Мастер-класс «Формирование познавательного интереса на уроках химии»

0
0
Материал опубликован 10 December 2018

Тема МК: «Формирование познавательного интереса на уроках химии»

Дети, когда у них проходит эйфория от первой встречи с химией, на которой как они считают, все должно взрываться и кипеть, теряют интерес, а затем химия для них переходит в разряд «трудных» предметов. Поэтому передо мной стоит задача мотивировать учащихся, чтобы они не потеряли интерес к предмету и сделать ее с помощью современных технологий, не игнорируя классические, интересной и, насколько это возможно, «легкой».

Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а ещё скучные - ответит на этот вопрос ученик. А почему скучные? Эта тенденция обусловлена, во-первых, повышением уровня сложности содержания обучения, во-вторых, снижением интереса к предмету, связанного с трудностями восприятия, в-третьих, отсутствием положительной мотивации к учению. Привлечь внимание учащихся к уроку с самой первой минуты можно, применив такой методический приём, как необычное название урока. Например, заменить пугающую для учащихся тему “Урок обобщающего повторения по теме “Углеводороды” на “Музей трудовой славы углеводородов”. Или, например, “Бензол” на “Случайное открытие Майкла Фарадея”. Кроме темы можно озвучивать так называемое “имя урока” в виде яркого афоризма, крылатой фразы, эмоционально выражающего в сжатом виде суть главной идеи урока.

В начале изучения химии в 8 классе или на пропедевтике предмета в 7 классе учащиеся знакомятся с названиями и символами химических элементов. Поэтому некоторые темы уроков в 7-8 классе можно шифровать (кодировать), символами химических элементов (порядковый номер элемента в периодической системе соответствует номеру буквы в русском алфавите). Например,

Mg (K) Ne (И) K (C) Al (Л) S (О) Ca (Т) Сu (Ы)

Это способствует быстрому запоминанию символов химических элементов, названий и произношений, а также местоположения данного элемента в ПС. Когда дети встречаются с этим заданием впервые, они декодируют запись с использованием таблицы Менделеева, со временем же некоторые ученики называют номера химических элементов по памяти.

В 8 классе мы знакомимся с классами неорганических соединений: оксиды и другие бинарные соединения, основания, кислоты, соли. Важно не только знать как выглядят эти соединения, знать их названия, но и уметь составлять формулы этих соединений самостоятельно. Если с формулами кислот обычно проблем не возникает – их достаточно мало, формулы и названия кислот весьма легко запоминаются учениками, то с остальными классами соединений дело обстоит куда сложнее. Дети забывают о степенях окисления элементов, валентностях, зарядах ионов. Многие считают, что «составить формулу» - это написать рядом несколько символов элементов.

На помощь учащимся приходят карточки-пазлы. Которые не позволят ученику ошибиться и смогут наглядно показать сколько положительно и отрицательно заряженных ионов образуют молекулу.

Давайте поиграем в ассоциации. Какие ассоциации у вас вызывает слово «соль», «соли»? На самом деле, соли – это огромный мир. И это мир, окружающий нас. На слайде представлена лишь малая толика солей. Давайте попробуем составить формулы этих солей.

Работа с карточками

Изучаем тему кислоты. Каждый раз задаю вопрос – где мы используем кислоты, где они применяются, в чем содержатся. Называют уксус, кто-то вспоминает серную кислоту в аккумуляторах, аскорбиновая кислота… Мы изучаем кислоты, я демонстрирую образцы кислот – по сути, одинаковые на вид жидкости. Наверняка некоторые ученики думают, зачем нам эти кислоты, где мы их еще встретим… И в этот момент я предлагаю ученикам поработать исследователями.

Исследовательская работа.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации