосеменных и покрытосеменных растений

Признак

сравнения

Голосеменные растения

Покрытосеменные

растения

Наличие цвет­ков и плодов

Не имеют цветков и пло­дов

Образуют цветки и плоды

Развитие семя­зачатков

Семязачатки лежат открыто на чешуйке шишки

Семязачатки заключены в полости завязи пестика

Способ опыле­ния

Опыление производится ветром

Опыление может про­исходить при участии воды, ветра, животных, а также путем самоопы­ления

Процесс опы­ления

Пыльца попадает прямо на семязачатки

Имеется особый орган для улавливания пыль­цы — рыльце пестика

Строение про­водящих тканей

Проводящие ткани устроены сравнительно просто

Имеются настоящие сосуды. Сосуды и сито­видные трубки имеют сложное строение

Жизненные формы растений

Имеются только древес­ные формы

Присутствуют как дре­весные, так и травяни­стые формы (однолетние и многолетние)

Специализиро­ванные вегета­тивные органы

Специализированных вегетативных органов нет

Имеют специализиро­ванные вегетативные органы

Оплодотворение

Одинарное

Двойное

Образование

семян

Образование семян про­исходит очень медленно, до 1,5—2 лет. Интер­вал между опылением и оплодотворением мо­жет достигать 13 месяцев

Образование семян происходит достаточно быстро (в течение одного вегетационного периода)

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46.)

Закончить заполнение таблицы.

Творческое задание. Найти информацию о растениях, которые цветут только один раз в жизни. Зарисовать эти растения и под­писать их.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Рассмотреть растения, находящиеся в кабинете биологии (дома, в школе). Какие из них можно отнести к классу однодоль­ных, а какие — к классу двудольных? По каким признакам это можно определить? Есть ли среди рассмотренных растений пред­ставители других отделов (непокрытосеменных, например)? Если да, то к каким систематическим группам они принадлежат?

Найти информацию о растениях, являющихся исключения­ми, т. е. относящихся к одному из классов, но не обладающих все­ми признаками, характерными для его представителей. Привести примеры таких растений.

Однодольные и двудольные растения.

 

 

 

 

Прогулка : однодольные и двудольные растения

 

 

Двудольные и Однодольные растения. Теория и практика ЕГЭ/ОГЭ 2017.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации