12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юсупова Татьяна Ильинична478
Закончила БГУ, биологический факультет (г.Уфа), 1988 г. Прошла профессиональную переподготовку в институте дополнительного и профессионального обучения ФГБОУ ВО Челябинский университет по специальности "Педагогика и психология".
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
1

Психологические упражнения по теме « Развитие социальной адаптации подростков».



Психологические упражнения по теме « Развитие социальной адаптации подростков».

( Челябинская область, г. Магнитогорск МОУ «СОШ №12», педагог-психолог высшей категории: Т.И.Юсупова)

Цели: групповое обучение и развитие социальных знаний и умений, повышение уровня социальной адаптации.

Задачи:

- обучить школьников правилам конструктивного поведения, взаимодействия с окружающими;

- выработка умений обмениваться информацией, активно слушать, понимать и принимать себя и других.

Контингент: учащиеся 14-15 лет.

Все упражнения начинаются с разговора о своем самочувствии, о мыслях сейчас или когда шел на занятия, что запомнилось с предыдущего занятия,что может быть повлияло на поведение.

В конце занятия каждый может сказать о том, что было наиболее интересно, какие испытывали чувства, предлагаются вопросы для обсуждения, так же можно использовать домашние задания для закрепления.


1.Упражнение: Самопрезентация.

Цель: содействие повышению мотивации подростков самопознанию и познанию других людей

Все участники сидят в круге.

Задание: У каждого из вас есть имя. Оно может звучать по-разному. Возможно, кому-то захочется, чтобы его называли не так, как его зовут обычно. Например, Виктора можно назвать Витя, Витек, Витька. Можно выбрать и любое другое имя.

Предлагается каждому по очереди назвать то имя, которым мы будем называть его на занятиях, коротко рассказать что-то характерное о себе, о своих интересах или что вы считаете важным сообщить.

Затем следующий участник повторяет все, что понравилось из сказанного предыдущим участником, называет свое любимое имя и рассказывает о себе.


2.Упражнение: Комплимент.

Цель: Улучшение атмосферы в группе и сокращение дистанции в общении.

Участники учатся говорить и принимать комплименты, обращают внимание, какие эмоции испытывает человек, услышав комплимент в свой адрес, и как это способствует сближению.

Комплимент – это приятные слова, похвала, например: «У тебя красивая рубашка» или «У тебя всегда хорошее настроение».

Задание: У меня шарик. Я бросаю его одному из вас, предварительно назвав его по имени, и говорю ему комплимент. Поймавший шарик благодарит за комплимент словом «спасибо», повернувшись ко мне и глядя в глаза. Затем бросает шарик другому, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент уже ему. Поймавший шарик благодарит за комплимент, повернувшись к сказанному его лицом и т.д. Желательно, чтобы шарик побывал у каждого.

Вопросы для обсуждения:

Что вам было приятнее: наблюдать за игрой, слушать комплимент или говорить его?

Почему?

Что вы чувствовали, когда говорили комплимент?

Что вы чувствовали, когда принимали комплимент?

Что вы испытывали, когда наблюдали за игрой?


3.Упражнеине: Речь уверенная, неуверенная, грубая.

Цель: Обучение строить уверенную речь; различать речь уверенную, неуверенную, грубую и прогнозировать соответствующую реакцию собеседника.

Уверенная речь – это «чистая» речь, несущая главную информацию.

Неуверенная речь – это речь, в которой главная информация загрязнена словами, выражающими сомнения говорящего.

Грубая речь – это речь, в которой главная информация загрязнена словами, вызывающими отрицательные эмоции у слушателя.

Ведущий вместе с участниками разбирает примеры слов или словосочетаний, которые выражают неуверенность говорящего, и примеры слов и словосочетаний, которые могут вызвать отрицательные эмоции.

Участники объединяются в пары. Один из них предлагает ситуацию, например:

(можно подготовить фишки с вариантами ситуаций).

-учитель поставил незаслуженную двойку;

-сверстники не принимают игру;

-ты отказываешь сверстнику в просьбе;

-ты знакомишься со сверстником или сверстницей;

-тебе надо идти, а сверстник или сверстница что-то говорит и говорит;

родители не разрешают тебе … и т.д.

Первый обращается ко второму уверенно, затем неуверенно, далее грубо с просьбой по предложенной ситуации. Второй отвечает на обращение так же по ситуации. Смена ролей после каждой ситуации.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, говоря уверенно, неуверенно, грубо?

Что вы чувствовали, слыша речь уверенную, неуверенную, грубую?

Как вам хотелось ответить в каждом варианте обращения?

Какой вариант обращения лучший, по вашему мнению?

Почему?


4.Упражнение: Зеркало.

Цель: Приобретение опыта наблюдения за невербальной информацией и ее взаимосвязи с эмоциональными состояниями. Улучшение контакта, развитие инициативы и раскрепощенности в невербальном общении.

Общее представление о невербальной информации.

Существуют виды общения: через позы тела, мимику, смех, слезы, интонации, произнесение неопределенных звуков, пауз в речи и другие неречевые способы. Вся неречевая часть информации называется невербальной. Часто отражает наше эмоциональное отношение к вербальной части передаваемого сообщения.

Невербальную информацию составляют одежда, прическа, жесты, мимика, позы тела и т.д.

Задание: Участники разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Соседние пары располагаются на расстоянии более двух вытянутых рук. Участники в парах договариваются, кто начнёт упражнение, а кто продолжит. Тот, кто начинает, будет делать различные движения туловищем, головой, ногами, глазами, менять мимику. Второй участник пары повторяет все движения партнёра с максимальной точностью. По сигналу ведущего происходят смена ролей и остановка движений.

Вопросы для обсуждения:

После остановки движений каждый участник проговаривает то, что он чувствовал и думал, когда задавал движения и когда их повторял. Что ему было легче делать? Какую информацию несли его движения и движения его партнёра? Взаимные комментарии к сказанному. Затем смена партнёра и повтор упражнения.


Домашнее задание.

Найти виды невербальной информации: информацию рук, информацию ног, информацию глаз.

Используйте свои знания по невербальному общению для достижения цели и понимания собеседника до и в процессе речевого общения.


5.Упражнение: Кто он?

Цель: Развитие способности понять внутреннее состояние другого человека, его проявления; осознание внешних проявлений своих внутренних состояний; развитие наблюдательности и способности к обобщению результатов наблюдений.

Задание: Участник группы – Актёр – принимает на себя роль другого человека, хорошо известного всей группе, может быть, одного из участников группы. Остальные по очереди задают ему один-два любых вопроса. Актер отвечает, копируя манеры и стиль речи изображаемого им человека. После того как все участники группы задали вопросы, каждый их них высказывает предположение, чью роль исполнял Актер, и обосновывает свое мнение.

В заключение Актер сообщает, чью роль он играл, и свои комментарии. Например, почему он выбрал эту роль, ее особенности, как он чувствовал себя в этой роли, какого было его эмоциональное состояние до начала упражнения и после него.

Домашнее задание

Люди часто стараются быть похожими в поведении, одежде, словах на значимых для них знакомых, общеизвестных людей или любимых киногероев. Понаблюдайте за окружающими. Попытайтесь понять: кто из них кого копирует? А на кого стараетесь быть похожими вы? Почему?


6.Упражнение: Цвет и эмоции (по Мандэллу)

Цель: Развитие способности осознавать и вербализовывать свое эмоциональное состояние и состояние других людей.

Задание: Каждому участнику дается время, для того чтобы почувствовать, какого он цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете его эмоционального состояния, настроения.

Затем по очереди участники начинают рассказывать о том, как изменялся их цвет, их состояние, их настроение с того момента, как он проснулись, до того, как они пришли сюда, и с чем были связаны эти изменения.

Заканчивая рассказ, каждый участник должен охарактеризовать состояние, в котором он находится сейчас, назвать свой цвет в настоящий момент и пояснить, почему он выбрал его для обозначения своего состояния.

Вопросы для обсуждения:

Подумайте, как ваше эмоциональное состояние связано с цветом, музыкой, интонациями, подбором слов для высказываний, движениями. Еще на чем отражаются ваши эмоции? Нарисуйте восемь своих силуэтов и раскрасьте их в состоянии со своим эмоциональным состоянием: утром после сна, по дороге в школу, в школе, по дороге после школы, дома за едой, при приготовлении домашних заданий, во время игр со сверстниками, вечером перед сном.


7.Упражнение: Кораблекрушение

Цель: Выработка навыков принятия индивидуальных и групповых решений, выявление лидеров, а также участников, не согласных с мнением группы.

В предполагаемой игре «Кораблекрушение» участники должны оценить преимущества индивидуального или группового мышления при решении одной и той же задачи, проанализировать собственное поведение, например, степень активности при отстаивании своей точки зрения, эмоциональные реакции, скорость решения.

Задание: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. Ваша яхта начинает медленно тонуть, а местонахождение ее неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Надо как можно скорее перебраться на спасательный надувной плот и захватать с собой необходимые для дальнейшего плавания предметы с яхты. Ниже дан список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. Имущество пассажиров и команд составляют мелочи, оставшиеся в карманах: несколько коробков спичек, пачка сигарет, немного денег.

Ваша задача – проклассифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру «1» у самого важного предмета, цифру «2» - у второго по значению и т.д.

Проведите эту операцию дважды: индивидуально и в групповом варианте (желательно группы по 4-5 участников).

Перечень:

Зеркало для бритья.

Пятилитровая канистра с водой.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная подушка (плавательное средство)

Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный приемник.

Репеллент, отпугивающий акул.

20 метров непрозрачного пластика.

Одна бутылка рома крепостью 80 градусов.

15 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

.Рыболовная снасть.

Желательные правила работы в группе:

1.Избегайте защищать свои суждения только потому, что они ваши. Попробуйте понять логику других.

2.Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия. Конфликт – один из общепринятых методов достижения цели.

3.Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы частично.

4.Избегайте такого метода принятия решения, как голосование. Предпочтительное достижение согласия путем компромисса.

5.Рассматривайте различные мнения как помощь, а не помеху в принятии решений.

6.В результате каждый участник составляет два списка нужных предметов: индивидуальный и групповой. При сравнении этих списков с правильными контрольными ответами каждый испытуемый определяет степень своих ошибочных действий. Для этого подсчитывается разница между номером предмета в индивидуальном или групповом списке и номером контрольного списка. Чем больше разница, тем больше цена ошибки. Например, если испытуемый ставит для карт Тихого океана цифру «5», считая их достаточно необходимыми, а в контрольном списке они стоят на цифре «13», цена ошибки составляет 13-5 = 8 баллов. Подсчитывается также общая сумма баллов по обоим спискам. Если сумма оказывается больше 60 баллов, испытуемым угрожает неудачное плавание.

7.Время игры может быть ограниченно. Решение группы озвучивает один участник по поручению группы. Затем остальные могут высказать особое мнение.



Ответы к упражнению «Кораблекрушение»

1.Зеркало для бритья, так как оно необходимо для сигнализации днем (солнечные зайчики).

2.Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси, которую можно зажечь и привлечь внимание в ночное время суток.

3.Пятилитровая канистра с водой – для утоления жажды.

4.Одна коробка с армейским рационом.

5.20 метров непрозрачного пластика – используется для сбора дождевой воды и обеспечивает защиту от стихии.

6.Две коробки шоколада.

1.Рыболовная снасть – на всякий случай, вероятность улова съедобной рыбы не стопроцентна.

2.15 метров нейлонового каната – используется для связывания снаряжения.

3.Надувная подушка – в качестве спасательного круга.

4.Репеллент, отпугивающий акул.

5.Бутылка рома – в качестве антисептика.

6.Маленький транзисторный приемник – для прослушивания передач.

7.Карты Тихого океана – без навигационных приборов в них не разобраться.

8.Противомоскитная сетка – в океане нет москитов.

9.Секстан – он бесполезен без других приборов.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло достижению согласия?

Что мешало достижению согласия?

Обсуждение должно проводиться в отсутствие возможных взаимных претензий и обвинений.


8.Упражнение: Аукцион.

Цель: Развитие умения регулировать и изменять свое эмоциональное состояние.

Задание: По типу аукциона предлагается назвать как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим аукцион (ведущим группы), фиксируется на доске. Назвавшего наибольшее количество способов участники группы приветствуют аплодисментами (возможен приз).

Домашнее задание (развитие эмоционального перевоплощения)

Ответьте на вопрос «Кто я?» (Дубровина И.В.(ред.), 1995, с. 35):

1.«Я словно птичка, потому что …

2.Я превращаюсь в тигра, когда …

3.Я могу быть ветерком, потому что …

5.4.Я словно муравей, когда …

6.Я стакан воды …

7.Я чувствую, что я кусочек тающего льда …

8.Я прекрасный цветок …

9.Я чувствую, что я скала …

10.Я сейчас ласточка …

11.Я тропинка …

12.Я словно рыбка …

13.Я интересная книжка …

14.Я песенка …

15.Я мышь …

16.Я словно буква «О» …

17.Я макаронина …

18.Я светлячок …

19.Я чувствую, что я вкусный завтрак …»

9.Упражнение: Победи своего дракона!

Цель: Осознание особенностей своего характера, причин отрицательных эмоций и конфликтов.

Символическая победа над особенностями своего характера, часто создающими отрицательные эмоции, проблемы и конфликты.

Задание: Почти у каждого есть свой дракон, выращенный в домашних условиях: это те особенности характера и поведения, которые мешают нам жить, но мы к ним привыкли и не замечаем их.

В один прекрасный день почти каждый решает убить дракона. Но потом оказывается, что на месте отрубленной головы вырастает другая, вторая, третья. Мы привыкли жить со своими драконами, хотя они постоянно портят нашу жизнь и жизнь близких нам людей.

Предлагается здесь или дома нарисовать своего дракона, назвать его целиком и каждую голову в отдельности.

Затем придумать историю о победе над своим драконом. Единственное условие – герой должен действовать как человек, уверенный в себе.

Возможный сценарий: появление дракона и причины его появления, принятие решения о битве с драконом, сбор вооружения, путь к дракону, встреча с волшебником, дары волшебника, препятствия, враги, друзья и помощники, вызов дракона на бой, условия битвы, битва, победа, возвращение героя, чествование героя, результат победы.

Домашнее задание

Нарисуйте иллюстрации к битве со своим драконом и опишите основные особенности этой битвы в «Дневник».


10.Упражнение: Я тебе нравлюсь.

Цель: Усилить позитивные эмоции в группе и взаимное принятие.

Задание: Каждый участник обводит свою руку на листе формата А-4, пишет свое имя на ладони в середине; затем участники делятся на группы по 5 человек, передают свои рисунки соседу и пишут на пальцах рисунка по одной положительной черте характера или поведения владельца рисунка , которые он проявлял на занятиях.. Рисунки вернуть владельцам и каждый зачитывает свои полученные характеристики. При помощи магнитов участники прикрепляют свои рисунки рук на доску вокруг рисунка ярко-оранжевого улыбающегося солнца.

Вопросы для обсуждения: (итоговое занятие)

Что запомнилось на занятиях и почему? Что полезного узнал для себя? Какие качества нужно развивать тебе в будущем?




Используемая литература:

1.Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.-176с.

2.Пиз А.Язык телодвижений/ Пер.англ. Нижний Новгород: Изд-во «АЙ-КЬЮ», 1992. 264с.

3.Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Akademia, 1995.126 с.

4.О.В.Хухлаева, Т.Ю.Кириллина, О.В.Федорова. Счастливый подросток: программа профилактики нарушений психологического здоровья. Издательство: «Апрель Пресс ЭКСМО-Пресс», 2000.222 с.



































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.