Проверочная работа по русскому языку на тему «Союз» (7 класс)
Проверочная работа по теме «Союз».
Предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ, может быть использована для повторения орфографии в 9 или 10 классе (для слабых классов). Работа содержит 6 заданий с выбором ответа, 3 задания открытого типа и творческое задание. Творческая работа выполняется на основе отрывка из рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» и включает также лингвистическую задачу. В работе 4 варианта, что обеспечивает более высокую степень самостоятельности выполнения.
Проверочная работа по теме «Союз»
Вариант1.
1. Укажите номер ответа, в котором все морфологические характеристики союза «чтобы» правильные:
1)простой, сочинительный, непроизводный;
2)простой, подчинительный, непроизводный;
3)составной, подчинительный, производный;
4)простой, подчинительный, производный.
2. Укажите номер варианта, в котором все слова являются союзами:
1) но; то…то; вследствие; 2) зато; и; несмотря на то,что;
3)в продолжение; также; чтобы; 4) как, так и; из-за; чтобы.
3. Укажите номер варианта, в котором ЗАТО в предложении является союзом и пишется слитно?
1) Он спрятался (за)то дерево.
2)Офицер выбранил часовых за(то), что они небдительны.
3) Ученик не попал в кино, (за)то встретился с друзьями.
4) Он нравился себе (за)то, что мог быстро овладеть иностранным языком.
4. В каком предложении написание выделенного слова определяется правилом: «Союзы тоже, также пишутся слитно, их в предложении можно заменить союзом И»?
1)Чёрная туча так(же) грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.
2)Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то(же) – небо, равнину, холмы.
3)Можно было, глядя на небо, думать, что оно то(же) море.
4) Душа моя улыбается так(же), как освеженная, повеселевшая природа.
5. Укажите номер(а) предложения(ий) , в котором(ых) есть союз чтобы:
1)Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть. (Пословица)
2) Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что(бы) ему ни предложили. (К. Симонов)
3) Что(бы) ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения. (К. Паустовский)
4) Уходя, мать наказывала, что(бы) Никита не сбежал со двора, что(бы) он собрал яйца от кур, что(бы) чужой петух не приходил во двор, что(бы) Никита ел в обед молоко с хлебом. (А. Платонов)
6. Укажите номер(а) вариантов, в которых выделенные слова пишутся слитно.
1) Приют наш мал, за (то) спокоен.
2)(Что) бы вы порекомендовали мне почитать?
3) Павел исчез за дверью так (же) внезапно, как и появился.
4) И завтра то (же), что вчера.
Прочитайте отрывок и выполните задания 7-9.
1)Странно: почему мы так (же), как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? 2)И не за (то) вовсе, что было в школе, — нет, а за (то), что сталось с нами после.
3)Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. 4)Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. 5)За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. 6)Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
7)Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. 8)Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде. 9)Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. 10)Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что(то) там делали неверно.
(В. Распутин)
7. Укажите слитно, раздельно или через дефис пишутся выделенные слова в указанных предложениях (напишите: слитно, раздельно, дефис):
1)предложение 1;
2)предложение 2;
3)предложение10
8. Выпишите из предложений 6-8 все подчинительные союзы.
9. Сделайте морфологический разбор двух любых союзов из предложения 5.
10.Творческое задание по прочитанному тексту. Дайте развернутый ответ на вопрос: какие качества героя проявляются в этом отрывке. Используйте не менее 2 сочинительных и одного подчинительного союза. В ответе должно быть не менее 50 слов.
Проверочная работа по теме «Союз»
Вариант2.
1.Укажите номер ответа, в котором все морфологические характеристики союза «зато» правильные:
1простой, сочинительный, непроизводный;
2)простой, сочинительный, производный;
3)составной, подчинительный, производный;
4)простой, подчинительный, непроизводный.
2.Укажите номер варианта, в котором все слова являются союзами:
1)а; то…то; навстречу; 2)или; и; невзирая на то,что;
3)несмотря на; также; чтобы; 4)как…так и; из-за; тоже .
3. Укажите номер варианта, в котором ТОЖЕ является союзом и пишется слитно?
1) Все сдали работу, я (то)же сдал.
2) Принесли ему (то)же, что и всем.
3) Он пытался сделать (то)же самое.
4) Увидел он то(же) самое, что видел и до полудня.
4. В каком предложении написание выделенного слова определяется правилом: «Союз «чтобы» пишется слитно»?
1)Что(бы) ни читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего сердца волнения.
2) Что(бы) было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой.
3) Нет ничего в мире, что(бы) могло прикрыть Днепр.
4) Что(бы) избежать брака, кузнец должен знать температурные условия ковки для каждого металла.
5. Укажите номер(а) предложения(ий) , в котором(ых) есть союз зато:
1) Я поблагодарил Дерсу (за) то, что он вовремя стащил меня с плота.
2) Не за (то) волка бьют, что он сер, а за (то), что овцу съел.
3) Приют наш мал, за (то) спокоен.
4) Как ветер песнь его свободна, за(то) , как ветер, и бесплодна.
6. Укажите номер(а) вариантов, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1) Будем жить так, что (бы) все любили нас.
2) Этим он спас мне жизнь, рискуя ею так (же), как и я.
3) На дворе всё так (же) сверкали звезды и сухой снег колол лоб.
4) Я пришёл, (что) бы поговорить с вами о деле.
Прочитайте отрывок , и выполните задания 7-9
1)Но похудел я не только из-за тоски по дому. 2)Так(же) я постоянно недоедал. 3)Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. 4)Но вся беда в том, что мне ее не хватало. 5)Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что(то) брала, потому что корову она не держала. 6)Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает.7) То (же) самое творилось с картошкой. 8) Я заставил себя смириться и с этим. 9)Легче матери не станет, если она услышит правду.
10)Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. 11) Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день, чтобы поймать маленьких пескариков — от такой рыбалки тоже не раздобреешь. 12)На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, я ложился спать.13)Утром опять в школу. 14)Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверь стучал дядя Ваня.15) Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а через день или два, снова подсаживал зубы на полку.
(В. Распутин)
7. Укажите слитно, раздельно или через дефис пишутся выделенные слова в указанных предложениях(напишите: слитно, раздельно, дефис):
1)предложение 2;
2)предложение 5;
3)предложение 7
8. Выпишите из предложений 7-10 все подчинительные союзы.
9. Сделайте морфологический разбор двух любых союзов из предложения 11.
10.Творческое задание по прочитанному тексту. Дайте развернутый ответ на вопрос: какие качества героя проявляются в этом отрывке. Используйте не менее 2 сочинительных и одного подчинительного союза. В ответе должно быть не менее 50 слов.
Проверочная работа по теме «Союз»
Вариант3.
1. Укажите номер ответа, в котором все морфологические характеристики союза «но» правильные:
1простой, сочинительный, производный;
2)простой, сочинительный, непроизводный;
3)составной, подчинительный, производный;
4)простой, подчинительный, непроизводный.
2. Укажите номер варианта, в котором все слова являются союзами:
1)но; или; потому что; 2)так как; и; в заключение;
3)ввиду; тоже; зато; 4)как будто; из-под; то есть.
3. Укажите номер варианта, в котором ЧТОБЫ является союзом и пишется слитно?
1) Что(бы) я ни делал, ничего не получалось.
2) Что(бы) я делал без помощи друзей?
3) Он хотел, что(бы) все подчинялись командам.
4) И что (бы) мы ни делали, всегда мы заодно.
4. В каком предложении выделенное слово является сочетанием предлога с местоимением то и пишется раздельно.
1)Дорого, за(то) мило.
2)Офицер выбранил часовых за(то), что они небдительны.
3) Как ветер песнь его свободна, за(то) , как ветер, и бесплодна.
4)Наступает жара, и утренние голоса смолкают; за(то) оживает мир насекомых.
5. Укажите номер(а) предложения(ий) , в котором(ых) есть союз тоже:
1)Секунду он молчал, мать смотрела на него то (же) молча. (М. Г.)
2) Это было очень страшно, но в то (же) время интересно.
3) Принесли ему (то)же, что и всем.
4) Сестра учится в университете, я (то)же хочу поступить туда.
6. Укажите номер(а) вариантов, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1) Эта безлунная ночь, казалось, была всё так (же) великолепна, как и прежде.
2) Серёжа чувствовал себя виноватым (за) то, что не выучил урока. (Л. Т.)
3) Не для того же пахал он и сеял, что (бы) нас ветер осенний развеял. (Н.)
4) Некоторые историки говорят, что Наполеону стоило дать свою нетронутую гвардию для того, что (бы) сражение было выиграно.
Прочитайте отрывок , и выполните задания 7-9
1)Я добился , что (бы) из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги. 2)И наконец наступил день, когда я остался в выигрыше.
3)Осень стояла теплая и сухая. 4)В октябре то(же) пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. 5)Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано. 6)Над холмами в чистые часы курился воздух, разнося горьковатый, дурманящий запах сухой полыни, ясно звучали дальние голоса, кричали отлетающие птицы. 7)Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморенная, все же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята.
8)Теперь каждый день после школы я прибегал сюда. 9)Ребята менялись, появлялись новички, и только Вадик не пропускал ни одной игры. 10)За Вадиком, как тень, следовал большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу Птаха. 11)В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс. 12)Оказывается, остался в пятом на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы. 13)Птаха тоже обычно выигрывал, хоть и не так, как Вадик, поменьше, но в убытке не оставался. 14)Наверно, не оставался, потому(что) был заодно с Вадиком и тот ему потихоньку помогал.
(В. Распутин)
7. Укажите слитно, раздельно ли через дефис пишутся выделенные слова в указанных предложениях(напишите: слитно, раздельно, дефис):
1)предложение 1;
2)предложение 4;
3)предложение 14
8. Выпишите из предложений 5-7 все сочинительные союзы.
9. Сделайте морфологический разбор двух любых союзов из предложения 13.
10.Творческое задание по прочитанному тексту. Дайте развернутый ответ на вопрос: какие качества героя проявляются в этом отрывке. Используйте не менее 2 сочинительных и одного подчинительного союза. В ответе должно быть не менее 50 слов.
Проверочная работа по теме «Союз»
Вариант 4.
1.Укажите номер ответа, в котором все морфологические характеристики союза «тоже» правильные:
1простой, сочинительный, производный;
2)простой, сочинительный, непроизводный;
3)составной, подчинительный, производный;
4)простой, подчинительный, непроизводный.
2.Укажите номер варианта, в котором все слова являются союзами:
1)но; перед; потому что; 2)так как; и; как будто;
3)после; также; если; 4)зато; из-за; или.
3. Укажите предложение, в котором наречие ТАК пишется раздельно с частицей ЖЕ.
1) Мысль свою Беликов так(же) старался запрятать в футляр
2)Так(же), как и вчера, растекался туман и загорался розовым светом.
3) Ночью так (же) не было прохлады.
4) Я ускорил шаг, он так(же) ускорил.
4. В каком предложении выделенное слово является местоимением с частицей и пишется раздельно.
1) Он доехал, что(бы) остаться.
2) Я хотела, что(бы) мы вместе поехали на экскурсию.
3) Что(бы) получить хороший урожай, нужно много трудиться.
4) На что (бы), казалось, нужна была Плюшкину такая бездна подобных изделий?
5. Укажите номер(а) предложения(ий) , в котором(ых) есть союз также:
1) Я так(же) заметил его.
2) Я подумала так(же), как и многие.
3) Путники устали, а так(же) замерзли.
4) Истина необходима человеку так(же), как слепому трезвый поводырь. (М. Г.)
6. Укажите номер(а) вариантов, в которых выделенные слова пишутся раздельно.
1) Девочка прочитала вслух стихотворение наизусть, её брат (то)же повторил стихотворение наизусть.
2) Кукушка хвалит петуха за (то), что хвалит он кукушку.
3) Я вышел на крыльцо, что (бы) освежиться.
4) И вот опять попали мы в глушь и наткнулись на закоулок. (За)то какая глушь и какой закоулок!
Прочитайте отрывок , и выполните задания 7-9
1)Справедливости ради надо сказать, что в те дни мне пришлось совсем плохо. 2)Мешок картошки, привезенный в последний раз дядей Ваней, испарился так быстро, буд (то) ею кормили, по крайней мере, скот. 3)Хорошо еще, что, спохватившись, я догадался немножко припрятать в стоящей во дворе заброшенной сараюшке, и вот теперь только этой притайкой и жил. 4)После школы, крадучись, как вор, я шмыгал в сараюшку, совал несколько картофелин в карман и убегал за улицу, в холмы, что (бы) где-нибудь в удобной и скрытой низинке развести огонь. 5)Мне все время хотелось есть, во сне я тоже чувствовал, как по моему желудку прокатываются судорожные волны.
6)В надежде наткнуться на новую компанию игроков, я стал потихоньку обследовать соседние улицы, бродил по пустырям, следил за ребятами, которых заносило в холмы.7) Все было напрасно, сезон кончился, подули холодные октябрьские ветры. 8)И только по нашей полянке так (же), как раньше, продолжали собираться ребята.
9)В конце концов я не выдержал и спустился к ним. 10)Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. 11)Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. 12)Но больше всего подгонял голод. 13) Мне нужен был рубль, но уже не на молоко, а на хлеб. 14) Других путей раздобыть его я не знал.
(В. Распутин)
7. Укажите слитно, раздельно или через дефис пишутся выделенные слова в указанных предложениях(напишите: слитно, раздельно, дефис):
1)предложение2;
2)предложение 4;
3)предложение 8
8. Выпишите из предложений 4-5 все сочинительные союзы.
9. Сделайте морфологический разбор двух любых союзов из предложения 4.
10.Творческое задание по прочитанному тексту. Дайте развернутый ответ на вопрос: какие качества героя проявляются в этом отрывке. Используйте не менее 2 сочинительных и одного подчинительного союза. В ответе должно быть не менее 50 слов.
Проверочная работа по теме «Союз». Ключи
вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 1,4 | 1 | 1)раздельно; 2)раздельно; 3)дефис. | чтобы, когда. | |
2 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3,4 | 2,3 | 1)слитно; 2)дефис; 3)раздельно | если | |
3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1,4 | 1,2 | 1)слитно; 2)слитно 3)раздельно | но, и, и, а | |
4 | 1 | 2 | 2 | 4 | 1,3 | 2 | 1)слитно 2)слитно 3)раздельно | и, тоже |
Пояснения к 10 заданию.
Вариант1.
Рано стал самостоятелен. Заботится о сестре. Неопытность. Выдумка, предприимчивость.
Вариант2.
Упорство, забота о матери
Вариант3.
Упорство, целеустремленность, любовь к природе, наблюдательность
Вариант4.
Догадливость, смелость, упорство
Критерии оценивания
За 1-6 задание -1 балл.
7-8задание – 2 балла
9задание – 2 балла
10 задание оценить по существующей пятибалльной шкале, как сочинение: 5 за содержание, 5 за грамотность, 2 балла за использование союзов. – 12 баллов
Итого за работу – максимум 24 балла.
6-9 баллов | 10-18 | 19-24 |
3 | 4 | 5 |
Ирина Владимировна Казарцева
Бакшаева Ирина Валерьевна