Статья «Формирование познавательного интереса будущего учителя в условиях технологии модульного обучения»
Тема диссертации: «Формирование познавательного интереса будущего учителя в условиях технологии модульного обучения»
Актуальностью выбранной темы является: отсутствие критериев для познания и интереса к изучаемым предметам, у детей отсутствует познавательный интерес, нет стимула, любопытства и желания учится. Через технологию модульного обучения, можно сформировать познавательный интерес, именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика, а наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности. Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов учения. Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области ( С.Л. Рубинштейн); стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления (Ф.Н. Гоноболин); особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (Г.И. Щукина); эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер (И.Ф. Харламов).
В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется деятельность на уроке, досуг, общение.
Формирование интереса к учению зависит от выбора преподавателем методов стимулирования ученика.
Стимулировать- значит побуждать. В качестве стимула может выступать требование воспитателя. А.С. Макаренко разработал целую систему требований к детям, требования к личности и коллективу, характер требований на различных стадиях формирования. Форма требований меняется в зависимости от особенностей каждого ребенка.
Очень хорошо стимулирует деятельность ребенка постановка перспективы, которая создает настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения цели и увеличивает шанс для развития познавательной деятельности. Широко использовал в практике своей работы перспективу как завтрашнюю радость А.С. Макаренко. Антон Семенович считал, что сначала надо организовать саму радость, вызвать её к жизни и поставить как реальность. Затем надо настойчиво претворять простые виды радости в более сложные и человечески значимые, при этом у человека будет зарождаться чувство долга. Среди методов стимулирования большое место занимает соревнование. Суть соревнования состоит в том, чтобы подтягивать отстающих до уровня передовых, добиваться общего подъема работы.
Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения, и на всю личность школьника в целом.
Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема познавательного интереса является необходимым компонентом разработки таких проблем как совершенствование в организации урока, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.
Любопытство – элементарная стадия познавательного интереса. Оно обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой стадии отсутствует подлинное стремление к познанию, но любопытство может быть его начальным толчком. Человек при этом является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство в подростковом возрасте совсем не исчезает. Оно приобретает другую формую появляется более высокий уровень познавательного интереса- любознательность. Там, где для любопытства уже нет материала, для любознательного только начинается работа. Это – работа мысли; разбуженной случайным фактом. Это стремление к более глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной закономерности. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей самостоятельной работы. Ученик становится субъектом деятельности. А познавательный интерес с уровня любознательности переходит на более высокий уровень собственно познавательного интереса. В старшем школьном возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам ученик меняется. Меняется направленность его интересов. Круг интересов становится шире, что обуславливает некоторое снижение познавательного интереса у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес оказывает значительное влияние на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности. Важнейшей предпосылкой воспитания интереса к школьному предмету является личность учителя, взаимоотношения учителя и ученика в процессе общения, организация взаимоотношений между учащимися на уроке. Влияние мастерства учителя на познавательный интерес – неоспоримый факт. Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, влияет на формирование личности ученика; на нравственность, положительные мотивы деятельности, устойчивый интерес к учению. Учитель должен видеть в каждом ребенке личность, приходить к нему на помощь в случае необходимости, поддерживать добрым словом. Бестактность учителя, неправильная оценка деятельности ученика неизбежно приводит к конфликтам. Что касается содержания школьного предмета математики, то оно таинственно и романтично, увы, не для всех учащихся, для многих учащихся математика кажется сухой наукой. Поэтому не следует упускать возможность сделать ее ярче и привлекательней. Подчеркивание связей математики с другими отраслями знаний. Проявление математики как составной части общей человеческой культуры делает математику ближе и привлекательней для ученика. Решение занимательных, логических задач, не требующих глубокого знания школьного курса математики, также является средством стимулирования познавательного интереса. Однако занимательность не должна быть помехой в формировании устойчивого познавательного интереса, не должна уводить от основной познавательной задачи, а, наоборот, раскрывать суть познаваемого.
Формирование познавательного интереса в условиях технологии модульного обучения будет мощным двигателем в обучении, так как технологией модульного обучения является система организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплин без ущерба для полноты изложения и глубины материала. При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т.е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому ученику видеть уровень усвоения знаний. Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с определенной помощью учителя и товарищей. Он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: о, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и определенной помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах- индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.
В условиях современной действительности вызывает повышенный интерес во всем мире проблема качества образования. Концепция модернизации российского образования ставит перед школой большие задачи.
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала "создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям". Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.
Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития личности, познавательного интереса путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.
Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:
- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
- модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется:
- структуризацией содержания обучения;
- четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;
- вариативностью структурных организационно-методических единиц.
Итак, обобщая анализ модульного обучения, можно определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным
Накопленный опыт показывает, что модульная форма обучения стимулирует познавательную деятельность, повышает степень усвоения учебного материала, активизирует процесс учения.
Необходимость исследования проблемы вытекает из того, что:
• произошло усложнение содержания образования, возрос объем учебного материала, но сроки обучения не изменились;
• накопление информации происходит быстро и учащихся нужно готовить к непрерывному ее восприятию.
Социальная значимость проблемы, а также наличие условий для решения ее на новом уровне подтверждают своевременность и целесообразность исследования.
В связи с этим исследование проблемы использования модульной формы обучения для повышения познавательной активности учащихся при изучении математики является актуальным и имеющим большое значение для совершенствования процесса обучения.
Изложенные выше факты определили тему моего исследования: «Формирование познавательного интереса будущего учителя в условиях технологии модульного обучения.
Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.
Объект исследования - процесс обучения в школе
Предмет исследования - активизация познавательной деятельности учащихся в условиях технологии модульного обучения
Гипотеза исследования - Использование технологии модульного обучения будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, если: в содержании модульной программы, модулей и «учебных элементах» предусмотреть мотивационно-целевой, организационно-познавательный и контрольно-регулирующий компоненты процесса активизации познавательной деятельности учащихся; управление познавательной деятельностью учащихся будет осуществляться посредством наличия в «учебных элементах» руководств-инструкций по их выполнению, рекомендаций по использованию дополнительной литературы и вопросов-тестов, позволяющих учащимся осуществлять самоконтроль; использовать в учебных элементах дифференцированные упражнения, обеспечивающие индивидуальный характер обучения учащихся; для оценки результатов работы будут использоваться критерии оценки, основанные на трехкомпонентном представлении процесса активизации познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с целью, проблемой и гипотезой выдвинуты следующие задачи:
- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;
- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике
- уточнить понятие «активизация познавательной деятельности учащихся» и выявить составные компоненты процесса активизации.
- изучить необходимую литературу по теме исследования и с учетом достижений передовой педагогической практики, научных педагогических исследований раскрыть сущность технологии модульной формы обучения.
- выявить педагогические предпосылки активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики.
- составить программу модульного изучения курса математики.
-оценить влияние модульной формы обучения на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы.
-разработать методические рекомендации по активизации познавательной деятельности школьников при модульном обучении.
Для решения намеченных задач и проверки выдвинутой гипотезы буду использовать следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности, а также - по философии, социологии, математике, обобщение передового отечественного и зарубежного опыта, учебных планов и программ, учебных пособий и методических рекомендаций по математике, практическое и экспериментальное преподавание, беседы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анализ контрольных работ учащихся, математические методы обработки результатов эксперимента и наблюдений.
Источники исследования: труды философов, педагогов, психологов по исследуемой проблеме, документы Министерства образования, науки и культуры; опыт работы учителей школ.
Ведущая идея исследования - поиск способов представления учебного материала в модуле в виде «учебных элементов» модуля и организации процесса модульного обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.
Основные этапы исследования: 1 этап: Провести теоретическое исследование, выявить состояние и степень разработанности проблемы в научной литературе. Определить предмет, задачи и цель исследования. Изучить вопрос о современном состоянии и качестве преподавания курса математики в школе. Оценить состояния проблемы и обобщение опыта работы учителей в школах чтобы выработать рабочую гипотезу и наметить программу опытно-экспериментальной проверки.
2 этап: Вести активную работу по поиску инновационных форм работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики. Проводить ряд экспериментов, разрабатывалась программа изучения курса на основе модульной формы.
3 этап: Проводить обобщение и систематизацию полученных результатов исследования, уточнять теоретические положения. Проводить статистический анализ констатирующего и формирующего экспериментов. Апробировать программа модульного непрерывного изучения математики в средней школе. Осуществлять внедрение практических рекомендаций в учебный процесс школы.
База исследования: Опытно-экспериментальной базой исследования будет МБОУ «СОШ №54»
Научная новизна и теоретическая значимость будет заключаться в
1. Уточнению понятия «активизация познавательной деятельности учащихся».
2. Определению специфики работы учителя в рамках мотивационно-целевого, организационно-познавательного, контрольно-регулирующего компонентов разработанной структурной схемы процесса активизации познавательной деятельности учащихся.
3. Осуществлению педагогического проектированию технологии модульного обучения.
4. Доказательству влияния модульного обучения на активизацию познавательной деятельности учащихся.
5. В ходе опытно-экспериментальных исследований будут разработаны критерии оценки, основанные на трехкомпонентном представлении процесса активизации познавательной деятельности учащихся.
Практическая значимость
1. Выявить предпосылки внедрения технологии модульного обучения при изучении математики.
2. Разработать программа модульного изучения курса математики в средней школе.
3. Подготовить методические рекомендации по использованию технологии модульного обучения в учебном процессе средней школы
Список литературы:
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. -М., 1989.
2. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / под редакцией Г.И. Щукиной. -М., 1984,- 176 с.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под редакцией Г.И. Щукиной. -М., 1984
4. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. - СПб.Питер,2002.
5. Аристова Л.П. Активность учения школьника- М.: Просвещение, 1968. 138с.
6. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М., 1991.
7. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. -М., Просвещение, 1981.
8. Бекбоев И.Б. Научные основы разработки и обучения решению задач в системе непрерывного математического образования: Дисс. д-ра пед. наук в форме научного доклада. Бишкек, 1994. - 64 с.
9. Бекбоев И.Б. Роль и место развивающего обучения в формировании личности школьника //Обучение и воспитание на уроках физики и математики. Фрунзе: Мектеп, 1980. - 0,12ф П.л.
10. Бектеньярова А.Р. Межпредметные связи ' как условие активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. Дисс. . канд. пед. наук.
11. Белкин Е.Л. Управление познавательной деятельностью. - Ярославль, 1988.
12. Беляев М.Ф. Психология интереса. -М.:1957.
13. Беляева М.Ф. Пути повышения интереса к учению. - Новосибирск, 1968.
14. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. - М., 1968.
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
16. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса' к знаниям и потребности к самообразованию- М.: Просвещение, 1985. -144 с.
17. Вербовая Н.И. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования. - М., 1974.
18. Виноградова В.Д., Первин И.В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. М.: Высшая школа, 1977. -159 с.
19. Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. Межвузовский сборник научных трудов- М.: МГПИ, 1998. -162 с.
20. Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся/ Под редакцией М.П. Пальянова/, - Томск,1981.
21. Гамбург Н.И., Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике- М.: Педагогика, 1971. -124с.
22. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко В.М. Принципы модульного обучения // Вестник высшей школы. 1987.- №8.-С.30-36.
23. Глезермак Г.Е. Интерес как социологическая категория/ вопросы философии/, 1969. -№10.
24. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков// Вопросы психологии.2000. №6.
25. Давыденко В.А. Дидактический принцип активности в обучении учащихся (1960-1980 гг.) //личность в воспитательной системе учебного заведения. - Хабаровск, 1993.
26. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011.-№3.
27. Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках математики// Математика в школе- 2005-№1.
28. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - СПб, Питер, 2006.
29. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся// Математика. - 2004.-№19.
30. Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. -Л., 1986.
31. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987.
32. Зарукина Е.В., Логинов Н.А., Новиков М.М., - Активные методы обучения, 2010.
33. Карбахаль О'Фарриль, Бенито Эбоди. Демонстрационный эксперимент как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Дисс. канд. пед.наук. Минск, 1983. -191 с.
34. Кибардина J1.П. Формирование познавательного интереса школьника содержанием учебного материала: Метод. Рекомендации Ф.: Мектеп, 1990. - 36 с.
35. Кизима Р.А. Опорные схемы-конспекты как средство повышения эффективности учебного процесса. Автореф. Дисс. канд.пед.наук Киев, 1988. - 23с.
36. Кононенко М.Г. Формирование организационных умений познавательной деятельности в учебной работе старшеклассников: Автореф. Дис. канд.пед.наук. - С.1. Петербург, 1975. -19 с.
37. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. - М.: Просвещение, 1981.
38. Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников// Педагогика.2000. №1, с. 27-32.
39. Краевский В.В., Меняев А.Ф., Полонский В.М., Пидкасистый П.И., Щуркова Н.Е. Педагогика. – М., Педагогическое общество России, 2005.
40. Лозовая В.И., Троицко А.В. Познавательная активность как педагогическая проблема//Советская педагогика. - 1989. -№1. С. 85-89.
41. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореф. Дисс. д-ра пед.наук. Тбилиси, 1990. - 37 с.
42. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981. - 186с.
43. Максимова В.Н. Межпредметные связи и формирование познавательного интереса// Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - Л., 1981.
44. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990.
45. Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики Минск: Высшая школа, 1977. -160 с.
46. Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. - М.: Просвещение 1983.
47. Мингазов Э.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся средствами наглядности: Автореф. Дисс. канд. пед.наук. -Киев, 1983. -24 с.
48. Молонов Г.Ц. Формирование познавательной активности школьника в процессе обучения и воспитания: Автореф. Дис. канд. пед.наук. М., 1986. - 32 с.
49. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 223с.
50. Муртазин Г.М. О некоторых способах активизации познавательной деятельности учащихся// Активизация познавательной деятельности учащихся Уфа. 1972. - С. 734.
51. Набиева Б.Т. Формирование у учащихся познавательного интереса к предмету посредством взаимосвязи урочных и внеурочных занятий: Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Межвузовский сб. науч. тр. М.: МГПИ.1975. -167с.
52. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. - М.: Просвещение, 1994.
53. Особенности познавательной деятельности учащихся/ Под редакцией П.А. Сорокина. - Л., 1979.
54. Педагогика/ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.,1996.
55. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Под редакцией Г.И. Щукиной. - Л., 1976.
56. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
57. Познавательная активность в системе процессов памяти// Под ред. Чуприковой Н.И. /Науч.-исслед, институт общей и педагогической психологии АПН СССР М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
58. Принципы модульного обучения: Метод. разработка для преподавателей / Сост. О.Г. Проворова; Краснояр. Гос. Ун-т. – Красноярск,2006.
59. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - М.: Учитель 1996.
60. Сахейшвили Т. А. Использование вычислительного эксперимента для развития познавательной активности и самостоятельности школьников: Дисс. . 'канд. пед.наук. -Алматы, 1992. 23 с.
61. Селецкая Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьников: Дисс. . канд. пед.наук. Л., 1984. - 238 с.
62. Сенько В.Ю. Развитие учебно-познавательной деятельности старшеклассников с применением компьютера: Дисс. . канд. пед.наук. М., 1991. -174 с.
63. Скёткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика," 1971. -208с.
64. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
65. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 2001.
66. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным// Педагогика. 2000. №4, с. 30-33.
67. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. - М., 1979.
68. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.
69. Чурилин Н.А. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности: Дисс. . канд. пед.наук. Л, 1984. -233 с.
70. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
71. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология -М.: Педагогика, 1992. -176с.т
72. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. -160 с.
73. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике- М.: Педагогика, 1971. -237 с.
74. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе М.: ф, Просвещение, 1986. -144 с.
75. Юцявичене П. А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. 1990.- №1.-С. 55-60.
76. Юцявичене П.А. Создание модульных программ // Советская педагогика. 1990.- №2.-С. 55-61. *"
77. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения -ф Каунас, 1989. -89с.т1.
78.http://kollegi.kz/publ/blochno_modulnaja_tekhnologija_prepodavanija_matematiki_i_informatiki_v_shkole/39-1-0-1563 Блочно-модульная технология преподавания математики и информатики в школе.
79. http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/Part3/M2_2_3.html Технология модульного обучения.
80. http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html Доклад: Модульная технология обучения (МТО).
81. www.amursu.ru/attachments/550_bank_j.doc Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей.
Дёмшина Ирина Петровна