Викторина для подростков «Психологическая азбука» (повышение психологической компетентности у подростков с ОВЗ по слуху)
Викторина для подростков «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
Цель мероприятия – повышение психологической компетентности у подростков с ОВЗ по слуху.
Задачи:
расширить знаний детей о науке “психология” и роли психологических знаний в жизни человека,
познакомить обучающихся с основными понятиями психологии,
развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление),
совершенствовать навыки сотрудничества, умение работать в команде,
развивать эмпатию, толерантность у обучающихся с ОВЗ по слуху.
Оборудование: презентация, ИКТ – оборудование, система звукового поля, карточки с заданиями, фломастеры, ручки, карточки для названия команд, карточки для жюри с критериями оценки каждого задания, грамоты.
Используемые технологии: ИКТ – технологии, технологи проблемного обучения.
Словарь: психология, азбука, алфавит, пси, психе, Психея, психика, психические свойства, психические состояния, психические процессы, способности, характер, черты характера, познавательные процессы, эмоциональные процессы, эмоции, спокойствие, гипноз, релаксация, усталость, страх, стресс.
Ход мероприятия:
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами в рамках Недели Психологии проводим мероприятие «Психологическая Азбука». Что такое психологическая азбука? (ответы детей)
Давайте, сначала разберемся с 2 понятиями «азбука» и «психология»
Вопросы:
- Что такое азбука?
- Назовите синоним слова азбука.
- Зачем нам надо знать буквы?
Азбука — это основа для письма и чтения. На нашем мероприятии вы познакомитесь с основами науки «психология». Итак, что такое психология? Слово психология делится на 2 части: психе и логос. «Психе» - это душа, логос - «наука». Соедините эти два слова и продолжите предложение «Психология — это …» (ответы детей). Психология — это наука о душе. У психологии есть свой символ — знак «пси» и своя богиня Психея. Позже слово «душа» заменили на слово «психика». Продолжите предложение «Психология — это наука о …..» . Это наука о психике. Психика — очень сложное понятие. Что такое психика вы узнаете, выполняя различные задания.
Оценивать вашу работу по изучению основ психологии буде Жюри в составе … (представление членов жюри).
Чтобы отправиться в путешествие по науке психологии, необходимо придумать названия своим командам (подростки придумывают названия командам).
Итак, в путешествие по науке психологии отправляются команды (дети называют команды).
Педагог-психолог: Психика делится на 3 части. 1 часть — психические свойства. Это способности, характер.
№ 1. Черты характера.
Оборудование: карточки с нумерацией.
Задание - в течение 2 мин. придумать черты характера, отвечая на вопрос: «Человек какой?». За каждое прилагательное жюри выставляет 1 балл.
По окончании 2 мин. представители каждой команды зачитывают черты характера.
Педагог-психолог: 2 часть психики — это психические процессы. Они бывают познавательные и эмоциональные.
Вопросы:
1. Назовите познавательные психические процессы.
2. Что такое эмоциональные психические процессы?
3. Какие эмоции вы знаете?
Педагог-психолог: Чтобы познакомиться с познавательными процессами, предлагаю выполнить несколько заданий.
№ 2. Память
Оборудование: карточки с вопросами для каждой команды.
Педагог вместе с детьми читает текст, затем подростки самостоятельно еще раз прочитывают текст. На слайд выводятся вопросы по тексту.
Задание - в течение 2 мин. каждой команде на карточках ответить на вопросы.
Текст: Рано утром поезд выехал из села Репино в село Васильково. В поезде было 6 вагонов. Даша села в первый вагон с начала, а Дима — в первый вагон с конца поезда. Дети проехали три остановки и вышли в Шляпино. Их встречал дедушка с собакой по кличке Бобик.
Вопросы для команд:
1. Когда выехал поезд?
2. Назовите конечную остановку.
3. Доехали ли дети до конечной остановки?
4. Кто ехал в первом вагоне с конца?
5. Какая по счёту станция Шляпино?
6. Кто встречал детей: мужчина или женщина?
7. Откуда ехали дети?
8. Напишите кличку собаки.
По окончании 2 мин. педагог-психолог зачитывает вопросы, представители каждой команды отвечают на них. Жюри оценивает каждый правильный ответ в 1 балл.
№ 3. Занимательные задачи.
Педагог-психолог зачитывает текст задачи с опорой на слайд презентации.
Задание – решить правильно предложенные задачи. Та команда, которая правильно решит задачу, получает 1 балл.
Задачи:
№ 1. Сколько будет 2+2*2?
№ 2. Росло четыре осины, на каждой было по четыре больших ветки.
На каждой большой ветке по четыре маленьких ветки, на каждой маленькой ветке по четыре яблока. Сколько всего яблок на осине?
№ 3. Мультфильм начался в 11:45. Он длился 50 минут. Точно в середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы в этот момент?
№ 4. Одна сосиска варится 5 минут. За сколько минут сварятся две сосиски?
Педагог-психолог: Известный психолог К. Изард выделил 11 основных эмоций:
1. Радость
2. Удивление
3. Печаль
4. Гнев
5. Отвращение
6. Презрение
7. Горе-страдание
8. Стыд
9. Интерес-волнение
10. Вина
11. Смущение
Педагог-психолог: Предлагаю вам вспомнить эмоции - радость, печаль (грусть), удивление, злость и выполнить следующее задание.
№ 4. Эмоциональный портрет.
Каждой команде выдаются 4 картинки - портрета.
Задание – на каждой картинке нарисовать эмоции на лице героя (радость, печаль, удивление, злость) правильно и чтобы можно было узнать данное эмоциональное выражение на лице героя. Время выполнения задания – 2 мин.
Педагог-психолог: Эмоции можно изобразить схематично с помощью пиктограмм или смайликов. Давайте проверим правильность выполнения этого задания.
Педагог-психолог: 3 часть психики — это психические состояния
Команды по очереди зачитывают психические состояния на слайде.
№ 5. В каком состоянии человек?
Каждой команде выдается карточка с 4 картинками. Задание – определить психическое состояние героев, выбрав его из предлагаемого словаря. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Педагог-психолог: Пока члены жюри подсчитывают баллы и подводят итоги, я предлагаю вспомнить основные понятия психологии. Командам выдаются карточки:
№ 1. Способности, характер.
№ 2. познавательные (память, внимание, мышление, воображение), эмоциональные
(эмоции).
№ 3. усталость, стресс, утомление, гипноз, спокойствие, страх, релаксация.
Задание – соотнести карточку с группами: психические свойства, психические процессы и психические состояния.
Жюри подводит итоги викторины.
Приложение
В каком состоянии человек?
Словарь: усталость, стресс, вдохновение, безразличие, гипноз, релаксация, спокойствие, гипноз.
_______________________ _____________________
________________________________________________ _____________________________________________
Эмоциональный портрет