Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Адаптация первоклассников»
Выступление педагога-психолога
на родительском собрании в 1 классе
«Адаптация первоклассников»
Цели: ознакомление с процессом адаптации первоклассников в МБОУ «Гимназия» в 2018-2019 учебном году
Задачи:
Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях первоклассников;
Познакомить с результатами диагностики;
Дать необходимые рекомендации для успешной адаптации
Время проведения: конец 1 четверти
“От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям”.
В.А.Сухомлинский
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом и,
так и в физиологическом плане.
Школа ставит перед учеником ряд задач, которые в свою очередь могут нередко привести к переутомлению, потому что ранее не были связаны с их опытом, требуют максимум активности интеллектуальных и физических сил.
Адаптация к школе происходит не сразу, длится примерно 5-6 недель, а иногда затягивается и до 9. В это время напрягаются все системы организма.
В период адаптации первоклассников можно наблюдать следующие проявления:
Низкая работоспособность
Высокий уровень напряжения сердечно-сосудистой системы
Низкий уровень взаимодействия различных систем в организме
Некоторые дети к концу 1 четверти худеют
Головные боли
Усталость
Недомогание
Капризность ученика дома
Снижение способности к саморегуляции поведения
Кривляние
Манерность, неестественность поведения
Склонность к конфликтам
К концу 1 месяца в школе у многих детей наблюдается эмоциональный спад, надоедает рано вставать, сидеть на уроках, могут появится первые трудности в обучении.
О благополучной адаптации говорит:
Благоприятная динамика работоспособности и её улучшение на протяжение первого полугодия
Отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья
Хорошее усвоение программного материала
В начале октября мы провели ряд диагностических процедур для определения уровня адаптации наших первоклассников:
Анкета для родителей
Готовность к школе (Керн-Иерасек)
Домик (внимание)
Домики (эмоциональное состояние)
Мой класс
В анкете для родителей, вы попробовали оценить состояние ребенка самостоятельно по предложенным критериям, у нас получились следующие результаты:_____________________________
Диагностика Керн-Иерасека помогает выявить уровень психического развития ребенка, развития его глазомера, развитие тонкой моторики руки. Здесь выявлен высокий уровень у ________ человек, средний – у ____________человек, низкий – у ____________человек.
Умение ориентироваться на образец, особенности развития произвольного внимания помогает выявить методика «Домик». Полученные результаты представлены на слайде.
Методика «Домики» помогает исследовать эмоциональное отношение к школе и помогает вычислить способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению.
Мы выяснили, какой эмоциональный фон у наших детей преобладает в школе, соответствуют ли нагрузки возможностям детей. Полученные результаты, мы видим на слайде.
Также мы оценили мотивацию, с помощью методики «Мой класс».
Здесь мы можем сказать, сколько человек у нас имеет учебную мотивацию, игровую позицию, для кого учитель – значимое лицо и т.д.
Проанализировав все данные, мы моем сделать вывод, что адаптированы к обучению в школе ______________человек, возможна дезадаптация -_________________человек, дезадаптация наблюдается ______________человек
Для успешной адаптации важна работа не только образовательного учреждения, но и семьи, поэтому предлагаю вашему вниманию 7 советов психолога на каждый недель.
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
4. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться - это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
5. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
6. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.