Методическая разработка на тему «Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им.А.Н.Явловского»
Среднеколымский улус(район) Республика Саха(Якутия)
Методическая разработка на тему:
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Автор: Винокурова Татьяна Николаевна,
учитель физики высшей категории
Год разработки:2017-2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………………………………..2стр
Глава 1. Специфика школьной дезадаптации
1.1.Причины школьной дезадаптации…………………………………………………………………………3стр.
1.2.Причины школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте ……………………3стр
Глава 2. Предупреждение школьной дезадаптации
2.1.Профилактика школьной дезадаптации…………………………………………………………………6стр
2.2.Способы коррекции школьной дезадаптации……………………………………………………….7стр
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………11стр
Список использованной литературы……………………………………………………………………………12стр
-1-
Введение
Школьная дезадаптации не является медицинским, диагностическим понятием, и данное клиническое определение отсутствует. Анализ показывает, что в существующей системе понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально - средовые, психолого - педагогические, медико - биологические факторы. Изменения, фиксируемые у дезадаптированных детей, относят, прежде всего, к познавательному и социально-психологическому компонентам. К таким признакам относят неуспешность учения; негативное отношение к школе, к учителям и одноклассникам; учебную и игровую пассивность; агрессивность по отношению к людям и вещам; повышенную тревожность; частую смену настроения; страх; упрямство; капризы; повышенную конфликтность; чувство неуверенности, неполноценности, своего отличия от других; заметную уединенность в кругу одноклассников; лживость; заниженную либо завышенную самооценку; сверхчувствительность, сопровождаемую плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. В то же время у дезадаптированных детей установлены функциональные изменения в состоянии психосоматического здоровья.(6)
с психологическими характеристиками могут выступать в качестве маркеров ранней диагностики школьной дезадаптации у детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей, адекватное и эффективное лечение имеющихся у них нозологических форм. В этой связи перенос акцента в решении проблемы школьной дезадаптации на нее предупреждение и раннюю диагностику является наиболее действенным путем ее преодоления.
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изучение методик профилактики и коррекции неадаптивного поведения представляет собой настоящую актуальность.
На формирование личностных качеств ребенка влияют не только сознательные, воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни. На стадии школьного обучения семья продолжает играть большую роль в качестве института социализации. Ребенок младшего школьного возраста, как правило, не в состоянии самостоятельно осмыслить ни учебную деятельность в целом, ни многое из тех ситуаций, которые с ней связаны. Переживания ребенка в этом возрасте прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми людьми: учителями, родителями, формой выражения этих отношений является стиль общения. Именно стиль общения взрослого с младшим школьником может затруднить овладение ребенком учебной деятельностью, а порой, может привести к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учебой, начнут восприниматься ребенком как неразрешимые, порожденные его неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребенка не компенсируются, если рядом с ребенком нет значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникнуть психогенные реакции на проблемы, которые в случае повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного психологической школьной дезадаптацией.
-2-
Глава 1.Школьная дезадаптация
Дезадаптация ребенка в школе особенно проявляется в классах, где учителям присущи пассивно-отрицательный или активно-отрицательный стили отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной дезадаптации к проблеме "плохого" учителя. Ведь известно, например, что сензитивность ребят к школе не одинакова: компенсационные и психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от внешкольных влияний на них, от семейной ситуации.
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.
С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с различными нервно-психическими расстройствами. Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.
Понятие «Школьная дезадаптация» - это сложное понятие. Как процесс она включает в себя образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.
В психологической и педагогической науке есть несколько подходов к определению понятия школьной дезадаптации: социально-психологической, педагогический, биологический и др. Проанализировав все эти подходы можно сказать, что школьная дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требования образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствуюшими возрастному психическому развитию.
Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей, адекватное и эффективное лечение имеющихся у них нозологических форм. В этой связи перенос акцента в решении проблемы школьной дезадаптации на нее предупреждение и раннюю диагностику является наиболее действенным путем ее преодоления.
Ученые и практики выявляют несколько форм школьной дезадаптации у младших школьников: неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением; неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз, или «фобия школы».
1.1.Причины школьной дезадаптации
Дезадаптация ребенка в школе особенно проявляется в классах, где учителям присущи пассивно-отрицательный или активно-отрицательный стили отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной дезадаптации к проблеме "плохого" учителя. Ведь известно, например, что сензитивность ребят к школе не одинакова: компенсационные и психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от внешкольных влияний на них, от семейной ситуации.
-3 -
Причины дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психическом развитии детей.
Общие признаки дезадаптации
По внешним признакам можно определить дезадатпацию
*усталый ,утомленный внешний вид ребенка
*нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о поведенном дне
*стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
*нежелание выполнять домашние задания
*негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
*жалобы на те или иные события, связанные со школой
*беспокойный сон
*трудности утреннего пробуждения
*постоянные жалобы на плохое самочувствие
Младший школьный возраст
1.Психологческие особенности младшего школьного возраста
2.Причины дезадаптации в младшем школьном возрасте
3.Способы коррекции дезадаптации младших школьников
1.2.Причиныдезадаптации в младшем школьном возрасте(субъективные)
1.Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе.
*негативное отношение к школе, учителям, сверстникам, учению
2.Несформитрованность элементов и навыков учебной деятельности
*индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность
3.Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
*неблагоприятнаясемейнаяобстановка
*отрицательное влияние сверстников
*неправильные методы воспитания
*неправильная организация режима дня
*последствия осложнений при беременности и родах у матери, и травмы, инфекции, а также высокой уровень тревожности(личностной, школьной)
*агрессивность
*низкая самооценка
*гиперактивность
-4-
4.Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни
*соматически ослабленные дети, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов, дети с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья), дети-инвалиды
5.Неправильное отношение учителя к ученику, неправильная организация учебного процесса
Школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности, неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях может наблюдаться на всех ступенях
школьного обучения. Но наиболее важным является период начального обучения в школе.
Проблема школьной дезадаптации является еще недостаточно изученной, и требуется дальнейшая ее разработка.
Природа школьной дезадаптации может быть представлена самыми различными факторами.
1.Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
2.Соматическая ослабленность ребенка.(болезни, которые привели к ОВЗ)
3.Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.(родовые нарушения здоровья, также могут привести к ОВЗ)
4.Двигательные нарушения.
5.Эмоциональные расстройства.
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.
Исследование учебной мотивации показало, что преобладает негативное отношение к школе. Таким образом, отсутствие учебной мотивации у детей начальной школы может выступать одним из критериев школьной дезадаптации. Это может быть использовано, в первую очередь, для диагностики школьной дезадаптации.
Изучение психологического климата в семье и определение типов воспитания позволило сделать выводы о том, что самыми неблагоприятными, приводящими к школьной дезадаптации являются типы воспитания «Маленький неудачник» и «Симбиоз». Следовательно, при работе с дезадаптированными детьми в первую очередь следует обращать внимание на отношение к ребенку в семье и коррекцию этих отношений.
Также очень существенным является, насколько ребенок пришел подготовленным к школе. В связи с этим для профилактики школьной дезадаптации на первом году обучения, прежде всего, необходимо проводить работу по подготовке детей к школе, обращая особое внимание на развитие навыков общения и общей социальной культуры.
Выделенные группы дезадаптированных детей позволяют говорить об их неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем.
- 5-
Глава 2.Предупреждение школьной дезадаптации.
Дезадаптацию ребенка можно попробовать предупредить. Психопрофилактика – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Это особенно актуально для детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья).
Одной из самых важных предупредительных мер считаю подготовку к школьному обучению.
Очень существенным является, насколько ребенок пришел подготовленным к школе. В связи с этим для профилактики школьной дезадаптации на первом году обучения, прежде всего, необходимо проводить работу по подготовке детей к школе, обращая особое внимание на развитие навыков общения и общей социальной культуры.
Одним из главных принципов профилактики школьной дезадаптации является многофакторность подхода к профилактике, диагностике и коррекции, при этом требуется учет психических, психофизиологических и социальных факторов.
Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации.
Программы профилактики и коррекции школьной дезадаптации базируются на активизации у детей младшего школьного возраста коммуникативных способностей, формировании оптимального уровня адаптации, уверенности в собственных возможностях путем использования методик мнемотехники и технологий эффективного общения, направленных на помощь младшим школьникам в сохранении психологического здоровья, повышении собственного социального статуса, преодолении неуспешности в обучении и эмоциональных нарушений, овладении навыками бесконфликтного поведения,
2.1.Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:
Основные принципы психопрофилактики школьной дезадаптации:
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции. При этом коррекция обычных детей и детей с ОВЗ должна базироваться на индивидуальных особенностях, различиях этих детей, и на гуманистических основах.
2. Учет возрастных индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
3. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.
4. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Учителю необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции.
Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений системы педагогического диагностирования начавших учиться первоклассников.
- 6-
Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности педагога.
1.Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
2.Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
3.Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
4.Создание в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ:
*Педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности.
*Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей с ОВЗ.
* На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера;
*Коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация,
*Групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии),
*А также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
Создавать классы компенсирующего обучения.
Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.
2.2.Способы коррекции школьной дезадаптации
1. Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов (личностно-ориентированные способы и формы общения учителя и учащихся; уважение личности и принятие индивидуальности каждого дезадаптированного ребенка; рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку; взаимодействие учителя начальных классов, воспитателей, школьного психолога, социального педагога и родителей в профилактике дезадаптации учащихся, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка; организационная деятельность школьного Центра коррекционно-профилактической работы).
2. Система профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, включающая комплекс необходимых мер, осуществляющийся школьными и внешкольными учебно-воспитательными задачами.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач непосредственно связано с предшествующим опытом ребенка.
-7-
Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в его поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, содержанием которого является выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
Переход к новому уровню развития при поступлении в школу, когда доминирующей функцией становится мышление, предполагает целесообразным рассматривать процесс адаптации детей к школе более широко. Учебная деятельность в этом возрасте является ведущей, ее развитие обусловливает важнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
В рассматриваемом нами аспекте социально-психологическая адаптация при поступлении в школу представляет собой процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Процесс этот многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.
Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь, выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования - достаточный уровень интеллектуального развития ребенка.
Психологическая готовность к школе включает в себя и социальную зрелость всех категорий детей, назависимо от их социального статуса, здоровья. Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школой требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения, которые требуется в условиях инклюзивного образования.
Профилактика школьной дезадаптации детей с ОВЗ. Задачи: 1. Способствовать раскрытию возможностей, позволяющих испытать чувство радости, полноты жизни, снятии психологической напряженности у детей с ОВЗ, создании оптимистического настроения 2. Содействовать возможности самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. 3. Осуществлять коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, направленных на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. 4.Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Ход мероприятия. Физическое и душевное здоровье ребенка зависят не только от правильного питания, режима дня и условий, но и от того, испытывает ли ребенок психологический комфорт там, где он находится. В преддверие школьной жизни многие родители начинают «готовить ребенка к школе».
Для детей с ОВЗ это означает: увеличение учебной и эмоциональной нагрузки, обострение имеющихся заболеваний, переутомление, в итоге – нежелание идти в школу, потеря интереса к любым занятиям.
Характер поведения в каждой из названных сфер школьной жизни служит критерием социально-психологической адаптации: это эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие.
Установлено, что тип формирования личности обусловливает избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяет эффективность адаптации ребенка к окружающей среде. Наиболее неблагоприятными в этом отношении являются инфантильный, интровертиро-ванный, чувствительный, тревожный типы. Оптимально приспособлены к среде дети гармоничного типа.
-8-
Педагогическая практика, связанная с профилактикой дезадаптации учащихся начальных классов, включает нравственно-психологическую, образовательно-познавательную и практическую направленность. Каждой из них свойственна относительная самостоятельность, но в то же время они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Нравственно-психологическая направленность учащегося начального класса - это целенаправленный процесс по формированию у дезадаптированного учащегося положительного отношения к преодолению у него школьной дезадаптации. Основу содержания нравственно-психологической направленности педагогической деятельности составляет воспитание таких личностных качеств, как гражданственность; высокий уровень нравственных отношений к другим; настойчивость в достижении цели и преодолении трудностей в этом процессе; выдержка, тактичность и стремление к постоянному самосовершенствованию.
Образовательно-познавательная направленность — деятельности учителя предполагает обогащение знаний учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности; использование
методов самообразования, позволяющих приобретать необходимые знания, навыки для работы по предупреждению отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей.
Практическая направленность предполагает обеспечение овладения де-задаптированным учащимся гностическими, конструктивными, организаторскими и коммуникативными умениями.
В настоящее время выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
1.Общее развитие.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет, в первую очередь, о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
2. Воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще, как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколь-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется.
3. Формирование мотивов, побуждающих к учению.
Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной причины их стремления к приобретению знаний
Все три этих положения, на мой взгляд, одинаково важны, и не одно из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не «захромала» с самого начала и приносила ему только радость: радость открытий, радость общения, чтобы он бежал в школу с удовольствием.
Можно выделить также отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
-9-
Физическая готовность – это общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста: зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшей формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
В практике работы школы можно выделить основные критерии подготовленности ребенка к обучению:
нормальное физическое развитие
желание учиться;
управление своим поведением;
владение приемами умственной деятельности;
проявление самостоятельности;
отношение к товарищам и взрослым;
отношение к труду;
умение ориентироваться в пространстве и тетради
Готовность ребенка к школьному обучению можно выявить с помощью различных тестовых методик.
Интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л.А. Венгера и В.В. Холмовского, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж. Равена (цветной вариант).
Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йерсаака и В. Тихой, тест школьной зрелости А. Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцам, развитие мелкой моторики рук, координации зрения и движения руки).
Если все же школьная дезадаптация имеет место, следует определить ее причины для того, чтобы выбрать правильное направление коррекционной работы. Как уже говорилось, причины эти могут быть сложны и многообразны. Исходя из причин будут и разные проявления школьной дезадаптации и соответственно, различные коррекционные мероприятия:
1.Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, причинами которой являются недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи со стороны родителей и учителей. В качестве коррекционных мероприятий могут выступать специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и рекомендации родителям.
-10-
2.Неспособность произвольно управлять своим поведением. Причиной является неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений). В качестве коррекции – работа с
семьей; самоанализ поведения учителя с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
3.Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически больных детей с задержками развития, слабым типом нервной системы). Причины: неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. Для исправления ситуации необходима работа, прежде всего с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика.
4.Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы». Причины: ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем). Необходима в качестве коррекционного мероприятия семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями их родителей.
Заключение.
Итак, период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Этот период особенно важен для детей с ОВЗ. Здесь происходит возникновение сознания своего места в системе отношений с взрослыми, стремление к осуществлению общественно-значимой общественно - оцениваемой деятельности.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе отношений и всего образа его жизни. Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни, наполненной интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности.
Таким образом, период начального обучения является одним из самых важных периодов формирования личности.
Главная задача начальных классов:
*Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе
*Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков
*Главная задача школы (учителя), чтобы ребенок успешно адаптировался к школьной среде
Признаки успешной адаптации
*удовлетворенность ребенка процессом обучения
*ребенок легко справляется с программой
*степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий
*удовлетворенность межличностными отношениями-с одноклассниками и учителей
-11-
Использованная литература:
1.Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, № 5.
2. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации детей с ОВЗ.
3. Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.
4. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
5. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
6. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998, № 6, с. 13–17
7. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 1984, № 4.
8. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний . у детей с ограниченными возможностями здоровья М., 1987.
9. ЛюблинскаяА.А.Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ “Сфера”, 1996.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.