Психолого-педагогическая разработка «Песочная терапия, как средство развития эмоциональной сферы детей»
Психолого-педагогическая разработка
«Песочная терапия, как средство развития эмоциональной сферы детей»
В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы. Это «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф.Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю.Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В.Валиева, «Чудеса на песке» Т Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.
Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
В ходе диагностических исследований, в результате которых наблюдаются дети с высокой тревожностью, обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, что указывает на возможность создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки, развивает речь ребенка.
В своей работе я использую песочную терапию. Мною были разработаны игры с песком. Для игр нам необходим стол с подсветкой, мелкие игрушки, камушки, пуговки.
Стихи на песке.
Цель: снятие психомышечного напряжения.
1.»Ладошки»
Мы ладошки опустили (кладем ладошки на песок)
И глаза мы тут закрыли (закрываем глаза)
Наши пальцы заиграли (перебираем пальчиками по песку)
И песок с собой позвали (берем песок в щепоть и сыпем)
2. «Веселые осьминожки»
Веселые осьминожки, побежали по дорожке ( бежим пальчиками по песку)
Постучали, пошуршали( стучим и перебираем пальцами)
Крепко друга обнимали ( трогаем пальцы друг друга)
К маме в норку убежали ( прячем пальцы в песок)
3. «Друзья»
В море плавает дельфин (одной рукой водим ребром ладони по песку)
У него есть друг один (второй рукой ведем ребром ладони по песку)
Ловкий, быстрый осьминог, у него ведь много ног (обеими руками перебираем пальцами песок)
Вместе ведь они друзья (соединяем руки и ребрами ладоней ведем по песку)
Друг без друга им нельзя (соединяем пальцы в замок).
4. «Волны»
Мы плывем по океану ( ладошками двигаемся по песку)
Мы быстрее корабля ( трем ладошками по песку)
Вокруг нас плескают волны (ребрами ладоней изображаем волну)
Но мы вместе, ты и я ( трем песок между ладошек)
Игры на песке
Цель: развитие мелкой моторики, тактильно – кинестетической чувствительности, развитие эмоциональной сферы у детей.
1. «Прятки»
Оборудование: стол с подсветкой, сухой песок, игрушки по категориям (животные, насекомые, птицы и т.д.).
Ход игры: Предлагаю ребятам познакомиться с жителями песочного замка. Но для этого, им нужно их найти в песке. Дети по очереди находят жителей песочного замка. Затем необходимо рассказать о каждом жителе ( чем он занимается, что любит, с кем дружит).
Правила игры: ищем жителей одним пальцем, либо палочкой, или маленькой лопаткой.
2. «Гномики»
Оборудование: стол с подсветкой, сухой песок, карточки с гномиками, у которых разные эмоции на лице (злой, веселый, спокойный, обиженный, удивленный, испуганный).
Ход игры: Предлагаю ребятам найти в песке гномиков. Затем необходимо показать настроение, как у гномика на карточке.
3. «Ветерок»
Оборудование: стол с подсветкой, сухой песок, коктейльные трубочки.
Ход игры: Предлагаю ребятам, сказать приятные слова своему соседу справа и подуть в трубочку, чтобы слова долетели до него.