«Психолого-педагогическая поддержка обучающихся при подготовке к экзаменам» (выступление педагога-психолога на родительском собрании)

0
0
Материал опубликован 21 November

«Психолого-педагогическая поддержка обучающихся

при подготовке к экзаменам»

(выступление педагога-психолога на родительском собрании)

Цели:

просветить родителей в необходимости оказания психологической поддержки своих детей на этапе подготовки к экзаменам;

разъяснить причины возникновения трудностей в общении;

научить способам ликвидации не понимания и тревожности;

расширить знания в области методов релаксации.

Ход проведения

Педагог-психолог:

Экзамены - это ответственный период в жизни любого человека, так как именно от их результатов зависит будущее.

На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:

Познавательный - уровень знаний.

Мотивационный - нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление трудностей.

Эмоциональный - способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.

Великий французский просветитель Вольтер как-то сказал, что «эмоции - это ветер, который надувает паруса судна. Он может привести корабль в движение, а может и поторопить его...»

Особенно важна в экзаменационный период поддержка самых близких - родителей. Многие дети становятся раздражительными, тревожными, появляется агрессия. Подход к ним можно найти только через коммуникативный процесс общения. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведёт к жизненному успеху. Для результативного общения необходимо использовать:

активность (желание вступать в контакт);

умение (слушать, сопереживать, решать спорные ситуации);

знания (правила по взаимодействию).

Как же необходимо реагировать на поведенческие реакции подростка при общении?

Агрессивность - если в ответ на агрессию подросток получает контрагрессию, она формирует стереотип поведения. Поэтому агрессия в подростковом возрасте чаще всего является формой протеста против действий со стороны близких, или проекции ссор между родителями, драки в присутствии детей. Не стоит забывать и о природной конституции ребёнка: если он холерик или меланхолик, то агрессия будет носить наступательный характер, а если флегматик или сангвиник, то защитную. Агрессия может быть вызвана неудовлетворённой потребностью в лидерстве.

Что же делать? Можно посоветовать следующее:

- используйте тактильный контакт (прикосновение);

- не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства;

- наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах;

- используйте удивление для переноса и отпора агрессии.


Конфликтность - способ привлечения внимания к себе.

- старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор);

- не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке;

- объясняйте конструктивные способы решения споров;

- иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся;

- внимание следует уделить каждому.

Тревожность - проявляется в несобранности, невнимательности, неусидчивости, чрезмерной подвижности или пассивности ребёнка.

Данное качество может быть следствием семейного неблагополучия. Строгость родителей вызывает комплекс вины.

Конечно, всегда надо искать причину:

- выяснить причину тревожности;

- не используйте ярлычки, так как ребёнок не может быть плохим во всём;

- не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка;

- не требуйте невозможного (мы - взрослые, они ещё дети, подростки);

- не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у подростка проблеме.

Застенчивость - характерна для флегматиков и меланхоликов. На это качество влияет тип семейного воспитания, заниженная самооценка. В этом случае:

- не давите на подростка различными авторитетами;

- не упрекайте по мелочам, отмечайте успехи, пусть даже и незначительные;

- подчёркивайте достоинства и не форсируйте внимание на недостатках (какой неуклюжий, ничего не можешь);

- говорите об ошибках позитивно ( не ошибается тот, кто ничего не умеет).

А в целом каждому человеку, особенно нашим детям не хватает добрых и ласковых слов, которые ласкают душу.


Как часто вы говорите своим детям:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали?!

Иди ко мне!

Садись с нами!

Я помогу тебе...

Я верю в тебя! У тебя все получиться!
Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость!

Расскажи мне! что с тобой?


А теперь несколько упражнений для снятия стрессового состояния, их можно разучить вместе с детьми. Несмотря на простоту предлагаемых упражнений, овладение ими и успешное их использование зависит от того, насколько серьезно Вы отнесетесь к их разучиванию. Не ждите быстрого эффекта. Как и любое другое дело, это требует систематичности и упорства.


Упражнение 1.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1.Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2.Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3.Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4.Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5.Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6.Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7.Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.


Упражнение 2.

Этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1.Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2.Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3.Напрягите и. расслабьте икры.

4.Напрягите и расслабьте колени. ,

5.Напрягите и расслабьте бедра.

6.Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7.Напрягите и расслабьте живот.

8.Расслабьте спину и плечи.

9.Расслабьте кисти рук.

10.Расслабьте предплечья.

11.Расслабьте шею.

12.Расслабьте лицевые мышцы.

13.Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.


Упражнение 3.

Это упражнение можно делать в любом месте.. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на 1 коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.



Упражнения на мышечное расслабление.

Соедините вместе большой и указательный пальцы правой руки. Произнесите про себя несколько раз " Я спокоен. Я расслаблен".

Легкими движениями пальцев массируете (слегка выворачиваете) ушную раковину и затем потягиваете мочку ушей.

Руки кладете на кресло находящееся перед вами, ладонями вниз, облокачиваетесь на кресло и потягиваетесь.

Вытягиваете ноги, руки, тело и несколько раз вдыхаете и выдыхаете. Вдох - на счет пять, выдох - на счет семь.

Закройте глаза, сделайте глубокий вздох. Задержите дыхание (5-6 с), сожмите руки в кулаки и напрягите вес мышцы своего тела. Такое напряжение сохраняйте в течении 15 секунд. Затем медленный выдох. Кулаки разожмите, расслабьте мышцы. Постарайтесь почувствовать, как с каждым выходом приходит все больше расслабление.

По возможности это упражнение повторяйте 2-3 раза ежедневно.

Данные советы надеемся, настроят вас на «позитивную волну» и помогут благополучно преодолеть рифы экзаменационный периода.

И тем не менее не забывайте о том, что экзамен - это всего лишь проверка знаний, а не приговор жизненным перспективам. Относитесь к экзамену как к решению одной из нормальных жизненный задач.

А жизнь - это вечный экзамен.

Да жаль, расписания нет.

И в жизни мы часто тянем

Не выученный билет.

И вспоминаем старательно,

Задумчиво в пол глядим.

Но некому подсказать нам:

Мы с жизнью - один на один.

И здесь не спасут заклинания И чей - то добрый совет...

В жизни мы часто тянем Невыученный билет.



Я желаю всем удачи в воспитании ваших детей, терпения и

семейного благополучия!



Список литературы:

«Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся»,

Н.И. Дереклеева, Москва «ВАКО» 2006 г.

«Психология для старшеклассников. Психология общения»,

Л.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова, Москва «Владос» 2001 г.

«Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», М.Ю. Савченко, Москва «ВАКО» 2005 г.

«Вопросы психологии» №2, М., 2002г.

«Информационно-методический бюллетень», выпуск №1 (3), 2003-2004г.

«Школьный психолог», № 2, 2006г.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации