12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия536
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Пояснительная записка.

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирования его отношения к школе.

В младшем школьном возрасте формируются необходимые механизмы, позволяющие ребенку адекватно принять новые условия деятельности. Однако, как известно, не у всех детей этот механизм формируется соответственно возрасту. Особенно трудно приходится детям, чьи психическое развитие в силу различных причин отстает от нормы. При этом дезадаптивные проявления у детей 10-11 лет сочетаются с явлениями предкризисного (кризисного) характера их взросления, поэтому процесс вхождения в новую ситуацию обучения на второй ступени может стать для детей (педагогов) довольно болезненным. Поэтому необходима система профилактических психолого – педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации и развитии детей.

Трудности в обучении, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Формирование психологической готовности к обучению в школе не проходит быстро, поэтому профилактика дезадаптации очень актуальна и востребована в образовательной системе.

Цель: профилактика школьной дезадптации и психологическая подготовка детей к школе

Задачи:

Способствовать развитию познавательных психических процессов

Обогащать словарь ребенка и развивать связную речь

Развивать мелкую моторику и координацию движения

Категория участников: дети 7- 8 лет

Сроки реализации: учебный год, 20 занятий

Ожидаемые результаты: профилактика дезадаптации, развитие и коррекция познавательной и эмоционально – волевой сферы, благополучный процесс адаптации в 1 классе.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Здравствуй, 1 класс

1

2

Школа и сад

1

3

Мой учитель

1

4

Мои одноклассники

1

5

Хитрые задания

1

6

Учусь учиться

1

7

Учусь быть внимательным

1

8

Учусь запоминать

1

9

Учусь думать

1

10

Учусь воображать

1

11

Играть или учиться

1

12

Как дружить

1

13

Как не ссориться

1

14

Как помириться, если поругались

1

15

Во что можно поиграть на перемене

1

16

Я - первоклассник

1

17

Рисуем школу

1

18

Мои способности

1

19

Мое настроение

1

20

Итоговое занятие. Диагностика особенностей адаптации

1

 

ИТОГО

20

 

Направления

№ занятия, в котором идет проработка направления

Наименование форм работы, упражнений

   

Развитие внимания - в 10 занятиях

№ 1, 3,6,7,9,10,12,14,16, 19, 20,

- игра «Я положил в мешок…»

- упражнение «Будь внимательным»

- упражнение «Продолжи ряд»

- упражнение «Заштрихуй треугольники»

- упражнение «Найди буквы»

- упражнение «Заштрихуй кружки»

- игра «Выполни движения»

- упражнение «Собери бусы на ниточку»

- упражнение «Нарисуй такую же кошку»

- упражнение «Зачеркни буквы»

- игра «Послушай, что за окном»

- игра «Хитрые вопросы»

- упражнение «Найди спрятавшихся зверей»

- упражнение «Нарисуй собаку»

- упражнение «Запомни все точки»

- упражнение «Переплетенные линии»

- игра «Найди отличия»

- упражнение «Найди и раскрась»

- игра «Цветок, дерево, фрукт»

- упражнение «Нарисуй такой же цветок»

- игра «Внимательные руки»

- упражнение «Кто больше увидит и запомнит»

- игра «Что пропало?»

   

Развитие памяти – в 13 занятиях

№ 1,4,5,6,7,8.11.12,13,15,16,18,19

- упражнение «Нарисуй по памяти картинку»

- упражнение «Каскад слов»

- упражнение «Сложи такой же предмет»

- игра «Запомни картинки»

- упражнение «Расскажи стихотворение»

- игра «Добавь слово»

- упражнение «Слушаем и рисуем»

- упражнение «Воспроизведение рассказа»

- игра «Я – фотоаппарат»

- игра «В зоопарк живут…»

- игра «Я положил в мешок…»

- игра «Идем в магазин»

   

Развитие воображения

- в 14 занятиях

№ 1,2,3.4,5,6,7,8,11,12,14,16,17, 19

- игра «Изобретатель», «Волшебный лес»

- игра «Самое веселое», «Чудесные превращения»

- игра «Чего на свете не бывает?»

- игра «Что произойдет?»

- игра «Укрась слово», «Составь предложение»

- игра «Закончи рисунок», «Волшебные превращения»

- упражнение «Использование предметов»

- игра «Незаконченный рисунок», «Путаница»

- игра «Представь, будто…»

- упражнение «Составление изображений объектов»

- упражнение «Придумай рассказ», «Составь загадку»

   

Развитие мышления - в 15 занятиях

№ 1, 2,3,4,5,6.7,9,10,11,13,14,17,18,20

- игра «Логический поезд», «Окончание слов»

- упражнение «Найди недостающую фигуру»

- игра «Раздели на группы», «Говори наоборот»

- упражнение «Определи понятия», «Назови слова»

- игра «Закончи предложение»

- упражнение «Найди лишний предмет»

- игра «Времена года», «Четвертый лишний»

- упражнение «Сравнение предметов»

- игра «Найди лишнее слово», «отгадаем вместе»

- упражнение «Составь предложение»

- игра «Угадай по картинке»

- игра «Небылицы»

   

Развитие мелкой моторики – в 3 занятиях

№ 1,2,7

- упражнение «Коврик для куклы»

- упражнение «Продолжи ряд»

- упражнение «Выполни штриховку»

- упражнение «Теппинг – тест»

- упражнение «Проведи машинку по дорожке»

- упражнение «Найди и раскрась»

- упражнение «Лабиринты»

- упражнение «Забавные фигуры»

       

Развитие произвольности – в 7 занятиях

№ 1,4,5,6.7,9,16

- упражнение «Раскрась фигуры»

- упражнение «Копирование образца»

- упражнение «Графический диктант»

- упражнение «Палочки и крестики»

- упражнение «Точки»

- упражнение «Заштрихуй треугольники»

- упражнение «Заштрихуй кружки»

   

Литература:

Ильина М.Н. и др. Тесты для детей. Спб.,1998

Матвеева Л. и др. Что я могу узнать о своем ребенке?, Челябинск, 1996

Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет, Ярославь,2000

Панфилова М.А. Игротерапия общения, М. 2000

Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, 1996

Картотека игр

Тихомирова Л.Ф. Логика детей 5 – 7 лет, Ярославль, 2000Субботина, Л.,Ю. Игры для развития

Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения детей 5 – 10 лет. Ярославль, 2001

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Юлия, 01.11.17 в 14:16 0Ответить Пожаловаться
Данное планирование разработано психологом для профилактики дезадаптации детей в 1 классе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.