Авторская учебная программа «Психологическая адаптация»
Пояснительная записка.
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирования его отношения к школе.
В младшем школьном возрасте формируются необходимые механизмы, позволяющие ребенку адекватно принять новые условия деятельности. Однако, как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Особенно трудно приходится детям, чьи психическое развитие в силу различных причин отстает от нормы. При этом дезадаптивные проявления у детей 10-11 лет сочетаются с явлениями предкризисного (кризисного) характера их взросления, поэтому процесс вхождения в новую ситуацию обучения на второй ступени может стать для детей (педагогов) довольно болезненным. Поэтому необходима система профилактических психолого – педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и развитии детей.
Трудности в обучении, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Формирование психологической готовности к обучению в школе не проходит быстро, поэтому профилактика дезадаптации очень актуальна и востребована в образовательной системе.
Цель: профилактика школьной дезадптации и психологическая подготовка детей к школе
Задачи:
Способствовать развитию познавательных психических процессов
Обогащать словарь ребенка и развивать связную речь
Развивать мелкую моторику и координацию движения
Категория участников: дети 7- 8 лет
Сроки реализации: учебный год, 20 занятий
Ожидаемые результаты: профилактика дезадаптации, развитие и коррекция познавательной и эмоционально – волевой сферы, благополучный процесс адаптации в 1 классе.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Здравствуй, 1 класс |
1 |
2 |
Школа и сад |
1 |
3 |
Мой учитель |
1 |
4 |
Мои одноклассники |
1 |
5 |
Хитрые задания |
1 |
6 |
Учусь учиться |
1 |
7 |
Учусь быть внимательным |
1 |
8 |
Учусь запоминать |
1 |
9 |
Учусь думать |
1 |
10 |
Учусь воображать |
1 |
11 |
Играть или учиться |
1 |
12 |
Как дружить |
1 |
13 |
Как не ссориться |
1 |
14 |
Как помириться, если поругались |
1 |
15 |
Во что можно поиграть на перемене |
1 |
16 |
Я - первоклассник |
1 |
17 |
Рисуем школу |
1 |
18 |
Мои способности |
1 |
19 |
Мое настроение |
1 |
20 |
Итоговое занятие. Диагностика особенностей адаптации |
1 |
ИТОГО |
20 |
Направления |
№ занятия, в котором идет проработка направления |
Наименование форм работы, упражнений |
||||||
Развитие внимания - в 10 занятиях |
№ 1, 3,6,7,9,10,12,14,16, 19, 20, |
- игра «Я положил в мешок…» - упражнение «Будь внимательным» - упражнение «Продолжи ряд» - упражнение «Заштрихуй треугольники» - упражнение «Найди буквы» - упражнение «Заштрихуй кружки» - игра «Выполни движения» - упражнение «Собери бусы на ниточку» - упражнение «Нарисуй такую же кошку» - упражнение «Зачеркни буквы» - игра «Послушай, что за окном» - игра «Хитрые вопросы» - упражнение «Найди спрятавшихся зверей» - упражнение «Нарисуй собаку» - упражнение «Запомни все точки» - упражнение «Переплетенные линии» - игра «Найди отличия» - упражнение «Найди и раскрась» - игра «Цветок, дерево, фрукт» - упражнение «Нарисуй такой же цветок» - игра «Внимательные руки» - упражнение «Кто больше увидит и запомнит» - игра «Что пропало?» |
||||||
Развитие памяти – в 13 занятиях |
№ 1,4,5,6,7,8.11.12,13,15,16,18,19 |
- упражнение «Нарисуй по памяти картинку» - упражнение «Каскад слов» - упражнение «Сложи такой же предмет» - игра «Запомни картинки» - упражнение «Расскажи стихотворение» - игра «Добавь слово» - упражнение «Слушаем и рисуем» - упражнение «Воспроизведение рассказа» - игра «Я – фотоаппарат» - игра «В зоопарк живут…» - игра «Я положил в мешок…» - игра «Идем в магазин» |
||||||
Развитие воображения - в 14 занятиях |
№ 1,2,3.4,5,6,7,8,11,12,14,16,17, 19 |
- игра «Изобретатель», «Волшебный лес» - игра «Самое веселое», «Чудесные превращения» - игра «Чего на свете не бывает?» - игра «Что произойдет?» - игра «Укрась слово», «Составь предложение» - игра «Закончи рисунок», «Волшебные превращения» - упражнение «Использование предметов» - игра «Незаконченный рисунок», «Путаница» - игра «Представь, будто…» - упражнение «Составление изображений объектов» - упражнение «Придумай рассказ», «Составь загадку» |
||||||
Развитие мышления - в 15 занятиях |
№ 1, 2,3,4,5,6.7,9,10,11,13,14,17,18,20 |
- игра «Логический поезд», «Окончание слов» - упражнение «Найди недостающую фигуру» - игра «Раздели на группы», «Говори наоборот» - упражнение «Определи понятия», «Назови слова» - игра «Закончи предложение» - упражнение «Найди лишний предмет» - игра «Времена года», «Четвертый лишний» - упражнение «Сравнение предметов» - игра «Найди лишнее слово», «отгадаем вместе» - упражнение «Составь предложение» - игра «Угадай по картинке» - игра «Небылицы» |
||||||
Развитие мелкой моторики – в 3 занятиях |
№ 1,2,7 |
- упражнение «Коврик для куклы» - упражнение «Продолжи ряд» - упражнение «Выполни штриховку» - упражнение «Теппинг – тест» - упражнение «Проведи машинку по дорожке» - упражнение «Найди и раскрась» - упражнение «Лабиринты» - упражнение «Забавные фигуры» |
||||||
Развитие произвольности – в 7 занятиях |
№ 1,4,5,6.7,9,16 |
- упражнение «Раскрась фигуры» - упражнение «Копирование образца» - упражнение «Графический диктант» - упражнение «Палочки и крестики» - упражнение «Точки» - упражнение «Заштрихуй треугольники» - упражнение «Заштрихуй кружки» |
Литература:
Ильина М.Н. и др. Тесты для детей. Спб.,1998
Матвеева Л. и др. Что я могу узнать о своем ребенке?, Челябинск, 1996
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет, Ярославь,2000
Панфилова М.А. Игротерапия общения, М. 2000
Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, 1996
Картотека игр
Тихомирова Л.Ф. Логика детей 5 – 7 лет, Ярославль, 2000Субботина, Л.,Ю. Игры для развития
Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения детей 5 – 10 лет. Ярославль, 2001
Юлия