Статья на тему «Формирование познавательного интереса»
Оглавление
|
Стр. |
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические аспекты познавательного интереса |
5 |
1.1. Сущность познавательного интереса |
5 |
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения |
10 |
Глава 2. Механизмы формирования интереса к обучению у младших школьников |
16 |
2.1. Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников |
16 |
2.2. Средства формирования познавательного интереса |
21 |
Заключение |
27 |
Список литературы |
28 |
Введение
Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников является одной из актуальных проблем современной педагогики. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности учения.
Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Каждому учителю известно, что ученик не сможет успешно усвоить материал, если он равнодушно относиться к знаниям. Поэтому познавательный интерес у школьников нужно формировать и развивать. В начальном образовании формирование познавательного интереса имеет свои особенности. Например, такой особенностью стало формирование познавательного интереса и становления самосознания. Ребенок осознает себя в новой роли ученика (Я – ученик!). На этом этапе закладываются основы представления о мире, человеке, его деятельности.
Формирование познавательного интереса как одна из важнейших целей фигурирует в таких базовых документах, как Фундаментальное ядро содержания общего образования и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе» [16].
В Стандарте решается вопрос о сформированной мотивации к обучению и интереса к познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Это так же способствует развитию личности ученика.
Этой проблемой занимались множество педагогов, как например, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А. Дистервег, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина, В.Ф. Одоевский и множество других.
Исходя из актуальности рассматриваемого вопроса, мной выбрана тема исследования: "Формирование познавательного интереса у младших школьников".
Объект исследования: интерес к познавательной деятельности.
Предмет исследования: формирование познавательного интереса у младших школьников.
Цель исследования: выявить условия формирования познавательного интереса у младших школьников.
Задачи исследования:
Определить сущность познавательного интереса.
Изучить психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения.
Выявить методы и приемы обучения, влияющие на формирования познавательного интереса.
Изучить средства, способствующие формированию познавательного интереса.
Глава 1. Теоретические аспекты познавательного интереса
1.1. Сущность познавательного интереса
Перед тем, как мы познакомимся с понятием «познавательный интерес», объясним, что собой представляет понятие «интерес».
Интерес (от латинского «быть внутри») — многозначное определение:
Интерес - особое внимание к чему-нибудь;
Интерес - положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.
Различают несколько видов интересов:
Интересы художественные,
Спортивные,
Технические,
Познавательные и т.д.
Предметом нашего исследования являются интересы познавательные. Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес изучается с различных сторон педагогами и психологами. Сущностью познавательного интереса и его роль в воспитании личности рассматривают множество психологов и педагогов.
Г.И. Щукина пишет, что познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека и явлений окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. У нее интерес выступает как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам
С.Л. Рубинштейн считает: «Познавательный интерес это сложное отношение, которое носит двусторонний характер» [7, c. 524].
Познавательный интерес не является отдельным психическим процессом. Под познавательным интересом понимается сложное отношение человека с окружающей действительностью, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Познание и развитие человека идет через интерес.
Щукина Г.И. выделяет основные характерные особенности познавательного интереса: [18, с. 6]
«Поисковый» характер - человек все время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения.
Окрашивание эмоциями мыслительной, интеллектуальной деятельности (чувства).
Волевой характер - стремление к продуктивной деятельности.
Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес является потребностью ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающем мире. Познавательная активность на ранних этапах развития проявляется в виде любопытства. Первым двигателем познавательных процессов является любопытство.
К.Д. Ушинский замечал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на совершенно новый предмет. В основе развития лежит неудовлетворенность одних знаний и постоянный поиск, который приводит к новым знаниям. Главным источником побуждения младших школьников к труду и умственной деятельности является интерес. Так же важную роль в формировании познавательного интереса играют вопросы учителя. Грамотно составленные, имеют определенную структуру, заставляют мыслить точно, последовательно, самостоятельно, экономно распределять ресурсы для достижения цели, анализировать свои действия, рассуждать и обосновывать свои суждения. Вопросы учителя выполняют несколько функций: информационную, организационную, контролирующую, мотивационную, стимулирующую.
Проблема познавательно интереса остается одним из важнейших направлений научных поисков современной теории и практики воспитания. Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения - одна из центральных в системе. Интерес определяет социальное становление человека. Способствуя умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию ребенка, интересы являются главной движущей силой педагогики. Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, и предстает как своеобразное проявление биологического и социального, индивидуального и общественного.
Современная педагогика рассматривает познавательный интерес как интерес к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку - интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека, насыщенной умственной деятельностью. В настоящее время познавательный интерес относится не только к дидактике, но и провозглашается важным предметом исследования теории воспитания. Опыт показывает, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей.
Познавательный интерес - многогранный объект научного познания. Находясь на стыке исследования психологии, дидактики и теории воспитания, он имеет богатую историю своего развития.
Многие исследователи истоки проблемы интереса к учению находят в обращении к педагогическим теориям прошлого. Прежде всего, это великие системы зарубежных педагогов Я.А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и другие. Чешский педагог Я.А. Коменский, впервые обратившись к интересу как к педагогическому понятию, считал, что «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Интерес к знаниям является ядром воспитательной концепции великого гуманиста.
Современные педагоги говорят о формировании интереса к познанию как слитной задачи теории и практики воспитания.
В ходе формирования познавательного интереса происходит переход интереса с одной стадии своего развития на другую. Ученые объяснили, что в ходе перехода стадий предыдущие не исчезают. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.
К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А.Я. Миленький изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [6, с. 379]. Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно. Дети в начале обучения быстро запоминают яркий и интересный материал. Подтверждением могут быть слова Д.Б. Эльконина, который отмечал, что познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала [5, с. 118].
Таким образом, мы определили сущность познавательного процесса. Узнали, что интерес делится на виды, где особое место отводится познавательному интересу. Познавательный интерес изучается с разных сторон учеными. Имеет много определений, но все ученые говорят об одном, что познавательный интерес - это сложный процесс отношений человека и явлений окружающей действительности.
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.
Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах начальной школы.
Когда ребенок идет в школу, жизнь у него резко меняется. Меняется социальный статус, ведущей деятельностью – учение, а важной обязанностью - учиться. Учение - это серьезный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребенка. Основной деятельностью становится учение, т.е. получение знаний, умений и навыков. Школьник включается в новый для него коллектив. На первых этапах учебы ребенку помогают учиться родители, либо мотивация работы в коллективе. Также большую роль играет и личный мотив - желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
После возникновения интереса к результатам своего труда формируется интерес к приобретению новых знаний. Такая основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов для учебы, связанных с ответственным отношением к учебным занятиям.
Обучение – это главный способ получения систематического образования. Обучение является специфическим процессом познания. Главный инструмент познания – мышление [18, с. 312-322].
В младшем школьном возрасте развиваются характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, и речь), которые связаны с поступлением в школу.
Внимание – основа развития других познавательных процессов. Ушинский К.Д. считает, что эта «дверь», через которую проходят всё, что только входит в душу человека из внешнего мира. Внимание – произвольное и неустойчивое у младших школьников. Из-за неустойчивого внимания у детей не только усиливается утомляемость, но и понижается уровень успеваемости, с большей сложностью формируется познавательный интерес. В учебный материал необходимо включать содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
Воображение – при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. С помощью воображения ученик представляет перед собой задачи и цели и потом их добивается. Так же воображение помогает решать творческие задачи. Дети с низким уровнем развития воображения тяжелее справляются с учебным материалом, т.е. познавательный интерес формируется с затруднением.
Мышление – основной познавательный процесс. В начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира. Развитие мышления способствует лучшему пониманию и усвоению школьного материала. Ребенок постепенно начинает рассуждать логически, пользоваться разными понятиями. Все это способствует формированию познавательного интереса.
Речь - тесно связна с мышлением, поэтому речь тоже усовершенствуется, меняет свои функции. Словарный запас становится шире. Речь младшего школьника разнообразна по степени произвольности, сложности, планирования, но его высказывания весьма непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние, у ребенка может преобладать сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь [7, с. 141].
Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания [19, с. 320].
Среди характерных черт познавательного интереса младших школьников особую значимость приобретает такая черта, как действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление с предметами и явлениями социальной действительности, в преодолении трудностей и проявлении волевых усилий для достижения цели.
Познавательный интерес младших школьников обогащает процесс общения. Интенсивное протекание деятельности, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, приобретение широкой информации друг от друга - все способствует и эффективности учения, и социальным связям младших школьников, воспитанию и укреплению коллективных устремлений. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности младших школьников и может играть значительную роль в структуре их личности. Становление личности является одним из главных условий формирования познавательного интереса.
Щукина выделяет ряд черт влияния познавательного интереса на формирование личности [18]:
- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
- характером (многосторонними, широкими интересами, локальными - стержневыми);
- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера).
И еще одним главным условием формирования познавательного интереса является осуществление максимальной опоры на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок и т.д.
Развитие познавательных интересов прямо зависит от правильной организации учебной работы. Учителю необходимо помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному. Для развития познавательных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действие.
Для младшего школьника характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями, которые по-разному влияют на развитие и изменение формирования познавательного интереса:
Учащиеся начальной школы очень импульсивны, т.е. склонны незамедлительно действовать под влиянием побуждений, не осмыслив и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Эта черта отрицательно влияет на формирования познавательного интереса, т.к. перед тем как, что-то сделать дети не обдумывают свои шаги, что вредит познавательному развитию.
Также возрастной особенностью является недостаточность воли - младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Как и предыдущая черта, тоже является минусом в характере младшего школьника, т.к. начатое дело они могут не довести до конца, если на их пути окажется какая-нибудь преграда это понижает развитие формирования познавательного интереса.
Нередко наблюдается капризность и упрямство. Основная причина недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования выполняются, он ни в чём не видел отказа. Эта форма протеста мешает формированию познавательного интереса, т.к. ребенок категорически не хочет учиться, слушать учителей и развиваться, пока не выполнят его пожелание и не получит должного внимания.
Младшие школьники очень эмоциональны.
В психолого-педагогической литературе интересы младших школьников характеризуются как интересы с сильно выраженным эмоциональным отношением, что особенно ярко раскрыто в содержании знаний.
Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Перепады настроения, ярко окрашенные эмоции могут сыграть как положительную роль, так и отрицательную в формировании познавательного интереса. Ребенок может очень сильно заинтересоваться чем-нибудь, а через некоторое время входе изменения настроения разочароваться в этой деятельности и перейти к другой.
С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Основными показателями развития познавательного интереса детей является: появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности, интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально–познавательная активность.
Щукина выделила в развитии познавательного интереса младших школьников несколько основных этапов [18]:
Любопытство - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес.
Любознательность - когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае воспитанник обычно активен на занятии, задает вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу, конструирует приборы, самостоятельно проводит опыты и т.д. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.
Познавательный интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно необходимым фактором становления личности.
Таким образом, изучив психолого-педагогические особенности младших школьников, мы пришли к выводу о том, что происходит много психологических изменений. Интенсивно развиваются все познавательные процессы, появляются новые отношения с взрослыми и сверстниками. В характере выделяется много особенностей, влияющих на формирование познавательного интереса.
Глава 2. Механизмы формирования интереса к обучению у младших школьников
2.1. Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников
Метод – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели обучения. Под методами обучения понимают совокупность путей, способов решения задач образования.
Метод - это не только инструмент учителя, но и, по словам, А.С. Макаренко, это инструмент прикосновения к личности ученика. Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. Главное в процессе обучения обеспечение возникновения положительных эмоций, использование методов и приемов, влияющих на обучение.
В мире накоплено учеными большое количество методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса.
Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательный интерес обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Активные методы обучения обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
С помощью активных методов обучения можно сформировать устойчивый познавательный интерес. Их следует не только систематизировать, но и дозировать применение в учебном процессе.
Одним из приемов, входящих в метод активного обучения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Это способствует повышению интереса к учению. Анализ отрывков из художественной литературы. Ситуация занимательности вызывает эмоциональные переживания путем применения приема удивления, которые вызывают глубокие эмоциональные переживания у учеников к предмету. Это так же положительно влияет на формирования познавательного интереса. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя.
К методам и приемам формирования познавательного интереса относится не только активный метод обучения и ситуация занимательности, но и другие.
Например, ценным методом формирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Что ускоряет и упрощает понимание тем. И сопутствует быстрому формированию познавательного процесса.
Так же ещё одним методом стимулирования познавательного интереса относиться метод создания ситуаций познавательного спора. Что способствует повышению интереса к теме. Формирует здоровую конкуренцию, которая поможет в будущем школьнику. Соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка. Включение учеников в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса.
Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов младших школьников, что в свою очередь положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в искусстве, литературе.
В качестве приема формирования познавательного интереса используется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.
К методам формирования познавательного интереса относится учебное сотрудничество, которое повышает интерес младших школьников. Учебное сотрудничество – это такое взаимодействие, в котором учитель:
• создает ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;
• организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости;
• вступает и сотрудничает с учащимися только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи [17, с. 162-163]
Так же к методам стимулирования познавательного интереса можно отнести эвристический метод обучения.
Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции. Эвристическая деятельность, выполняемая школьниками в самых разных образовательных областях, вовсе не предполагала наличия у них предварительных умений действия по образцу. В этом методе организуется активный поиск познавательных задач. Подразумевается творческая деятельность учащихся, но под контролем учителя. Познавательный интерес формируется в определенных рамках.
Так же для изложения знаний учитель прибегает к рассказу, к объяснению или беседе. Эти методы часто связаны с демонстрацией.
Рассказ имеет большое значение при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, он помогает понять и усвоить смысл заключенных в повествовании нравственных оценок и норм поведения [12, с. 355]. Рассказ способствует формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что вызывает повышение эффективности обучения и способствует формированию познавательного интереса.
Беседа используется с давних времен. Этот метод постепенно подводит учащихся к получению новых знаний [12, с. 356].
Метод работы с книгой. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию. Работа с книгой — это, пожалуй, основной метод обучения, как в школе, так и в после школьный период обучения или самообразования. Например, учитель использует учебник.
С целью выработки умений и навыков, учитель дает учащимся разнообразные задания, стараясь обеспечить систему упражнений в выполнении соответствующих действий. При этом, он ведет учащихся ко всё большей степени самостоятельности, организуя работу творческого характера. При любом методе работа учащихся должна быть организована так, чтобы не допускалось усвоение знаний без понимания усваиваемого. При правильной постановке обучения каждый метод максимально используется для развития познавательных способностей учащихся – их восприятия, мышления, памяти, воображения. Каждый метод требует активности учителя и учащихся.
Применяя различные методы и приемы в обучении, необходимо учить им и школьников – учить в самой практике познавательной работы. Самостоятельное пользование методами и приемами умственной работы и практических действий является сильнейшим фактором развития способностей учащихся. Опыт самостоятельной познавательной работы вооружит учащихся умениями приобретать знания путем самообразования.
Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, а домашнее задание выполнялось с удовольствием, необходимо уходить по мере возможности от информационно-практического метода к проблемно-поисковому. В проблемно-поисковом методе большая часть работы отводится детям, что способствует развитию познавательного интереса.
Используется преподавателями и метод дифференциации. Все дети разные у всех свой уровень успеваемости, следовательно, не каждый ребенок может выполнить сложное задание. А решение задач, одно из важных средств активизации познавательного интереса учащихся на всех этапах обучения.
Таким образом, были выявлены и раскрыты наиболее эффективные методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников.
2.2. Средства формирования познавательного интереса
К эффективным средствам формирования познавательных интересов младших школьников относятся творческие задания, дидактические игры, проблемные задания.
Основа формирования познавательных интересов младших школьников – их творческая деятельность. Творческая деятельность развивает чувства детей. Цель творческой деятельности — является активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Творческая познавательная деятельность предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Это способствует формированию познавательного интереса. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. На всех этапах учебного процесса протекает разнообразная творческая познавательная деятельность учащихся.
Особое значение приобретает творческое освоение учащимися получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, где? происходило знакомство со склонением имён существительных. Учитель предлагает детям просклонять в тетрадях существительные: “сосна”, “земля”, “Юра”, “стол”, “конь”, “окно”, “степь”. Учитель склоняет на доске. Выделяются окончания.
— Ребята, какие слова склоняются одинаково (сходно)? Как эти 7 имён существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (I скл.)? Ко второй группе (II скл.)? К третьей группе (III скл.)? Обратите внимание на окончание и род имён существительных.
С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I – ому склонению, ко II – ому склонению, к III – ему склонению.
Существенное значение имеет воспроизводящая и творческая деятельность учащихся при закреплении и повторении изученного материала. Так, на уроке обобщающего повторения по теме “Падежи имён существительных учащиеся вспоминают все падежи, падежные вопросы и предлоги. Предлагаются вопросы:
В форме, каких падежей неодушевлённое имя существительное отвечает на один вопрос?
С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах разных падежей?
С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме одного падежа?
Упражнение: прилагательное в словосочетании заменить существительным в форме родительного падежа с предлогом, сохранив при этом смысл.
Сказочный герой — герой из сказки, земляничное варенье — варенье из земляники, южный ветер — ветер с юга и т.д.
На всех этапах познавательного интереса школьников важное место занимает работа с книгой. Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:
1) Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание.
2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине.
3) Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, написать сказку, составить сценарий, сочинение — рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение — миниатюру.
Примером работы творческого характера может быть сочинение на избранную каждым ребёнком тему. Необходимое условие — текст должен быть насыщен глаголами, и чтобы благодаря умелому употреблению глаголов повествование было живым, динамичным.
Познавательный интерес учащихся в обучении, какой бы характер он не носил, какой бы активный он ни был, всегда должен направляться и организовываться учителем. Часто учитель там, где возможно придать деятельности творческий характер, ограничивается воспроизведением, что снижает интерес и активность учащихся, не формирует у них творческого отношения к изучаемому материалу.
Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.
Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребёнок может испугаться творческого задания, его непривычной для школьника формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным заданиям. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
На начальном этапе формирования познавательных интересов детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Используя постоянно, из урока в урок элементы учебно-познавательных игр идёт движение по нарастающей: игра из развлечения превращается в игру – работу, если сначала дети переживают по поводу приключений золотой рыбки, то в последующем, наряду с этим возникает желание помочь золотой рыбке выбраться из беды путём решения математической задачи.
Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Подбирая игры к уроку, важно учесть сложности и в то же время доступность детям. При ее организации нужно опираться на опыт и знания детей, ставить перед ними конкретные задачи, четко объяснять правила, постепенно усложняя задачу.
Так, например, на уроке по теме “Личная гигиена” можно включить игру – кроссворд, где дети должны будут самостоятельно разгадать кроссворд, а для этого у каждого ребенка на парте должен лежать кроссворд и загадки. Также в процесс проведения урока можно включить игры-загадки.
В качестве дидактического средства, у учащихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если учебное задание создаёт проблемную ситуацию, то такое задание называют проблемным. Проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда, вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить её. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.
Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью опыта, рассказа об интересном факте, наглядных средств, практических заданий.
Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.
Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Инертный, равнодушный к учению ученик не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.
Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.
Отчётливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьников, является их активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретённых знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать стремлению глубоко проникнуть в познание.
Ещё один очень ценный для интереса показатель интеллектуальной активности школьника — стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами.
Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения. Единственным плодотворным путем развития – раскрытие задатков.
В заключение, хотелось еще раз повторить то, что выделяется множество средств формирования познавательного интереса. К ним относятся творческие задания, дидактические игры, проблемные задания. Все эти средства помогают формированию познавательного интереса.
Заключение
В нашей работе ставились и были решены следующие задачи:
1) Определена сущность познавательного интереса, под которым понимается сложное отношение человека с окружающей действительностью, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств. Познавательный интерес появляется у человека с первого года жизни и сопровождает его практически всю жизнь.
2) Изучены психологические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников. Интенсивно развиваются все познавательные процессы (внимание, воображение, мышление, и речь), что способствует формированию познавательного интереса у младших школьников. Характерны для младших школьников новые отношения с взрослыми и сверстниками.
3) Изучены методы и приемы, влияющие на формирование познавательного интереса. Методы реализуются через совокупность приемов. Главное в процессе обучения обеспечение возникновения положительных эмоций, использование методов и приемов влияющих на познавательный интерес обучения. Для формирования познавательного интереса используется большое количество методов: активные методы, познавательные игры, познавательный спор и другие.
4) Изучены средства, способствующие формированию познавательного интереса. К эффективным средствам относятся творческие задания, дидактические игры, проблемные задания. Основой формирования познавательного интереса является творческая деятельность.
Таким образом, цель исследования достигнута – нами выявлены условия формирования познавательного интереса у младших школьников:
1) Развитие познавательных интересов должно проходить в доступной форме; 2) Познавательный интерес зависит от правильной организации урока.
Список литературы
Авдулова Т.П. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова / Под ред. Т.Д. Марцинковская. – Москва: ИЦ Академия, 2011. – 336 c.
Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – Москва: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.
Бордовская Н. Психология и педагогика: учебник для вузов / Н. Бордовская, С. Розум. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 624 с.
Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – Москва, 1966. – 395 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. — 349 с.
Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа №1, 2011. – С. 156
Маркова А.К. Формирование интереса к учению школьников / А.К. Маркова. – Москва, 2012. – 140 с.
Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова // Психология. – 2009. – №5. - С. 112-115
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / Под ред. С.А. Смирнов. – Москва: Просвещение 2008. – 456 с.
Рафисова П.Э. Активизация познавательной деятельности учащихся / П.Э. Рафисова // Открытый урок (http://festival.1september.ru/articles/583097/)
Санжаровская Л. Психология эмоций. Интерес / Л. Санжаровская // Практическая психология на каждый день - (http://sanjarovskaja.ru/psyhologiya -emotsiy-interes/)
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – Москва: Академия, 2002. – 576 с.
Фоминова А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – 2-е изд. перераб., доп. – Москва, 2013. – 333 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология /Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2011. – 384 с.
Дронюк И.В. Формирование познавательного интереса в системе М / И.В. Дронюк // Родительский центр – (http://filippok.tomsk.ru/statya-dronyuk-i-v-formirovanie-poznavatelnogo-interesa-v-sisteme-m)
Федеральный государственный образовательный стандарт
Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1979. – 160 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина - Москва: Изд-во «Педагогика», 1971. – 456 с.