Статья на тему «Социально-психологические услуги»
Социально-психологические услуги
Социально-психологическая услуга – социальная услуга, направленная на содействие клиентам/получателям услуг в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности.
Потребителями государственных услуг являются:
- клиенты учреждений (или их законные представители), имеющие проблемы социально-психологического характера;
- граждане, нуждающиеся в социально-психологических услугах разового характера.
Процесс оказания социально-психологических услуг – совершение специалистом (группой специалистов) учреждения определенной последовательности действий и/или принятие определенных решений, направленных на решение социально-психологических проблем клиента/получателя услуг.
Социально-психологические услуги предоставляются в следующих формах:
социально-психологическое и психологическое консультирование;
психологическая диагностика и обследование личности;
психологическая коррекция;
оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов;
проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
психологическое просвещение;
социально-психологический патронаж.
Настоящий стандарт разработан в соответствии с требованиями следующих национальных стандартов:
ГОСТ Р 52884-2007 «Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам»;
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье»;
ГОСТ Р 52888-2007 «Социальные услуги детям»;
ГОСТ Р 53058-2008 «Социальные услуги гражданам пожилого возраста»;
ГОСТ Р 52886-2007 «Социальные услуги женщинам»;
ГОСТ Р 53059-2008 «Социальные услуги инвалидам».
Содержание социально-психологических услуг и требования к их предоставлению
Социально-психологическое и психологическое консультирование.
Социально-психологическое и психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента/получателя услуг о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом/получателем услуг внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.
Минимальные требования к предоставлению социально-психологического и психологического консультирования:
выявление в ходе беседы (не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 90 минут) психологических проблем, стоящих перед клиентом/получателем услуг, оказание помощи в формулировании запроса;
оказание помощи клиенту/получателю услуг в выявлении сути его проблем и осуществление содействия ему в определении возможных путей их решения;
определение реакции клиента/получателя услуг на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
разработка совместно с клиентом/получателем услуг рекомендаций по решению стоящих перед ним психологических проблем.
Требования повышенного качества к предоставлению социально-психологического и психологического консультирования:
осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами, учреждениями, оказывающими социально-психологические услуги (телефонные переговоры, личные встречи, письменное ходатайство, направление на консультацию, диагностику и иные действия).
Условия предоставления социально-психологического и психологического консультирования:
специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология» (психолог, педагог-психолог);
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг и отсутствуют посторонние лица и шумы;
у специалиста, предоставляющего услугу, имеется список учреждений, служб, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях).
Результат предоставления социально-психологического и психологического консультирования:
выявлены психологические проблемы, стоящие перед клиентом/получателем услуг, и определены возможные пути их решения;
клиенту/получателю услуг оказана помощь в раскрытии, мобилизации внутренних ресурсов и решении социально-психологических проблем;
в ходе консультации произошло разрешение или снижение актуальности психологической проблемы, субъективное облегчение эмоционального состояния.
Психологическая диагностика и обследование личности.
Психологическая диагностика и обследование личности – социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента/получателя услуг, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.
Минимальные требования к проведению психологической диагностики и обследования личности:
определение направлений психологической диагностики (психическое, возрастное, личностное, межличностное, интеллектуальное, профориентационное, социальное);
выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария;
проведение диагностических процедур;
обработка результатов диагностики, составление психологического заключения и определение в случае необходимости прогноза дальнейшего развития и направления психологической коррекции;
определение в случае необходимости сроков проведения повторной (итоговой) диагностики клиента/получателя услуг;
предоставление результатов диагностики и обследования личности по запросу клиента/получателя услуг.
продолжительность психодиагностики и обследования личности как индивидуальной, так и групповой составляет до 90 минут.
Требование повышенного качества к проведению психологической диагностики и обследования личности:
проведение комплексного динамического социально-психологического обследования клиента/получателя услуг с фиксированием результатов динамики изменений.
Условия проведения психологической диагностики и обследования личности:
специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг, отсутствуют посторонние лица и шумы, имеется компьютерное оборудование (в случае использования компьютерных методик);
у специалиста, оказывающего услугу, имеется набор диагностических методик и диагностического инструментария (бланки анкет, опросников и наблюдений, тесты, карточки, методические рекомендации по обработке полученных результатов) в соответствии с возрастными особенностями клиентов;
специалист фиксирует результаты проведения психологической диагностики и обследования личности в рабочей документации учреждения.
Результат проведения психологической диагностики и обследования личности:
произведена оценка психического состояния клиента/получателя услуг;
проанализированы индивидуальные особенности личности клиента/получателя услуг, влияющие на отклонения в его поведении, и взаимоотношения с окружающими людьми;
собрана необходимая информация для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных, реабилитационных или профилактических мероприятий с клиентом/получателем услуг.
Психологическая коррекция.
Психологическая коррекция – социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента/получателя услуг с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента/получателя услуг.
Минимальные требования к проведению психологической коррекции:
определение в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования личности основных направлений психологической коррекции;
выбор коррекционных методик, форм и методов работы с клиентом/получателем услуг;
разработка плана индивидуальной коррекционной работы с клиентом/получателем услуг;
подбор необходимого материала для проведения коррекционных мероприятий;
проведение коррекционных мероприятий в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы.
Требования повышенного качества к проведению психологической коррекции:
привлечение специалистов других учреждений и ведомств для разработки коррекционной программы или оценки результативности проводимых занятий (при необходимости);
проведение коррекционных мероприятий в специальных помещениях (комната с ковровым покрытием, сенсорная комната, комната психологической разгрузки и пр.);
проведение коррекционных мероприятий с использованием специального оборудования (модульное оборудование, аудио- и видеомагнитофон с набором кассет, зеркала, компьютерное оборудование и пр.).
Условия проведения психологической коррекции:
специалист, оказывающий услугу, имеет высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог, медицинский психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются мягкие стулья/кресла/диван для клиента/получателя услуг, отсутствуют посторонние лица и шумы;
у специалиста имеется фонд материалов и оборудования, которые необходимо использовать в ходе проведения коррекционных мероприятий в соответствии с методиками их проведения;
специалист использует изданные и/или утвержденные методики (инструкции, программы и пр.) по организации коррекционных занятий с клиентом/получателем услуг в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;
специалист фиксирует результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации учреждения.
Результатом проведения психологической коррекции является достижение задач, поставленных в плане индивидуальной коррекционной работы клиента/получателя услуг.
Оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.
Психологическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в способствовании формированию у клиента/получателя услуг мотивации к активности, в поддержке жизненного тонуса, в создании условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении развитии личности клиента/получателя услуг.
Минимальные требования к оказанию психологической помощи:
выявление проблем, лежащих в основе психологического дискомфорта клиента/получателя услуг, в процессе беседы, общения, выслушивания;
первичное снятие негативных последствий травмирующей ситуации, возникшей проблемы путем подбадривания, мотивации к активности;
направление клиента/получателя услуг к специалисту (при необходимости).
Продолжительность психологической помощи составляет не менее 10 минут.
Требования повышенного качества к оказанию психологической помощи:
создание условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента/получателя услуг;
формирование у клиентов/получателей услуг потребности в психологических знаниях и желания использовать их для работы над собой и своими проблемами, создание условий для полноценного психического развития личности.
Условия оказания психологической помощи:
психологическая помощь может быть оказана:
специалистом учреждения (если оказываются услуги по минимальным требованиям);
специалистом, имеющим высшее психологическое образование (психолог, педагог-психолог) или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология» (если оказываются услуги по требованиям повышенного качества);
специалист фиксирует факт оказания психологической помощи в рабочей документации учреждения.
Результат оказания психологической помощи:
Оказание своевременной поддержки клиенту/получателю услуг, направленной на предупреждение возможных отклонений в психике, создание условий для полноценного психического развития личности.
Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения – социально-психологическая услуга, направленная на оказание клиенту помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержку и укрепление психического здоровья, повышение стрессоустойчивости, уровня психологической культуры.
Минимальные требования к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения:
разработка тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения;
курирование/руководство группами взаимоподдержки, клубами общения;
проведение занятий в группах, клубах общения в соответствии с тематическими планами или программами.
Требования повышенного качества к проведению занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения:
использование разнообразных форм работы и технического оборудования в ходе проведения занятий;
приглашение для участия в заседаниях/занятиях специалистов других профилей, известных людей.
Условия предоставления услуги:
специалист, оказывающий услугу, имеет среднее специальное или высшее психологическое или педагогическое образование;
услуга предоставляется в помещении, в котором имеются стулья по количеству участников занятий, отсутствуют посторонние шумы и раздражители;
специалист оказывает услуги в соответствии с планами и/или программами и расписанием проведения занятий;
имеется необходимое техническое оборудование;
специалист фиксирует результаты проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения в рабочей документации учреждения.
Результат проведения занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения - оказание помощи клиентам в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
Социально-психологический патронаж.
Социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психологического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им при необходимости социально-психологической помощи.
Минимальные требования к проведению социально-психологического патронажа:
оповещение клиента о времени и цели визита;
посещение клиента в соответствии с планом-графиком посещений;
определение необходимости предоставления клиенту социально-психологических услуг;
осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами в случае необходимости оказания срочной психологической помощи клиенту
Условия проведения социально-психологического патронажа:
специалист, предоставляющий услугу, имеет высшее педагогическое или психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;
специалист осуществляет социально-психологический патронаж в соответствии с планом-графиком посещений клиента;
специалист фиксирует результаты проведения социально-психологического патронажа в рабочей документации учреждения.
Результат социально-психологического патронажа:
клиенты вовлечены в позитивную контактную среду;
на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивается своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить их трудную жизненную ситуацию, и создаются условия для своевременного оказания социально-психологической помощи клиенту.
Психологическое просвещение.
Психологическое просвещение – это социально-психологическая услуга, направленная на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям, повышение уровня психологической культуры.
Минимальные требования к психологическому просвещению:
организуются и проводятся беседы, лекции, встречи с клиентами/получателями услуг с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, знакомства с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития и пр.) и их использования в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей;
психологическая информация предоставляется клиентам/получателям услуг в виде раздаточных печатных материалов (буклетов, бюллетеней, листовок и т.д.).
Требования повышенного качества к психологическому просвещению:
психологическое просвещение осуществляется с учетом пожеланий клиентов/получателей услуги;
осуществляется популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;
психологическое просвещение осуществляется с использованием средств массовой информации (газеты, радио, телевидение, Интернет);
психологическое просвещение осуществляется с использованием современных технических средств;
психологическое просвещение осуществляется на месте работы/учебы/проживания получателей услуг в ходе выездной работы;
учреждение осуществляет психологическое просвещение в соответствии с утвержденными планами работы и договорами с ведомствами, учреждениями, органами местного самоуправления и пр.;
осуществляется подбор и предоставление во временное пользование клиенту книжной продукции, видео-аудио-материалов по интересующим его психологическим вопросам.
Условия проведения психологического просвещения:
у специалиста, предоставляющего услугу, имеется высшее педагогическое, психологическое образование или высшее профессиональное образование с переподготовкой по специальности «Психология»;
в учреждении при необходимости имеется в наличие книжная продукция, видео-аудио-материалы психологической направленности для предоставления во временное пользование клиентам;
в учреждении имеется раздаточная печатная продукция (буклеты, бюллетени, листовки и т.д.) психологической направленности;
в учреждении имеется транспортное средство для осуществления выездной работы;
специалист фиксирует факт проведения психологического просвещения в рабочей документации учреждения.
Результат психологического просвещения:
повышение уровня психологической культуры, предполагающей интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных проблемах, переживаниях, поступках и пр.
создание условий для полноценного психического развития личности клиентов/получателей услуг и предупреждению возможных отклонений в психике, становлении и развитии личности на определенном возрастном этапе;
укрепление психического здоровья, повышение стрессоустойчивости и психической защищенности.
Порядок и условия предоставления социально-психологических услуг
Порядок предоставления социально-психологических услуг.
Социально-психологические услуги клиентам предоставляются в порядке, определенном в учреждении нормативными документами, которые регулируют его деятельность.
Социально-психологические услуги получателям услуг предоставляются на основании их личного обращения (или их законных представителей) в устной форме.
В ходе предоставления социально-психологических услуг группе получателей услуг личного обращения не требуется. Предоставление услуг осуществляется на основании заключенных договоров о сотрудничестве с учреждениями, на базе которых проводятся мероприятия, или утвержденных графиков выездной работы (за исключением случаев, носящих экстренный характер).
Социально-психологические услуги предоставляют при условии добровольного согласия граждан на их получение, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном действующим законодательством порядке недееспособными, дают их законные представители. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.
Допускается анонимное обращение граждан для получения услуг (обращение на личный прием, по телефону, факсу, через сеть Интернет, по почте и т. д.).
Основаниями для отказа в предоставлении социально-психологических услуг являются:
1) алкогольное или наркотическое опьянение гражданина;
2) нахождение запрашиваемой услуги за рамками компетенции специалистов учреждения;
3) неэтичное или агрессивное поведение клиента.
В случае отказа по подпунктам 1 и 3 настоящего пункта необходимо составить протокол, подписанный не менее чем двумя специалистами, в котором будет подтверждено основание для отказа.
Обязательным для предоставления социально-психологических услуг является выполнение следующих действий:
установление контакта с клиентом/получателем услуг;
в случае необходимости изучение иных документов клиента и рекомендаций иных специалистов, работающих с клиентом;
определение в ходе беседы реакции клиента/получателя услуг на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
внесение сведений о предоставлении социально-психологических услуг клиенту/получателю услуг в утвержденную рабочую документацию учреждения (документы клиента, журналы учета).
Клиент имеет право отказаться от предоставления социально-психологических услуг по собственному желанию на любом этапе и в любой приемлемой для него форме.
Обеспечение доступности социально-психологических услуг.
Гражданин имеет возможность получить социально-психологическую услугу в любом учреждении социального обслуживания населения, предоставляющем такие услуги.
Социально-психологическая услуга предоставляется в течение времени, определенного Правилами внутреннего трудового распорядка, режимом работы специалиста.
Доступ гражданина, имеющего явные признаки нарушения эмоционального состояния, к специалисту обеспечивается незамедлительно.
Гражданин имеет возможность обратиться к специалисту по предварительной записи в удобное для себя и согласованное со специалистом время.
Обеспечение прав клиента на конфиденциальность.
Учреждение гарантирует обеспечение гражданских прав клиентов/получателей услуг. Информация о клиентах – получателях социально-психологических услуг хранится таким образом, что не допускает ее использование посторонними лицами.
Распространение частичной или полной информации осуществляется только в интересах клиента/получателя услуг и с его согласия или согласия его законного представителя (если это не связано с преступлением или угрозой жизни и здоровью самого клиента/получателя услуг или других лиц), а также в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
Хранение документов и информации о клиентах/получателях услуг осуществляется в специально отведенном защищенном месте (архивных шкафах), система паролей защищает электронную базу данных на клиентов/получателей услуг.
Клиенту/получателю услуг обеспечивается возможность получения услуги анонимно с использованием шифров и кодов при оформлении документации.
Процедура контроля за оформлением и хранением документов осуществляется регулярно.
Учреждение соблюдает требования к:
ведению документации, в соответствии с которой работает учреждение;
условиям размещения учреждения;
укомплектованности учреждения специалистами и их квалификации;
оснащению учреждения специальным и табельным оборудованием;
информированию граждан об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам;
осуществлению контроля за оказанием социальных услуг;
качеству всех видов социальных услуг;
перечню прав граждан в ходе социального обслуживания;
конфиденциальности предоставления услуг,
В учреждении осуществляется внутренний контроль за качеством предоставления социально-психологических услуг.
Показатели исполнения требований стандарта
Имеются документы, подтверждающие профессиональный уровень специалистов, оказывающих социально-психологические услуги.
Имеются изданные и/или утвержденные методики предоставления социально-психологических услуг.
Имеется необходимые материалы и оборудование для предоставления социально-психологических услуг (согласно утвержденным методикам).
Имеются записи в рабочей документации учреждения/специалиста о предоставляемых социально-психологических услуг клиенту/получателю услуг.
Имеются договоры или планы совместной работы (если услуги предоставляются совместно с другими учреждениями и организациями).
Отсутствуют жалобы со стороны граждан на нарушение установленных требований по доступности социально-психологических услуг.
Утверждены Правила внутреннего трудового распорядка и график работы специалистов, оказывающих социально-психологические услуги.
Правила внутреннего трудового распорядка, график работы специалистов и книга жалоб и предложений находятся в доступном для клиентов месте.
Существует утвержденный перечень документов на клиентов/получателей услуг и порядок их оформления и хранения.
Существуют сейфы/архивные шкафы для хранения документов, установлены пароли для защиты электронной базы данных.
Имеется набор шифров и кодов, используемые для оформления документов.
Источники использованных материалов:
https://base.garant.ru/20181588/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
https://filling-form.ru/blank/20713/index.html?page=2
14