Статья на тему «Социально-психологические услуги»

5
0
Материал опубликован 26 September 2022

Социально-психологические услуги

 

Социально-психологическая услуга – социальная услуга, направленная на содействие клиентам/получателям услуг в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

 

Потребителями государственных услуг являются:

- клиенты учреждений (или их законные представители), имеющие проблемы социально-психологического характера;

- граждане, нуждающиеся в социально-психологических услугах разового характера.

Процесс оказания социально-психологических услуг – совершение специалистом (группой специалистов) учреждения определенной последовательности действий и/или принятие определенных решений, направленных на решение социально-психологических проблем клиента/получателя услуг.

 

Социально-психологические услуги предоставляются в следующих формах:

социально-психологическое и психологическое консультирование;

психологическая диагностика и обследование личности;

психологическая коррекция;

оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов;

проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;

психологическое просвещение;

социально-психологический патронаж.

 

Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями следующих национальных стандартов:

ГОСТ Р 52884-2007 «Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам»;

ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье»;

ГОСТ Р 52888-2007 «Социальные услуги детям»;

ГОСТ Р 53058-2008 «Социальные услуги гражданам пожилого возраста»;

ГОСТ Р 52886-2007 «Социальные услуги женщинам»;

ГОСТ Р 53059-2008 «Социальные услуги инвалидам».

 

Содержание социально-психологических услуг и требования к их предоставлению

 

Социально-психологическое и психологическое консультирование.

Социально-психологическое и психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента/получателя услуг о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом/получателем услуг внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.

 

Минимальные требования к предоставлению социально-психологического и психологического консультирования:

выявление в ходе беседы (не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 90 минут) психологических проблем, стоящих перед клиентом/получателем услуг, оказание помощи в формулировании запроса;

оказание помощи клиенту/получателю услуг в выявлении сути его проблем и осуществление содействия ему в определении возможных путей их решения;

определение реакции клиента/получателя услуг на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;

разработка совместно с клиентом/получателем услуг рекомендаций по решению стоящих перед ним психологических проблем.

 

Требования повышенного качества к предоставлению социально-психологического и психологического консультирования:

осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами, учреждениями, оказывающими социально-психологические услуги (телефонные переговоры, личные встречи, письменное ходатайство, направление на консультацию, диагностику и иные действия).

 

Условия предоставления социально-психологического и психологического консультирования:

специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология» (психолог, педагог-психолог);

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг и отсутствуют посторонние лица и шумы;

у специалиста, предоставляющего услугу, имеется список учреждений, служб, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях).

 

Результат предоставления социально-психологического и психологического консультирования:

выявлены психологические проблемы, стоящие перед клиентом/получателем услуг, и определены возможные пути их решения;

клиенту/получателю услуг оказана помощь в раскрытии, мобилизации внутренних ресурсов и решении социально-психологических проблем;

в ходе консультации произошло разрешение или снижение актуальности психологической проблемы, субъективное облегчение эмоционального состояния.

 

Психологическая диагностика и обследование личности.

Психологическая диагностика и обследование личности – социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента/получателя услуг, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.

 

Минимальные требования к проведению психологической диагностики и обследования личности:

определение направлений психологической диагностики (психическое, возрастное, личностное, межличностное, интеллектуальное, профориентационное, социальное);

выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария;

проведение диагностических процедур;

обработка результатов диагностики, составление психологического заключения и определение в случае необходимости прогноза дальнейшего развития и направления психологической коррекции;

определение в случае необходимости сроков проведения повторной (итоговой) диагностики клиента/получателя услуг;

предоставление результатов диагностики и обследования личности по запросу клиента/получателя услуг.

продолжительность психодиагностики и обследования личности как индивидуальной, так и групповой составляет до 90 минут.

 

Требование повышенного качества к проведению психологической диагностики и обследования личности:

проведение комплексного динамического социально-психологического обследования клиента/получателя услуг с фиксированием результатов динамики изменений.

 

Условия проведения психологической диагностики и обследования личности:

специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг, отсутствуют посторонние лица и шумы, имеется компьютерное оборудование (в случае использования компьютерных методик);

у специалиста, оказывающего услугу, имеется набор диагностических методик и диагностического инструментария (бланки анкет, опросников и наблюдений, тесты, карточки, методические рекомендации по обработке полученных результатов) в соответствии с возрастными особенностями клиентов;

специалист фиксирует результаты проведения психологической диагностики и обследования личности в рабочей документации учреждения.

 

Результат проведения психологической диагностики и обследования личности:

произведена оценка психического состояния клиента/получателя услуг;

проанализированы индивидуальные особенности личности клиента/получателя услуг, влияющие на отклонения в его поведении, и взаимоотношения с окружающими людьми;

собрана необходимая информация для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных, реабилитационных или профилактических мероприятий с клиентом/получателем услуг.

 

Психологическая коррекция.

Психологическая коррекция – социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента/получателя услуг с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента/получателя услуг.

 

Минимальные требования к проведению психологической коррекции:

определение в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования личности основных направлений психологической коррекции;

выбор коррекционных методик, форм и методов работы с клиентом/получателем услуг;

разработка плана индивидуальной коррекционной работы с клиентом/получателем услуг;

подбор необходимого материала для проведения коррекционных мероприятий;

проведение коррекционных мероприятий в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы.

 

Требования повышенного качества к проведению психологической коррекции:

привлечение специалистов других учреждений и ведомств для разработки коррекционной программы или оценки результативности проводимых занятий (при необходимости);

проведение коррекционных мероприятий в специальных помещениях (комната с ковровым покрытием, сенсорная комната, комната психологической разгрузки и пр.);

проведение коррекционных мероприятий с использованием специального оборудования (модульное оборудование, аудио- и видеомагнитофон с набором кассет, зеркала, компьютерное оборудование и пр.).

 

Условия проведения психологической коррекции:

специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг, отсутствуют посторонние лица и шумы;

у специалиста имеется фонд материалов и оборудования, которые необходимо использовать в ходе проведения коррекционных мероприятий в соответствии с методиками их проведения;

специалист использует изданные и/или утвержденные методики (инструкции, программы и пр.) по организации коррекционных занятий с клиентом/получателем услуг в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;

специалист фиксирует результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации учреждения.

 

Результатом проведения психологической коррекции является достижение задач, поставленных в плане индивидуальной коррекционной работы клиента/получателя услуг.

 

Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.

 

Психологическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в способствовании формированию у клиента/получателя услуг мотивации к активности, в поддержке жизненного тонуса, в создании условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении развитии личности клиента/получателя услуг.

 

Минимальные требования к оказанию психологической помощи:

выявление проблем, лежащих в основе психологического дискомфорта клиента/получателя услуг, в процессе беседы, общения, выслушивания;

первичное снятие негативных последствий травмирующей ситуации, возникшей проблемы путем подбадривания, мотивации к активности;

направление клиента/получателя услуг к специалисту (при необходимости).

Продолжительность психологической помощи составляет не менее 10 минут.

 

Требования повышенного качества к оказанию психологической помощи:

создание условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента/получателя услуг;

формирование у клиентов/получателей услуг потребности в психологических знаниях и желания использовать их для работы над собой и своими проблемами, создание условий для полноценного психического развития личности.

 

Условия оказания психологической помощи:

психологическая помощь может быть оказана:

специалистом учреждения (если оказываются услуги по минимальным требованиям);

специалистом, имеющим высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология» (если оказываются услуги по требованиям повышенного качества);

специалист фиксирует факт оказания психологической помощи в рабочей документации учреждения.

 

Результат оказания психологической помощи:

Оказание своевременной поддержки клиенту/получателю услуг, направленной на предупреждение возможных отклонений в психике, создание условий для полноценного психического развития личности.

 

Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.

Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения – социально-психологическая услуга, направленная на оказание клиенту помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержку и укрепление психического здоровья, повышение стрессоустойчивости, уровня психологической культуры.

 

Минимальные требования к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения:

разработка тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения;

курирование/руководство группами взаимоподдержки, клубами общения;

проведение занятий в группах, клубах общения в соответствии с тематическими планами или программами.

 

Требования повышенного качества к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения:

использование разнообразных форм работы и технического оборудования в ходе проведения занятий;

приглашение для участия в заседаниях/занятиях специалистов других профилей, известных людей.

 

Условия предоставления услуги:

специалист, оказывающий услугу, имеет среднее специальное или высшее психологическое или педагогическое образование;

услуга предоставляется в помещении, в котором имеются стулья по количеству участников занятий, отсутствуют посторонние шумы и раздражители;

специалист оказывает услуги в соответствии с планами и/или программами и расписанием проведения занятий;

имеется необходимое техническое оборудование;

специалист фиксирует результаты проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения в рабочей документации учреждения.

 

Результат проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения - оказание помощи клиентам в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.

 

Социально-психологический патронаж.

Социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психологического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-психологической помощи.

 

Минимальные требования к проведению социально-психологического патронажа:

оповещение клиента о времени и цели визита;

посещение клиента в соответствии с планом-графиком посещений;

определение необходимости предоставления клиенту социально-психологических услуг;

осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами в случае необходимости оказания срочной психологической помощи клиенту

 

Условия проведения социально-психологического патронажа:

специалист, предоставляющий услугу, имеет высшее педагогическое или психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;

специалист осуществляет социально-психологический патронаж в соответствии с планом-графиком посещений клиента;

специалист фиксирует результаты проведения социально-психологического патронажа в рабочей документации учреждения.

 

Результат социально-психологического патронажа:

клиенты вовлечены в позитивную контактную среду;

на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивается своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и создаются условия для своевременного оказания социально-психологической помощи клиенту.

 

Психологическое просвещение.

Психологическое просвещение – это социально-психологическая услуга, направленная на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям, повышение уровня психологической культуры.

 

Минимальные требования к психологическому просвещению:

организуются и проводятся беседы, лекции, встречи с клиентами/получателями услуг с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, знакомства с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития и пр.) и их использования в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей;

психологическая информация предоставляется клиентам/получателям услуг в виде раздаточных печатных материалов (буклетов, бюллетеней, листовок и т.д.).

 

Требования повышенного качества к психологическому просвещению:

психологическое просвещение осуществляется с учетом пожеланий клиентов/получателей услуги;

осуществляется популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;

психологическое просвещение осуществляется с использованием средств массовой информации (газеты, радио, телевидение, Интернет);

психологическое просвещение осуществляется с использованием современных технических средств;

психологическое просвещение осуществляется на месте работы/учебы/проживания получателей услуг в ходе выездной работы;

учреждение осуществляет психологическое просвещение в соответствии с утвержденными планами работы и договорами с ведомствами, учреждениями, органами местного самоуправления и пр.;

осуществляется подбор и предоставление во временное пользование клиенту книжной продукции, видео-аудио-материалов по интересующим его психологическим вопросам.

 

Условия проведения психологического просвещения:

у специалиста, предоставляющего услугу, имеется высшее педагогическое, психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;

в учреждении при необходимости имеется в наличие книжная продукция, видео-аудио-материалы психологической направленности для предоставления во временное пользование клиентам;

в учреждении имеется раздаточная печатная продукция (буклеты, бюллетени, листовки и т.д.) психологической направленности;

в учреждении имеется транспортное средство для осуществления выездной работы;

специалист фиксирует факт проведения психологического просвещения в рабочей документации учреждения.

 

 

Результат психологического просвещения:

повышение уровня психологической культуры, предполагающей интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных проблемах, переживаниях, поступках и пр.

создание условий для полноценного психического развития личности клиентов/получателей услуг и предупреждению возможных отклонений в психике, становлении и развитии личности на определенном возрастном этапе;

укрепление психического здоровья, повышение стрессоустойчивости и психической защищенности.

 

Порядок и условия предоставления социально-психологических услуг

 

Порядок предоставления социально-психологических услуг.

Социально-психологические услуги клиентам предоставляются в порядке, определенном в учреждении нормативными документами, которые регулируют его деятельность.

Социально-психологические услуги получателям услуг предоставляются на основании их личного обращения (или их законных представителей) в устной форме.

В ходе предоставления социально-психологических услуг группе получателей услуг личного обращения не требуется. Предоставление услуг осуществляется на основании заключенных договоров о сотрудничестве с учреждениями, на базе которых проводятся мероприятия, или утвержденных графиков выездной работы (за исключением случаев, носящих экстренный характер).

Социально-психологические услуги предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном действующим законодательством порядке недееспособными, дают их законные представители. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.

Допускается анонимное обращение граждан для получения услуг (обращение на личный прием, по телефону, факсу, через сеть Интернет, по почте и т. д.).

 

Основаниями для отказа в предоставлении социально-психологических услуг являются:

1) алкогольное или наркотическое опьянение гражданина;

2) нахождение запрашиваемой услуги за рамками компетенции специалистов учреждения;

3) неэтичное или агрессивное поведение клиента.

В случае отказа по подпунктам 1 и 3 настоящего пункта необходимо составить протокол, подписанный не менее чем двумя специалистами, в котором будет подтверждено основание для отказа.

 

Обязательным для предоставления социально-психологических услуг является выполнение следующих действий:

установление контакта с клиентом/получателем услуг;

в случае необходимости изучение иных документов клиента и рекомендаций иных специалистов, работающих с клиентом;

определение в ходе беседы реакции клиента/получателя услуг на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;

внесение сведений о предоставлении социально-психологических услуг клиенту/получателю услуг в утвержденную рабочую документацию учреждения (документы клиента, журналы учета).

 

Клиент имеет право отказаться от предоставления социально-психологических услуг по собственному желанию на любом этапе и в любой приемлемой для него форме.

 

Обеспечение доступности социально-психологических услуг.

Гражданин имеет возможность получить социально-психологическую услугу в любом учреждении социального обслуживания населения, предоставляющем такие услуги.

Социально-психологическая услуга предоставляется в течение времени, определенного Правилами внутреннего трудового распорядка, режимом работы специалиста.

Доступ гражданина, имеющего явные признаки нарушения эмоционального состояния, к специалисту обеспечивается незамедлительно.

Гражданин имеет возможность обратиться к специалисту по предварительной записи в удобное для себя и согласованное со специалистом время.

 

Обеспечение прав клиента на конфиденциальность.

Учреждение гарантирует обеспечение гражданских прав клиентов/получателей услуг. Информация о клиентах – получателях социально-психологических услуг хранится таким образом, что не допускает ее использование посторонними лицами.

Распространение частичной или полной информации осуществляется только в интересах клиента/получателя услуг и с его согласия или согласия его законного представителя (если это не связано с преступлением или угрозой жизни и здоровью самого клиента/получателя услуг или других лиц), а также в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Хранение документов и информации о клиентах/получателях услуг осуществляется в специально отведенном защищенном месте (архивных шкафах), система паролей защищает электронную базу данных на клиентов/получателей услуг.

Клиенту/получателю услуг обеспечивается возможность получения услуги анонимно с использованием шифров и кодов при оформлении документации.

Процедура контроля за оформлением и хранением документов осуществляется регулярно.

 

Учреждение соблюдает требования к:

ведению документации, в соответствии с которой работает учреждение;

условиям размещения учреждения;

укомплектованности учреждения специалистами и их квалификации;

оснащению учреждения специальным и табельным оборудованием;

информированию граждан об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам;

осуществлению контроля за оказанием социальных услуг;

качеству всех видов социальных услуг;

перечню прав граждан в ходе социального обслуживания;

конфиденциальности предоставления услуг,

 

В учреждении осуществляется внутренний контроль за качеством предоставления социально-психологических услуг.

 

Показатели исполнения требований стандарта

Имеются документы, подтверждающие профессиональный уровень специалистов, оказывающих социально-психологические услуги.

Имеются изданные и/или утвержденные методики предоставления социально-психологических услуг.

Имеется необходимые материалы и оборудование для предоставления социально-психологических услуг (согласно утвержденным методикам).

Имеются записи в рабочей документации учреждения/специалиста о предоставляемых социально-психологических услуг клиенту/получателю услуг.

Имеются договоры или планы совместной работы (если услуги предоставляются совместно с другими учреждениями и организациями).

Отсутствуют жалобы со стороны граждан на нарушение установленных требований по доступности социально-психологических услуг.

Утверждены Правила внутреннего трудового распорядка и график работы специалистов, оказывающих социально-психологические услуги.

Правила внутреннего трудового распорядка, график работы специалистов и книга жалоб и предложений находятся в доступном для клиентов месте.

Существует утвержденный перечень документов на клиентов/получателей услуг и порядок их оформления и хранения.

Существуют сейфы/архивные шкафы для хранения документов, установлены пароли для защиты электронной базы данных.

Имеется набор шифров и кодов, используемые для оформления документов.

 

Источники использованных материалов:

https://base.garant.ru/20181588/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

https://filling-form.ru/blank/20713/index.html?page=2

 

 

 

 

14

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.